Командиры воинских частей, виновные в незаконном увольнении военнослужащего с военной службы, несут материальную ответственность за ущерб, причиненный излишними денежными выплатами, произведенными в результате незаконного увольнения, в размере причиненного ущерба.

Решение Новосибирского гарнизонного военного суда от 29.03.2010 N 147-2010

Новосибирский гарнизонный военный суд в составе:

Председательствующего — судьи подполковника юстиции Иванова В.В., при секретаре Г., с участием прокурора — помощника военного прокурора Новосибирского гарнизона майора юстиции Т., представителя истца — подполковника юстиции П. и ответчика А., рассмотрел в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по исковому заявлению военного прокурора Новосибирского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации в лице Министерства обороны России о привлечении к материальной ответственности бывшего исполняющего обязанности начальника 000 военно-строительного управления — филиала федерального государственного унитарного предприятия «Главное управление обустройства войск Министерства обороны Российской Федерации» полковника запаса А.

В ходе рассмотрения дела по существу военный суд

установил:

Военный прокурор Новосибирского гарнизона обратился в суд с иском в защиту интересов Российской Федерации в лице Министерства обороны России к бывшему исполняющему обязанности начальника 000 военно-строительного управления — филиала федерального государственного унитарного предприятия «Главное управление обустройства войск Министерства обороны Российской Федерации» (далее — 000 ВСУ) А. о взыскании материального ущерба, причиненного в результате незаконного исключения им из списков личного состава управления старшего лейтенанта Ч., в размере 19 521 рубль 27 копеек.

Как следует из искового заявления, исполняющий обязанности начальника 000 ВСУ А. 29 декабря 2008 года издал приказ об исключении старшего лейтенанта Ч. из списков личного состава управления. Решением Новосибирского гарнизонного военного суда указанные действия А. были признаны неправомерными, вследствие чего, данный приказ в части, касающейся Ч., был отменен, а последний восстановлен в списках части. В связи с изложенным, со ссылкой на Федеральный закон «О материальной ответственности военнослужащих», военный прокурор просит суд взыскать с А. материальный ущерб, причиненный государству в лице Министерства обороны Российской Федерации в результате выплаты Ч. неполученного после незаконного исключения из списков части денежного довольствия и иных выплат в размере 19 421 рубля 27 копеек, а также судебных расходов в размере 100 рублей, взысканных по решению суда с 000 ВСУ.

Прокурор и представитель истца, поддержав заявленные исковые требования в полном объеме, дали пояснения в пределах поданного заявления.

Ответчик требования не признал, пояснив, что на тот момент отсутствовали денежные средства для расчета с увольняемыми военнослужащими, а вышестоящее командование устно требовало доклад о своевременном исключении данных военнослужащих из списков личного состава части. Кроме того, он беседовал с данными военнослужащими и они вроде бы согласились на исключение из списков управления без полного расчета по денежному довольствию, но как только состоялся данный приказ, старший лейтенант Ч. обжаловал его в суд.

Выслушав мнение ответчика, прокурора и представителя истца, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с выпиской из приказа от 29 декабря 2008 года N 292 л/с исполняющего обязанности начальника 000 ВСУ А. старший лейтенант Ч. с 29 декабря 2008 года исключен из списков личного состава управления.

Решением Новосибирского гарнизонного военного суда от 29 января 2009 года действия начальника 000 ВСУ, связанные с изданием вышеуказанного приказа признаны неправомерными, а на названное должностное лицо возложена обязанность отменить его в части, касающейся заявителя. Решение вступило в законную силу.

Из выписки из приказа исполняющего обязанности начальника 000 ВСУ от 06 февраля 2009 года N 19 л/с А. усматривается, что оспариваемый Ч. приказ на основании решения суда отменен, как нереализованный.

В соответствии со ст. 28 ФЗ «О статусе военнослужащих» военнослужащий, в зависимости от характера и тяжести совершенного им правонарушения привлекается к дисциплинарной, административной, материальной, гражданско-правовой и уголовной ответственности в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих» и другими федеральными законами.

Статьей 3 Федерального закона от 12 июля 1999 года N 161-ФЗ «О материальной ответственности военнослужащих» определено, что военнослужащие несут материальную ответственность только за причиненный по их вине реальный ущерб.

По смыслу данной статьи, основанием для привлечения военнослужащего к материальной ответственности, наряду с наличием реального ущерба, является его вина в данном ущербе и наличие причинной связи между действием (бездействием) и причиненным ущербом.

На основании пункта 4 статьи 4 того же Закона командиры (начальники) воинских частей, виновные в незаконном увольнении военнослужащего с военной службы, несут материальную ответственность за ущерб, причиненный излишними денежными выплатами, произведенными в результате незаконного увольнения военнослужащего, в размере причиненного ущерба, но не более трех окладов месячного денежного содержания и трех месячных надбавок за выслугу лет.

Анализируя изложенные нормы законов, суд приходит к убеждению, что А., незаконно исключив Ч. из списков личного состава управления, что установлено вступившим в законную силу решением суда, должен быть привлечен к ограниченной материальной ответственности за ущерб, причиненный Министерству обороны России излишними денежными выплатами, произведенными в результате незаконного увольнения военнослужащего, но в размере не более установленного законом.

В соответствии со справкой 000 ВСУ Ч. за период с момента восстановления в списках личного состава управления и до дня фактического исключения из них выплачены денежные средства в размере 19 421 рубль 27 копеек.

Кроме того, по вышеназванному решению суда от 29 января 2009 года с 000 ВСУ взысканы в пользу Ч., понесенные им судебные расходы в размере 100 рублей.

Таким образом, суд находит, что данные денежные выплаты в размере 19 521 рубля 27 копеек произведены истцом в результате незаконного увольнения ответчиком военнослужащего Ч..

Из справки 000 ВСУ от 25 сентября 2009 года N 33/1 следует, что денежное довольствие А. составляет: оклад по воинскому званию в размере 3037 рублей, оклад по воинской должности — 4998 рублей, процентная надбавка за выслугу лет — 5624 рублей 50 копеек.

Следовательно, размер трех окладов месячного денежного содержания и трех месячных надбавок за выслугу лет А. составлял 40978 рублей 50 рублей, что превышает сумму заявленного к взысканию ущерба.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковое заявление военного прокурора Новосибирского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации в лице Министерства обороны России о взыскании с бывшего исполняющего обязанности начальника 000 ВСУ А. материального ущерба, причиненного в результате незаконного увольнения с военной службы., в сумме 19 521 рубль 27 копеек, является обоснованным и подлежащим удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст. 194 — 199 ГПК РФ, военный суд,

решил:

Исковое заявление военного прокурора Новосибирского гарнизона в защиту интересов Российской Федерации в лице Министерства обороны России к А. — удовлетворить.

Взыскать в пользу Министерства обороны Российской Федерации с А. в счет возмещения ущерба, причиненного в результате незаконного увольнения с военной службы Ч. — 19521 (девятнадцать тысяч пятьсот двадцать один) рубль 27 копеек.

Решение может быть обжаловано в кассационном порядке в Западно-Сибирский окружной военный суд через Новосибирский гарнизонный военный суд в десятидневный срок со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья Новосибирского гарнизонного военного суда
подполковник юстиции
В.В.ИВАНОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *