Иск прокурора о возложении обязанности по обеспечению вне очереди социальной выплатой на приобретение жилого помещения удовлетворен правомерно, так как лицо, в интересах которого заявлен иск, относится к числу детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которому должна быть предоставлена вне очереди социальная выплата на приобретение жилого помещения.

Апелляционное определение Верховного суда Республики Калмыкия от 29.12.2013 по делу N 33-169/2013

Судья: Богзыкова Е.В.

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:

председательствующего Лиджеевой Л.Л.,

судей Сангаджиева А.В. и Лиджиева С.В.,

при секретаре Г.,

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по иску прокурора города Элисты в интересах З. к Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия о возложении обязанности по обеспечению вне очереди социальной выплатой на приобретение жилого помещения по апелляционной жалобе представителя ответчика на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 15 ноября 2012 г.

Заслушав доклад судьи Лиджиева С.В., объяснения представителя ответчика Е., поддержавшего доводы жалобы, возражения З., его представителя Б. и прокурора Имкеновой Д.А., судебная коллегия,

установила:

Прокурор города Элисты в интересах З. обратился в суд с иском к Министерству по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия (далее — Министерство) о возложении обязанности обеспечить вне очереди социальной выплатой на приобретение жилого помещения.

В обоснование иска указал, что З., <…> года рождения, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 03 апреля 2003 г. воспитывался в детском доме, поскольку его мать <…> умерла в 2002 г., а отец <…> признан безвестно отсутствующим решением Элистинского городского суда РК от 05 июля 2002 г. После окончания в 2003 году Муниципального образовательного учреждения «<…>» (далее — образовательное учреждение) З. был поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, своего жилья не имеет. Просил обязать Министерство произвести З. вне очереди за счет средств республиканского бюджета социальную выплату на строительство или приобретение жилого помещения по месту жительства.

В судебном заседании прокурор Перковская С.А., З. поддержали исковые требования.

Представитель ответчика (Министерство), не представив суду сведений о причинах своей неявки, в судебное заседание не явился.

С учетом мнения лиц, участвующих в деле, судебное разбирательство в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ проведено в отсутствие неявившегося лица, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.

Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 15 ноября 2012 г. исковые требования прокурора удовлетворены.

В апелляционной жалобе представитель Министерства Е. просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении иска. Ссылается на то, что на момент постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении З. достиг возраста 23 лет, утратив статус лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В письменных возражениях, прокурор Перковская С.А. просит решение суда оставить без изменения, указывая, что З. обратился с письменным заявлением о постановке его на учет нуждающихся в жилом помещении до достижения им возраста 23 лет.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель Министерства Е. поддержал доводы, приведенные в апелляционной жалобе.

Прокурор Имкенова Д.А., З. и его представитель Б. полагают, что решение суда первой инстанции подлежит оставлению без изменения, просят отказать в удовлетворении апелляционной жалобы.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, проверив доводы апелляционной жалобы и возражений, суд апелляционной инстанции не находит оснований отмены оспариваемого решения суда.

Удовлетворяя исковые требования, суд руководствовался ст. 6 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», ст. ст. 50, 57 Жилищного кодекса РФ, ст. ст. 1, 5, 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», ст. 6 Закона Республики Калмыкия «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Калмыкия», ст. 4 Закона Республики Калмыкия «О регулировании жилищных отношений в Республике Калмыкия», п. 4 пп. 4.3.23 Положения о Министерстве по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия», утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 08 ноября 2010 г. N 338, п. 14 Порядка предоставления социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 02 марта 2009 г. N 47. При этом исходил из того, что З., окончившему образовательное учреждение и состоящему в учете на улучшение жилищных условий как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должна быть предоставлена вне очереди социальная выплата на приобретение жилого помещения.

С такими выводами суда следует согласиться.

В соответствии с п. 1 ст. 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ дело рассматривается в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

В силу ст. 1 Федерального закона N 159-ФЗ от 21 декабря 1996 г. «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее — Федеральный закон N 159-ФЗ) лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Согласно положениям ст. 57 Жилищного кодекса РФ, ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Аналогичные положения закреплены в абз. 2 ч. 1 ст. 6 Закона Республики Калмыкия от 25 апреля 2006 г. N 262-III-З «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Республике Калмыкия», действовавшего на момент возникновения спорных правоотношений (далее — Закон РК N 262-III-З), который также предусматривает в ст. 3, что меры по социальной поддержке лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляются за счет средств республиканского бюджета в соответствии с действующим законодательством Республики Калмыкия.

Порядок предоставления социальной поддержки по обеспечению жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий (далее — Порядок), утвержден постановлением Правительства Республики Калмыкия от 02 марта 2009 г. N 47.

Согласно п. п. 2, 5 Порядка социальная поддержка по обеспечению жильем детей-сирот, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется в форме социальной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в собственность. Основанием для получения детьми-сиротами социальной выплаты является отсутствие закрепленного жилого помещения и признание в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилья.

В п. 4.3.23 Положения о Министерстве по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия, утвержденного постановлением Правительства Республики Калмыкия от 08 ноября 2010 г. N 338, установлено, что предоставление лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения или признанных в установленном порядке нуждающимися в предоставлении жилья, после окончания пребывания в образовательном учреждении указанной социальной выплаты на строительство или приобретение жилья за счет средств республиканского бюджета возложено на Министерство по строительству, транспорту и дорожному хозяйству Республики Калмыкия (далее — Министерство).

Из смысла приведенных норм следует, что право на дополнительные гарантии социальной поддержки, в том числе, обеспечение вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма, имеют лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, и они остались без их попечения, не имеющие закрепленного за ними жилого помещения и вставшие на учет нуждающихся в жилье до 23 лет. Реализация права данной категории граждан на внеочередное предоставление жилья должна иметь место незамедлительно после его возникновения.

Как следует из материалов дела, З., <…> года рождения, воспитывался в детском доме с <…> г. в связи лишением родительских прав матери и признанием отца безвестно отсутствующим на основании судебных решений. С момента окончания образовательного учреждения в 2003 г. З. собственного жилья не имеет, полагающееся по закону жилое помещение по договору социального найма ему не предоставлено.

Из обозренного в суде апелляционной инстанции учетного дела З. следует, что 11 августа 2011 г. представитель по доверенности Б., действуя в его интересах, обратилась с письменным заявлением в Мэрию о принятии его на учет нуждающихся в получении жилья по категории дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На учет нуждающихся в улучшении жилищных условий З. был принят постановлением Мэрии г. Элисты (далее — Мэрия) от 14 сентября 2011 г. N <…>.

Следовательно, факт обращения (подачи письменного заявления) в Мэрию о включении З. в число лиц, нуждающихся в получении жилья, имел место до достижения им возраста 23 лет, а Мэрия не рассмотрела данное обращение в срок (не более 30 рабочих дней), установленный ч. 5 ст. 52 Жилищного кодекса РФ.

Учитывая изложенное, довод апелляционной жалобы об утрате З. статуса лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на момент его постановки на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, в силу достижения возраста 23 лет, является несостоятельным. Время рассмотрения Мэрией заявления, поданного до достижения З. возраста 23 лет, не препятствует реализации гарантированного законом права З. на внеочередное получение жилья и не может рассматриваться как основание для отказа в удовлетворении исковых требований.

При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что решение суда является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения апелляционной жалобы не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд апелляционной инстанции,

определил:

Решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 15 ноября 2012 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ответчика — без удовлетворения.

Председательствующий
Л.Л.ЛИДЖЕЕВА

Судьи
А.В.САНГАДЖИЕВ
С.В.ЛИДЖИЕВ

Копия верна
Судья
С.В.ЛИДЖИЕВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *