О признании недействующим постановления Правительства РМ от 05.11.2008 N 497 Об исключении земельных участков из границ поселка Чекаевский и села Берсеневка Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия.

Решение Верховного суда Республики Мордовия от 25.12.2009 N 3-3/2009

Верховный Суд Республики Мордовия в составе:

председательствующего — судьи Верховного Суда Республики Мордовия Н.В.Демидчик,

при секретаре судебного заседания П.

с участием прокурора Е.В. Каштановой

с участием в деле:

заявителя — К.Р.,

представителя заявителя К.А., представившего в подтверждение своих полномочий доверенность от 10 августа 2009 года,

заинтересованного лица — Правительства Республики Мордовия, его представителя К.В., главного специалиста Министерства финансов Республики Мордовия, представившей в подтверждение своих полномочий доверенность от 29 июля 2008 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Саранске гражданское дело по заявлению К.Р. об оспаривании постановления Правительства Республики Мордовия N 497 от 05 ноября 2008 года «Об исключении земельных участков из границ поселка Чекаевский и села Берсеневка Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия»,

установил:

05 ноября 2008 года Правительством Республики Мордовия принято постановление N 497 «Об исключении земельных участков из границ поселка Чекаевский и села Берсеневка Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия».

Текст постановления опубликован официально для всеобщего сведения в печатном издании «Известия Мордовии» 06 ноября 2008 года N 14 (л.д. 11).

К.Р. обратилась в суд с заявлением об оспаривании указанного постановления, ссылаясь на следующие обстоятельства.

Она является собственником двух земельных участков, в отношении которых принято указанное постановление. Считает, что были допущены нарушения законодательства при проведении публичных слушаний, она не была надлежаще извещена об их проведении, результаты этих слушаний были сфальсифицированы, заключение органа местного самоуправления о возможности и целесообразности исключения земельных участков из границ населенных пунктов было сделано до проведения публичных слушаний, спорные земельные участки она использует по назначению, в нарушение порядка изменения границ муниципальных образований не было проведено голосование.

В судебном заседании К.Р. и ее представитель К.А. заявление поддержали по изложенным в нем основаниям, дополнительно объяснив, что перевод земель из одной категории в другую произведен без согласия собственника, что является нарушением федерального закона.

В судебном заседании К.В. от имени Правительства Республики Мордовия относительно заявления К.Р. возразила и просила суд в его удовлетворении отказать, ссылаясь на доводы, изложенные в письменных возражениях, объяснив дополнительно, что согласие собственника в данном случае не требовалось, поскольку изменение категории земель произведено в рамках исключения земельных участков из границ населенных пунктов.

Заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Каштановой Е.В., полагавшей заявление подлежащим удовлетворению, изучив письменные материалы, суд удовлетворяет заявленные требования по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 251 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Из материалов дела следует, что заявитель К.Р. является собственником земельного участка с кадастровым номером 13:15:0107001:255 и собственником долей в праве общей долевой собственности на земельный участок с кадастровым номером 3:15:0107001:260, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации прав (л.д. 9, 21).

Разрешая заявление, суд исходит из того, что в силу части 3 статьи 246 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

Оспариваемым постановлением Правительства Республики Мордовия принадлежащие заявителю К.Р. земельные участки исключены из границ поселка Чекаевский и села Берсеневка Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия, изменены категория земель «земли населенных пунктов» на категорию земель «земли сельскохозяйственного назначения» и вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного использования» на вид разрешенного использования «для сельскохозяйственного производства».

Вопросы владения, пользования и распоряжения землей, а также земельное законодательство находятся в соответствии с пунктами «в» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно частям второй и пятой статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

Правовое регулирование отношений в области исключения земельных участков из границ населенного пункта, изменения вида разрешенного использования земли и перевод земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую осуществляется Земельным кодексом Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ, Федеральным законом от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями), Федеральным законом от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (с изменениями и дополнениями).

В соответствии с частями 1, 2, 3 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» до утверждения генеральных планов городских округов, генеральных планов поселений, схем территориального планирования муниципальных районов, но не позднее 1 января 2010 года включение земельных участков в границы населенных пунктов или исключение земельных участков из границ населенных пунктов осуществляется исполнительными органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном настоящей статьей, за исключением случаев включения земельных участков в границы городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга или исключения земельных участков из границ городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга.

В случае необходимости установления или изменения видов разрешенного использования земельных участков решение о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов принимается одновременно с решением об установлении или об изменении видов разрешенного использования включаемых в границы населенных пунктов земельных участков либо земельных участков, исключаемых из границ населенных пунктов.

Частью 3 указанной статьи предусмотрено право субъектов Российской Федерации на принятие законов об установлении порядка подготовки и принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо об исключении земельных участков из границ населенных пунктов и об установлении или об изменении видов разрешенного использования земельных участков с учетом требований настоящего Федерального закона.

В рамках указанных полномочий был принят Закон Республики Мордовия от 13 сентября 2007 года N 84-З «О порядке подготовки и принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо исключении земельных участков из границ населенных пунктов».

Частями 4 — 14 статьи 4.1 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» и Законом Республики Мордовия от 13 сентября 2007 года N 84-З «О порядке подготовки и принятия решений о включении земельных участков в границы населенных пунктов либо исключении земельных участков из границ населенных пунктов» предусмотрена процедура включения земельных участков в границы населенных пунктов или исключения земельных участков из границ населенных пунктов, которая заключается в следующем: основанием для решения указанного вопроса является мотивированное заявление заинтересованного лица о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка; орган местного самоуправления подготавливает заключение о возможности и целесообразности включения земельного участка в границы населенного пункта либо исключения земельного участка из границ населенного пункта, а также о возможности установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка; орган местного самоуправления проводит публичные слушания по вопросу о включении земельного участка в границы населенного пункта либо об исключении земельного участка из границ населенного пункта и об установлении или об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

Проверяя соблюдение предусмотренной федеральным законом процедуры принятия нормативного правового акта, суд приходит к следующему.

В заключении Совета депутатов Берсеневского сельского поселения от 30 октября 2008 года N 60 (л.д. 93) о возможности и целесообразности исключения земельных участков из границ населенных пунктов поселка Чекаевский и села Берсеневка отсутствует заключение о возможности установления или изменения вида разрешенного использования спорных земельных участков.

Публичные слушания, заключение о результатах которых было представлено в государственный орган исполнительной власти (л.д. 95 — 96), также были проведены только по вопросу исключения земельных участков из границ населенных пунктов, вопрос об изменении вида разрешенного использования земельных участков на публичные слушания не выносился.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении процедуры принятия постановления Правительства Республики Мордовия, что является основанием для признания нормативного правового акта недействительным.

Кроме того, как указывалось выше, оспариваемым постановлением была также изменена категория земельных участков «земли населенных пунктов» на категорию земель «земли сельскохозяйственного назначения».

В соответствии со статьей 8 Земельного кодекса РФ перевод земель из одной категории в другую осуществляется: в отношении земель, находящихся в федеральной собственности, Правительством Российской Федерации; земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации и земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в муниципальной собственности, земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в частной собственности, — органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Состав и порядок подготовки документов для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую установлен статьей 2 Федерального закона от 21 декабря 2004 года N 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», в соответствии с частью 1 и частью 3 которой для перевода земель или земельных участков в составе таких земель из одной категории в другую заинтересованным лицом подается ходатайство в исполнительный орган государственной власти о переводе земель из одной категории в другую или ходатайство о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, в котором указываются: кадастровый номер земельного участка; категория земель, в состав которых входит земельный участок, и категория земель, перевод в состав которых предполагается осуществить; обоснование перевода земельного участка из состава земель одной категории в другую; права на земельный участок.

В перечне документов, которые должны быть приложены к ходатайству о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую, установленном частью 4 этой же статьи, в качестве одного из документов указано согласие правообладателя земельного участка на его перевод из состава земель одной категории в другую.

Право исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления ходатайствовать о переводе земельных участков в составе земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков предусмотрено законом только в случаях перевода земельных участков из одной категории в другую — для создания особо охраняемых природных территорий без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением черты населенных пунктов (п. 5 ст. 2 N 172-ФЗ).

Из содержания оспариваемого заявителем постановления следует, что земельные участки в составе земель населенных пунктов переведены в земли сельскохозяйственного назначения в других целях, а именно в связи с исключением земельных участков из границ населенных пунктов, на что требуется согласие правообладателя, которое в данном случае отсутствует.

Кроме того, оспариваемое постановление в нарушение требований статьи 2 указанного Федерального закона принято в отсутствие мотивированного ходатайства органа местного самоуправления о переводе земельных участков из одной категории в другую с обоснованием необходимости перевода земель из категории «земли населенных пунктов» на категорию земель «земли сельскохозяйственного назначения».

Согласно статье 8 Земельного кодекса Российской Федерации нарушение установленного Земельным кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Доводы К.Р. и ее представителя о нарушении порядка проведения публичных слушаний, дачи заключения органом местного самоуправления отклоняются, поскольку опровергаются вступившим в законную силу решением Лямбирского районного суда Республики Мордовия от 9 сентября 2009 года.

В соответствии с частью 2 статьи 252 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени. В данном случае суд признает оспоренные нормы недействующими со дня вступления в законную силу решения суда.

В силу части 1 статьи 103 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов.

В соответствии с подпунктом 6 пункта 1 статьи 333.19 Налогового кодекса РФ с Правительства Республики Мордовия должна быть взыскана государственная пошлина в размере 2000 рублей.

Руководствуясь ст.ст. 194 — 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Республики Мордовия

решил:

заявление К.Р. удовлетворить.

Признать постановление Правительства Республики Мордовия N 497 от 05 ноября 2008 года «Об исключении земельных участков из границ поселка Чекаевский и села Берсеневка Берсеневского сельского поселения Лямбирского муниципального района Республики Мордовия» недействующим со дня вступления в законную силу решения суда.

Взыскать с Правительства Республики Мордовия государственную пошлину 2000 (две тысячи) рублей с зачислением в соответствующий бюджет согласно нормативам отчислений, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации.

На решение могут быть поданы кассационная жалоба и кассационное представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Мордовия в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Республики Мордовия
Н.В.ДЕМИДЧИК

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *