О признании недействующим постановления администрации г. Владивостока от 28.12.1999 N 2227 Об изменении предельной нормы предоставления земельных участков и усовершенствовании порядка предоставления земель в городе Владивостоке.
Решение Ленинского районного суда г. Владивостока от 30.05.2006
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд г. Владивостока Приморского края в составе:
председательствующего судьи Коврижных А.А., при секретаре Шведюк Е.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ленинского района г. Владивостока об оспаривании нормативного правового акта,
установил:
Прокурор Ленинского района г. Владивостока обратился в суд с названным заявлением об оспаривании постановления администрации г. Владивостока от 28.12.1999 N 2227, в обоснование указав следующее. Оспариваемым постановлением изменена предельная норма предоставления земельных участков, установленная Временным положением о передаче в собственность земельных участков в г. Владивостоке, утвержденным решением малого совета Владивостокского городского Совета народных депутатов от 28.07.1993 N 764.
Прокурор полагает, что данное постановление является незаконным. Так, в соответствии со ст. 33 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 16 ст. 66 Закона Российской Федерации «О местном самоуправлении в Российской Федерации» определение в соответствии с земельным законодательством порядка предоставления и изъятия земельных участков, а также распоряжения земельными участками относится к компетенции представительного органа местного самоуправления.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находится установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью. Представительным органом местного самоуправления является коллегиальный орган, состоящий из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. В городе Владивостоке согласно ст. 21 Устава г. Владивостока таким органом является Дума г. Владивостока.
В соответствии со ст. 29 указанного Федерального закона в состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.
Нормативный правовой акт, регулирующий правоотношения в сфере предоставления земельных участков, принят решением малого совета Владивостокского городского Совета народных депутатов от 28.07.1993 N 764 «О передаче в собственность земельных участков в г. Владивостоке». Данный нормативный акт не отменен и действует на территории муниципального образования г. Владивостока.
Ссылка администрации г. Владивостока на Указы Президента Российской Федерации от 26.10.1993 N 1760 «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» и от 22.12.1993 N 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» в части наделения местной администрации функциями городских и районных советов народных депутатов несостоятельна.
Так, в силу п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 26.10.1993 N 1760 «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» Положение об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации, утвержденное данным указом, устанавливается на период поэтапной конституционной реформы. Кроме того, в соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 26.10.1993 N 1760 «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 8 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» данные указы подлежали внесению на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации. Таким образом, правовое регулирование указами Президента Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления носило временный характер и действовало до завершения конституционной реформы в части реформирования системы местного самоуправления, то есть до принятия Конституции Российской Федерации на всенародном голосовании и установления Федеральным Собранием Российской Федерации соответствующего законодательного регулирования в этой сфере.
Во исполнение конституционных положений о местном самоуправлении Федеральным Собранием Российской Федерации принят Федеральный закон от 28.08.1995 N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Статьей 55 данного закона установлено, что нормативные правовые акты в Российской Федерации до приведения их в соответствие с указанным законом применяются в части, ему не противоречащей. Следовательно, с момента вступления в силу данного закона прекращается действие указов Президента Российской Федерации от 26.10.1993 N 1760 «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» и от 22.12.1993 N 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации».
Статьей 56 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» подтверждено действие ст. 66 Закона Российской Федерации «О местном самоуправлении в Российской Федерации» в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации и указанному закону. В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» полномочия представительных органов местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований. Статьей 22 Устава муниципального образования г. Владивостока определены полномочия Думы г. Владивостока. К исключительной компетенции Думы г. Владивостока отнесено определение порядка управления и распоряжения муниципальный собственностью.
Таким образом, постановление администрации г. Владивостока от 28.12.1999 N 2227 «Об изменении предельной нормы предоставления земельных участков и усовершенствовании порядка предоставления земель в городе Владивостоке» принято с превышением установленных законом полномочий, что противоречит законодательству о местном самоуправлении. Просит постановление администрации г. Владивостока от 28.12.1999 N 2227 «Об изменении предельной нормы предоставления земельных участков и усовершенствовании порядка предоставления земель в городе Владивостоке» отменить.
В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Владивостока настаивала на заявленных требованиях, подтвердив основание и доводы, изложенные в заявлении.
Представитель администрации г. Владивостока в судебном заседании с требованиями прокурора не согласилась, изложив свои доводы в письменном отзыве, из которых следует, что прокурором не указано, какому правовому акту либо закону не соответствует постановление главы администрации г. Владивостока от 28.12.1999 N 2227, каким образом и чьи права и охраняемые законом интересы нарушены указанным постановлением и в защиту чьих интересов обратился прокурор с указанным заявлением. Оспариваемым постановлением были увеличены нормы предоставления земельных участков в периферийной и курортной экономико-планировочной зонах города Владивостока с 600 до 1500 кв. м.
В соответствии со ст. 36 ЗК РСФСР (действовавшего на момент принятия оспариваемого постановления) предельные размеры земельных участков для индивидуального жилищного строительства и личного подсобного хозяйства устанавливаются сельскими, поселковыми, городскими Советами народных депутатов.
В городе Владивостоке данные нормы были утверждены решением Малого совета Владивостокского городского Совета народных депутатов от 28.07.1993 N 764 «О передаче в собственность земельных участков в г. Владивостоке».
Законом Приморского края от 09.02.1996 N 28-КЗ «О местном самоуправлении в Приморском крае» установление норм бесплатного предоставления земельных участков в собственность, постоянное (бессрочное) пользование, пожизненно наследуемое владение отнесено к компетенции органов местного самоуправления. При этом конкретный орган, уполномоченный на установление норм, в законе не определен.
Согласно п. 12 постановления Пленума ВС РФ от 20.01.2003 N 2 под нормативным правовым актом понимается изданный в установленном порядке акт правомочного на то органа местного самоуправления или должностного лица, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение и действующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные правоотношения, предусмотренные актом.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» принятие общеобязательных правил по предметам ведения муниципального образования, предусмотренных уставом муниципального образования, находится в исключительном ведении представительных органов местного самоуправления. Аналогичное правило было закреплено в ст. 25 Закона Приморского края от 09.02.1996 N 28-КЗ «О местном самоуправлении в Приморском крае».
Согласно ст. 8 Устава г. Владивосток представительную муниципальную власть в г. Владивостоке осуществляет Дума г. Владивостока. Таким образом, поскольку нормы предоставления земельных участков носят общеобязательный характер, их утверждение действующим законодательством отнесено к компетенции Думы г. Владивостока. При этом в соответствии со ст. 98 Устава г. Владивостока до избрания Владивостокской городской Думы ее полномочия, предусмотренные федеральными законами, законами Приморского края и настоящим Уставом, осуществляются главой администрации г. Владивостока. Обжалуемое постановление принято главой администрации г. Владивостока в период отсутствия Думы г. Владивостока.
Кроме того, согласно п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 09.10.1993 N 1617 до избрания и начала работы новых органов местного самоуправления их функции выполняет местная администрация. В соответствии с п. 4 Указа Президента Российской Федерации от 26.10.1993 N 1760 «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» деятельность городских и районных Советов народных депутатов была прекращена, их функции возложены на местные администрации. На основании изложенного просит отказать в удовлетворении заявленных требований прокурора.
Суд, выслушав мнение помощника прокурора, представителя администрации Владивостока, исследовав и оценив собранные по делу доказательства в совокупности, пришел к выводу, что заявленные требования прокурора Ленинского района г. Владивостока подлежат полному удовлетворению по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что 28.12.1999 принято постановление администрации г. Владивостока N 2227 «Об изменении предельной нормы предоставления земельных участков и усовершенствовании порядка предоставления земель в городе Владивостоке», которое опубликовано в газете «Владивосток» от 03.09.2002 N 126.
Данным постановлением изменена (увеличена) предельная норма предоставления земельных участков (от 600 до 1500 кв. м), установленная Временным положением о передаче в собственность земельных участков в г. Владивостоке, утвержденным решением малого совета Владивостокского городского Совета народных депутатов от 28.07.1993 N 764, которое не отменено и действует на территории муниципального образования г. Владивостока.
Суд находит постановление администрации г. Владивостока от 28.12.1999 N 2227 «Об изменении предельной нормы предоставления земельных участков и усовершенствовании порядка предоставления земель в городе Владивостоке» принятым с превышением установленных законом полномочий и противоречащим законодательству о местном самоуправлении.
Так, в соответствии со ст. 33 ЗК РФ, предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства и индивидуального жилищного строительства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
В соответствии с п. 16 ст. 66 Закона Российской Федерации «О местном самоуправлении в Российской Федерации» определение в соответствии с земельным законодательством порядка предоставления и изъятия земельных участков, а также распоряжения земельными участками относится к компетенции представительного органа местного самоуправления, каковым в г. Владивостоке является Дума г. Владивостока (ст. 21 Устава г. Владивостока).
Согласно ст. 15 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в исключительном ведении представительных органов местного самоуправления находится установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью, полномочия представительных органов местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований.
Статьей 22 Устава муниципального образования г. Владивостока определены полномочия Думы г. Владивостока. К исключительной компетенции Думы г. Владивостока отнесено определение порядка управления и распоряжения муниципальный собственностью.
В соответствии со ст. 29 указанного Федерального закона в состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, имущество органов местного самоуправления, муниципальные внебюджетные фонды, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.
Пункт 1 постановления администрации г. Владивостока от 28.12.1999 N 2227 «Об изменении предельной нормы предоставления земельных участков и усовершенствовании порядка предоставления земель в городе Владивостоке» является незаконным, поскольку глава администрации г. Владивостока при внесении изменений в нормативный акт представительного органа местного самоуправления вышел за пределы своей компетенции.
Ссылка администрации г. Владивостока на указы Президента Российской Федерации от 26.10.1993 N 1760 «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» и от 22.12.1993 N 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» в части наделения местной администрации функциями городских и районных советов народных несостоятельна.
Так, в силу п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 26.10.1993 N 1760 «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» Положение об основах организации местного самоуправления в Российской Федерации, утвержденное данным указом, устанавливается на период поэтапной конституционной реформы. Кроме того, в соответствии с п. 1 Указа Президента Российской Федерации от 26.10.1993 N 1760 «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» и п. 8 Указа Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации» данные указы подлежали внесению на рассмотрение Федерального Собрания Российской Федерации. Таким образом, правовое регулирование указами Президента Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления носило временный характер и действовало до завершения конституционной реформы в части реформирования системы местного самоуправления, то есть до принятия Конституции Российской Федерации на всенародном голосовании и установления Федеральным Собранием Российской Федерации соответствующего законодательного регулирования в этой сфере.
Во исполнение конституционных положений о местном самоуправлении Федеральным Собранием Российской Федерации принят Федеральный закон от 28.08.1995 N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Статьей 55 данного закона установлено, что нормативные правовые акты в Российской Федерации до приведения их в соответствие с указанным законом применяются в части, ему не противоречащей. Следовательно, с момента вступления в силу данного закона прекращается действие указов Президента Российской Федерации от 26.10.1993 N 1760 «О реформе местного самоуправления в Российской Федерации» и от 22.12.1993 N 2265 «О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации».
Статьей 56 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» подтверждено действие ст. 66 Закона Российской Федерации «О местном самоуправлении в Российской Федерации» в части, не противоречащей Конституции Российской Федерации и указанному закону.
В связи с изложенным суд считает необходимым признать постановление администрации г. Владивостока от 28.12.1999 N 2227 «Об изменении предельной нормы предоставления земельных участков и усовершенствовании порядка предоставления земель в городе Владивостоке» незаконным. Вместе с тем, учитывая сроки издания оспариваемого постановления, заключение на его основе ряда договоров о передаче в собственность земельных участков, суд считает необходимым признать оспариваемое постановление незаконным со дня вступления решения суда в законную силу.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 253, ст. ст. 194 — 197 ГПК РФ, суд
решил:
Заявленные требования прокурора Ленинского района г. Владивостока удовлетворить в полном объеме.
Признать постановление администрации г. Владивостока от 28.12.1999 N 2227 «Об изменении предельной нормы предоставления земельных участков и усовершенствовании порядка предоставления земель в городе Владивостоке» незаконным со дня вступления решения суда в законную силу.
Обязать главу администрации г. Владивостока отменить постановление администрации г. Владивостока от 28.12.1999 N 2227 «Об изменении предельной нормы предоставления земельных участков и усовершенствовании порядка предоставления земель в городе Владивостоке».
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение 10 дней через Ленинский районный суд г. Владивостока.
Судья
А.А.КОВРИЖНЫХ