Иск о признании незаключенным договора купли-продажи гаража, взыскании суммы неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами удовлетворен в части взыскания суммы неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами правомерно, так как лицо, которое без установленных законом оснований приобрело имущество за счет другого лица, обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное имущество (неосновательное обогащение).

Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 27.02.2014 по делу N 33-1160/2014

Судья Трифонова О.М.

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Чингири Т.П.,

судей областного суда Жуковой Н.В., Федотовой Л.Б.,

при секретаре М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Чингири Т.П. по апелляционной жалобе А. на решение Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 20 декабря 2013 года гражданское дело по иску Б. к А., С. о признании незаключенным договора купли-продажи гаража, взыскании суммы неосновательного обогащения, процентов за пользование чужими денежными средствами, по встречному иску А. к Б., С. о признании заключения договора купли-продажи пая фактом передачи имущества в общую совместную собственность,

установила:

Б. обратилась в суд с иском к А., указав, что (дата) она купила у ответчика гараж N в ГСК — 400 за *** рублей, что подтверждается распиской ответчика, приходным — кассовым ордером N, а также приходным — кассовым ордером от (дата) на сумму *** рублей, уплаченных в гаражный кооператив за переоформление гаража.

(дата) года гаражным кооперативом ей была выдана справка, согласно которой она является членом кооператива и выплатила полностью паевой взнос за гараж N в ГСК N 400. Указанные документы были предоставлены для регистрации права собственности на спорный гараж, после чего стало известно, что по договору от (дата) А. передала паевой взнос за спорный гараж С., которым также предоставлены документы для государственной регистрации права собственности. На предложение возвратить уплаченные за гараж *** рублей ответчик ответила отказом.

Просила суд признать незаключенным договор купли-продажи гаража N в ГСК — 400, заключенный между Б. и А.; взыскать с А. в пользу Б. *** рублей — сумму неосновательного обогащения, *** рублей — расходы, понесенные в связи с переоформлением гаража; *** рублей — проценты за пользование чужими денежными средствами; *** рублей — расходы по уплате государственной пошлины, *** рублей — расходы на оказание юридических услуг.

Определениями суда к участию в деле в качестве соответчика был привлечен С., в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, ГСК — 400.

В ходе рассмотрения дела А. предъявила встречные исковые требования к Б., указав, что (дата) года между ней (А.) и С. был заключен договор купли-продажи пая в ГСК — 400. Денежная сумма в счет оплаты стоимости пая была перечислена ей со счета Б., которая представилась супругой С. и присутствовала в момент подписания договора между ней (А.) и С. В банк (дата) года ее и Б. привез С., которые на момент передачи денег позиционировали себя как супружеская пара, рассказывая о ведении общего хозяйства. (дата) года в ГСК — 400 состоялось переоформление гаража, при котором присутствовали С., Б. и бухгалтер ГСК — 400 ***. На оборотной стороне договора по указанию ***. со ссылкой на администрацию г. Оренбурга ею было написано, что сумму за гараж она получила полностью от Б. Со стороны ГСК — 400 С. были выданы справки, свидетельствующие о том, что он является членом ГСК — 400 и за ним закреплен гараж N, на основании которых за ним было зарегистрировано право собственности на гараж.

Просила суд признать заключение договора купли-продажи пая от (дата) года между А. и С. фактом передачи имущества в общую совместную собственность Б. и С.

В судебном заседании Б. не присутствовала, просила суд рассмотреть дело в ее отсутствие.

Ее представитель — М.Т., в судебном заседании исковые требования поддержала, в удовлетворении встречных исковых требований просила отказать, суду пояснила, что договор купли-продажи пая за гараж N в ГСК — 400 был заключен между А. и С. (дата) года. Фактически передан пай был также С., который стал членом ГСК и за ним было зарегистрировано право собственности на гараж. Б. (дата) года произвела в пользу А. перечисление суммы в размере *** рублей за гараж по расписке от (дата) года, которая договором не является. Б. и С. никогда супругами не являлись, в связи с чем, по договору купли-продажи пая от (дата) года пай был передан в личную собственность С.

С. в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.

Его представитель — Л. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований Б. не возражал, в удовлетворении встречных исковых требований просил отказать, ссылаясь на то, что А. передала С. пай за гараж N в ГСК — 400 по договору от (дата) года, расчет между сторонами произведен полностью, что подтверждается распиской А. на оборотной стороне договора. На основании данного договора С. был принят в члены ГСК — 400 и воспользовался правом зарегистрировать право собственности на гараж. С. и Б. супругами никогда не являлись и таковыми А. не представлялись, поэтому пай за гараж по договору от (дата) года был передан в личную собственность С.

А. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного разбирательства была извещена надлежащим образом.

