О признании недействующим подпункта 2 пункта 5 статьи 9 Закона Хабаровского края от 27.11.2001 N 347 в редакции Закона Хабаровского края от 31.01.2002 N 7 в части налогообложения детских швейных изделий из натуральной кожи и натурального меха.
Решение Хабаровского краевого суда от 05.07.2002 N 3-159/02
Именем Российской Федерации
Хабаровский краевой суд в составе:
председательствующего судьи Барабаш Н.Ю.,
с участием прокурора Закоржевской В.В.,
при секретаре Филипповой О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Хабаровского края в защиту государственных и общественных интересов о признании подпункта 2 пункта 5 статьи 9 Закона Хабаровского края от 27 ноября 2001 года N 347 «О налоге с продаж» в редакции Закона Хабаровского края от 31 января 2002 года N 7 в части налогообложения детских швейных изделий из натуральной кожи и натурального меха, недействующим,
установил:
Законодательной Думой Хабаровского края 27 ноября 2001 года был принят Закон Хабаровского края N 347 «О налоге с продаж».
В соответствии с подпунктом 2 пункта 5 статьи 9 названного Закона в редакции Закона Хабаровского края N 7 от 31 января 2002 года, определяющей порядок уплаты налога, установлено, что не подлежат налогообложению операции по реализации детских швейных изделий за исключением изделий из натурального меха и натуральной кожи.
Прокурор Хабаровского края обратился в суд с заявлением о признании подпункта 2 пункта 5 статьи 9 Закона Хабаровского края от 27.11.2001 в редакции Закона Хабаровского края от 31.01.2002 N 7 в части налогообложения детских швейных изделий из натуральной кожи и натурального меха недействующим, сославшись на противоречие данной нормы краевого закона Конституции Российской Федерации и налоговому законодательству, а именно п.п. 2 п. 1 ст. 350 Налогового кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании старший прокурор отдела по надзору за исполнением налогового и таможенного законодательства прокуратуры Хабаровского края Закоржевская В.В. поддержала заявлением Прокурора Хабаровского края и настаивала на его удовлетворении.
Представитель Законодательной Думы Хабаровского края, действующая на основании доверенности, Ермольченко О.В. с заявлением Прокурора Хабаровского края не согласилась, просила в удовлетворении заявления отказать.
Выслушав пояснения прокурора Закоржевской В.В., представителя Законодательной Думы Хабаровского края Ермольченко О.В., исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Закоржевской В.В., полагавшей заявление подлежащим удовлетворению, суд находит заявление Прокурора Хабаровского края обоснованным и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п. «и» ч. 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. 2 и ч. 5 ст. 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.
Налоговым кодексом Российской Федерации и сохраняющими силу положениями Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» разграничиваются полномочия федерального законодателя и законодателей субъектов Российской Федерации в сфере налогообложения.
В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 14 Налогового кодекса Российской Федерации налог с продаж относится к региональным налогам.
В силу ч. 3 ст. 12, ст. 347 Налогового кодекса Российской Федерации налог с продаж устанавливается и вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом, законами субъектов Российской Федерации. При установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах установленных настоящим Кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются настоящим Кодексом.
Подпунктом 2 п. 1 ст. 350 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) операции по реализации физическим лицам детской одежды и обуви.
Оспариваемой нормой Закона Хабаровского края «О налоге с продаж» допущено сужение предоставленных федеральным законодательством льгот по уплате налога, поскольку введено ограничение при освобождении от уплаты налога с продаж в отношении детских швейных изделий из натурального меха и натуральной кожи.
Тем самым, региональным законодателем расширены налоговые обязательства и ухудшено положение налогоплательщика, по сравнению с льготами, предоставленными подпунктом 2 п. 1 ст. 350 Налогового кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении N 2-П от 30.01.2001, законодатель субъекта Российской Федерации может осуществлять правовое регулирование налога при условии, что такое регулирование не увеличивает налоговое бремя и не ухудшает положение налогоплательщика по сравнению с тем, как это определяется федеральным законом.
При таком положении норма, предусмотренная п.п. 2 п. 5 ст. 9 Закона Хабаровского края от 27.11.2001 N 347 (в редакции Закона края N 7 от 31.01.2002) в части налогообложения детских швейных изделий из натуральной кожи и натурального меха, противоречит Конституции Российской Федерации, налоговому законодательству и должна быть признана недействующей со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.
Доводы представителя Законодательной Думы Хабаровского края о том, что в связи с отсутствием в федеральном законодательстве понятия «детские товары» в отношении налога с продаж, в краевом Законе были применены положения ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации, касающиеся налога на добавленную стоимость, являются несостоятельными, по основаниям, изложенным в решении, а также по тем основаниям, что положениями ст. 164 Налогового кодекса Российской Федерации определены налоговые ставки федерального налога — налога на добавленную стоимость и в данном случае не может быть применена аналогия закона.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 191 — 197 ГПК РСФСР, суд
решил:
Удовлетворить заявление прокурора Хабаровского края.
Признать недействующим со дня вступления решения в законную силу подпункт 2 пункта 5 статьи 9 Закона Хабаровского края от 27 ноября 2001 года N 347 «О налоге с продаж» в редакции Закона Хабаровского края от 31 января 2002 года N 7 в части налогообложения детских швейных изделий из натуральной кожи и натурального меха.
Сообщение о настоящем решении опубликовать в Сборнике нормативных правовых актов Законодательной Думы Хабаровского края.
Решение может быть обжаловано, опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней через Хабаровский краевой суд.
Председательствующий
Н.Ю.Барабаш