Решение суда по делу о взыскании заработной платы изменено: исключен вывод о возложении на Министерство финансов края обязанности профинансировать муниципальное бюджетное учреждение денежными средствами для выплаты взысканной недоначисленной и невыплаченной заработной платы в случае недостаточности денежных средств у учреждения, поскольку надлежащим ответчиком в рассматриваемых правоотношениях является Министерство образования, науки и молодежной политики края — как главный распорядитель средств бюджета и
Апелляционное определение Забайкальского краевого суда от 19.08.2014 по делу N 33-3165-2014
Председательствующий по делу
судья Недзельский А.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:
председательствующего Литвинцевой И.В.
судей Погореловой Е.А., Пичуева В.В.
при секретаре Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 19 августа 2014 года гражданское дело по искам Т., В., М., Присяжных А.В., Присяжных Е.А., Б.О., Ф. к МБОУ «Буйлэсанская СОШ», Администрации муниципального района «Ононский район», Министерству образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, Министерству финансов Забайкальского края о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы
по апелляционной жалобе представителя ответчика Министерства финансов Забайкальского края Б.И.
на решение Ононского районного суда Забайкальского края от 27 мая 2014 года, которым постановлено:
Исковые требования Т., В., М.Присяжных А.В., Присяжных Е.А., Б.О., Ф. удовлетворить частично.
Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Буйлэсанская средняя общеобразовательная школа» недоначисленную и невыплаченную заработную плату с учетом НДФЛ:
в пользу Т. за период с 06 декабря 2013 года по 28 февраля 2014 года недоначисленную заработную плату в размере <данные изъяты>;
в пользу В. за период с 06 декабря 2013 года по 28 февраля 2014 года недоначисленную заработную плату в размере <данные изъяты>;
в пользу М. за период с 06 декабря 2013 года по 28 февраля 214 года недоначисленную заработную плату в размере <данные изъяты>
в пользу Присяжных А.В. за период с 06 декабря 2013 года по 28 февраля 214 года недоначисленную заработную плату в размере <данные изъяты>
в пользу Присяжных Е.А. за период с 06 декабря 2013 года по 28 февраля 214 года недоначисленную заработную плату в размере <данные изъяты>;
в пользу Б.О. за период с 07 декабря 2013 года по 28 февраля 214 года недоначисленную заработную плату в размере <данные изъяты>
в пользу Ф. за период с 06 декабря 2013 года по 28 февраля 214 года недоначисленную заработную плату в размере <данные изъяты>.
Обязать администрацию муниципального района «Ононский район», Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, Министерство финансов Забайкальского края профинансировать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Буйлэсанская средняя общеобразовательная школа» денежными средствами для выплаты вышеуказанных сумм в случае их недостаточности у муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Буйлэсанская средняя общеобразовательная школа», в соответствии с установленным порядком финансирования и в пределах субвенций, выделяемых на эти цели, за счет средств бюджета Забайкальского края. Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Буйлэсанская средняя общеобразовательная школа» начиная с 1 марта 2014 года производить начисление заработной платы Т., В., М., Присяжных А.В., Присяжных Е.А., Б.О., Ф. при полностью отработанной норме рабочего времени в месяц не ниже установленного в Российской Федерации минимального размера оплаты труда с начислением на эту сумму районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы.
В остальной части исковых требований отказать.
Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Буйлэсанская средняя общеобразовательная школа» в доход бюджета муниципального района «Ононский район» государственную пошлину в размере <данные изъяты>.
Заслушав доклад судьи Погореловой Е.А., судебная коллегия
установила:
Т., В., М., Присяжных А.В., Присяжных Е.А., Б.О., Ф. обратились в суд с вышеназванными иском, ссылаясь на то, что они работают в МБОУ «Буйлэсанская средняя общеобразовательная школа» и размер их заработной платы с учетом стимулирующих и компенсационных выплат составлял сумму минимального размера оплаты труда. Просили суд взыскать с работодателя недоначисленную и невыплаченную заработную плату с 1 декабря 2013 года по 28 февраля 2014 года, обязать ответчика, начиная с 1 марта 2014 года производить начисление и выплату им заработной платы не ниже установленного в РФ минимального размера оплаты труда, и выплачивать районный коэффициент и процентную надбавку к заработной плате за работу в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, свыше минимального размера оплаты труда.
Гражданские дела по искам Т., В., М., Присяжных А.В., Присяжных Е.А., Б.О., Ф. объединены в одно производство на основании ст. 151 ГПК РФ.
Определением суда от 15 апреля 2014 года к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство финансов Забайкальского края.
Судом постановлено приведенное выше решение.
В апелляционной жалобе представитель ответчика — Министерства финансов Забайкальского края Б.И. просит решение отменить в части привлечения Министерства финансов Забайкальского края к субсидиарной ответственности по обязательствам МБОУ «Буйлэсанская средняя общеобразовательная школа». Полагает у суда не было правовых оснований для этого. Министерство финансов края организует исполнение бюджета. Финансирование из бюджета края осуществляется при наличии расходных обязательств края и в том объеме бюджетных ассигнований, который утвержден законом о бюджете. Обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования осуществляется путем предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда. Субвенции в утвержденных объемах направлены в бюджет муниципального района «Ононский район», бюджет Забайкальского края на 2013 год исполнен. Фонд оплаты труда на 2014 год бюджетным законодательством утвержден, средства бюджета перечисляются в рабочем, плановом порядке финансовым органом Министерству образования, науки и молодежной политики края в соответствии с заявками последнего. Фактов недофинансирования из бюджета края не установлено, что и не было предметом иска по данному делу. Распределение средств субвенций между получателями, а также определение порядка их расходования осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно, Министерство финансов края в этом участия не принимает. Бюджетные правоотношения в данном случае распространяются только на органы государственной власти и органы местного самоуправления. Выделение денежных средств напрямую общеобразовательным учреждениям законодательно не предусмотрено. Главным распорядителем средств краевого бюджета является Министерство образования, науки и молодежной политики края, который и отвечает от имени субъекта по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств. Выделение денежных средств бюджета сверх бюджетных ассигнований не входит в полномочия Министерства финансов и противоречит действующему законодательству. В резолютивной части решения отсутствует указание на источник финансирования — средства бюджета Забайкальского края.
Стороны, извещенные о времени и месте апелляционного рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились, о причинах неявки суду не сообщили. Руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела, истцы находятся в трудовых отношениях с МБОУ «Буйлэсанская СОШ»: Т. с 01.02.2013 работает в должности заведующей столовой 0,5 ставки, с 01.01.2014 работает в должности помощника повара 05, ставки, В. с 01.03.2001 работает в должности сторожа, М. с 06.11.2013 работает в должности уборщицы служебных помещений 0,5 ставки, с 01.02.2014 работает в должности помощника воспитателя 0,5 ставки, Присяжных А.В. с 14.07.2013 работает в должности рабочего по обслуживанию зданий 0,5 ставки, Присяжных Е.А. с 10.10.2013 работает в должности повара, Б.О. с 14.05.2012 работает в должности сторожа, Ф. с 02.10.2013 работает в должности дворника 0,5 ставки.
Из материалов дела следует, что при полностью отработанной норме часов размер заработной платы истцов: Т., В., М., Б.О., Ф.., Присяжных А.В., Присяжных Е.А. в декабре 2013 г., январе — феврале 2014 г. при полностью отработанной норме часов с учетом районного коэффициента (40%) и процентной надбавки за непрерывный стаж работы (забайкальский коэффициент 30%), без учета премии и надбавок до МРОТ был ниже или чуть выше минимального размера оплаты труда, установленного на всей территории Российской Федерации в спорный период (с 01 января по 31 декабря 2013 года <данные изъяты>, с 1 января 2014 года <данные изъяты>.
Разрешая спор и частично удовлетворяя исковые требования, суд первой инстанции правильно установил обстоятельства, имеющие значение для дела, применил подлежащие применению к правоотношениям сторон нормы материального права (ст. ст. 20, 129, 133, 133.1, 146, 148 ТК РФ, Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда»), представленным по делу доказательствам дал оценку, соответствующую требованиям ст. 67 ГПК РФ и пришел к правильному выводу о наличии законных оснований для частичного удовлетворения исковых требований, поскольку работодателем нарушены трудовые права истцов при начислении и выплате заработной платы.
Правомерны выводы суда о необходимости исчисления оплаты труда истцам с учетом районного коэффициента и процентной надбавки, начисленных на заработную плату, составляющую не ниже минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законодательством.
Суждения суда в этой части подробно мотивированы и судебной коллегии не представляются ошибочными.
В то же время, в жалобе обоснованно указано на то, что Министерство финансов края, как финансовый орган субъекта, не отвечает по обязательствам муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения в части формирования фонда оплаты труда, выплаты заработной платы работникам в установленном законодательством порядке. Приведенные доводы жалобы заслуживают внимания судебной коллегии.
По Положению, утвержденному Постановлением Правительства Забайкальского края 25 февраля 2014 года N 93, Министерство финансов Забайкальского края является исполнительным органом государственной власти Забайкальского края, определяющим перспективные направления развития в области финансов Забайкальского края, межбюджетных отношений, осуществляющим управление в установленной сфере деятельности, функции по принятию нормативных правовых актов, функции по предоставлению государственных услуг, функции по контролю в пределах установленных полномочий. Министерство является финансовым органом края.
Согласно ст. 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 настоящего Кодекса эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
Министерство выступает от имени казны края в случаях, когда причиненный вред подлежит возмещению за ее счет, если в соответствии с действующим законодательством эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина (п. 9.9 Положения).
В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств (главный распорядитель средств соответствующего бюджета) — орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, а также наиболее значимое учреждение науки, образования, культуры и здравоохранения, указанное в ведомственной структуре расходов бюджета, имеющие право распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств между подведомственными распорядителями и (или) получателями бюджетных средств, если иное не установлено настоящим Кодексом.
В соответствии со ст. 158 БК Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств полномочен отвечать от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств (пп. 12.1 п. 1); осуществлять планирование соответствующих расходов бюджета, составлять обоснования бюджетных ассигнований; составлять, утверждать и вести бюджетную роспись, распределять бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств по подведомственным распорядителям и получателям бюджетных средств и исполнять соответствующую часть бюджета (пп. 4, 5 п. 1 ст. 158).
В соответствии с п. 9.3.3 Положения о Министерстве образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 11 мая 2010 года N 186, действовавшего в период, за который предъявлены исковые требования, Министерство обеспечивает государственные гарантии прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами Забайкальского края.
Следовательно, Министерство образования, науки и молодежной политики края — главный распорядитель бюджетных средств, направленных для реализации основных общеобразовательных программ, в том числе, в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений.
В силу п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
В статье 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации, частью 1 статьи 12 Закона Забайкальского края от 20 декабря 2011 года N 608-ЗЗК «О межбюджетных отношениях в Забайкальском крае» под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.
Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.
Статьей 3 Закона Забайкальского края от 23 декабря 2011 года N 612-ЗЗК «О нормативах финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений и определении размера субвенций местным бюджетам для реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях» установлены нормативы финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений в части обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования.
В соответствии с п. 3 Постановлением Правительства Забайкальского края от 22 января 2013 года N 36 «Об утверждении Порядка расходования субвенций, выделяемых в 2013 году из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, общего образования в общеобразовательных учреждениях» предоставление субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов производится Министерством финансов Забайкальского края ежемесячно, исходя из сумм субвенций, предусмотренных в бюджете Забайкальского края на 2013 год, на основании заявки, подаваемой не позднее 5-го числа текущего месяца Министерством образования, науки и молодежной политики Забайкальского края.
Согласно Постановлению Правительства Забайкальского края от 20 января 2014 N 6 «Об утверждении Порядка расходования субвенций, выделяемых в 2014 году из бюджета Забайкальского края бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях» Министерство финансов Забайкальского края в течение 10 рабочих дней со дня получения сводной заявки на финансирование субвенций перечисляет средства субвенций на лицевой счет Министерства образования, науки и молодежной политики Забайкальского края.
Из вышеизложенного следует, что Министерство финансов края не является органом исполнительной власти, участвующим в осуществлении мероприятий по формированию фонда оплаты труда работников бюджетных общеобразовательных учреждений. Указанное позволяет прийти к выводу о том, что Министерство финансов края надлежащим ответчиком по делу не является.
Надлежащим ответчиком в рассматриваемых правоотношениях является Министерство образования, науки и молодежной политики края, как главный распорядитель средств бюджета и уполномоченный орган исполнительной власти, участвующий в осуществлении мероприятий по формированию фонда оплаты труда работников общеобразовательных учреждений и финансированию в этой части.
Поэтому решение суда первой инстанции в части возложения на Министерство финансов Забайкальского края обязанности по финансированию МБОУ «Буйлэсанская средняя общеобразовательная школа» денежными средствами для выплаты сумм заработной платы истцам в случае их недостаточности подлежит изменению, такое указание — исключению из решения суда.
В остальной части решение суда отмене или изменению не подлежит.
Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ононского районного суда Забайкальского края от 27 мая 2014 года изменить в части.
Исключить из решения суда вывод о возложении на Министерство финансов Забайкальского края обязанности профинансировать муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Буйлэсанская средняя общеобразовательная школа» денежными средствами для выплаты взысканной недоначисленной и невыплаченной заработной платы в случае их недостаточности у образовательного учреждения.
В остальной части решение суда оставить без изменения.
Председательствующий
И.В.ЛИТВИНЦЕВА
Судьи
В.В.ПИЧУЕВ
Е.А.ПОГОРЕЛОВА