Ее представитель — Т. в судебном заседании против удовлетворения исковых требований возражал, суду пояснил, что А. действительно получила от Б. *** рублей в счет стоимости гаража N в ГСК — 400, который передала по договору от (дата) года С. Однако при заключении договора от (дата) года С. и Б. позиционировали себя как супруги, в связи с чем, она полагала, что передает гараж в общую совместную собственность супругов и значения не имеет, который из супругов произведет уплату стоимости пая. С. оплату стоимости гаража не производил, а расписка, имеющаяся на оборотной стороне договора от (дата) года, сделана ею по указанию бухгалтера ГСК — 400 и означает только то, что оплатила стоимость гаража Б.

Представитель ГСК — 400 в судебном заседании не присутствовал, о времени и месте судебного разбирательства был извещен надлежащим образом.

Решением Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 20 декабря 2013 года исковые требования Б. удовлетворены частично.

Суд постановил:

Взыскать с А. в пользу Б. *** рублей — сумму неосновательного обогащения, *** — проценты за пользование чужими денежными средствами, *** — расходы по уплате государственной пошлины, *** — расходы на оплату юридических услуг.

В удовлетворении исковых требований в остальной части Б. отказать.

В удовлетворении встречных исковых требований А. к Б., С. о признании заключения договора купли-продажи пая фактом передачи имущества в общую совместную собственность — отказать.

С таким решением суда не согласилась А., в апелляционной жалобе просит решение суда отменить как незаконное и обоснованное, поскольку судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела; выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют обстоятельствам дела.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители А. — Т. и В., настаивали на отмене решения по доводам, изложенным в апелляционной жалобе.

Остальные лица, участвующие в деле, в суд апелляционной инстанции не явились, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщили, об отложении рассмотрения дела не просили. В силу положений ст. 167 ГПК РФ судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Заслушав судью-докладчика, лиц, участвующих в суде апелляционной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для ее удовлетворения.

В соответствии со ст. 1102 ГК РФ, лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных статьей 1109 настоящего Кодекса.

Правила, предусмотренные настоящей главой, применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Из расписки от (дата) года следует, что А. продает гараж N в ГСК — 400 Б., расчет произведен полностью, претензий не имеется. Расписка подписана А. и Б. Факт написания данной расписки А. не оспаривался и подтверждается дополнительно приходно-кассовым ордером N от (дата) года на сумму *** рублей.

В ходе рассмотрения дела судом было установлено, что в соответствии с договором от (дата) года А. передала, а С. принял паевой взнос за гараж N в ГСК — 400 по (адрес). Данным документом также предусмотрено, что он является актом приема — передачи паевого взноса за гараж.

Согласно расписке, имеющейся на оборотной стороне договора от (дата) года, деньги за гараж А. получены в полном объеме.

С. в материалы дела была представлена членская книжка ГСК — 400, из которой следует, что за ним закреплен гараж N.

Согласно справке от (дата) года С. паевой взнос за гараж N в ГСК — 400 по (адрес) выплатил полностью.

Право собственности на гараж N в ГСК — 400 зарегистрировано за С.

Разрешая исковые требования Б., суд первой инстанции пришел к выводу, что полученные А. от Б. денежные средства являются неосновательным обогащением, подлежат возврату, в связи с чем исковые требования Б. подлежат удовлетворению.

Судебная коллегия считает данные выводы суда правильными, основанными на фактических обстоятельствах дела и правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

Оснований для переоценки исследованных судом доказательств, на чем фактически настаивает в апелляционной жалобе истец, судебная коллегия не находит.

Согласно пункту 2 статьи 1107 Гражданского кодекса РФ, на сумму неосновательного денежного обогащения подлежат начислению проценты за пользование чужими средствами (статья 395) с того времени, когда приобретатель узнал или должен был узнать о неосновательности получения или сбережения денежных средств.

Судебная коллегия соглашается и с размером процентов, определенных судом первой инстанции, подлежащих уплате в соответствии со ст. 395 Гражданского кодекса РФ, который ответчиком не оспорен.

Доводы жалобы о том, что А. была введена в заблуждение С. и Б., которые проецировали себя как супруги, являлись предметом исследования и оценки суда, с которой судебная коллегия согласилась.

Правовых доводов, которые могли бы повлиять на существо состоявшегося судебного решения и, соответственно, явиться основаниями к его отмене, а также обстоятельств, которые не были исследованы судом первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, в связи с чем удовлетворению не подлежит.

При рассмотрении дела нарушений норм материального и процессуального права, которые привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.

Исходя из изложенного и руководствуясь ст. 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

Решение Дзержинского районного суда г. Оренбурга от 20 декабря 2013 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу А. — без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *