О признании недействующими пунктов 1.2, 1.3, 1.4.1, 1.4.2 распоряжения Администрации Кемеровской области от 22.08.1997 N 756-р О поставках угля для нужд населения на котельные городов и районов области.
Решение Кемеровского областного суда от 17.12.1997 N 3-133/97
Именем Российской Федерации Судебная коллегия по гражданским делам Кемеровского областного суда Кемеровской области в составе:
председательствующего Шабалина В.Н.,
при секретаре Е.Ю.,
с участием прокурора Бесхлебиной Г.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Кемерово дело по заявлению прокурора Кемеровской области Симученкова В.В. о признании недействительным распоряжения Администрации Кемеровской области N 756-р от 22.08.97 «О поставках угля для нужд населения на котельные городов и районов области»,
установила:
Прокурор Кемеровской области Симученков В.В. обратился в суд с заявлением о признании недействительным распоряжения Администрации Кемеровской области N 756-р от 22.08.97 «О поставках угля для нужд населения на котельные городов и районов области».
В судебном заседании прокурор Бесхлебная Г.Н. уточнила требования и просила признать недействительными п. п. 1.2, 1.3, 1.4.1, 1.4.2 распоряжения Администрации Кемеровской области N 756-р от 22.08.97 «О поставках угля для нужд населения на котельные городов и районов области» по тем основаниям, что указанные пункты распоряжения противоречат действующему законодательству.
Представитель Администрации Кемеровской области М.К. — консультант правового управления считает, что требования прокурора концентрированы на вопросах, касающихся порядка уплаты налогов, обращения взыскания на имущество должников, органах, которые в соответствии с действующим законодательством осуществляют взыскание налогов и иных обязательных платежей в бюджет, обращают внимание на имущество должника в случае недостаточности денежных средств.
Однако, в распоряжении Администрации области речь идет о поставках угля в целях обеспечения области теплом в отопительном сезоне 1997 — 1998 г.г. и увеличении запасов угля на складах котельных городов и районов, что является прямой обязанностью Администрации Кемеровской области, как органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Утверждает, что рекомендации Администрации области о необходимости обратить пристальное внимание на проблему поставки угля в целях обеспечения области теплом в отопительном сезоне 1997 — 1998 г.г. не является вмешательством в компетенцию федеральных органов налоговой полиции.
Кроме того, представитель Администрации области считает, что суд не вправе рассматривать требования прокурора о признании п. п. 1.2, 1.4.1, 1.4.2 недействительными, поскольку до обращения в суд законность указанных пунктов распоряжения не опротестовывалась прокурором, как это предусмотрено п. 3 ст. 61 Закона РФ «О краевом, областном Совете и краевой, областной администрации».
Представитель, привлеченного к участию в деле в качестве третьего лица, управления по Кемеровской области Федеральной службы налоговой полиции РФ — юрисконсульт С.В., считает, что требования прокурора законны.
Изучив материалы дела, выслушав прокурора, представителей Администрации Кемеровской области, управления по Кемеровской области Федеральной службы налоговой полиции РФ, коллегия считает заявление прокурора Кемеровской области подлежащим удовлетворению.
Администрация Кемеровской области 22.08.97 издала распоряжение N 756-р «О поставках угля для нужд населения на котельные городов и районов области».
Распоряжением определен порядок организации работ по поставке угля на котельные городов и районов в счет задолженности перед областным и местным бюджетами. Для этого Администрацией области должны быть определены объемы заказа угля с угледобывающих предприятий на склады котельных городов и районов.
Пункты 1.2, 1.3, 1.4.1, 1.4.2 распоряжения связаны с деятельностью федеральных налоговых органов.
Так п. п. 1.2, 1.3 рекомендовано органам налоговой инспекции представить информацию органам налоговой полиции о задолженности угледобывающих предприятий в областной и местные бюджеты, органам налоговой полиции рекомендовано произвести арест угольных ресурсов, находящихся на складах угледобывающих предприятий, имеющих задолженность в областной и местные бюджеты.
Пунктами 1.4.1, 1.4.2 распоряжения предусмотрено, что администрация области должна создавать комиссию по установлению цен на уголь, изымаемый в счет задолженности в областной и местные бюджеты, определить доверенные фирмы и условиях договора поручить им согласно графику осуществить поставки угля на котельные городов и районов.
Согласно ст. ст. 1, 10 Закона РФ «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ», бюджет представляет собой форму образования расходования денежных средств, доходы каждого уровня формируются в соответствии с налоговым законодательством.
Статья 11 Закона РФ «Об основах налоговой системы в РФ» содержит перечень обязанностей налогоплательщика, мера обеспечения их исполнения и предусматривает, что обязанность плательщика налога прекращается уплатой им налога или отменой налога. Невозможность уплаты налога в денежной форме влечет в соответствии с действующим законодательством принятие мер компетентными органами по обращению взыскания на имущество должника, признанию его банкротом.
Порядок взыскания налогов и обращения взыскания на имущество установлено федеральным законодательством.
Статья 11 Закона РФ «О федеральных органах налоговой полиции», ст. 13 Закона РФ «Об основах налоговой системы», ст. 7 Закона РФ «О государственной налоговой службе», Положение «О порядке обращения взыскания недоимок по налогам и другим обязательным платежам, уплачиваемым юридическими лицами в бюджет и государственные внебюджетные фонды, на их имущество в случае отсутствия денежных средств на счетах и банках», утвержденное Государственной налоговой службой РФ, Департаментом налоговой полиции РФ, Министерством финансов РФ 25.05.94, Указ Президента РФ от 14.02.96 N 199 «О некоторых мерах по реализации решений об обращении взыскания на имущество организаций и временного положения о порядке обращения взыскания на имущество организаций от 14.02.96, предусматривает, что взыскание недоимок осуществляется в бесспорном порядке, а в случае недостаточности денежных средств, взыскание обращается на имущество должника.
Данное действие является компетенцией органов государственной налоговой службы и федеральной службы налоговой полиции, а не органов государственной власти субъектов федерации.
Из вышеуказанного следует, что порядок погашения недоимок по налогам и иным обязательным платежам в бюджет, обращения взыскания на имущество в случае недостаточности денежных средств, а также органы, наделенные этими полномочиями определены федеральным законодательством.
Областная Администрация не вправе самостоятельно принимать к рассмотрению вопросы, отнесенные к компетенции других органов государственной власти и управления.
Статья 3 Закона РФ «О краевом, областном Совете народных депутатов и краевой, областной Администрации» предусмотрено, что органы государственной власти и управления, администрация края, области самостоятельно решают все вопросы отнесенные законами Российской Федерации к компетенции, которая определена ст. 51 данного Закона РФ.
Из п. п. 1.4.1, 1.4.2 распоряжения усматривается, что Администрация области должна создать комиссию по установлению цен на уголь, изымаемый в счет задолженности в областной и местные бюджеты, определить доверенные фирмы и на условиях договора поручить им согласно графику осуществить поставки угля на котельные городов и районов.
Положением «О порядке обращения взыскания недоимок по налогам и другим обязательным платежам, уплачиваемым юридическими лицами в бюджет и государственные внебюджетные фонды, на их имущество в случае отсутствия денежных средств на счетах в банках (п. п. 6, 9) установлено, что оценка арестованного имущества производится налоговыми органами на основе данных бухгалтерского учета налогоплательщика, учитывающих первоначальную стоимость износа имущества, а также на основе имеющихся данных о состоянии рыночного конъюнктурного спроса и предложения на виды имущества, подлежащие административному аресту.
Предприятия, привлекаемые в качестве посредника для реализации арестованного имущества, определяются самими налогоплательщиками-владельцами имущества, а при отказе от таких предложений — по усмотрению органов налоговой полиции.
Судебная коллегия находит, что Администрация области п. п. 1.2, 1.3, 1.4.1, 1.4.2 изданного распоряжения N 756-р от 22.08.97 «О поставках угля для нужд населения на котельные городов и районов области» нарушило действующее законодательство и вмешалось в компетенцию Федеральных налоговых органов.
По указанным выше обстоятельствам коллегия не может согласиться с доводами представителя Администрации Кемеровской области о том, что распоряжение (п. п. 1.2, 1.3, 1.4.1, 1.4.2) законно, издание его вызвано необходимостью обеспечения области теплом в отопительном сезоне 1997 — 1998 г.г. и что вынесено оно в пределах компетенции Администрации области.
Коллегия находит несостоятельным довод представителя Администрации области, что суд не вправе рассматривать требования прокурора о признании п. п. 1.2, 1.4.1, 1.4.2 недействительными, поскольку до обращения в суд законность данных пунктов распоряжения не опротестовывалась прокурором, как это предусмотрено п. 3 ст. 61 Закона РФ «О краевом, областном Совете и краевой, областной администрации».
Согласно ст. 21 Федерального Закона «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.04.95 предусматривает, что прокурор или его заместитель приносит протест на противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, который издал этот акт, либо обращается в суд …
Согласно Конституции РФ от 12 декабря 1993 года, законы и другие правовые акты, действовали на территории РФ до вступления в силу Конституции, применяются в части, не противоречащей Конституции РФ.
Статья 46 Конституции РФ предусматривает, что решения и действия (или бездействия) органов государственной власти … могут быть обжалованы в суд.
Руководствуясь ст. ст. 191, 197 ГПК РФ судебная коллегия
решила:
Признать недействительными п. п. 1.2, 1.3, 1.4.1, 1.4.2 распоряжения Администрации Кемеровской области N 756-р от 22.08.97 «О поставках угля для нужд населения на котельные городов и районов области».
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РФ в течение 10 дней.
Судья Кемеровского областного суда
В.Н.ШАБАЛИН