В удовлетворении исковых требований об обязании поставить на учет в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающегося в улучшении жилищных условий, отказано, так как гражданин, в прошлом относившийся к числу детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, не может претендовать на получение жилого помещения, если он обратился с соответствующим заявлением после того, как достиг возраста

Апелляционное определение Верховного суда Республики Алтай от 26.02.2014 по делу N 33-75

Председательствующий — Раднаева З.Н.

Апелляционная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в составе:

председательствующего — Ялбаковой Э.В.,

судей — Имансакиповой А.О., Шинжиной С.А.,

при секретаре — В.Е.С.,

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе директора Бюджетного учреждения Республики Алтай «Управление социальной поддержки населения Шебалинского района» Ш. на решение Шебалинского районного суда Республики Алтай от 16 декабря 2013 года, которым

удовлетворены исковые требования Н. к Бюджетному учреждению Республики Алтай «Управление социальной поддержки населения Шебалинского района» об обязании поставить на учет в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающегося в улучшении жилищных условий.

На Бюджетное учреждение Республики Алтай «Управление социальной поддержки населения Шебалинского района» возложена обязанность поставить Н., <дата> года рождения, в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающегося в обеспечении жилым помещением, с 21 ноября 2013 года.

Заслушав доклад судьи Шинжиной С.А., апелляционная коллегия

установила:

Н. обратилась в суд с иском к Бюджетному учреждению Республики Алтай «Управление социальной поддержки населения Шебалинского района» об обязании поставить на учет в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающегося в улучшении жилищных условий. Исковые требования мотивированы тем, что ее мать умерла 15 августа 1979 года в <адрес>. Отец Б.С.Ч. умер 07 октября 1981 года в <адрес>. В пять лет она осталась круглой сиротой, опекуном был назначен Б.Н.С. Она как лицо, оставшееся без попечения родителей, не была поставлена на учет, недвижимое имущество в собственности у нее отсутствует. На день смерти отца проживала с братьями в <адрес>. 30 октября 2013 года ответчиком отказано ей в постановке на очередь в качестве лица из числа детей-сирот и детей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Ссылаясь на ст. 40 Конституции РФ, ст. 57 ЖК РФ, ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» просит обязать ответчика поставить ее на учет в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающегося в обеспечении жилым помещением.

Суд принял вышеуказанное решение, об отмене которого просит в апелляционной жалобе директор Бюджетного учреждения Республики Алтай «Управление социальной поддержки населения Шебалинского района» Ш., указывая, что Н. была снята с учета из органа опеки и попечительства по достижению ею совершеннолетия в 1994 году. Учет жилых помещений и закрепление жилых помещений за детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, стал производиться после вступления в силу Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ и утверждать о том, имела ли Н. жилое помещение, принадлежащее ее родителям, возможно ли закрепление за ней жилья, на данный момент невозможно. Незнание Н. и ее опекуном, что у нее есть право на получение жилого помещения в качестве дополнительной гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд посчитал уважительной причиной, по которой истец не обратилась с заявлением до достижения ею 23-летнего возраста. Однако с данным выводом суда не согласен, поскольку Н. не предоставлено суду доказательств, что она в период с 1992 года по 1997 год, обучаясь в образовательном учреждении, находилась в трудной жизненной ситуации, которая препятствовала ей обратиться с заявлением о постановке на учет для получения жилья, а само незнание о наличии такого права, не является уважительной причиной. По вопросу постановки на учет для получения жилья Н. впервые обратилась с заявлением в октябре 2013 года, когда ей исполнилось 37 лет.

В возражениях на апелляционную жалобу директора Бюджетного учреждения Республики Алтай «Управление социальной поддержки населения Шебалинского района» Ш. Н. указывает на законность принятого судом решения, в связи с чем, доводы апелляционной жалобы находит необоснованными и не подлежащими удовлетворению.

Выслушав Н. и ее представителя У., возражавших относительно удовлетворения апелляционной жалобы, проверив материалы дела, законность и обоснованность решения суда первой инстанции, апелляционная коллегия находит оспариваемое решение суда подлежащим отмене в связи нарушением норм материального права и неправильным определением обстоятельств, имеющих значение для дела.

Из материалов дела следует, что Н. (до замужества — Б.) Э.С., <дата> года рождения, относилась к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку родители умерли до ее совершеннолетия. Так, мать Б.Г.М. умерла 15 августа 1979 года, отец Б.С.Ч. умер 07 октября 1981 года, когда Н. было 3 года и 5 лет соответственно.

Решением исполнительного комитета Шебалинского районного Совета народных депутатов Горно-Алтайской автономной области от 14 июля 1982 года N 173-а опекуном Н. назначен ее старший брат Б.Н.С.

Как установлено судом первой инстанции, Н. в период с 1992 года по 1997 год обучалась в Горно-Алтайском государственном университете на филологическом факультете.

29 октября 2013 года Н. обратилась в Бюджетное учреждение Республики Алтай «Управление социальной поддержки населения Шебалинского района» с заявлением о предоставлении информации о постановке на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

30 октября 2013 года Бюджетным учреждением Республики Алтай «Управление социальной поддержки населения Шебалинского района» дан ответ Н. об отсутствии оснований для постановки на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с достижением ею 23-летнего возраста.

Удовлетворяя исковое требование Н. к Бюджетному учреждению Республики Алтай «Управление социальной поддержки населения Шебалинского района» об обязании поставить на учет в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающегося в улучшении жилищных условий, суд первой инстанции исходил из того, что Н. не обращалась с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий как ребенок — сирота до достижения ею 23-летнего возраста в связи с тем, что о данном праве она не знала, а орган опеки и попечительства, а также опекун Б.Н.С. не разъяснили ей право на получение жилья. Данные причины несвоевременного обращения в уполномоченный орган с заявлением о постановке на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, суд первой инстанции признал уважительными.

Вместе с тем, с данными выводами суда первой инстанции апелляционная коллегия согласиться не может по следующим основаниям.

Согласно ч. ч. 1, 3 ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Статьей 2 ЖК РФ установлено, что орган государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданам права на жилище.

В силу п. п. 1, 4 ч. 1 ст. 14 ЖК РФ к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся: учет муниципального жилищного фонда, определение порядка предоставления жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда.

Правовые основания предоставления любого вида социальной помощи (в том числе, по кругу лиц, на которых она распространяется, ее виды и размеры) устанавливаются законом (часть 2 статьи 39 Конституции Российской Федерации), в том числе, исходя из имеющихся у государства на данном этапе социально-экономического развития финансовых и иных средств и возможностей.

Федеральный закон от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», как указано в его преамбуле, определяет общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

К последним названный Федеральный закон относит лиц в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с данным Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В силу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

Федеральным законом от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» с 01 января 2013 года изменен порядок обеспечения жильем детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Названным Федеральным законом установлено, что действие положений ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и положений Жилищного кодекса Российской Федерации распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ, в случае если ребенок, оставшийся без попечения родителей, не реализовал принадлежащее ему право на обеспечение жилыми помещениями до 01 января 2013 года.

Пунктом 9 статьи 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусмотрено, что право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящей статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.

Вместе с тем, в силу положений Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ право на приобретение жилья сохраняется и по достижении 23 лет только в случае, если такое право было реализовано детьми, оставшимися без попечения родителей, в течение 5 лет (от 18 до 23 лет) путем подачи заявления о постановке их на учет в качестве нуждающихся в предоставлении жилья.

Достижение лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возраста 23 лет, не может само по себе служить основанием для отказа в реализации таким лицом права на получение жилья в том случае, когда названные граждане, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста.

В рассматриваемом же случае Н. обратился в Бюджетное учреждение Республики Алтай «Управление социальной поддержки населения Шебалинского района» с заявлением в письменной форме о предоставлении информации о постановке на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, только 29 октября 2013 года, то есть в возрасте 37 лет, ранее с таким заявлением она не обращалась, а потому не состояла на учете лиц, нуждающихся в жилых помещениях.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции 05 февраля 2014 года Н. объяснила, что впервые в устной форме обратилась в администрацию Шебалинского района по вопросу наличия права на жилье в 1999 году, когда ей исполнилось 23 года, затем повторно обращалась в устной форме примерно в 2008 — 2009 годах, но в обоих случаях ей сказали, что она уже утратила право на получение жилья. Письменное заявление она не писала и никакие документы не предоставляла.

В судебном заседании суда апелляционной инстанции 19 февраля 2014 года Н. уже объяснила, что в администрацию Шебалинского района по вопросу наличия права на жилье она впервые обратилась в устной форме в начале января 1999 года, когда ей было 22 года, затем у нее заболел ребенок и через несколько дней ей исполнилось 23 года (21 января) и она после этого не стала обращаться в администрацию с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилья.

Свидетель Т.Л.С., являющаяся родной сестрой Н., в судебном заседании 19 февраля 2014 года пояснила суду апелляционной инстанции, что она вместе со своей сестрой в январе 1999 года ходила в администрацию района по вопросу о наличии права на жилье, обращались в устной форме. Там сказали, что нужно предоставить свидетельства о смерти родителей, но поскольку данных свидетельств в тот момент с собой не было, они их не предоставили и заявление не писали. После этого больше в администрацию не обращались.

Таким образом, из объяснений Н. и показаний свидетеля Т.Л.С. следует, что Н. до достижения 23-летнего возраста с письменным заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в предоставлении жилья в администрацию Шебалинского района не обращалась, необходимые для этого документы не предоставляла. Доказательств того, что после первого обращения в администрацию Шебалинского района в начале января 1999 года у Н. заболел ребенок, что помешало ей до 21 января 1999 года снова обратиться в орган местного самоуправления, в суд не представлено.

Между тем, в силу Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предоставление жилых помещений указанной категории граждан носит заявительный характер, возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Таким образом, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа, в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.

В материалах дела не содержится отвечающих требованиям относимости и допустимости доказательств того, что причины, по которым Н. не встала (не была поставлена) на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, являются уважительными. К таким доказательствам не может быть отнесена сама по себе позиция истца о том, что до достижения ею 23-летнего возраста она не знала о праве на жилье и данное право ей не разъяснялось органом опеки и попечительства, а также опекуном, поскольку не согласуется с общеправовым принципом презумпции знания закона.

В силу п. п. 2, 3 ст. 40 ГК РФ по достижении малолетним подопечным четырнадцати лет опека над ним прекращается, а гражданин, осуществлявший обязанности опекуна, становится попечителем несовершеннолетнего без дополнительного решения об этом. Попечительство над несовершеннолетним прекращается без особого решения по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет.

То обстоятельство, что по достижении подопечным восемнадцати лет попечительство прекращается без особого решения, содержалось и в ст. 139 Кодекса о браке и семье РСФСР, действовавшего на день исполнения Н. 18-ти лет.

Способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их (гражданская дееспособность) возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста (п. 1 ст. 21 ГК РФ).

Таким образом, по достижении несовершеннолетним подопечным восемнадцати лет опека и попечительно над ним прекращается в силу закона, в этом случае относящийся к установлению дополнительных гарантий в виде права на обеспечение жилым помещением направлено, в том числе, и на предоставление этой категории граждан дополнительной возможности в течение 5-ти лет (с 18 до 23 лет) самостоятельно реализовать соответствующее право, если по каким-либо причинам с заявлением (ходатайством) о постановке такого лица на учет нуждающихся в предоставлении жилья не обратились лица и органы, на которые возлагалась обязанность по защите их прав в тот период, когда они были несовершеннолетними.

Не противоречат изложенному и положения ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ (в ред. Федерального закона от 29.02.2012 г. N 15-ФЗ) «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», поскольку право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены данной статьей, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями, в случае наличия их письменного обращения в возрасте от 18 до 23 лет в компетентный орган местного самоуправления (абзац 3 части 1 статьи 8) и нереализованного права на жилое помещение, допущенного по независящим от таких граждан причинам.

Суждение представителя апеллянта о том, что со стороны опекуна имело место ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав Н. в тот период, когда она была несовершеннолетней, не может быть признано обоснованным, поскольку из объяснений, данных истцом в судах первой и апелляционной инстанций, следует, что опекун (ее старший брат) не обратился с заявлением о постановке ее на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по той причине, что он сам не знал о праве на получение жилья. Поскольку из материалов дела не усматривается, что опекун Б.Н.С. свои обязанности опекуна выполнял ненадлежащим образом, сам по себе факт незнания закона (п. 2 ст. 37 ЖК РСФСР, действовавшего до 01 марта 2005 года) в данном случае не может быть признано ненадлежащим выполнением со стороны опекуна обязанностей по защите прав подопечной при том обстоятельстве, что положения ст. ст. 129, 131 Кодекса о браке и семье РСФСР, действовавшего до 01 марта 1996 года в период несовершеннолетия истца, не возлагали на опекунов и попечителей обязанность по обращению в исполнительные комитеты районных, городских, районных в городах Советов народных депутатов с заявлениями о постановке их подопечных на какой-либо учет.

Не имеется также оснований считать, что Н. не встала (не была поставлена) на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении до достижения ею возраста 23 лет в силу незаконного отказа органа местного самоуправления в постановке на учет, состояния ее здоровья, которое объективно не позволяло ей в указанный период встать на учет нуждающихся в жилом помещении, до достижения возраста 23 лет Н. предпринимала попытки встать на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении, но из-за отсутствия необходимых документов не была поставлена на учет.

Доводы представителя апеллянта У. о том, что Н. в 1999 году было отказано в постановке на учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в связи с непредоставлением документов, не заслуживают внимания, поскольку опровергаются показаниями свидетеля Т.Л.С. и объяснениями самой Н. о том, что с письменным заявлением в администрацию Шебалинского района она не обращалась.

Как уже было отмечено, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для реализации права на жилое помещение должны быть учтены в качестве нуждающихся в жилом помещении до достижения возраста 23 лет. По смыслу и содержанию Федерального закона от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ именно в возрасте от 18 до 23 лет граждане, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без родительского попечения, признаются социально незащищенной категорией граждан. В то же время правовой характер этого статуса сам по себе не подразумевает право данной категории граждан на получение мер социальной поддержки со стороны государства независимо от срока обращения в уполномоченный орган с соответствующим заявлением. Так, по достижении 23 лет право на предоставление жилья имеют лишь лица, вставшие (поставленные) на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении до указанного возраста. Если же данные лица на учет не встали до достижения 23-летнего возраста, то указанное право ими утрачивается, поскольку закон не предусматривает восстановление срока постановки на льготный жилищный учет. Таким образом, гражданин, в прошлом относившийся к числу детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей, не может претендовать на получение жилого помещения, если он обратился с соответствующим заявлением после того, как достиг возраста 23 лет.

У Н. как нуждающейся в жилом помещении в соответствии с ранее действующими положениями п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ действительно возникло право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, однако данным правом она не воспользовалась, так как до достижения 23-летнего возраста не обратилась с соответствующим заявлением в администрацию Шебалинского района. Судом апелляционной инстанции бесспорно установлено, что истец не состоит на учете в качестве лица, нуждающегося в жилом помещении по вышеназванной категории граждан, до достижения 23-летнего возраста она не обращалась в администрацию Шебалинского района с письменным заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в получении жилого помещения, обратилась с таким заявлением лишь 29 октября 2013 года в возрасте 37 лет, когда утратила статус ребенка-сироты.

Доказательств обратного Н. суду не предоставлено.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

При таких обстоятельствах у суда первой инстанции не имелось достаточных правовых оснований для удовлетворения искового требования Н. к Бюджетному учреждению Республики Алтай «Управление социальной поддержки населения Шебалинского района» об обязании поставить на учет в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающегося в улучшении жилищных условий, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении искового заявления.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, апелляционная коллегия

определила:

Решение Шебалинского районного суда Республики Алтай от 16 декабря 2013 года отменить, принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении искового требования Н. к Бюджетному учреждению Республики Алтай «Управление социальной поддержки населения Шебалинского района» об обязании поставить на учет в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Председательствующий
Э.В.ЯЛБАКОВА

Судьи
А.О.ИМАНСАКИПОВА
С.А.ШИНЖИНА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *