О признании недействующим постановления Администрации Кемеровской области от 10.03.1998 N 9 О дополнительных мерах по усилению государственного контроля за оборотом и качеством алкогольной продукции.

Решение Кемеровского областного суда от 04.06.1998 N 3-44/98

Именем Российской Федерации, Кемеровский областной суд в составе:

председательствующего Булатовой Т.И.,

при секретаре П.Е.Ю.,

с участием прокурора Байдиковой О.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово дело по заявлениям ЗАО «Сибирский бальзам», некоммерческого партнерства «Лига предпринимателей Кузбасса», прокурора Кемеровской области о признании недействительным постановления Администрации Кемеровской области от 10 марта 1998 года N 9 «О дополнительных мерах по усилению государственного контроля за оборотом и качеством алкогольной продукции»,

установил:

Постановлением Администрации Кемеровской области от 10 марта 1998 года N 9 «О дополнительных мерах по усилению государственного контроля за оборотом и качеством алкогольной продукции» введена с 1.04.98 маркировка всей алкогольной продукции, вырабатываемой предприятиями области и ввозимой на территорию области, сертификационными марками, выполненными методом голографии, форму и размер которой утверждает государственная инспекция по Кемеровской области. Управлению цен Администрации области поручено утвердить стоимость сертификационной марки и порядок отнесения затрат по ее приобретению. Этим же постановлением предусмотрено создание на территории городов, районов, оптовых алкогольных центров, утвержден Порядок и механизм работы оптового алкогольного центра (л. д. 53 — 55).

Принесенный прокурором Кемеровской области протест на вышеуказанное постановление Администрации области и утвержденный постановлением Порядок работы муниципальных унитарных предприятий (оптовых алкогольных центров) оставлен без удовлетворения (л. д. 50 — 52, 56 — 57).

Считая постановление Администрации Кемеровской области от 10.03.98 N 9 «О дополнительных мерах по усилению государственного контроля за оборотом и качеством алкогольной продукции» незаконным, прокурор Кемеровской области, ЗАО «Сибирский бальзам», некоммерческое партнерство «Лига предпринимателей Кузбасса» обратились в суд с заявлениями о признании данного постановления недействительным, как противоречащим Конституции Российской Федерации и Федеральному законодательству, нарушающим права лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью.

Представитель Администрации Кемеровской области — консультант правового управления Администрации М.А.В., действующая по доверенности N 30/13 от 28.01.98 требования заявителей считает необоснованными, пояснив, что оспариваемое постановление было принято во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 18.08.96 N 1213 «Об усилении государственного контроля за оборотом алкогольной продукции» и постановления Правительства РФ от 8.04.97 N 406 «Об утверждении комплексного плана мероприятий по наведению порядка в сфере производства и реализации алкогольной продукции», согласно которым органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации вправе разрабатывать дополнительные ограничения на розничную реализацию алкогольной продукции в целях защиты здоровья населения, обеспечения общественной безопасности. Постановление не противоречит ст. 4 Федерального Закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции», а также ст. 13 этого Закона, т.е. сертификационная марка не заменяет и не дублирует акцизную или специальную марку, а является подтверждением качества продукции. Сертификационная марка введена в целях защиты жизни и здоровья населения области и с целью защиты местных производителей алкогольной продукции.

Выслушав пояснения представителя прокуратуры Кемеровской области Байдиковой О.Г., представителей некоммерческого партнерства «Лига предпринимателей Кузбасса» — президента С.Р.В. и Т.А.Ю., действующего по доверенности от 16.01.98, представителя ЗАО «Сибирский бальзам» — Б.А.Г., действующего по доверенности от 25.09.97 N 89, представителя Администрации Кемеровской области — М.А.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора, полагавшей, что требования заявителей обоснованы, суд считает заявления подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Установление налогов и сборов органами государственной власти субъектов Российской Федерации должно осуществляться в соответствии с имеющей прямое действие Конституцией Российской Федерации и с общими принципами налогообложения и сборов, содержащимися в Федеральных Законах. Согласно ч. 3 ст. 75 Конституции Российской Федерации общие принципы налогообложения и сборов в Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом. Таким Законом в настоящее время является Закон РФ от 27.12.91 (с последующими изменениями и дополнениями) «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». В соответствии с ч. 2 ст. 18 названного Закона органы государственной власти всех уровней не вправе вводить дополнительные налоги и обязательные отчисления, не предусмотренные законодательством Российской Федерации. Согласно ст. 13 Федерального Закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции» от 22.11.95 (в ред. Федерального закона от 10.01.97) исчисление и уплата налогов и сборов с алкогольной продукции производится в порядке и на условиях, которые определяются законодательными актами Российской Федерации. Алкогольная продукция с содержанием алкоголя свыше 6% подлежит обязательной маркировке марками акцизного сбора или специальными марками. Образцы марок, порядок и размеры их оплаты устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, введение маркировки алкогольной продукции сертификационными марками, установление образцов и стоимости этих марок не входит в компетенцию Администрации области и, приняв постановление N 9 от 10.03.98, Администрация области вышла за пределы своих полномочий.

Кроме того, оспариваемое постановление нарушает конституционный принцип единства экономического пространства Российской Федерации, ущемляет права заявителей и других лиц как хозяйствующих субъектов, ограничивает конкуренцию и свободу предпринимательства. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, а согласно ст. 74 Конституции на территории Российской Федерации не допускается установление сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Согласно п. 5 ст. 11 Закона Верховного Совета Российской Федерации «О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной администрации» областная Администрация не вправе вводить не предусмотренные законодательством Российской Федерации ограничения для предприятий различных форм собственности, находящихся на территории области, которые бы препятствовали свободе предпринимательства и хозяйственной деятельности, ввозу и вывозу товаров за пределы соответствующей территории.

Введение маркировки алкогольной продукции сертификационными марками, не предусмотренные перечнем документов, подтверждающих легальность производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции на территории Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства РФ N 1019 от 15.08.97, а также установление обязательного заключения договоров между администрацией оптовых алкогольных центров и каждым владельцем, завозящим продукцию: определение платы за услуги, оказываемые центром, администрацией центра по согласованию с управлением (отделом) цен администрации города, района, противоречит вышеприведенным положениям Конституции РФ и федеральному законодательству, в т.ч. ст. ст. 1, 421 ГК РФ, Закону РФ «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22.03.91 (в ред. Законов РФ от 24.06.92, 15.07.92, Федеральных законов от 25.05.95, 6.05.98).

Кроме того, возложенные постановлением Администрации области на глав и администрации городов, районов обязанности по созданию унитарных муниципальных предприятий (оптовых алкогольных центров) (п. 2 постановления), противоречит и Федеральному Закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», поскольку принятие решений о создании муниципальных предприятий отнесено к компетенции соответствующего муниципального образования.

С учетом изложенного суд полагает необходимым признать постановление Администрации Кемеровской области от 10.03.98 N 9 «О дополнительных мерах по усилению государственного контроля за оборотом и качеством алкогольной продукции», как принятое с превышением предоставленной компетенции и с нарушением действующего законодательства, недействительным.

Ссылку представителя Администрации области на Указ Президента РФ от 18.08.96 N 1213 и постановление Правительства РФ от 8.04.97 N 406 суд считает необоснованной, т.к. ни Указом, ни постановлением не предусмотрена возможность введения органами исполнительной власти дополнительных сборов, сертификационных марок, установление их стоимости и наделение этих органов иными полномочиями по решению вопросов, не входящих в их компетенцию.

Администрация Кемеровской области фактически признала несоответствие оспариваемого нормативного правового акта Конституции РФ и федеральному законодательству, признав его своим постановлением от 27.05.98 N 36 утратившим силу.

Вместе с тем, хотя и постановление Администрации области от 10.03.98 N 9 «О дополнительных мерах по усилению государственного контроля за оборотом и качеством алкогольной продукции» отменено, однако без указания о его недействительности с момента издания. В судебном заседании заявители настаивали на вынесении судом решения, в т.ч. прокурор настаивал на указании в решении о том, что постановление не порождает правовых последствий со дня издания, а поэтому доводы представителя Администрации области о необходимости прекращения производства по делу суд находит необоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 231 — 232 ГПК РСФСР, суд

решил:

Заявления ЗАО «Сибирский бальзам», некоммерческого партнерства «Лига предпринимателей Кузбасса», прокурора Кемеровской области удовлетворить. Признать недействительным и не порождающих правовых последствий со дня издания постановление Администрации Кемеровской области от 10.03.98 N 9 «О дополнительных мерах по усилению государственного контроля за оборотом и качеством алкогольной продукции».

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней.

Судья Кемеровского областного суда
Т.И.БУЛАТОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *