В иске о включении в выслугу лет для процентной надбавки периода службы в иностранном государстве, производстве перерасчета отказано, так как истцом не подтвержден факт прохождения истцом службы в ВС иностранного государства на основании заключенного между РФ и иностранным государством соответствующего международного договора или соглашения о военном сотрудничестве, дающем право для зачета в выслугу лет для назначения надбавки.

Апелляционное определение Новосибирского областного суда от 29.04.2014 по делу N 33-34352014г.

Судья: Пиотровская Ю.Е.

Докладчик: Кузьменок А.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Новосибирского областного суда в составе:

председательствующего Зиновьевой Е.Ю.,

судей Крейса В.Р., Кузьменка А.В.,

при секретаре Ш.Л.Р.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Новосибирске 29 апреля 2014 года гражданское дело по апелляционной жалобе УФСБ России по Новосибирской области на решение Центрального районного суда города Новосибирска от 11 февраля 2014 года, которым обязано Управление ФСБ России по Новосибирской области включить период военной службы в СНБ Республики Узбекистан М.А.И. для исчисления процентной надбавки за выслугу лет и произвести ему перерасчет пенсии с 01.02.2013 г.

Заслушав доклад судьи Новосибирского областного суда Кузьменка А.В., объяснения М.А.И. и его представителя С.Н.А., представителя Управления ФСБ по НСО — К.А.В., судебная коллегия

установила:

М.А.И. обратился в суд с иском к Управлению ФСБ России по Новосибирской области о перерасчете пенсии.

В обоснование исковых требований указал, что 21.06.1999 года приказом N 1476-лс командира войсковой части 51411, расположенной в Республике Узбекистан, он был уволен с действительной военной службы по пункту «в» статьи 26 (по возрасту) в запас Вооруженных Сил с 30.06.1999 года с исключением из списков личного состава части.

Выслуга лет на день увольнения составляла, 22 года 5 месяцев 15 дней, в том числе: календарная 20 лет 01 месяц 12 дней; льготная 01 год 00 месяцев 00 дней; учеба в техникуме 01 год 04 месяца 03 дня.

В августе 1999 года он переехал на постоянное место жительства в Российскую Федерацию, в г. Новосибирск, где проживает в настоящее время. Пенсия выплачивалась Управлением ФСБ по Новосибирской области в соответствии с Соглашением о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств — участников Содружества независимых Государств (Ташкент, 15 мая С 01.02.2013 г. ему был уменьшен размер пенсии и он составляет в настоящее время 19 102 руб., при этом из расчета выслуги лет был исключен период военной службы в СНБ Республики Узбекистан.

Пенсионным отделом Управления ФСБ Новосибирской области выслуга лет в настоящее время исчисляется в размере 12 лет 7 месяцев 13 дней. Это привело к уменьшению размера пенсии, а также лишило его права на социальные гарантии и компенсации, предусмотренные с п. 5 ст. 16 и пунктом 5 ст. 20 Федерального закона от 27.05.1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих».

Просил обязать ответчика включить в выслугу лет для процентной надбавки за выслугу лет период службы в СНБ Республики Узбекистан, а также произвести перерасчет пенсии с 01.02.2013 г.

Судом постановлено вышеуказанное решение суда, с которым не согласно УФСБ России по Новосибирской области.

В апелляционной жалобе просят решение отменить и принять новое решение, поскольку судом нарушены нормы материального и процессуального права.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указывают, что ссылка суда на то, что действия УФСБ по исключению спорного периода; военной службы М.А.И. из его выслуги лет в целях исчисления размера надбавки, существенно ухудшили его положение, не состоятельна, поскольку суд принял во внимание лишь Постановление 1074, что привело к неверному установлению обстоятельств дела.

Вывод суда о том, что Управлением нарушено правило о невозможности распространения действия нормативного правового акта на правоотношения, возникшие до его введения (обратная сила закона), также ошибочен, так как перерасчет размера надбавки М.А.И. был произведен только с 1 февраля 2013 года, в то время как Постановление 1074 вступило в силу с 1 января.

Таким образом, действия УФСБ по установлению периодов службы М.А.И., подлежащих зачету в выслугу лет для начисления надбавки, соответствуют требованиям, предъявляемым как законодательством Российской Федерации, так и международными договорами.

Проверив материалы дела в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 327.1 ГПК РФ, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, судебная коллегия приходит к следующему.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела М.А.И. является пенсионером Управления ФСБ с августа 1999 г.

При увольнении со службы ему произведен расчет выслуги лет в календарном и льготном исчислениях по состоянию на 30.06.1999 г.:

— с 13.05.1973 по 06.05.1975 — в/билет <…> от 13.05.1973 Хамзинским РВК;

— с 11.05.1981 по 01.01.1992 — военная служба в органах КГБ Узбекской ССР;

— с 01.01.1992 по 30.06.1999 — военная служба в СНБ Республике Узбекистан.

Период военной службы с 01.01.1993 по 31.12.1994 зачтен в льготном исчислении с коэффициентом 1,5 — составит 1 год 0 месяцев 0 дней.

Период обучения в техникуме с 01.09.1970 по 08.05.1973 зачтен в льготном исчислении с коэффициентом 0,5 — составит 1 год 4 месяца 3 дня.

Итого военная служба: 20 л. 01 м. 12 дн. — календарных; 01 г. 00 м. 00 дн. — льготных; 01 г. 04 м. 03 дн. — учеба в техникуме.

Общая выслуга на 30.06.1999 г. составляет 22 года 5 месяцев 15 дней.

В судебном заседании истец пояснил, что на момент увольнения со службы в СНБ Республике Узбекистан (30.06.1999) он был гражданином Республики Узбекистан, там же ему была назначена пенсия по выслуге лет и фактически получена 2 раза. При расчете размера пенсии в выслугу лет для процентной надбавки был включен период с 01.01.1992 по 30.06.1999 военной службы в СНБ Республики Узбекистан. В августе 1999 г. в связи с переездом в Россию г. Новосибирск он обратился в СНБ Республики Узбекистан с рапортом о переводе пенсии. По прибытии в г. Новосибирск он обратился в Управление ФСБ по Новосибирской области, где ему разъяснили, что его дело отправлено в УФСБ России г. Москва для перерасчета и проверки, затем дело было направлено в Управление ФСБ по НСО. С сентября 1999 г. ему начали выплачивать пенсию в полном размере, при этом в стаж для процентной надбавки за выслугу лет был зачтен период службы в СНБ Республики Узбекистан.

Возражая относительно заявленных требований представитель ответчика пояснил, что выслуга лет для назначения пенсии истцу включающая в себя все выше обозначенные периоды составляющая 22 года 5 месяцев 15 дней, пенсионным органом не пересматривалась, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 2 Соглашения о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств — участников Содружества Независимых Государств, подписанного 15 мая 1992 года в г. Ташкенте (далее — Соглашение), в выслугу лет для назначения пенсии военнослужащим засчитывается военная служба (в том числе на льготных условиях) в порядке, установленном законодательством государств — участников, на территории которых военнослужащие проходили службу.

В то же время согласно части 2 данной нормы размер денежного довольствия для назначения пенсии военнослужащим определяется в порядке, установленном законодательством государств — участников, на территории которых проживают военнослужащие.

В Определении Экономического Суда Содружества Независимых Государств от 19 марта 2012 года «О разъяснении консультативного заключения от 9 декабря 2009 года N 01-1/2-09» прямо указано, что при переезде пенсионера — бывшего военнослужащего из одного государства — участника Соглашения на постоянное место жительства в другое государство — участник выслуга лет на военной службе, исчисленная в соответствии с частью первой статьи 2 Соглашения, принимается для установления права на пенсию за выслугу лет и не учитывается при определении размера денежного довольствия для назначения пенсии, в том числе при расчете процентной надбавки за выслугу лет.

Поскольку М.А.И. с 1999 года постоянно проживает в Российской Федерации (далее — РФ), для исчисления выслуги лет в целях установления ему процентной надбавки следует руководствоваться законодательством РФ.

С 01.01.2012 года вступили в силу Правила исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 21.12.2011 года N 1074 (далее — Правила).

Согласно подпункту «б» пункта 2 Правил для назначения надбавки военнослужащим засчитываются в календарном исчислении периоды: «военной службы в Вооруженных силах Союза ССР, войсках, воинских формированиях, органах, учреждениях и иных организациях в соответствии с законодательством Союза ССР и РСФСР, в Объединенных Вооруженных Силах государств — участников Содружества Независимых Государств». Основания, согласно которым в выслугу лет для назначения надбавки можно было бы зачесть период службы М.А.И. в органах безопасности Республики Узбекистан (7 лет 5 месяцев 29 дней календарной выслуги и 1 год 00 месяцев 00 дней в льготном исчислении — всего 8 лет 5 месяцев 29 дней), а также период обучения истца в техникуме (1 год 4 месяца 3 дня), в постановлении отсутствуют.

На военнослужащих органов федеральной службы безопасности Правила стали распространяться с 01.01.2013 года, в связи с чем, истцу был сделан перерасчет размера процентной надбавки, для исчисления которой была учтена только продолжительность его военной службы в воинских формированиях бывшего СССР, а именно: 12 лет 7 месяцев 13 дней.

В судебном заседании представитель ответчика не оспаривал то, что основанием для исключения из стажа для исчисления процентной надбавки за выслугу лет периода с 01.01.1992 по 30.06.1999 военной службы в СПБ Республике Узбекистан явилось вступление в силу Постановления Правительства РФ от 21.12.2011 года N 1074, которым утверждены Правила исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет. До этого начиная с 1999 г. в соответствии с ранее действовавшим законодательством указанный период службы подлежал включению в стаж для исчисления процентной надбавки за выслугу лет. Также подтвердил, что при переезде истца в г. Новосибирск его пенсионное дело проверялось органами ФСБ России и было признано право на включение спорного периода службы в стаж для исчисления процентной надбавки за выслугу лет, которая фактически выплачивалась с учетом данного стажа с 1999 г.

Учитывая данные пояснения ответчика суд 1-й инстанции посчитал, что включение периода с 01.01.1992 по 30.06.1999 военной службы в СНБ Республике Узбекистан для исчисления процентной надбавки за выслугу лет после вступления в силу Постановления Правительства РФ от 21.12.2011 года N 1074 не противоречит нормам международного права и законодательству России.

Судебная коллегия полагает указанный вывод суда 1-й инстанции основан на неправильном толковании норм материального права.

Постанавливая принятое решение суд 1-й инстанции не принял во внимание следующие обстоятельства

Соглашением о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих и их семей и государственного страхования военнослужащих государств — участников Содружества Независимых Государств, подписанного в Ташкенте 15.05.1992 г., определен общий порядок пенсионного обеспечения военнослужащих и членов их семей, а также порядок зачтения в общую выслугу лет для назначения пенсий и не рассматривается вопрос определения ПНВЛ для исчисления пенсий.

Упомянутым Соглашением предусмотрено, что каждым из государств СНГ наряду с пенсионным обеспечением военнослужащих собственных вооруженных сил и их семей должно осуществляться за счет своего бюджета также пенсионное обеспечение проживающих на его территории военнослужащих бывшего СССР. Пенсии указанным военнослужащим и их семьям назначаются и выплачиваются на условиях, в порядке и по нормам, которые установлены или будут установлены законодательством государств — участников СНГ, на территории которых они проживают.

Согласно Соглашению в выслугу лет для назначения пенсии военнослужащим подлежат зачету как служба в собственных вооруженных силах, так и в вооруженных силах других государств. Этот вопрос нашел свое отражение в Соглашении. Вопросы определения размера ПНВЛ оставлены для рассмотрения и установления государствами — участниками Соглашения.

Правила исчисления выслуги лет для назначения ежемесячной надбавки за выслугу (ПНВЛ), указанной в ч. 13 ст. 2 Федерального закона N 306-ФЗ, определяются Правительством РФ.

Постановлением Правительства РФ от 21.12.2011 г. N 1074 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет» утверждены Правила исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет.

Статьей 2 Правил предусмотрено, что военнослужащим в выслугу лет для назначения надбавки засчитываются в календарном исчислении следующие периоды:

в) военная служба граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств — участников Содружества Независимых Государств (при их переводе в установленном порядке в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы);

г) военная служба граждан Российской Федерации до 1 января 1995 г. в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств — бывших республик Союза ССР, не входящих в Содружество Независимых Государств;

д) военная служба граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах иностранных государств, с которыми заключены соответствующие международные договоры или соглашения о военном сотрудничестве.

Аналогичный порядок исчисления ПНВЛ содержался в Правительства РФ от 14.07.2000 г. N 524.

Статьей 62 Закона РФ от 11.02.1993 г. N 4455-1 «О воинской обязанности и военной службе» установлено, что гражданин РФ, проходящий военную службу в воинских формированиях других государств (бывших республик СССР), сохраняет правовое положение военнослужащего, предусмотренное Законом РФ, только до окончания переходного периода (т.е. 31.12.1994 г.).

В своем консультативном заключении Определения N 01-1/2-09 от 09.12.2009 г. Экономический Суд Содружества Независимых Государств однозначно заключил, что выслуга лет для определения процентной надбавки исчисляется в соответствии с ч. 2 ст. 2 Соглашения от 15.05.1992 г. по нормам законодательства государств — участников, на территории которых проживают военнослужащие.

В вышеприведенной статье Соглашения для исчисления выслуги лет в одном случае — для определения права на пенсию (часть первая), в другом случае — для определения размера денежного довольствия часть вторая) установлены отдельные правила применения законодательства. По этой причине выслуга лет для назначения пенсий, исчисленная по законодательству государств — участников, на территории которых военнослужащие проходили службу, принимается для установления права на пенсию за выслугу лет и не учитывается при определении размера денежного довольствия для назначения пенсии, в том числе при расчете процентной надбавки за выслугу лет.

Процентная надбавка за выслугу лет исчисляется по законодательству государств — участников, на территории которых проживают военнослужащие. В таком же порядке исчисляется выслуга лет для определения размера процентной надбавки.

В Российской Федерации порядок исчисления выслуги лет для определения размера процентной надбавки определяется ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат» от 07.11.2011 г. N 306-ФЗ и Постановлением Правительства РФ «О порядке исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходившим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет» от 21.12.2011 г. N 1074.

Ранее этот же вопрос регулировался Постановлением Правительства РФ «Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей» от 14.07.2000 г. N 524.

В период с 1981 по 1992 год М.А.И., проживавший на территории Узбекской ССР, проходил военную службу в КГБ СССР. После распада Советского Союза, не изменив места жительства, истец принял гражданство Республики Узбекистан и поступил на службу в ее органы безопасности. В 1999 году он уволился из СНБ в отставку, и, став гражданином Российской Федерации, избрал местом постоянного жительства г. Новосибирск. С 1 сентября 1999 года Управлением ему была назначена пенсия и установлена надбавка за выслугу лет (далее надбавка).

При назначении надбавки пенсионный орган руководствовался «Инструкцией о выплате военнослужащим процентной надбавки за выслугу лет», утвержденной приказом ФСБ России от 26 августа 1995 года N 229 и Соглашением о порядке пенсионного обеспечения военнослужащих, их семей и государственного страхования военнослужащих государств — участников Содружества Независимых Государств от 15 мая 1992 года, а впоследствии — Постановлением Правительства РФ от 14 июля 2000 года N 524 «Об отдельных выплатах военнослужащим и членам их семей» (далее Постановление 524) и Постановлением Правительства РФ от 21 декабря 2011 года N 1074 «О порядке исчисления выслуги лет для назначения военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, ежемесячной надбавки за выслугу лет» (далее Постановление 1074). В 2013 году Управлением было выявлено, что в выслугу лет для назначения истцу надбавки был ошибочно включен период его военной службы в СНБ Республики Узбекистан с 1 января 1992 год по 30 июня 1999 года (далее — спорный период).

В вышеуказанных нормативных актах определены периоды, подлежащие включению в выслугу лет для назначения надбавки. Истец полагает, что спорный период подпадает под подпункт «в» пункта 2 Постановления 1074, определяющий что «в выслугу лет для назначения надбавки засчитывается военная служба граждан Российской Федерации в вооруженных силах, других войсках, воинских формированиях и органах государств — участников Содружества Независимых Государств (при их переводе в установленном в Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы). Вместе с тем, с учетом того, что к 1992 году М.А.И., приняв гражданство Республики Узбекистан уже служил в СНБ, он никак не мог являться гражданином Российской Федерации проходившим военную службу в органах государств — участников СНГ.

Таким образом, у УФСБ были все законные основания для исключения из выслуги лет для назначения надбавки периода службы М.А.И. в органах безопасности Республики Узбекистан (7 лет 5 месяцев 29 дней календарной выслуги 11 год 00 месяцев 00 дней в льготном исчислении — всего 8 лет 5 месяцев 29 дней). Перерасчет размера надбавки истцу был сделан с 1 февраля 2013 года.

Истцом не подтвержден факт прохождения истцом службы в Вооруженных Силах Республики Узбекистан на основании заключенного Республикой Узбекистан и Российской Федерацией соответствующего международного договора или соглашения о военном сотрудничестве дающем право для зачета в выслугу лет для назначения надбавки как «период службы военнослужащих — иностранных граждан в спецслужбах иностранных государств».

Таким образом, действия УФСБ по установлению периодов службы М.А.И., подлежащих зачету в выслугу лет для начисления надбавки, соответствуют требованиям, предъявляемым как законодательством Российской Федерации, так и международными договорами. Судебная практика, сложившаяся по аналогичным делам, также подтверждает правомерность решения Управления (апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Псковского, Калининградского, Белгородского областных судов (11 сентября 2012 года дело N 33-1448; 27.07.2012 г. дело N 332644; 02.07.2013 г. дело N 33-2190.

При указанных обстоятельствах решение Центрального районного суда города Новосибирска от 11 февраля 2014 года подлежит отмене с постановлением нового решения, которым в удовлетворении исковых требований М.А.И. к Управлению ФСБ России по Новосибирской области о включении в выслугу лет для процентной надбавки периода службы в СНБ республики Узбекистан, а также производства перерасчета следует отказать.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 328 — 330 ГПК РФ судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда города Новосибирска от 11 февраля 2014 года отменить и постановить новое решение, которым в удовлетворении исковых требований М.А.И. к Управлению ФСБ России по Новосибирской области о включении в выслугу лет для процентной надбавки периода службы в СНБ республики Узбекистан, а также производства перерасчета отказать.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *