В удовлетворении заявления о признании незаконным представления прокурора об устранении нарушений законодательства в сфере газоснабжения отказано, поскольку права и свободы должностного лица данным представлением не нарушены, так как в круг его должностных обязанностей входит выполнение тех действий, которые должны быть совершены по требованию прокурора.

Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 28.08.2014

Справка: судья Заборский А.Ю.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Козловой Н.В.,

судей Сафина Ф.Ф., Якуповой Н.Н.,

с участием прокурора Крупновой А.И.,

при секретаре И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании 28 августа 2014 года в г. Уфа гражданское дело по апелляционной жалобе представителя ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» А.Д.З. на решение Туймазинского районного суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:

в удовлетворении заявления ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» о признании незаконным представления Туймазинского межрайонного прокурора об устранении нарушений законодательства в сфере газоснабжения N… от дата отказать

Заслушав доклад судьи Козловой Н.В., судебная коллегия

установила:

ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» обратился в суд с заявлением о признании незаконным представления Туймазинского межрайонного прокурора об устранении нарушений законодательства в сфере газоснабжения N… от дата., мотивировав свое обращение тем, что Туймазинским межрайонным прокурором Бикмеевым А.М. в отношении управления по работе с потребителями по Туймазинскому региону ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» вынесено представление от дата. N… по причине отказа ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» в пломбировке приборов учета газа, установленных ООО «ГазТехМонтаж» абонентам А.М.Л.., М.З.З.., Б.Е,А., Н.Р.К,., Б.Г.А.., Т.Л.Р. в нарушении ст. 21, 24 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 г., при этом нарушена процедура вынесения обжалуемого представления, поскольку данное представление вынесено в отношении Управления по работе с потребителями по Туймазинскому региону ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» и адресовано начальнику Управления С.Р.Ш.

Согласно ч. 1 ст. 21 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 г. предметом прокурорского надзора являются соблюдение Конституции Российской Федерации и исполнение законов, действующих на территории Российской Федерации, в том числе органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.

Согласно ч. 1 ст. 24 ФЗ «О прокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 г. N 2202-1 представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

Управление ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» по Туймазинскому региону является территориально-обособленным структурным подразделением ООО «Газпром межрегионгаз Уфа».

Согласно ст. 32 ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» высшим органом общества является общее собрание участников общества, руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом, общества или единоличным исполнительным органом общества и коллегиальным исполнительным органом общества.

В соответствии с Уставом ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» высшим органом Общества является общее собрание участников Общества. Общее руководство деятельностью Общества, за исключением решения вопросов, отнесенных Федеральным законом и настоящим Уставом к компетенции общего собрания участников, осуществляет совет директоров. Руководство текущей деятельностью Общества осуществляется единоличным исполнительным органом Общества — генеральным директором.

Соответственно руководитель Управления ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» по Туймазинскому региону — С. не является ни органом управления, ни руководителем ООО «Газпром межрегионгаз Уфа», полномочным устранить допущенные нарушения. Также согласно п. п. 4 п. 16.5 Устава Общества применение мер дисциплинарной ответственности отнесено к компетенции генерального директора, т.е. представление адресовано не уполномоченному лицу. Кроме того, вынесенным представлением нарушаются права, а также незаконно возлагаются обязанности на ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» в части обязывающей заявителя осуществить опломбировку, т.е. введение в эксплуатацию приборов учета газа, установленных не специализированной организацией, не имеющей право, по мнению ООО «Газпром межрегионгаз Уфа», на осуществление работ по установке индивидуальных приборов учета газа.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

Не согласившись с решением суда, представитель ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» А. обратился в суд с апелляционной жалобой, в которой просит отменить решение суда в связи с незаконностью, необоснованностью, нарушением норм материального права.

Согласно части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Проверив материалы дела в пределах доводов апелляционной жалобы, обсудив ее доводы, выслушав представителя ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» — А.Д.З. (доверенность N… от дата.), поддержавшего жалобу, заключение прокурора Крупновой А.И., судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно ст. 24 ФЗ «О прокуратуре РФ» представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. Согласно ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Судом первой инстанции исследован Устав ООО «Газпром межрегионгаз Уфа», Положение об управлении по работе с потребителями по Туймазинскому району из которых следует, что выше означенное управление является самостоятельным структурным подразделением ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» (п. 1.1. гл. 1), приказы и распоряжения руководитель управления в пределах его полномочий обязательны для исполнения всеми работниками управления (п. 1.5. гл. 1), управление представляет интересы общества во взаимоотношениях с государственными органами и органами местного самоуправления и сторонними организациями (п. 4.7 г. 4)., начальник управления несет ответственность за не обеспечение или ненадлежащее обеспечение руководства общества информацией о деятельности управления (п. 6.2.3. гл. 6); согласно должностной инструкции начальника управления начальник возглавляет и организует работу управления (п. 2.2. гл. 2), готовит приказы и распоряжения по управлению, готовит проекты приказов для утверждения руководителем Общества.

На основании изложенного, суд пришел к обоснованному выводу, что представление прокурора законно, адресовано соответствующему должностному лицу, обладающему полномочиями на исполнение требований содержащихся в представлении, и счел, что права и свободы должностного лица данным представлением не нарушены, на него незаконно не возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности, поскольку в круг его должностных обязанностей входит совершение тех действий, которые должны быть совершены по требованию прокурора.

Согласно ст. ст. 11, 12 ГК РФ защите подлежит нарушенное право.

Согласно ст. ст. 309, 310 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательств и требованиями закона; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются.

В ст. 2 Федерального закона «О газоснабжении в Российской Федерации» дано понятие газоснабжения, как одной из форм энергоснабжения, представляющей собой деятельность по обеспечению потребителей газом.

К отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, согласно ст. 548 ГК РФ применяются правила о договоре энергоснабжения (ст. ст. 539 — 547).

В соответствии с п. 2 ст. 543 ГК РФ в случае, когда абонентом по договору энергоснабжения выступает гражданин, использующий энергию для бытового потребления, обязанность обеспечивать надлежащее техническое состояние и безопасность энергетических сетей, а также приборов учета потребления энергии возлагается на энергоснабжающую организацию, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Постановлением Правительства РФ от 21 июля 2008 г. N 549 утверждены Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (далее Правила), регламентирующие отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, а также устанавливающие особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него.

В соответствии с п. п. «б» п. 22 Правил поставщик газа обязан осуществлять по заявке абонента установку пломбы на месте присоединения прибора учета газа к газопроводу в течение 5 рабочих дней со дня поступления такой заявки. Первичная установка пломбы осуществляется за счет поставщика газа, последующие (в том числе при восстановлении прибора учета газа после проведения проверки или ремонта) оплачиваются абонентом.

Согласно п. 27 Правил определение объема потребленного газа по показаниям прибора учета газа осуществляется со дня установки поставщиком газа пломбы на месте, где прибор учета газа присоединен к газопроводу. Установка пломбы осуществляется при исправном состоянии прибора учета газа и наличии на приборе учета газа сохранной пломбы завода-изготовителя или организации, проводившей последнюю проверку.

Судебной коллегией установлено, что непосредственным исполнителем по опломбировке приборов учета поставки газа является Управление ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» по Туймазинскому региону, что подтверждается пояснениями представителя ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» А., Положением об Управлении по работе с потребителями по Туймазинскому региону.

В соответствии с п. 2.2. Положения для достижения поставленной цели Управление выполняет наряду с другими задачами, обеспечение достоверности учета поставки газа.

Функциями Управления является: ведение оперативной работы с потребителями, предприятиями-должниками (п. 3.2); организация ведения достоверного учета газа, полученного от поставщиков и реализованного потребителям (п. 3.4); оформление и заключение договоров газоснабжения (п. 3.13) и другие (л.д. 63-72).

Кроме того, обращение граждан с просьбой об опломбировке прибора учета газа осуществлялось непосредственно к начальнику отделения «Туймазинского ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» (л.д….). Ответы на заявления были даны начальником отделения «Туймазинского ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» Т. (л.д….). Отсутствие статуса юридического лица, в рассматриваемом случае является обстоятельством не значимым, поскольку в представлении не ставятся вопросы для решения которых требуются специальные полномочия, которыми обладает юридическое лицо.

Таким образом, судебная коллегия не соглашается с доводами апелляционной жалобы о том, что Управление ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» по Туймазинскому региону не является лицом, ответственным за нарушения, указанные в представлении Межрайонного прокурора Бикмеева А.М.

Довод о невозможности привлечения к дисциплинарной ответственности начальника отделения «Туймазинское» Т.И.Ю. начальником Управления С.Р.Ш. является несостоятельным в связи с тем, что в представлении прокурора не возлагается именно на него обязанность по привлечению Т.И.Ю.. к дисциплинарной ответственности, а указано на возможность привлечения, что не исключает привлечение ее к ответственности в порядке, установленном Уставом Общества с ограниченной ответственности «Газпром межрегионгаз Уфа» (докладная на имя руководителя и т.д.).

Не представляется возможным согласиться с утверждением заявителя об обоснованности отказа в опломбировке счетчиков ввиду установки их неспециализированной организацией, в связи с предъявлением требований, не предусмотренных Федеральным законом, и необоснованному препятствию осуществлению деятельности иных организаций, лишению потребителей права свободного выбора организации.

Таким образом, доводы апелляционной жалобы не содержат каких-либо обстоятельств, которые могут служить основанием к отмене решения суда.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия соглашается с выводами суда, считает, что, разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

Руководствуясь ст. ст. 327, 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан,

определила:

решение Туймазинского районного суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя ООО «Газпром межрегионгаз Уфа» А.Д.З. — без удовлетворения.

Председательствующий
Н.В.КОЗЛОВА

Судьи
Ф.Ф.САФИН
Н.Н.ЯКУПОВА

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *