О признании частично недействительными и не порождающими правовых последствий пунктов 2 и 4 Положения О порядке зачисления в 2000 году в бюджет Санкт-Петербурга средств, поступающих от взимания арендной платы, утвержденного распоряжением Комитета финансов Администрации Санкт-Петербурга от 30.12.1999 N 135-р.
Решение Санкт-Петербургского городского суда от 01.12.2000 по делу N 3-369/2000
Именем Российской Федерации
Санкт-Петербургский городской суд в лице судьи городского суда Гунько Т.А., с участием прокурора Хорошевского И.А. при секретаре Андреевой О.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Санкт-Петербурга об оспаривании законности пунктов 2 и 4 Положения «О порядке зачисления в 2000 году в бюджет Санкт-Петербурга средств, поступающих от взимания арендной платы», утвержденного распоряжением Комитета финансов Администрации Санкт-Петербурга от 30.12.1999 N 135-р с изменениями, внесенными распоряжением Комитета финансов Администрации Санкт-Петербурга от 23.02.2000 N 19-р, установил:
Распоряжением Комитета финансов Администрации Санкт-Петербурга от 30.12.1999 N 135-р утверждено Положение «О порядке зачисления в 2000 году в бюджет Санкт-Петербурга средств, поступающих от взимания арендной платы». Распоряжением Комитета финансов Администрации Санкт-Петербурга N 19-р от 23.02.2000 в указанное Положение внесены изменения. Согласно п. 2 данного Положения арендная плата за земли несельскохозяйственного назначения зачисляется на текущие счета КУГИ. Согласно п. 4 Положения 70% суммы средств, поступающих от взимания арендной платы за земли несельскохозяйственного назначения, находящиеся в собственности Санкт-Петербурга как субъекта РФ, КУГИ перечисляет на текущий счет по исполнению бюджета Санкт-Петербурга. Туда же поступают средства, получаемые в качестве санкций за несвоевременное внесение арендной платы за использование арендной платы за использование этих земель, и невыполнение других условий договоров аренды.
Полагая установленный Комитетом финансов порядок взимания и распределения доходов от взимания арендной платы за земли несельскохозяйственного назначения незаконным, прокурор Санкт-Петербурга обратился в суд с заявлением о признании п. 2, п. 4 Положения «О порядке зачисления в 2000 году в бюджет Санкт-Петербурга средств, поступающих от взимания арендной платы», утвержденного распоряжением Комитета финансов Администрации Санкт-Петербурга от 30.12.1999 N 135-р в редакции распоряжения N 19-р от 23.02.2000, в части установления порядка распределения доходов от использования земель несельскохозяйственного назначения, недействительным и не порождающим правовых последствий со дня его издания.
В судебном заседании прокурор Хорошевский И.А. поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представители Комитета финансов Администрации Санкт-Петербурга по доверенности Романюкин Ю.Н. и Ромашов А.В. полагали требования необоснованными.
Представитель губернатора Санкт-Петербурга по доверенности Хмелев А.Ю. полагал требования необоснованными.
Представитель Комитета по земельным ресурсам и землеустройству Администрации Санкт-Петербурга по доверенности Бутарева С.В. заявленные требования не признала.
Представитель Комитета по управлению городским имуществом Санкт-Петербурга (КУГИ) по доверенности Корушова И.М. полагала требования необоснованными.
Представители Управления федерального казначейства по Санкт-Петербургу по доверенностям Дубинина Т.Г. и Иванова М.М. поддержали требования, заявленные прокурором города Санкт-Петербурга, полагая их обоснованными.
Проверив материалы дела, выслушав доводы участников процесса, заключение прокурора городской прокуратуры Санкт-Петербурга Хорошевского И.А., полагавшего заявление подлежащим удовлетворению, оценив собранные доказательства в их совокупности, суд полагает предъявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению, по следующим основаниям.
Так, из материалов дела усматривается, что распоряжением N 135-р от 30 декабря 1999 года Комитета финансов Администрации Санкт-Петербурга утверждено Положение «О порядке зачисления в 2000 году в бюджет Санкт-Петербурга средств, поступающих от взимания арендной платы». Распоряжением N 19-р от 23.02.2000 года в него внесены изменения и дополнения.
Пункт 2 указанного Положения предусматривает, что арендная плата за земли несельскохозяйственного назначения (включая первый платеж арендной платы) в сроки, установленные договором аренды, зачисляются на текущие счета, открытые Комитетом по управлению городским имуществом Администрации Санкт-Петербурга для КУГИ и для соответствующих районных агентств КУГИ.
Пункт 4 этого же Положения предусматривает еженедельно в первый рабочий день недели обязанность КУГИ перечислять в доход бюджета Санкт-Петербурга 70% суммы средств, поступающих от взимания арендной платы за земли несельскохозяйственного назначения, находящиеся в собственности субъекта Российской Федерации — города федерального значения Санкт-Петербурга, на текущий счет по исполнению бюджета Санкт-Петербурга. Туда же поступают средства, получаемые в качестве санкций за несвоевременное внесение арендной платы за использование этих земель, и невыполнение других условий договоров аренды.
Между тем суд полагает, что данный порядок зачисления поступающих от взимания арендной платы платежей за земли несельскохозяйственного назначения противоречит требованиям действующего законодательства, а именно: статья 8 Бюджетного кодекса РФ к ведению субъектов Российской Федерации относит определение порядка направления в бюджет субъекта РФ доходов от использования собственности субъекта РФ. Однако следует иметь в виду, что в соответствии с постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность до момента определения соответствующего собственника земли относятся к федеральной собственности. В соответствии с п. 2 ст. 214 Гражданского кодекса Российской Федерации земли и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью. До настоящего времени разграничение земель на земли, находящиеся в федеральной собственности, и земли, находящиеся в собственности субъектов РФ, не проведено, земли несельскохозяйственного назначения находятся в собственности РФ. Статья 16 Федерального закона «О Федеральном бюджете на 2000 год» от 31 декабря 1999 года N 227-ФЗ устанавливает, что в 2000 году плательщики земельного налога и арендной платы за земли городов и поселков перечисляют указанные платежи в полном объеме на счета органов федерального казначейства Министерства финансов РФ с последующим их распределением между уровнями бюджетной системы РФ в следующем объеме: федеральный бюджет — 30 процентов, бюджеты субъектов (за исключением города Москвы) — 20 процентов, бюджет города Москвы — 70 процентов, бюджеты городов и поселков, иных муниципальных образований, включая муниципальные образования города Санкт-Петербурга, — 50 процентов. Указанный закон вступил в силу в январе 2000 года. Разъяснения указанной нормы федерального закона содержатся и в Инструкции от 21 февраля 2000 года N 56 «По применению Закона Российской Федерации «О плате за землю» Министерства Российской Федерации по налогам и сборам. Таким образом, установленный Комитетом финансов порядок распределения доходов противоречит федеральному законодательству, поскольку означенные платежи поступают не на счет Управления федерального казначейства, а на счета, открытые КУГИ, и затем в бюджет Санкт-Петербурга.
Представители Управления федерального казначейства по Санкт-Петербургу в судебном заседании пояснили, что Комитет финансов Администрации Санкт-Петербурга превысил свои полномочия, издав распоряжение о зачислении на счета КУГИ и районные агентства КУГИ сумм, причитающихся федеральному бюджету, в связи с чем они полагают позицию указанного органа ошибочной и незаконной.
С указанными доводами следует согласиться, так как действительно в соответствии с нормами Положения о Комитете финансов Администрации Санкт-Петербурга, утвержденного распоряжением губернатора Санкт-Петербурга N 47-р от 08.07.1996 (л.д. 45-47) предусмотрены основные задачи и функции как самого комитета, так и его председателя, однако функции по распоряжению и зачислению на счета КУГИ сумм, причитающихся федеральному бюджету, — не содержатся.
Доводы представителей Комитета финансов, представленные ими как в письменных возражениях (л.д. 30-33), так и в ходе судебного разбирательства о правовом регулировании арендных отношений с землей в Российской Федерации и в том числе в субъекте РФ Санкт-Петербурге, а также о праве Санкт-Петербурга как субъекта РФ выступать ее арендодателем, могут заслуживать внимание, однако они не имеют правового значения при рассмотрении вопроса о распоряжении доходами, полученными от договоров аренды земель несельскохозяйственного назначения, поскольку этот вопрос регулируется федеральным законодательством Российской Федерации. Не отвергая безусловные конституционные права и свободы субъекта Российской Федерации Санкт-Петербурга, на которые ссылаются заинтересованные лица, тем не менее суд полагает безусловной обязанностью этого субъекта принимать нормативные правовые акты не в противоречие с действующим федеральным законодательством. Положение «О порядке зачисления в 2000 году в бюджет Санкт-Петербурга средств, поступающих от взимания арендной платы» утверждено распоряжением Комитета финансов Администрации Санкт-Петербурга и оно относится к нормативному правовому акту, устанавливающему правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц.
В ходе судебного разбирательства Комитет финансов Администрации Санкт-Петербурга в обоснование своей правовой позиции ссылался на трехстороннее соглашение, заключенное 25 января 2000 года между Управлением федерального казначейства по Санкт-Петербургу, Комитетом финансов Администрации Санкт-Петербурга и КУГИ (л.д. N 37), которым определен порядок перечисления и зачисления в бюджет Санкт-Петербурга доходов от арендной платы за земли несельскохозяйственного назначения, тем самым определен механизм исполнения бюджета Санкт-Петербурга в части указанной арендной платы через Федеральное казначейство. Между тем, указанное соглашение расторгнуто в одностороннем порядке с 1 апреля 2000 года (л.д. 126) и как установлено судом, обстоятельством заключения данного соглашения являлась цель предоставления возможности привести законодательство Санкт-Петербурга в соответствие с федеральным законодательством, но в связи с тем, что этого не произошло, соглашение было расторгнуто (л.д. 114-115, 126). В связи с чем суд полагает указанные доводы необоснованными.
На основании изложенного суд полагает доводы, изложенные в письменных возражениях представителей Комитета финансов Администрации Санкт-Петербурга, КУГИ, (л.д. 30-33, 154-156), а также их правовую позицию и позицию представителя Администрации — губернатора Санкт-Петербурга в судебном заседании — необоснованными.
Руководствуясь статьями 191-197 Гражданско-процессуального кодекса Российской Федерации, суд решил:
Заявление прокурора Санкт-Петербурга удовлетворить.
Признать пункты 2 и 4 Положения «О порядке зачисления в 2000 году в бюджет Санкт-Петербурга средств, поступающих от взимания арендной платы», утвержденного распоряжением Комитета финансов Администрации Санкт-Петербурга от 30.12.1999 N 135-р с изменениями, внесенными распоряжением Комитета финансов Администрации Санкт-Петербурга от 23.02.2000 N 19-р в части установления порядка распределения доходов от использования земель несельскохозяйственного назначения недействительными и не порождающими правовых последствий со дня их издания.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней путем подачи кассационной жалобы через Санкт-Петербургский городской суд.