О признании частично недействующим Закона Тульской области от 11.03.2005 N 553-ЗТО О переименовании Муниципального образования город Тула Тульской области, установлении границы муниципального образования город Тула и наделении его статусом городского округа и Закона Тульской области от 14.03.2005 N 556-ЗТО О переименовании муниципального образования Ленинский район Тульской области, установлении границ, наделении статусом и определении административных центров муниципальных образований на территории Ленинского

Решение Тульского областного суда от 26.12.2007

Тульский областной суд в составе:

председательствующего Федоровой С.Б.,

с участием прокурора Рамбековой О.Н.

при секретаре Куманяевой Е.А.,

рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению Труновой Клавдии Егоровны., Поярковой Раисы Дмитриевны, Груздевой Антонины Ивановны, Зотова Игоря Михайловича, Сорокиной Марии Григорьевны, Зотовой Валентины Тихоновны, Коробенкова Владимира Михайловича, Коробенковой Пелагеи Алексеевны, Родионовой Нины Петровны, Илюшина Сергея Николаевича, Горбуновой Александры Михайловны, Петраковой Марии Ивановны, Беловой Алевтины Климентьевны, Угловой Тамары Николаевны, Митиной Надежды Васильевны, Никитиной Людмилы Ивановны, Коробенковой Анастасии Игнатьевны, Шумилиной Тамары Ивановны, Мажирина Виктора Алексеевича, Мажириной Галины Александровны, Сониной Татьяны Викторовны, Мухамедшиной Ольги Борисовны, Сапрыковой Алевтины Ивановны, Чудаковой Марины Анатольевны, Чудакова Юрия Викторовича, Ушакова Николая Федоровича, Демчевой Антонины Михайловны, Якунина Николая Игнатьевича, Денисовой Клавдии Васильевны, Зиновьева Анатолия Михайловича, Васюткина Владимира Анатольевича, Кузюкина Сергея Дмитриевича, Родиной Екатерины Самуиловны, Соловьева Александра Михайловича, Борисовой Нины Сергеевны, Харламовой Ларисы Алексеевны, Геленидзе Натальи Михайловны, Романова Виктора Тимофеевича, Богомоловой Зои Леонидовны, Каминской Любовь Федоровны, Атар Эрбай, Авдеева Николая Андреевича, Петровой Татьяны Николаевны, Кореньковой Лидии Васильевны, Ромашиной Татьяны Дмитриевны, Холодковой Нины Анатольевны, Еремина Василия Георгиевича, Пановой Надежды Васильевны, Жуковой Юрия Васильевича, Камерилова Виктора Юрьевича, Быняева Андрея Анатольевича, Лазарева Николая Николаевича, Лазаревой Татьяны Николаевны о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующими со дня принятия Закона Тульской области N 553-ЗТО от 11.03.2005 г. «О переименовании «Муниципального образования г. Тула Тульской области», установлении границы муниципального образования г. Тула и наделении его статусом городского округа» в части исключения территории улиц Глухополянской, Лобачевского и Ушинского Пролетарского района г. Тулы из территории на которой осуществляется местное самоуправление органами местного самоуправления Муниципального образования «г. Тула Тульской области» в части касающейся установления границ муниципального образования, и Закона Тульской области N 556-ЗТО от 14.03.2005 г. «О переименовании муниципального образования «Ленинский район Тульской области», установлении границ, наделении статусом и определении административных центров муниципальных образований на территории Ленинского района Тульской области» в части включения территории улиц Глухополянская, Лобачевского и Ушинского Пролетарского района г. Тулы в территорию, на которой осуществляется местное самоуправление органами местного самоуправления Муниципального образования «Ленинский район Тульской области»,

установил:

Жители и собственники домов, проживающие на улицах Глухополянская, Лобачевского и Ушинского Пролетарского района г. Тулы обратились в суд с заявлением о признании противоречащим федеральному законодательству и недействующими со дня принятия Закона Тульской области N 553-ЗТО от 11.03.2005 г. «О переименовании «Муниципального образования г. Тула Тульской области», установлении границы муниципального образования г. Тула и наделении его статусом городского округа» в части исключения домовладений, включающих в себя жилые дома с надворными постройками и земельные участки, NN 1, 2, 3, 4, 6, 10, 12, 14, 16, 18, 20 по ул. Лобачевского, NN 55, 56, 56-а, 57, 58, 59, 62, 63-а, 70, 72 по ул. Глухополянская и NN 2, 4, 6, 10, 10-а, 10-б, 12, 14, 20, 22, 22/1, 22/2, 24, 24/1, 24/2, 26, 30, 30-а, 30-б, 30-в, 30-г, 33, 34, 34-а, 34-б, 36, 36-а, 40-а, 40-б, 48 по ул. Ушинского Пролетарского района г. Тулы, из территории на которой осуществляется местное самоуправление органами местного самоуправления Муниципального образования «г. Тула Тульской области» в части касающейся установления границ муниципального образования, и Закона Тульской области N 556-ЗТО от 14.03.2005 г. «О переименовании муниципального образования «Ленинский район Тульской области», установлении границ, наделении статусом и определении административных центров муниципальных образований на территории Ленинского района Тульской области» в части включения домовладений, включающих в себя жилые дома с надворными постройками и земельные участки, NN 1, 2, 3, 4, 6, 10, 12, 14, 16, 18, 20 по ул. Лобачевского, N N 55, 56, 56-а, 57, 58, 59, 62, 63-а, 70, 72 по ул. Глухополянская и NN 2, 4, 6, 10, 10-а, 10-б, 12, 14, 20, 22, 22/1, 22/2, 24, 24/1, 24/2, 26, 30, 30-а, 30-б, 30-в, 30-г, 33, 34, 34-а, 34-б, 36, 36-а, 40-а, 40-б, 48 по ул. Ушинского Пролетарского района г. Тулы в территорию, на которой осуществляется местное самоуправление органами местного самоуправления Муниципального образования «Ленинский район Тульской области».

В обоснование требований сослались на то, что оспариваемые Законы нарушают их право на осуществление местного самоуправления посредством участия в местных референдумах, муниципальных выборах в органы местного самоуправления города. Кроме этого указали, что при принятии указанных Законов не было учтено мнение жителей улиц Глухополянская, Лобачевского и Ушинского Пролетарского района г. Тулы, чем были нарушены требования Европейской хартии местного самоуправления, Конституции РФ, ст. 11 — 13 ФЗ N 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ». В результате допущенных нарушений территория улицы Глухополянская, Ушинского и Лобачевского Пролетарского района г. Тулы, на которой находятся дома заявителей, необоснованно была включена в территорию муниципального образования Ленинский район, вследствие чего они терпят неудобства и убытки, связанные с лишением их многих медико-социальных и других услуг, предоставляемых городскому населению.

Полагают, что при принятии оспариваемых законов не были учтены требования Федерального закона о том, что границы муниципальных образований должны устанавливаться и изменяться с учетом исторически сложившихся земель населенных пунктов.

Поскольку улицы Глухополянская, Лобачевского и Ушинского с момента их образования находились в составе Пролетарского района г. Тулы, они принимали участие в решении вопросов местного самоуправления города, считают, что территория улиц Глухополянская, Ушинского Лобачевского с домами, в которых они проживают, должна быть включена в состав городского округа Тула.

Заявители Пояркова Р.Д., Груздева А.И., Илюшин С.Н. Горбунова А.М., Петракова М.И., Белова А.К., Углова Т.Н., Митина Н.В., Коробенкова А.И. Шумилина Т.И., Мажирин В.А., Мажирина Г.А., Сонина Т.В., Сапрыкова А.И., Никитина О.И., Чудакова М.А., Ушаков Н.Ф., Демчева А.М., Денисова К.В., Зиновьев А.М., Васюткин В.А., Родина Э.С., Соловьева А.М., Харламова Л.А., Геленидзе Н.М., Романов В.Т., Каминская Л.Ф., Атар Э. Петрова Т.Н. Коренькова Л.В., Ромашина Т.Д. Холодкова Н.А., Еремин В.Г., Панова Н.В., Жуков Ю.В. Камерилов В.Ю., Быняев А.А., Лазарев Н.Н, Лазарева Т.Н. в судебное заседание не явились, о дне рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в письменных заявлениях, адресованных суду, просили рассмотреть дело в их отсутствие и удовлетворить поданное ими заявление.

Заявители Зотов И.М., Зотова В.Т., Авдеев Н.А., Сорокина М.Г., Родина Е.С., Мухамедшина О.Б., Борисова Н.С., Якунин Н.И., Чудаков Ю.В., Илюшин С.Н., Трунова К.Е., а также представители Коробенковой П.А. по доверенности Крамская А.В., представители Горбуновой А.М. по доверенности Раут Н.Р., Моджаро Н.О. в судебном заседании заявление поддержали.

Определением суда производство по делу об оспаривании Закона Тульской области N 553-ЗТО от 11.03.2005 г. «О переименовании «Муниципального образования г. Тула Тульской области», установлении границы муниципального образования г. Тула и наделении его статусом городского округа» в части исключения территории улиц Лобачевского, Глухополянского, Ушинского (дома N 1, 3, 18 по ул. Лобачевского, N 57 по ул. Глухополянская и N 2, 12, 14, 22/1, 22/2, 24/2, 33, 40-а, 48 по ул. Ушинского), из территории на которой осуществляется местное самоуправление органами местного самоуправления Муниципального образования «г. Тула Тульской области» в части касающейся установления границ муниципального образования, и Закона Тульской области N 556-ЗТО от 14.03.2005 г. «О переименовании муниципального образования «Ленинский район Тульской области», установлении границ, наделении статусом и определении административных центров муниципальных образований на территории Ленинского района Тульской области» в части включения территории улиц Лобачевского, Глухополянская, Ушинского (дома N 1, 3, 18 по ул. Лобачевского, N 57 по ул. Глухополянская и N 2, 12, 14, 22/1, 22/2, 24/2, 33, 40-а, 48 по ул. Ушинского) в территорию, на которой осуществляется местное самоуправление органами местного самоуправления Муниципального образования «Ленинский район Тульской области» было прекращено в соответствии с ст. 220, 134 ч. 1 п. 1 ГПК РФ.

Представитель Тульской областной Думы по доверенности Буданцева О.А. в ходе судебного заседания заявление жителей улиц Глухополянская, Ушинского и Лобачевского не признала, пояснив, что оспариваемые Законы приняты в соответствии с требованиями ФЗ N 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», впервые на уровне Тульской области установили, а не изменили или преобразовали границы муниципальных образований. По этой причине не могут служить основанием для признания вышеуказанных Законов Тульской области недействующими и не подлежащими применению доводы заявителей об изменении границ данных муниципальных образований без согласия населения.

Представитель Губернатора Тульской области по доверенности Слепцов А.В. в разрешении заявления полагались на усмотрение суда, не возражая против удовлетворения заявления жителей улиц Глухополянской, Лобачевского и Ушинского Пролетарского района г. Тулы.

Представители администрации муниципального образования Ленинский район по доверенности Воробьев А.В. и Черных Л.Н. заявленные требования не признали, указав, что оспариваемые Законы не противоречат действующему законодательству и изданы в пределах полномочий Тульской областной Думы и губернатора Тульской области. При принятии оспариваемых заявителями Законов не осуществлялось изменение границ муниципальных образований город Тула и Ленинский район Тульской области. В соответствии с положениями пункта 1 части 1 статьи 85 ФЗ от 06.10.2003 N 131-ФЗ в целях организации местного самоуправления на территории Тульской области осуществлялось именно установление границ соответствующих муниципальных образований. Поскольку границы муниципальных образований не изменялись, а устанавливались, учет мнения населения не требовался.

Представитель администрации муниципального образования г. Тулы по доверенности Широкова Л.В. не возражала против удовлетворения заявленных требований, ссылаясь на то, что в результате принятия оспариваемых заявителями Законов в состав территории МО Ленинский район необоснованно была включена территория улиц Глухополянская, Лобачевского и Ушинского Пролетарского района г. Тулы, которые являются исторически сложившимися землями города Тулы и входили в состав территории муниципального образования г. Тула. Кроме того, территория улиц Глухополянской и Ушинского разделена на две части, часть отнесена к территории МО г. Тула, вторая часть к территории МО Ленинский район.

Представитель территориального управления администрации г. Тулы по Пролетарскому району в судебное заседание не явился, будучи извещен судом о времени и месте рассмотрения дела, представив письменное заявление с просьбой рассмотреть дело в их отсутствие с указанием о том, что заявление, с которым обратились в суд жители улиц Глухополянской, Ушинского и Лобачевского поддерживают и не возражают против его удовлетворения.

Представитель муниципального образования «Шатское» Ленинского района — глава муниципального образования Вернер Н.Н. просила разрешить заявление на усмотрение суда, пояснив, что в состав территории МО Ленинский район входит село Глухие Поляны, жители данного села являются жителями Ленинского района, участвуют в местном самоуправлении данного муниципального образования и МО «Шатское». Некоторые жители села Глухие Поляны сельского поселения Шатское Ленинского района имеют регистрацию по улицам Глухополянская, Лобачевского и Ушинского с. Глухие Поляны Ленинского района Тульской области.

Выслушав заявителей, их представителей Раут Н.Р., Моджаро Н.О. представителей заинтересованных лиц, исследовав письменные материалы дела, заслушав заключение прокурора Рамбековой О.Н., полагавшей необходимым заявление удовлетворить, суд приходит к следующему.

Законом Тульской области N 553-ЗТО от 11.03.2005 г. «Муниципальное образование город Тула Тульской области» было переименовано в муниципальное образование город Тула, была установлена граница муниципального образования город Тула согласно картографическому описанию (приложение N 1), карте-схеме (приложение N 2) и это муниципальное образование было наделено статусом городского округа, данный Закон был опубликован в печатном издании «Тульские известия» от 22 марта 2005 года и в соответствии со ст. 3 Закона вступил в силу через 10 дней после официального опубликования.

Картографическим описанием границы муниципального образования город Тула определено, что «от точки 184 линия границы идет до точки 204 по северо-восточной границе гаражного строительного кооператива 23 по восточной границе жилой застройки по улице Ушинского, восточной и южной границе Тульской областной больницы, по оси улицы Ушинского, оси улиц Глухополянская, Лобачевского».

Законом Тульской области N 556-ЗТО от 14.03.2005 г. муниципальное образование «Ленинский район Тульской области» было переименовано в муниципальное образование Ленинский район, были установлены границы муниципального образования Ленинский район согласно картографическому описанию (приложение N 1), карте-схеме (приложение N 2) и это муниципальное образование было наделено статусом муниципального района, также были установлены границы административных центров муниципальных образований на территории Ленинского района Тульской области, данный Закон был опубликован в печатном издании «Тульские известия» от 29 марта 2005 года и в соответствии со ст. 4 Закона вступил в силу через 10 дней после официального опубликования.

Согласно картографического описания прохождения линии границы между муниципальным образованием Ленинский район и муниципальным образованием город Тула, линия границы проходит «от точки 184 идет до точки 204 по северо-восточной границе гаражного строительного кооператива 23 по восточной границе жилой застройки по улице Ушинского, восточной и южной границе Тульской областной больницы, по оси улицы Ушинского, оси улиц Глухополянская, Лобачевского».

Указанные Законы были приняты во исполнение требований Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ.

Согласно статье 131 Конституции Российской Федерации местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

На основании ч. 1 ст. 13 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ установление и изменение границ муниципального образования, в том числе при образовании, объединении, преобразовании или упразднении муниципальных образований, осуществляется с учетом исторических и иных местных традиций по инициативе населения, органов местного самоуправления, а также органов государственной власти субъекта РФ.

Аналогичное положение содержится и в ст. 11 п. 1 п.п. 3 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ, предусматривающей, что территорию поселения составляют исторически сложившиеся земли населенных пунктов, прилегающие к ним земли общего пользования, территории традиционного природопользования населения соответствующего поселения, рекреационные земли для развития поселения. В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 11 этого же Федерального закона в состав территории городского поселения могут входить один город или один поселок, а также в соответствии с генеральным планом городского поселения территории, предназначенные для развития его социальной, транспортной и иной инфраструктуры (включая территории поселков и сельских населенных пунктов, не являющихся муниципальными образованиями).

В силу п. 12 ч. 1 статьи 11 данного Закона территория населенного пункта должна полностью входить в состав территории поселения.

Частью 3 статьи 85 Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрено, что в случае, если город (поселок), который должен быть наделен статусом городского поселения, не имеет утвержденного в установленном порядке генерального плана либо его сложившаяся территория выходит за пределы городской черты, а также если между городом (поселком) и другими муниципальными образованиями имеются не разрешенные в судебном порядке споры по территориям, состав территорий и границы соответствующего городского поселения утверждаются: на основании исторически сложившейся территории города (поселка), а также в соответствии с границами земельных участков, выделенных для городской застройки, и территорий, предназначенных для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры города (поселка); в соответствии с границами территорий и земельных участков, которые определены правовыми актами, устанавливающими принадлежность оспариваемых территорий и земельных участков к территории города (поселка).

Часть 3 статьи 85 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ также указывает о необходимости учитывать при утверждении границ исторически сложившуюся территорию города (поселка), а также границы земельных участков, выделенных для городской застройки, и территорий, предназначенных для развития социальной, транспортной и иной инфраструктуры города (поселка).

Анализ указанных положений Закона позволяет прийти к выводу, что определяющим фактором при решении вопроса о границах муниципальных образований является именно учет исторически сложившейся территории конкретного муниципального образования, на которой осуществляется местное самоуправление.

Между тем, данные требования федерального законодательства не были выполнены при принятии оспариваемых заявителями Законов.

Судом установлено, что территория улиц Глухополянская, Лобачевского и Ушинского Пролетарского района г. Тулы, включенная в состав территории муниципального образования Ленинский район является исторически сложившейся территорией г. Тулы.

Так, решением исполнительного комитета Тульского городского Совета депутатов трудящихся N 2т4-1 от 3 января 1955 г. «О наименовании улиц по Новотульскому району бывшему селению Глухие Поляны и кв. 25 «А» и 29 «А», были установлены следующие наименования улиц: улицу Глухополянскую — оставить без изменения. Колхозную улицу именовать ул. Лобачевского, Школьную улицу именовать ул. Ушинского.

Довод администрации муниципального образования Ленинский район о том, что спорная территория никогда не значилась в составе муниципального образования г. Тула, что данная территория никогда не была включена в описание территории муниципального образования город Тула в Уставе муниципального образования опровергается собранными по делу доказательствами.

Судом установлено, что Советом Министров РСФСР от 21 июня 1977 года N 348 было принято постановление «Об установлении городской черты г. Тулы». Данным постановлением была установлена городская черта города Тулы с ее описанием (л.д. 1 — 3 т. 2).

В судебном заседании допрошенный в качестве специалиста представитель Управления градостроительства и архитектуры Администрации г. Тулы Хохаев О.А. пояснил, что граница города Тулы была определена данным постановлением СМ РСФСР от 21 июня 1977 г. N 348. В это описание вошла территория улиц Глухополянская, Ушинского и Лобачевского г. Тулы, том числе и та территория улиц, где проживают заявители. Данные улицы являются исторически сложившимися землями города Тулы, были образованы исполнительными органами власти города Тулы, входили в черту города Тулы.

Границы территории города Тулы также были утверждены постановлением Губернатора Тульской области от 27 октября 1995 г. N 526 «Об установлении городской черты г. Тулы» и постановлением Губернатора Тульской области N 307 от 20 мая 1996 г. Данными постановлениями также было произведено описание городской черты г. Тулы. (л.д. 4 — 8 т. 2).

Управлением градостроительства и архитектуры Администрации г. Тулы в суд были представлены: схема границы г. Тулы в соответствии с утвержденным генеральным планом г. Тулы, схема границы г. Тулы, утвержденная постановлениями Губернатора Тульской области от 27.10.1995 г. N 526 и от 20.05.1996 г. N 307 (л.д. 503 т. 1), а также выкопировка из генплана утв. СМ РСФСР от 12.10.1971 г. и выкопировка из генплана Тулы по состоянию на 1997 год (л.д. 9 — 10 т. 2). Как пояснил при исследовании данных схем и выкопировок из планов специалист Управления градостроительства и архитектуры Хохаев О.А., дома в которых проживают заявители и улицы Глухополянская. Лобачевского и Ушинского являлись частью территории города Тулы.

Таким образом, как установлено судом улицы Глухополянская, Ушинского и Лобачевского относились к территории города Тулы (Пролетарский район города Тулы), административно подчиняясь Пролетарскому райисполкому города Тулы.

Из представленной Управлением градостроительства и архитектуры Администрации г. Тулы схемы границы муниципального образования город Тула, установленной Законом Тульской области N 553-ЗТО от 11.03.2005 г., усматривается, что улица Глухополянская была разделена — часть улицы до 54 дома включительно была отнесена в территории МО г. Тулы, другая часть улицы (после 54 дома) отнесена к территории муниципального образования Ленинский район, нечетные дома по улице Ушинского были включены в состав городского округа, четная сторона улицы отнесена к территории МО Ленинский район, улица Лобачевского вошла в состав территории муниципального образования Ленинский район (л.д. 13, 14 т. 2).

Согласно пояснениям представителей Тульской областной Думы, губернатора Тульской области, администрации муниципального образования Ленинский район и Тулы границы муниципальных образований Ленинский район и Тулы ранее законами области не устанавливались, границы Ленинского района и г. Тулы не согласовывались, в связи с наличием споров по этим границам. Вместе с тем, указанными представителями заинтересованных лиц не отрицалось, что территория улиц Глухополянская, Лобачевского и Ушинского Пролетарского района г. Тулы, в том числе и та территория, на которой расположены дома, в которых проживают или собственниками которых являются заявители, являлась территорией города Тулы.

Кроме того, как установлено судом до издания оспариваемых заявителями Законов границы города Тулы были определены в порядке, определенном законодательством о местного самоуправлении.

Территория муниципального образования г. Тулы была определена в 1997 г. на местном референдуме, что объективно нашло отражение в Уставе города Тулы, принятом на местном референдуме 9 февраля 1997 года и зарегистрированном в установленном законом порядке 13 марта 1997 года, куда в описание городской черты в соответствии со ст. 3 вошла территория данных улиц.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 28 августа 1995 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьи 11 Закона Тульской области «О местном самоуправлении в Тульской области» муниципальное образование имеет свой устав, в котором указываются границы, состав территории и порядок осуществления местного самоуправления на данной территории.

На основании ч. 1 ст. 57 Федерального закона РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления» от 28 августа 1995 года N 154-ФЗ до принятия субъектами РФ законов, предусмотренных настоящим Федеральным законом, вопросы, подлежащие регулированию законами субъектов РФ, за исключением указанных в пунктах 1, 2 статьи 56 настоящего Федерального закона, могут регулироваться уставами муниципальных образований, принятыми в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом.

Статьей 53 Закона Тульской области «О местном самоуправлении в Тульской области», действовавшего в период с 19 декабря 1996 года по 31 декабря 2005 года, предусмотрено, что территории муниципальных образований в период формирования местного самоуправления определяются уставами муниципальных образований; при этом территориями муниципальных образований являются территории, находящиеся в границах городских поселений, население городского поселения независимо от его численности не может быть лишено право на осуществление местного самоуправления (ст. 9 Закона).

Указанные нормативно-правовые акты свидетельствуют о том, что границы и состав территории муниципального образования могут быть определены Уставами муниципальных образований в порядке, определенном законодательством о местном самоуправлении.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Устава города Тулы, принятого на местном референдуме 9 февраля 1997 года, зарегистрированного 13 марта 1997 года, административная граница города (городская черта) определяет территорию города Тулы, как административно-территориальной единицы Тульской области и муниципального образования, в переделах которого осуществляется местное самоуправление. Все земли в пределах городской черты находятся в ведении местного самоуправления города (ст. 4 Устава), границы города как муниципального образования и границы городских районов фиксируются в плане города (ст. 5 Устава).

Пунктами 1 и 2 статьи 1 Устава муниципального образования Ленинский район (в ред. от 23 марта 1997 года) установлено, что Ленинский район является самостоятельным муниципальным образованием в составе Тульской области и не входит в состав других муниципальных образований, муниципальное образование «Ленинский район Тульской области» — муниципальное образование, объединенное общей территорией, где осуществляется местное самоуправление, имеется муниципальная собственность, бюджет и органы самоуправления. Границы муниципального образования фиксируются и закрепляются в плане района.

Судом установлено, что муниципальное образование г. Тула существовало до принятия оспариваемых заявителями Законов в границах, определенных ст. 5 Устава МО г. Тулы, включающих улицы Глухополянскую, Лобачевского, Ушинского Пролетарского района г. Тулы, в том числе и дома, в которых проживают заявители.

Указанное обстоятельство подтвердил в судебном заседании допрошенный в качестве специалиста представитель ФГУП «ЦМТП «Центрмаркшейдерия», допрошенный Демкин Н.П., который пояснил, что в связи с обращением администрации Ленинского района и запросом суда, ими был составлен план с нанесением границы муниципального образования г. Тулы и муниципального образования Ленинский район по состоянию на 1997 г. после принятия Устава МО г. Тулы. В соответствии с данным планом в состав территории муниципального образования г. Тулы входили полностью улицы Глухополянская, Лобачевского и Ушинского, а также село Глухие Поляны (л.д. 15 т. 2).

Факты осуществления на территории улиц Глухополянской, Лобачевского и Ушинского г. Тулы местного самоуправления, участия жителей этих улиц в решении вопросов местного самоуправления города Тулы и Пролетарского района г. Тулы подтверждается собранными по делу доказательствами и заинтересованными лицами по существу не оспариваются.

Так, решением Тульской городской Думы от 23 января 2002 г. N 3/41 «Об установлении территориальных границ деятельности комитетов территориального общественного самоуправления Пролетарского района города Тулы» были установлены территориальные границы деятельности Комитетов территориального общественного самоуправления, в частности по микрорайону «Глушанки» Пролетарского района г. Тулы, с описанием территориальной границы комитета общественного самоуправления данного микрорайона. Из содержания описания территориальной границы Комитета территориального общественного самоуправления микрорайона «Глушанки» Пролетарского района г. Тулы усматривается, что в состав данной территории вошли дома, в том числе по улицам:

Глухополянская, 1, 2, 3-а, 4, 5, 5-а, 6, 7, 8, 9, 9-а, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 16-а, 17, 18, 18-а, 19, 19-а, 19-б, 20, 21, 21-а, 21-б, 22, 24, 25, 28, 28-а, 30, 30-а, 32, 34, 36, 38, 40, 46, 48-а, 50, 52, 52-а, 54, 56-а, 57, 57-а, 58, 59, 62, 62-б, 62-в, 63, 63-а, 70;

Лобачевского, 1, 1-а, 1-б, 2, 2-а, 3, 3-а, 3-б, 4, 6, 10, 12, 14, 16, 20, 50, 56;

Ушинского, 1, 1-а, 3, 3-а, 4, 4-а, 5, 6, 7, 9, 10-а, 10-б, 11, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 20-а, 21, 22, 23, 23-а, 24, 24/1, 24/3, 25, 26, 27, 27-а, 27-б, 28, 29, 29-а, 30, 30-а, 30-б, 30-в, 31, 31-а, 32, 32-а, 33, 33-а, 34, 34-а, 34-б, 35, 35-а, 36-а, 37, 37-а, 38, 38-а, 38-б, 38-в, 39, 40, 40-а, 40-б, 41, 41-а, 42, 42-а, 43, 44, 44/1, 45, 46, 47, 47-а, 48, 48-а, 48-б, 48-в;

Территория улиц Глухополянская, Лобачевского и Ушинского входила в состав избирательного округа N 44 Пролетарского района г. Тулы и жители данных улиц учитывались как избиратели данного избирательного округа Пролетарского района г. Тулы, что подтверждается:

постановлением Губернатора Тульской области от 29 июля 1996 г. N 438 «Об утверждении схемы образования избирательных округов по выборам депутатов Тульской областной Думы 2-го созыва», которым в состав избирательный округ N 44 в границах Пролетарского района г. Тулы были включены полностью улицы Глухополянская, Лобачевского и Ушинского;

постановлением Главы г. Тулы от 21 августа 2000 г. N 877 «Об образовании избирательных участков для проведения голосования и подсчета голосов избирателей на выборах депутатов Тульской областной Думы третьего созыва» о том, что в состав территории избирательного округа N 44 Пролетарского района, избирательный участок N 447 вошли улицы Глухополянская — индивидуальные дома, улица Ушинского — индивидуальные дома, улица Лобачевского — индивидуальные дома;

постановлением Главы г. Тулы от 23 февраля 2001 г. N 218 «Об образовании избирательных участков для проведения голосования и подсчета голосов избирателей на выборах Губернатора — Главы исполнительного органа государственной власти Тульской области 8 апреля 2001 г.» также улицы Глухополянская, Лобачевского и Ушинского были включены в состав избирательного участка N 447 Пролетарского района г. Тулы.

постановлением Главы г. Тулы от 22 октября 2001 г. N 1389 «Об образовании избирательных участков для проведения голосования и подсчета голосов избирателей на выборах депутатов Тульской городской Думы второго созыва и Главы города Тулы 25 ноября 2001 г.» — индивидуальные дома по улицам Глухополянская, Лобачевского и Ушинского были включены в избирательный участок N 450 избирательного округа N 7 Пролетарского района г. Тулы.

После принятия оспариваемых заявителями Законов Постановлением Главы г. Тулы от 5 сентября 2005 г. N 1605 «Об образовании избирательных участков для проведения голосования и подсчета голосов избирателей на выборах депутатов Тульской городской Думы третьего созыва и Главы муниципального образования город Тула 30 октября 2005 г. на территории муниципального образования г. Тула» в избирательный округ N 8 Пролетарского района г. Тулы, избирательный участок N 445 были уже включены не все дома по указанным улицам, а часть улицы Глухополянская дома с N 1 по N 54, ул. Лобачевского дома N 1 по N 3 (нечетные), улица Ушинского. То есть часть территории улиц Глухополянская, Лобачевского и Ушинского Пролетарского района г. Тулы, где проживают заявители, не были включены в состав территории муниципального образования г. Тулы.

Судом также установлено, что место проживания заявителей — улицы Глухополянская, Лобачевского, Ушинского относилось к территории, в пределах которой осуществлялось местное самоуправление г. Тулы (единый бюджет и выборные органы, регистрация места жительства и недвижимости, общая инфраструктура), жители данных улиц платили налоги и иные платежи в территориальные налоговые органы города Тулы, что подтверждается:

копиями паспортов заявителей, где место их регистрации указано как г. Тула, ПВС Пролетарского РУВД — ул. Глухополянская, Лобачевского, Ушинского г. Тулы;

правоустанавливающими документами на объекты недвижимости по ул. Глухополянская, Лобачевского и Ушинского, в том числе принадлежащие заявителям, из которых усматривается, что право собственности на домовладения и земельные участки, расположенные по улицам Глухополянская, Лобачевского и Ушинского регистрировалось как г. Тула, Пролетарский район, улицы Глухополянская, Лобачевского, Ушинского;

налоговыми уведомлениями по уплате земельных и иных местных налогов, которые направлялись жителям улиц Глухополянская, Лобачевского и Ушинского как жителям города Тулы и подлежали уплате в Инспекцию МНС по Пролетарскому району г. Тулы.

В силу Закона Тульской области от 19 апреля 200 г. N 295-ЗТО «О должностях мировых судей и судебных участках в Тульской области» территории улиц Глухополянская, Лобачевского и Ушинского включалась в границы судебных участков N 66 и N 68 Пролетарского района г. Тулы.

В соответствии с решением Тульской городской Думы от 21 октября 2000 г. N 24/432 «Об утверждении значений коэффициента места дислокации автостоянок, автозаправочных станций, предприятий бытового обслуживания и торговых точек», а также решениями Тульской городской Думы N 27/475 от 23.12.1999 г. и N 33/580 от 20 апреля 2000 г., которыми вносились изменения и дополнения в данное решение Тульской городской Думы, территория улиц Глухополянская, Лобачевского и Ушинского учитывалась как часть Пролетарского района г. Тулы с определением соответствующего коэффициента с учетом расположения места дислокации автостоянок, автозаправочных станций, предприятий бытового обслуживания и торговых точек на улицах Глухополянская, Лобачевского и Ушинского Пролетарского района г. Тулы.

Таким образом, на момент принятия оспариваемых заявителями Законов улицы Глухополянская, Лобачевского и Ушинского Пролетарского района г. Тулы являлись частью территории города Тулы, как фактически, так и юридически — путем закрепления границ в Уставе муниципального образования г. Тула, территория муниципального образования г. Тула исторически сложилась в границах с учетом территории данных улиц Глухополянская, Лобачевского и Ушинского, на данной территории осуществлялось местное самоуправление МО г. Тулы.

Исключение данных улиц из состава муниципального образования г. Тула и включение в состав муниципального образования Ленинский район должно рассматриваться как изменение границ обоих муниципальных образований.

Ссылка представителей Тульской областной Думы и администрации муниципального образования Ленинский район на то, что границы муниципальных образований г. Тула и Ленинский район установлены впервые, поэтому не могли быть изменены данными Законами и на данное установление границ не требуется согласия населения данных улиц является необоснованной, т.к. муниципальное образование г. Тула существовало до принятия оспариваемого Закона N 553-ЗТО от 11 марта 2005 г. в границах, включающих территорию улиц Глухополянская, Лобачевского и Ушинского, жители данных домов принимали участие в решении вопросов местного значения города.

Доводы представителя администрации муниципального образования Ленинский район о том, что территория улиц Глухополянская, Лобачевского и Ушинского Пролетарского района г. Тулы относилась в соответствии с балансом земель к территории муниципального образования Ленинский район не имеют правового значения для дела, поскольку учет земель и осуществление местного самоуправления, разные понятия, имеющие различное содержание и значение.

При таких обстоятельствах, исключение Законом Тульской области N 553-ЗТО от 11 марта 2005 г. территории части улиц Глухополянская, Лобачевского и Ушинского и их последующее включение в соответствии с Законом Тульской области N 556-ЗТО от 14 марта 2005 г. в состав территории муниципального образования Ленинский район должно рассматриваться как изменение границ обоих муниципальных образований города Тулы и Ленинского района.

В соответствии с пунктом «н» части 1 статьи 72 Конституции РФ установление общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъекта Российской Федерации, принятые им по предметам совместного ведения, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (п. п. 2, 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Статьей 1 Федерального закона N 154-ФЗ от 28 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что муниципальное образование — городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная настоящим Федеральным законом, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Статьей 10 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. (с последующими изменениями) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что местное самоуправление осуществляется на всей территории Российской Федерации в городских, сельских поселениях, муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения. Границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов Российской Федерации в соответствии с требованиями, предусмотренными статьями 11 — 13 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 85 указанного Федерального закона в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации до 1 марта 2005 г. устанавливают границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.

На основании пункта 3 статьи 84 Федерального закона N 131-ФЗ от 6 октября 2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» изменение границ и преобразование муниципальных образований, существующих на день вступления в силу настоящей главы, в период со дня вступления в силу настоящей главы до 1 января 2006 года допускаются исключительно в порядке и по основаниям, установленным настоящей статьей и статьей 85 настоящего Федерального закона. Изменение границ и преобразование муниципальных образований, существующих на день вступления в силу настоящей главы, производятся с соблюдением требований соответственно статей 12 и 13 настоящего Федерального закона.

Пунктом 3 статьи 12 данного Федерального закона установлено, что изменение границ поселений, влекущее отнесение территорий отдельных входящих в их состав населенных пунктов к территориям других поселений, осуществляется с согласия населения данных населенных пунктов, выраженного путем голосования, предусмотренного частью 3 статьи 24 настоящего Федерального закона, либо на сходах граждан с учетом мнения представительных органов соответствующих поселений.

Судом установлено, что имел место факт изменения границ муниципального образования Тула, а также то, что при изменении границ города Тулы не было получено согласие населения — жителей улиц Глухополянской, Ушинского, Лобачевского Пролетарского района г. Тулы в соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального закона РФ N 131-ФЗ от 6 октября 2003 года, чем были нарушены требования Федерального закона и права заявителей на осуществление местного самоуправления в городе.

С позицией представителей МО Ленинский район о том, что право жителей улиц Глухополянская, Лобачевского и Ушинского на осуществление местного самоуправления не нарушено, поскольку жители данных улиц наделены правом на осуществление местного самоуправления в другом муниципальном образовании МО «Шатское» и МО Ленинского района, суд согласиться не может, поскольку преобразование данных прав могло быть произведено лишь с согласия населения.

Поэтому, требования заявителей о признании недействующими и неподлежащими применению Закона Тульской области N 553-ЗТО от 11.03.2005 г. «О переименовании «Муниципального образования г. Тула Тульской области», установлении границы муниципального образования г. Тула и наделении его статусом городского округа» в части исключения территории улиц Лобачевского, Глухополянского, Ушинского (дома N 2, 4, 6, 10, 12, 14, 16, 20 по ул. Лобачевского, N 55, 56, 56-а, 58, 59, 62, 63-а, 70, 72 по ул. Глухополянская и N 4, 6, 10, 10-а, 10-б, 20, 22, 24, 26, 30, 30-а, 30-б, 30-в, 30-г, 34, 34-а, 34-б, 36, 36-а, 40-б по ул. Ушинского), из территории на которой осуществляется местное самоуправление органами местного самоуправления Муниципального образования «г. Тула Тульской области» в части касающейся установления границ муниципального образования, и Закона Тульской области N 556-ЗТО от 14.03.2005 г. «О переименовании муниципального образования «Ленинский район Тульской области», установлении границ, наделении статусом и определении административных центров муниципальных образований на территории Ленинского района Тульской области» в части включения территории улиц Лобачевского, Глухополянская, Ушинского (дома N 2, 4, 6, 10, 12, 14, 16, 20 по ул. Лобачевского, домов N 55, 56, 56-а, 58, 59, 62, 63-а, 70, 72 по ул. Глухополянская и домов N 4, 6, 10, 10-а, 10-б, 20, 22, 24, 26, 30, 30-а, 30-б, 30-в, 30-г, 34, 34-а, 34-б, 36, 36-а, 40-б по ул. Ушинского) в территорию, на которой осуществляется местное самоуправление органами местного самоуправления Муниципального образования «Ленинский район Тульской области», суд находит обоснованными.

Руководствуясь ст. ст. 253, 194 — 198 ГПК РФ,

решил:

Заявление Труновой К.Е., Поярковой Р.Д., Груздевой А.И., Зотова И.М., Сорокиной М.Г., Зотовой В.Т., Коробенкова В.М., Коробенковой П.А., Родионовой Н.П., Илюшина С.Н., Горбуновой А.М., Петраковой М.И., Беловой А.К., Угловой Т.Н., Митиной Н.В., Никитиной Л.И., Коробенковой А.И., Шумилиной Т.И., Мажирина В.А., Мажириной Г.А., Сониной Т.В., Мухамедшиной О.Б., Сапрыковой А.И., Чудаковой М.А., Чудакова Ю.В., Ушакова Н.Ф., Демчевой А.М., Якунина Н.И., Денисовой К.В., Зиновьева А.М., Васюткина В.А., Кузюкина С.Д., Родиной Е.С., Соловьева А.М., Борисовой Н.С., Харламовой Л.А., Геленидзе Н.М., Романова В.Т., Богомоловой З.Л., Каминской Л.Ф., Атар Э., Авдеева Н.А., Петровой Т.Н., Кореньковой Л.В., Ромашиной Т.Д., Холодковой Н.А., Еремина В.Г., Пановой Н.В., Жуковой Ю.В., Камерилова В.Ю., Быняевой А.А., Лазарева Н.Н., Лазаревой Т.Н. удовлетворить.

Признать Закон Тульской области N 553-ЗТО от 11.03.2005 г. «О переименовании «Муниципального образования г. Тула Тульской области», установлении границы муниципального образования г. Тула и наделении его статусом городского округа» в части исключения территории улиц Лобачевского, Глухополянского, Ушинского (дома N 2, 4, 6, 10, 12, 14, 16, 20 по ул. Лобачевского, N 55, 56, 56-а, 58, 59, 62, 63-а, 70, 72 по ул. Глухополянская и N 4, 6, 10, 10-а, 10-б, 20, 22, 24, 26, 30, 30-а, 30-б, 30-в, 30-г, 34, 34-а, 34-б, 36, 36-а, 40-б по ул. Ушинского), из территории на которой осуществляется местное самоуправление органами местного самоуправления Муниципального образования «г. Тула Тульской области» в части касающейся установления границ муниципального образования, и Закона Тульской области N 556-ЗТО от 14.03.2005 г. «О переименовании муниципального образования «Ленинский район Тульской области», установлении границ, наделении статусом и определении административных центров муниципальных образований на территории Ленинского района Тульской области» в части включения территории улиц Лобачевского, Глухополянская, Ушинского (дома N 2, 4, 6, 10, 12, 14, 16, 20 по ул. Лобачевского, домов N 55, 56, 56-а, 58, 59, 62, 63-а, 70, 72 по ул. Глухополянская и домов N 4, 6, 10, 10-а, 10-б, 20, 22, 24, 26, 30, 30-а, 30-б, 30-в, 30-г, 34, 34-а, 34-б, 36, 36-а, 40-б по ул. Ушинского) в территорию, на которой осуществляется местное самоуправление органами местного самоуправления Муниципального образования «Ленинский район Тульской области», противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежим применению со дня вступления настоящего решения в законную силу.

Сообщение о настоящем решении суда после его вступления в законную силу подлежит опубликованию в газете «Тульские известия».

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РФ в течение 10 дней со дня принятия решения судом в окончательной форме с подачей жалобы через Тульский областной суд.

Председательствующий
С.Б.ФЕДОРОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *