Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующей позиции 7 приложения N 2 Перечень вновь выявленных объектов археологического наследия (памятников археологии), принимаемых на государственную охрану как объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения к постановлению Правительства Республики Марий Эл от 27.06.2007 N 162.

Решение Верховного суда Республики Марий Эл от 23.08.2011 N 3-6/2011

Верховный Суд Республики Марий Эл в составе:

судьи Волковой О.В.,

при секретаре Смирновой А.Ю.,

с участием прокурора — старшего помощника прокурора Республики Марий Эл Назарова А.А., представителя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола Лобко О.Н., представителя Правительства Республики Марий Эл Золотарева Р.И., представителей Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл Михеевой А.И., Оленевой А.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению муниципального образования «Город Йошкар-Ола» в лице комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о признании противоречащей закону и недействующей позиции 7 приложения N 2 «Перечень вновь выявленных объектов археологического наследия (памятников археологии), принимаемых на государственную охрану как объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения» к постановлению Правительства Республики Марий Эл от 27 июня 2007 года N 162 «О мерах по обеспечению сохранности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Республики Марий Эл»,

установил:

Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 27 июня 2007 года N 162 «О мерах по обеспечению сохранности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Республики Марий Эл» вновь выявленные объекты археологического наследия (памятники археологии), согласно приложению N 2, расположенные на территории Республики Марий Эл, приняты на государственную охрану как объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения. Среди вновь выявленных объектов культурного наследия, принятых на охрану в позиции 7 приложения N 2, указана территория г.Царевококшайска от бульвара Чавайна до улицы Красноармейской, общей площадью 12,7 га.

Постановление Правительства Республики Марий Эл от 27 июня 2007 года N 162 опубликовано в Собрании законодательства Республики Марий Эл N 7 (151) от 26 июля 2007 года.

Муниципальное образование «Город Йошкар-Ола» в лице комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» обратились в Верховный Суд Республики Марий Эл с заявлением о признании противоречащим закону и недействующим позиции 7 приложения N 2 «Перечень вновь выявленных объектов археологического наследия (памятников археологии), принимаемых на государственную охрану как объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения».

В обоснование заявления указали на то, что для отнесения объекта к памятникам культуры необходимо подтверждение его культурной и исторической ценности. Государственная историко-культурная экспертиза в отношении объекта — территория г.Царевококшайска (от бульвара Чавайна до улицы Красноармейской) не проводилась. Полагают, что указанный памятник археологии не относится ни к одному из видов перечисленных в законодательстве, фактически является частью города Йошкар-Олы застроенной современными зданиями. В отношении объекта отсутствуют заключение экспертизы, учетная карточка, паспорт объекта. Указывают, что объект принят на государственную охрану и признан памятником регионального значения в нарушение установленной нормативно-правовым актом процедуры. Ссылаются на то, что объект не имеет строго установленных границ, территории и ее описания, площадь объекта указана по усмотрению принявшего органа. Отсутствуют сведения о включении объекта в единый реестр объектов культурного наследия. Объект не включен в перечень объектов, в отношении которых запланировано проведение спасательных археологических полевых работ и иных мероприятий. Никаких охранных обязательств в отношении объекта не заключалось. Полагают, что приданный объекту статус памятника археологии, влечет незаконное ограничение прав собственника и уполномоченного на осуществление правомочий собственника лица — городского округа «Город Йошкар-Ола» — по использованию земельных участков на территории городского округа «Город Йошкар-Ола».

Определением судьи от 26 июля 2011 года к участию в деле привлечены прокурор Республики Марий Эл, в качестве заинтересованных лиц Управление Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в области охраны культурного наследия по Приволжскому федеральному округу, Республиканское государственное учреждение культуры «Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры».

В дополнении к заявлению муниципальное образование «Город Йошкар-Ола» в лице комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» указали на то, что объект «территория г.Царевококшайска» включен в реестр объектов культурного наследия без проведения историко-культурной экспертизы. Указывают, что объект «территория г.Царевококшайска» является памятником археологии и мог быть принят на охрану как памятник только по решению Правительства Российской Федерации. Также ссылаются на то, что до настоящего времени не утверждены зоны охраны объектов культурного наследия Правительством Республики Марий Эл. В оспариваемом постановлении не определены границы объекта.

В судебном заседании представитель комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» Лобко О.Н. поддержала требования по изложенным в заявлении и дополнении к заявлению основаниям.

Представитель Правительства Республики Марий Эл Золотарев Р.И. с заявлением не согласился, суду пояснил, что объектом культурного наследия является культурный слой территории г.Царевококшайска, в связи с чем он является объектом культурного наследия регионального значения. Границы объекта в постановлении четко не определены поскольку, не проведены все необходимые исследования. Зона охраны объекта не утверждена, поскольку уполномоченным органом не проведены необходимые работы.

Представители Министерства культуры, печати и по делам национальностей Республики Марий Эл Михеева А.И., Оленева А.С. с заявлением не согласились, суду пояснили, что порядок принятия выявленного объекта культурного наследия на государственную охрану соблюден, объект относится к объектам культурного наследия регионального значения. Имеется несколько научных исследований (отчетов) по результатам которых данный объект был отнесен к объектам культурного наследия. В настоящее время в границах объекта «территория г.Царевококшайска» проводятся несанкционированные земляные работы. В стенках траншей отчетливо прослеживается культурный слой. При определении площади объекта культурного наследия «территория г.Царевококшайска» были исключены площади занятые иными объектами культурного наследия, находящимися в границах указанной территории.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, заключение прокурора Назарова А.А., полагавшего заявление не подлежащим удовлетворению, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Согласно пункту «д» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации охрана памятников истории и культуры находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частью 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Подпунктом 15 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» решение вопросов сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального значения отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.

Специальным федеральным законом, регулирующим отношения в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, является Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

В соответствии со статьей 9.2 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия относятся, том числе: государственная охрана объектов культурного наследия регионального значения, принятие законов и иных нормативных правовых актов субъекта Российской Федерации в пределах полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации и контроль за их исполнением.

Аналогичные полномочия органов государственной власти Республики Марий Эл в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия закреплены в положениях статей 2 и 3 Закона Республики Марий Эл от 4 декабря 2003 года N 50-З «О сохранении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Республики Марий Эл».

Пунктом 1 статьи 3 Закона Республики Марий Эл от 4 декабря 2003 года N 50-З «О сохранении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Республики Марий Эл» установлено, что Правительство Республики Марий Эл непосредственно или через исполнительный орган государственной власти Республики Марий Эл, уполномоченный Правительством Республики Марий Эл в области государственной охраны объектов культурного наследия (далее именуется — уполномоченный орган охраны объектов культурного наследия), осуществляет меры по сохранению, использованию, популяризации и государственной охране объектов культурного наследия.

Полномочия Правительства Республики Марий Эл также установлены в Законе Республики Марий Эл от 18 сентября 2001 года N 23-З «О Правительстве Республики Марий Эл».

Согласно статье 15 Закона Республики Марий Эл от 18 сентября 2001 года N 23-З «О Правительстве Республики Марий Эл» Правительство разрабатывает и осуществляет политику в области образования, здравоохранения, социальной защиты и труда, культуры, спорта, туризма.

Статьей 12 данного закона установлено, что Правительство республики на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации и Конституции Республики Марий Эл, федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов Республики Марий Эл издает постановления и распоряжения и обеспечивает их исполнение. Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений Правительства.

Исполняя полномочия по охране памятников истории и культуры, установленные названными выше нормативными правовыми актами Российской Федерации и Республики Марий Эл, в рамках своей компетенции Правительство Республики Марий Эл приняло постановление от 27 июня 2007 года N 162 «О мерах по обеспечению сохранности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Республики Марий Эл» (в редакции постановления Правительства Республики Марий Эл от 31 мая 2010 года N 150 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Марий Эл от 27 июня 2007 года N 162», постановления Правительства Республики Марий Эл от 18 марта 2011 года N 81 «О внесении изменений в постановление Правительства Республики Марий Эл от 27 июня 2007 года N 162»), оспариваемое в части.

Указанным постановлением в целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия Республики Марий Эл и в соответствии с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Законом Республики Марий Эл «О сохранении объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Республики Марий Эл» вновь выявленные объекты археологического наследия (памятники археологии), расположенные на территории Республики Марий Эл, приняты на государственную охрану как объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения согласно приложению N 2 (пункт 2 постановления).

Согласно приложению N 2 «Перечень вновь выявленных объектов археологического наследия (памятников археологии), принимаемых на государственную охрану как объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения», в соответствии с позицией 7 в него включена, среди вновь выявленных объектов культурного наследия территория г.Царевококшайска от бульвара Чавайна до улицы Красноармейской, общей площадью 12,7 га.

Данный нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Республики Марий Эл N 7 (151) от 26 июля 2007 года. Собрание законодательства Республики Марий Эл является официальным периодическим печатным изданием Республики Марий Эл, в котором публикуются постановления Правительства Республики Марий Эл.

Статьей 3 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» установлено, что к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации (далее — объекты культурного наследия) в целях настоящего федерального закона относятся объекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры.

К памятникам истории и культуры народов Российской Федерации, охраняемым законом на территории Российской Федерации, относятся, в том числе возникшие в результате исторических событий объекты материальной культуры, представляющие собой ценность с точки зрения археологии.

Данной статьей определено, что объекты культурного наследия в соответствии с настоящим федеральным законом подразделяются на виды, к которым, в том числе, отнесены достопримечательные места — культурные слои, остатки построек древних городов, городищ, селищ, стоянок.

Статья 4 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ разделяет объекты культурного наследия на категории в зависимости от значения таких объектов. По данному критерию различаются объекты федерального, регионального и местного значения.

При этом в силу указанной правовой нормы под объектами культурного наследия регионального значения понимаются объекты, обладающие историко-архитектурной, художественной, научной и мемориальной ценностью, имеющие особое значение для истории и культуры субъекта Российской Федерации.

Оспариваемой частью постановления Правительства Республики Марий Эл территория г.Царевококшайска от бульвара Чавайна до улицы Красноармейской, общей площадью 12,7 га., находящаяся в городском округе «Город Йошкар-Ола», включена в Перечень вновь выявленных объектов археологического наследия (памятников археологии), принимаемых на государственную охрану как объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения.

В соответствии с пунктами 2 и 8 статьи 18 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» объекты, которые представляют собой историко-культурную ценность и в отношении которых вынесено заключение государственной историко-культурной экспертизы о включении их в реестр как объектов культурного наследия, относятся к выявленным объектам культурного наследия со дня поступления в федеральный орган охраны объектов культурного наследия или в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области охраны объектов культурного наследия (далее — соответствующий орган охраны объектов культурного наследия), документов, указанных в статье 17 настоящего Федерального закона. Выявленные объекты культурного наследия до принятия решения о включении их в реестр либо об отказе включить их в реестр подлежат государственной охране в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что государственная историко-культурная экспертиза в отношении объекта «территория г.Царевококшайска» не проводилась ввиду отсутствия подзаконного нормативного правового акта, регламентирующего проведение такой экспертизы. Положение о государственной историко-культурной экспертизе было утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 года N 569.

Вместе с тем пунктом 1 статьи 63 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» установлено, что впредь до вступления в силу утвержденных Правительством Российской Федерации нормативных актов, издание которых отнесено настоящим федеральным законом к полномочиям Правительства Российской Федерации, но не позднее 31 декабря 2010 года сохраняются правила охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры Российской Федерации, установленные Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 16 сентября 1982 года N 865 (СП СССР, 1982, N 26, ст. 133) и применяемым постольку, поскольку указанные правила не противоречат настоящему Федеральному закону.

Согласно пункту 13 указанного выше Положения государственному учету подлежат все памятники истории и культуры, независимо от того, в чьей собственности или в чьем пользовании они находятся. Государственный учет памятников истории и культуры включает выявление и обследование памятников, определение их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности, фиксацию и изучение, составление учетных документов, ведение государственных списков недвижимых памятников. Порядок государственного учета памятников истории и культуры и формы учетных документов устанавливаются Министерством культуры СССР или Главным архивным управлением при Совете Министров СССР в зависимости от вида памятников.

Приказом Министерства культуры СССР от 13 мая 1986 года N 203 утверждена Инструкция о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, пунктом 9 которой также установлено, что государственный учет памятников истории и культуры включает: выявление, обследование памятников, определение их исторической, научной, художественной или иной культурной ценности, фиксацию и изучение, составление учетных документов, ведение государственных списков недвижимых памятников.

В соответствии с пунктом 12 данной инструкции при получении сведений об обнаружении объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность, государственные органы охраны памятников организуют проведение экспертизы. В случае установления их культурной ценности указанные объекты регистрируются в списках вновь выявленных объектов, представляющих историческую, научную, художественную или иную культурную ценность.

Для проведения экспертизы государственные органы охраны памятников привлекают специалистов научно-исследовательских и проектных организаций, обществ охраны памятников истории и культуры и других специализированных организаций.

При этом действовавшее законодательство не предъявляло каких-либо требований по форме заключения экспертизы.

В 1984, 1996 — 1998, 2000 — 2008 года на территории города Йошкар-Олы проводились археологические исследования по заказу Республиканского государственного учреждения «Научно-производственный центр по охране и использованию памятников истории и культуры», осуществлявшего до 2008 года полномочия по государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на территории Республики Марий Эл, и Министерства культуры и по делам национальностей Республики Марий Эл.

По всем археологическим исследованиям, проводимым Марийским государственным университетом под руководством доктора исторических наук В.С. Патрушева, кандидата исторических наук Ю.А. Зеленеева составлены научные отчеты, подтверждающие историческую и культурную ценность объекта «территория г.Царевококшайска», состоящего из культурного слоя.

Результаты археологических исследований обобщены в монографии В.И.Гордеева, Ю.А. Павленко «Малый город Поволжья в позднем средневековье//Материалы и исследования по археологии Поволжья. Йошкар-Ола, 2004 г. Предварительные результаты исследований представлены также в буклете «Археологическое изучение Царевококшайского посада в 2008 году».

При раскопках зафиксировано распространение культурного слоя, содержащего археологические артефакты, обнаружены элементы оборонительной системы Царевококшайского, острога, включая остатки вала и рва. Зафиксировано, что на объекте «территория г.Царевококшайска» под слоем современного почвенного покрова и балласта располагается культурный слой, отображающий развитие города Царевококшайска вплоть до XVIII — XIX веков.

Данные научных отчетов обоснованно послужили основанием для принятия решения о принятии на государственную охрану объекта «территория г.Царевококшайска», поскольку авторами научных отчетов являются сотрудники научно-исследовательских организаций.

Кроме того, в 1992 — 1993 годах проектной организацией Российский государственный научно-исследовательский институт Урбанистики («Ленгипрогор») разрабатывался проект зон охраны памятников истории и культуры города Йошкар-Олы. В дополнительной предпроектной научно-исследовательской работе к проекту зон охраны памятников культуры, истории и архитектуры графически выполнены предложения по организации историко-археологического архитектурно-ланшафтного заповедника, в котором обозначены историческая граница города, граница культурного слоя. В научно-исследовательской работе имеется экспертное заключение по проекту зон охраны памятников истории и культуры г. Йошкар-Олы, в котором отмечается правильность заключения о культурном слое заповедного района г. Йошкар-Олы, границы которого отображены в графических материалах.

При указанных обстоятельствах доводы заявителя об отсутствии историко-культурной экспертизы объекта не могут служить основанием для признания незаконным включение объекта в «Перечень вновь выявленных объектов археологического наследия (памятников археологии), принимаемых на государственную охрану как объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения». Поскольку вышеназванные научные отчеты, дополнительная предпроектная научно-исследовательская работа с достоверностью подтверждают историко-культурную ценность объекта «территория г.Царевококшайска», состоящего из культурного слоя, по существу содержат заключения специалистов научно-исследовательских организаций об историко-культурной ценности объекта.

Отсутствие письменного уведомления органа охраны объектов культурного наследия о дате поступления документов для принятия решения о включении объекта культурного наследия в реестр, предусмотренного пунктом 4 статьи 18 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ, не изменяет выявленную историко-культурную ценность объекта и не может служить основанием для признания оспариваемой части постановления не соответствующей законодательству.

Из письма администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» N 028-29/1029 от 2 марта 2009 года усматривается, что администрации было сообщено о наличии на территории муниципального образования объектов культурного наследия.

Решением исполкома Йошкар-Олинского городского Совета народных депутатов N 6/2 от 19 марта 1986 года определены границы заповедной зоны города Йошкар-Олы, в границах: на севере — ул. Л.Толстого, на востоке — берег реки М.Кокшага, на юге — ул. Гоголя, за западе — ул. Советская. Пунктом 2 зафиксированы ограничения по проектированию и строительству в заповедной зоне.

В подтверждение нахождения объекта культурного наследия под государственной охраной в Генеральном плане городского округа «Город Йошкар-Ола», утвержденным решением Собрания депутатов городского округа «Город Йошкар-Ола» от 14 июля 2009 года N 745-IV предусмотрено, что в отсутствие проекта зон охраны объектов культурного наследия Йошкар-Олы решения Генерального плана направлены на сохранение исторических систем планировки исторических территорий города, сохранение и реставрацию архитектурных ансамблей города и отдельных памятников истории и культуры, воссоздание утраченных объектов культурного наследия, охрану и развитие природных ландшафтов. На проектном плане Генерального плана отображена граница заповедной зоны, установленной в соответствии с решением исполкома Йошкар-Олинского совета депутатов от 19 марта 1986 года «Об упорядочении границ заповедного района г. Йошкар-Олы» (пункт 5.3 Генерального плана).

Сохранение заповедной зоны на территории города Йошкар-Олы направлено на сохранение объектов культурного наследия, расположенных в границах: на севере — ул. Л.Толстого, на востоке — берег реки М.Кокшага, на юге — ул. Гоголя, за западе — ул. Советская. Спорный объект культурного наследия «территория г.Царевококшайска» расположен в также границах заповедной зоны. Отсутствие проекта зоны охраны объекта культурного наследия не позволило более детально зафиксировать границы объекта культурного наследия в Генеральном плане, но не свидетельствует о незаконности постановления Правительства Республики Марий Эл о принятии выявленного объекта культурного наследия на государственную охрану.

Из объяснений лиц, участвующих в деле, установлено, что в настоящее время исследования культурного слоя не завершены, археологические исследования будут продолжены, в связи с чем границы объекта культурного наследия «территория г.Царевококшайска» четко не описаны в постановлении, но указанная в постановлении площадь объекта 12,7 га, расположенная между бульваром Чавайна (с южной стороны) и улицей Красноармейской (с северной стороны) позволяет определить границы объекта. В указанную площадь объекта культурного наследия не вошли площади занятые иными памятниками истории и культуры, находящиеся в границах объекта «территория г.Царевококшайска» и поименованные в Перечне, такие как: фундамент Воскресенского собора, фундамент дома воеводы с изразцовой печью, кладбище первых жителей Царевококшайска, территория древнего острога с системой укреплений, остатки фундамента дома.

Законодательством не установлено каких-либо ограничений по определению границ территории объекта культурного наследия, которая может не совпадать с территорией земельного участка, определенного в соответствии с земельным законодательством.

В связи с чем доводы заявителя об отсутствии строго установленных границ объекта культурного наследия, территории и ее описания, площади объекта не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и не могут служить основанием к признанию постановления в оспариваемой части не соответствующим федеральному законодательству.

Является ошибочным утверждение заявителя о том, что памятник археологии «территория г.Царевококшайска» не относится ни к одному из видов объектов культурного наследия перечисленных в законодательстве и как памятник является объектом культурного значения федерального значения.

Понятие объекта археологического наследия как объекта культурного наследия содержится в статье 3 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ, определяющей видовое различие между объектами культурного наследия.

Под объектами археологического наследия данная норма понимает частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека, включая все движимые предметы, имеющие к ним отношение, основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки.

Такие объекты культурного наследия включены федеральным законом в видовую категорию памятников и в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ, действительно, являются объектами культурного наследия федерального значения.

Вместе с тем, культурные слои как объект культурного наследия статьей 3 данного Федерального закона отнесены к видовой категории достопримечательных мест, требований об обязательном включении которых в число объектов культурного наследия федерального значения в федеральном законе не содержится.

С учетом изложенного, территория города Царевококшайска включающая в себя культурный слой города правомерно объявлена оспариваемым Постановлением Правительства Республики Марий Эл объектом культурного наследия регионального значения.

Наличие у данного объекта культурного наследия ценности с точки зрения археологии на его статус как достопримечательного места не влияет и изменение его категории как памятника истории и культуры регионального значения не влечет.

В наименовании «Перечень вновь выявленных объектов археологического наследия (памятников археологии) принимаемых на государственную охрану как объектов культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения», указывается на ценность с точки зрения археологии объектов культурного наследия поименованных в указанном Перечне. В связи с чем являются несостоятельными доводы заявителя о том, что наименование Перечня противоречит федеральному законодательству, поскольку подразумевает включение в Перечень объектов культурного наследия федерального значения, относящихся к категории памятников.

Отсутствие учетной карточки и паспорта на объект культурного наследия не свидетельствует о несоответствии оспариваемого постановления Правительства Республики Марий Эл федеральному законодательству и историческую ценность выявленного объекта культурного наследия не снижает.

Общие правила формирования и ведения единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации установлены главой 4 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ и Положением о едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденным Приказом Росохранкультуры от 27 февраля 2009 года N 37.

В настоящее время единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации находится в процессе формирования. Само по себе отсутствие регистрации объекта культурного наследия в едином государственном реестре не является основанием для лишения объекта соответствующего статуса.

Из объяснений лиц, участвующих в деле установлено, что в настоящее время действий по разработке и утверждению зон охраны объекта культурного наследия уполномоченным органом не производилось, зона охраны объекта культурного наследия не установлена, в порядке статьи 34 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ и Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2008 года N 315.

В отношении объекта культурного наследия также не заключено охранных обязательств в порядке, предусмотренном статьей 48 Федерального закона от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ.

Однако указанные обстоятельства не могут служить основанием для признания оспариваемого Постановления Правительства Республики Марий Эл противоречащим федеральному законодательству. Поскольку указанные действия (установление зоны охраны, заключение охранных обязательств, проведение спасательных археологических полевых работ и иных мероприятий) производятся после принятия объекта культурного наследия на государственную охрану и влияют на последующие порядок и условия использования объекта культурного наследия, а также не изменяют историческую ценность выявленного объекта культурного наследия.

На основании изложенного заявление муниципального образования «Город Йошкар-Ола» в лице комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о признании противоречащей закону и недействующей позиции 7 приложения N 2 «Перечень вновь выявленных объектов археологического наследия (памятников археологии), принимаемых на государственную охрану как объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения» к постановлению Правительства Республики Марий Эл от 27 июня 2007 года N 162 «О мерах по обеспечению сохранности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Республики Марий Эл» не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194 — 198, 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

в удовлетворении заявления муниципального образования «Город Йошкар-Ола» в лице комитета по управлению муниципальным имуществом администрации городского округа «Город Йошкар-Ола» о признании противоречащей закону и недействующей позиции 7 приложения N 2 «Перечень вновь выявленных объектов археологического наследия (памятников археологии), принимаемых на государственную охрану как объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации регионального значения» к постановлению Правительства Республики Марий Эл от 27 июня 2007 года N 162 «О мерах по обеспечению сохранности объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, расположенных на территории Республики Марий Эл» отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения через Верховный Суд Республики Марий Эл.

Судья
Верховного Суда
Республики Марий Эл
О.В.ВОЛКОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *