В иске об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, об обязании предоставить жилое помещение, заключить договор специализированного найма жилого помещения отказано правомерно, поскольку истец не вставал на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращался в органы местного самоуправления с заявлением о постановке на учет.

Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 05.08.2014

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Башкортостан в составе:

председательствующего Фархутдиновой Г.Р.

судей Гареевой Д.Р., Куловой Г.Р.

при секретаре В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Ж.А.И. на решение Куюргазинского районного суда Республики Башкортостан от дата, которым постановлено:

в удовлетворении иска Ж.А.И. к Администрации муниципального района Куюргазинский район Республики Башкортостан об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда и заключить договор специализированного жилого помещения сроком на … лет отказать.

Заслушав доклад судьи Гареевой Д.Р., судебная коллегия

установила:

Ж.А.И. обратилась в суд с иском к Администрации муниципального района Куюргазинский район Республики Башкортостан об обязании включить в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, об обязании предоставить благоустроенное жилое помещение специализированного жилого фонда и заключить договор специализированного жилого помещения сроком на 5 лет.

Свои исковые требования мотивировала тем, что до … года проживала с мамой, отчимом и сводным братом, по адресу: … дата умерла ее мать, Ж.Н. Постановлением адрес Республики Башкортостан N … от дата над ней было установлено попечительство на том основании, что ее мать умерла, местонахождение отца Ж.И. неизвестно, а она находилась на иждивении брата Ч. Пунктом 3 вышеназванного Постановления за ней было закреплено право на жилье в принадлежащем им доме по адресу: адрес. Заключением Межведомственной комиссии от … указанный дом признан непригодным для дальнейшего проживания. Сейчас она не имеет жилья, проживает временно у родственников, на ее иждивении находится малолетний сын Ж.А.Е. дата года рождения. Она мать-одиночка. В … года она впервые решила реализовать свое право на жилое помещение и обратилась в к ответчику с заявлением о постановке на регистрационный учет в качестве нуждающейся в обеспечении жилым помещением. На это заявление она получила отказ в связи с тем, что на момент подачи заявления ей исполнилось 27 лет, а в соответствии со ст. ст. 1, 8 Федерального закона от дата N … к данной категории относятся лица в возрасте от 18 до 23 лет.

Судом постановлено вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе Ж.А.И. просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указывая, что суд не принял во внимание, что отсутствие на учете, лиц нуждающихся в жилых помещениях без конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. Суд не выяснил причины, по которым Ж.А.И. пропущен срок для обращения с заявлением о постановке в качестве нуждающейся в жилом помещении.

Проверив законность и обоснованность решения суда в соответствии с частями 1, 2 статьи 327.1 ГПК РФ — в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе, выслушав Ж.А.И., поддержавшую доводы жалобы, представителя Администрации муниципального района адрес Республики Башкортостан — Р., возражавшей против удовлетворения жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из преамбулы статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» его положения распространяются на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей до достижения ими 23-летнего возраста.

Согласно части 9 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции Федерального закона от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ) право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

На основании ч. 1 ст. 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации (в ред. Закона N 15-ФЗ от 29 февраля 2012 г.) предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований суд первой инстанции исходил из того, что гарантируемая лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей социальная поддержка в виде обеспечения жильем, предоставляется в случае постановки их на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях до достижения ими 23 лет. Между тем, истица на учете нуждающихся в жилом помещении в администрации муниципального района Куюргазинский район Республики Башкортостан не состоит, с заявлением по вопросу обеспечения жильем обратилась лишь по достижению полных 27 лет.

Судебная коллегия соглашается с изложенным выводом суда первой инстанции, поскольку он подтвержден материалами дела и основан на правильном толковании и применении норм материального права к отношениям сторон.

Как следует из материалов дела, Ж.А.И. дата года рождения относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей.

Мать Ж.А.Н. умерла дата, что подтверждается свидетельством о смерти, местонахождение отца неизвестно.

Постановлением администрации адрес Республики Башкортостан от дата N … над несовершеннолетней Ж.А.И. установлено попечительство, ее попечителем назначен Ч. За несовершеннолетней Ж.А.И. закреплено право на жилье по адресу: адрес, общей площадью … кв. м.

Заключением Межведомственной комиссии от дата жилой дом, расположенный по адресу: адрес, признан непригодным для дальнейшего проживания.

В органы местного самоуправления с заявлением о постановке на учет нуждающейся в получении жилого помещения, как лица, отнесенного законом к лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Ж.А.Н. до достижения 23-летнего возраста с приложением требуемого законом пакета документов не обращалась, в единый список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, не включена, о своих правах до достижения 23-летного возраста не заявляла.

Из письма Отдела образования администрации муниципального района адрес от дата N … следует, что Ж.А.И. впервые обратилась с заявлением о постановке на регистрационный учет для получения жилья как ребенок-сирота дата в возрасте … лет.

Между тем, реализация права на предоставление жилья ограничена достижением 23 лет и носит заявительный характер, на что обоснованно указано судом первой инстанции.

Как указано в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 20.11.2013 г., жилищное законодательство Российской Федерации в части, касающейся предоставления жилых помещений по договору социального найма (как в порядке очередности, так и во внеочередном порядке), также базируется на заявительном характере учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает последующую реализацию права на предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

Таким образом, если лицо из вышеуказанной категории граждан до достижения возраста 23-х лет не встало (не поставлено) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, не обращалось в органы местного самоуправления с заявлением о постановке на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставлении жилого помещения, оно утрачивает право на льготное обеспечение жилым помещением, в связи с тем, что перестает относиться к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

Учитывая вышеизложенное, проанализировав фактические обстоятельства по делу, суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении исковых требований Ж.А.Н.

Каких-либо препятствий в осуществлении права истица на включение в список детей, оставшихся без попечения родителей со стороны государственных органов не установлено.

Судебной коллегией не принимаются во внимание доводы апелляционной жалобы о неправильном толковании судом положений ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения». С учетом системного толкования ст. 1 и 8 указанного Закона жилые помещения предоставляются лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, вставшим по их письменному заявлению на учет и внесенных до достижения возраста 23 лет в установленном законом порядке органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями.

Иные доводы апелляционной жалобы были изложены истцом в обоснование заявленных требований, не содержат данных, которые не были бы проверены судом первой инстанции при рассмотрении дела, но имели бы существенное значение для его разрешения, или сведений, опровергающих выводы суда, и не могут являться основанием к отмене вынесенного судебного постановления.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, выводы суда соответствуют изложенным в решении обстоятельствам, нарушений и неправильного применения норм материального или процессуального права не установлено, решение суда следует признать законным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 327 — 330 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Куюргазинского районного суда Республики Башкортостан от дата оставить без изменения, апелляционную жалобу Ж.А.И. — без удовлетворения.

Председательствующий
Г.Р.ФАРХУТДИНОВА

Судьи
Д.Р.ГАРЕЕВА
Г.Р.КУЛОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *