Заявление об обязании оборудовать учебное учреждение кнопкой тревожной сигнализации удовлетворено правомерно, поскольку отсутствие тревожной кнопки нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала на обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности.

Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 31.10.2013 по делу N 33-13078/2013

Судья В.Н. Мухаметгалиев

Учет N 57

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Ю.Р. Мочаловой,

судей Р.С. Ибрагимова, А.И. Мирсаяпова,

при секретаре А.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Ю.Р. Мочаловой гражданское дело по апелляционной жалобе Исполнительного комитета Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан на решение Рыбно-Слободского районного суда Республики Татарстан от 29 августа 2013 года, которым постановлено:

заявление прокурора Рыбно-Слободского района Республики Татарстан в интересах неопределенного круга лиц удовлетворить.

Обязать Исполнительный комитет Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Больше-Машляковская средняя общеобразовательная школа» Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан оборудовать здание школы, расположенной в селе <адрес> кнопкой тревожной сигнализации до 31 марта 2014 года.

Взыскать с Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Больше-Машляковская средняя общеобразовательная школа» Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан, адрес места нахождения: <адрес>, зарегистрированного 9 апреля 2013 года, государственную пошлину в доход бюджета Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан в размере 200 рублей.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения прокурора И.А. Золина и представителя Муниципального казенного учреждения «Отдел образования Исполнительного комитета Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан» З., возражавших против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия

установила:

прокурор Рыбно-Слободского района Республики Татарстан (далее — прокурор), действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с заявлением к Исполнительному комитету Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан, Муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Больше-Машляковская средняя общеобразовательная школа» Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан (далее — школа) об обязании оборудовать ее кнопкой тревожной сигнализации.

В обоснование требований указал, что в ходе проведенной проверки было установлено, что ответчиками не приняты необходимые меры по обеспечению надлежащей охраны здания школы с целью предотвращения незаконного проникновения в учреждение и совершения террористических актов, в частности, школа не оснащена кнопкой тревожной сигнализации.

Отсутствие кнопки тревожной сигнализации способствует созданию негативных последствий в образовательном учреждении, несвоевременному принятию мер, направленных на незамедлительное извещение правоохранительных органов о террористических действиях, совершении преступлений и иных правонарушений, что ставит под угрозу здоровье и жизнь неопределенного круга лиц.

В судебном заседании прокурор требования поддержал.

Представитель Исполнительного комитета Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан требования прокурора признал в части установки кнопки тревожной сигнализации в здании школы при финансировании из бюджета Республики Татарстан.

Школа просила рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Представитель третьего лица Муниципального казенного учреждения «Отдел образования Исполнительного комитета Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан» с заявлением прокурора согласилась.

Третье лицо Министерство образования и науки Республики Татарстан представителя в суд не направило.

Решением суда требования прокурора удовлетворены.

В апелляционной жалобе Исполнительный комитет Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан просит решение суда отменить. Указывает, что вопросы профилактики правонарушений, в том числе профилактики терроризма и экстремизма, должны осуществляться не только за счет средств Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан, но и за счет бюджета Республики Татарстан. В бюджете района денежных средств на обеспечение финансирования объектов образования кнопками тревожной сигнализации не предусмотрено. Рыбно-Слободский муниципальный район относится к числу дотационных, поэтому внесение изменений в решение Совета Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан о бюджете на текущий финансовый год невозможно ввиду отсутствия средств. Кроме того, приводит доводы о том, что Исполнительный комитет Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан не должен отвечать по обязательствам школы. Уставом школы определено, что ее учредителем является Исполком, между тем организационно-правовая форма учреждения — муниципальное бюджетное учреждение, следовательно, исполком не несет ответственности по обязательствам школы. Надлежащим ответчиком должно являться Муниципальное казенное учреждение «Отдел образования Исполнительного комитета Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан».

Судебная коллегия оснований для отмены решения суда не находит.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О противодействии терроризму» одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации являются обеспечение и защита основных прав свобод человека и гражданина, приоритет мер предупреждения терроризма.

На основании части 13 статьи 30 Федерального закона «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

Согласно пункту 5.39 СНиП 31-06-2009 для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или ситуационные центры «Службы 112».

Судом первой инстанции установлено, что прокуратурой Рыбно-Слободского района Республики Татарстан проведена проверка соблюдения законодательства о противодействии терроризму в части обеспечения безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования.

Проверкой установлено, что в школе отсутствует кнопка тревожной сигнализации, что нарушает права и законные интересы детей, педагогического и технического персонала образовательного учреждения, а также иных лиц, посещающих учреждение, в части их безопасного пребывания в нем.

В силу действующего на момент рассмотрения дела судом первой инстанции пункта 1 части 2 статьи 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» к компетенции образовательного учреждения относятся материально-техническое обеспечение и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, осуществляемые в пределах собственных финансовых средств.

Согласно пункту 3 части 3 статьи 32 Закона Российской Федерации «Об образовании» образовательное учреждение несет в установленном законодательством Российской Федерации порядке ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно возложил на учебное заведение обязанность по оборудованию здания кнопкой тревожного сигнала.

Согласно Уставу школы учреждение является муниципальным, а учредителем, осуществляющим финансирование учреждения, является Исполнительный комитет Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан.

В силу пункта 6.1 части 1 статьи 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 этого Федерального закона в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Согласно пункту 4 части 1 статьи 31 Закона Российской Федерации «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов в сфере образования относится обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений.

Утвержденная Президентом Российской Федерации 5 октября 2009 года «Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации» предусматривает, что субъектами противодействия терроризму являются уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления, в компетенцию которых входит проведение мероприятий по противодействию терроризму. В правовом обеспечении противодействия терроризму принимают участие все уполномоченные органы государственной власти и органы местного самоуправления.

Таким образом, исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции обоснованно возложил обязанность по оборудованию кнопкой тревожного сигнала как на учебное учреждение, так и на администрацию муниципального образования, поскольку она, являясь органом местного самоуправления, субъектом антитеррористической деятельности, обеспечивает финансирование учреждения.

Выполнение этой обязанности направлено на обеспечение безопасности учащихся и работников учреждения во время образовательного процесса, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц. Данная мера является одной из профилактических мер, направленной на противодействие террористической деятельности.

Удовлетворяя требования, суд первой инстанции правомерно и обоснованно руководствовался положениями Федеральных законов «О противодействии терроризму», «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закона Российской Федерации «Об образовании» и пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для возложения на ответчиков обязанности по оборудованию здания школы кнопкой тревожной сигнализации, поскольку выполнение указанного мероприятия необходимо для пресечения преступлений террористической направленности.

Принимая во внимание, что решением суда за неопределенным кругом лиц и в первую очередь детьми признано право на реализацию конституционного принципа приоритета интересов ребенка, его жизни и здоровья, путем обеспечения определенных мер безопасности, оснований для отмены судебного постановления по настоящему делу апелляционная инстанция не находит.

Осуществленная же безопасность — это реализованность содержания конституционных и иных законных прав, свобод, интересов человека и гражданина, включающих присущее их содержанию «совокупное право на безопасность» (на виды безопасности, безопасность их обеспечения, безопасный результат и его безопасность), посредством которой (безопасности личности) обеспечиваются в конечном счете интересы гражданского общества, правового государства или виды национальной безопасности.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе, были предметом исследования и проверки при рассмотрении дела в суде первой инстанции, и по мотивам, приведенным в судебном решении, правильно признаны необоснованными.

Руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия апелляционной инстанции

определила:

решение Рыбно-Слободского районного суда Республики Татарстан от 29 августа 2013 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Исполнительного комитета Рыбно-Слободского муниципального района Республики Татарстан — без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *