Заявление о признании незаконными действий органа в сфере занятости населения по снятию заявителя с учета в качестве безработного, восстановлении нарушенного права удовлетворено правомерно, так как действующим законодательством РФ не предусмотрена обязанность осужденного лица, обращающегося в орган занятости населения, предоставлять в отношении себя приговор суда, в связи с чем заявителю нельзя вменить обман либо сознательное сокрытие информации о назначении ему наказания

Апелляционное определение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.07.2013 по делу N 33-16192013

Судья Шабловская Е.А.

Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:

председательствующего Марчук Е.Г.,

судей коллегии Долматова М.В., Мочаловой Н.В.

при секретаре Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Государственного казенного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа Центр занятости населения г. Ноябрьск на решение Ноябрьского городского Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 мая 2013 года, которым постановлено:

Признать незаконными действия Государственного казенного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа Центр занятости населения города Ноябрьск по снятию с учета Л. в качестве безработного.

Возложить обязанности на Государственное казенное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа Центр занятости населения города Ноябрьск устранить допущенное нарушение прав и свобод Л., зарегистрировав его в качестве безработного с момента обращения с заявлением ДД.ММ.ГГГГ.

Взыскать с Государственного казенного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа Центр занятости населения города Ноябрьск в пользу Л. судебные расходы в размере 200 рублей.

Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа — МАРЧУК Е.Г., объяснения представителя Государственного казенного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа Центр занятости населения города Ноябрьска — Б., действующей на основании доверенности,

судебная коллегия, —

установила:

Л. обратился в суд с заявлением о признании незаконными действий Государственного казенного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа Центр занятости населения города Ноябрьск по снятию его с учета в качестве безработного и о восстановлении нарушенного права.

В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ был зарегистрирован в качестве безработного в ГКУ ЯНАО Центр занятости населения г. Ноябрьск. При постановке на учет предупредил о наличии у него условного осуждения и по требованию сотрудника Центра занятости населения предоставил копию приговора Промышленного районного суда города Самары от 21 июля 2009 года. После ознакомления с приговором суда, заявителю в устной форме заявлено, что он будет снят с учета в качестве безработного, поскольку обманул, не сообщив своевременно о наличии у него условного осуждения. ДД.ММ.ГГГГ Л. был ознакомлен с приказами Nап/13, 087пк/13 и 087пн, из которых следовало, что он снят с учета в качестве безработного, с прекращением выплаты пособия по безработице, в связи с попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем, а также был установлен срок с 11 марта по 10 сентября 2013 года, в период которого заявителю не будет осуществляться выплата пособия. Кроме того, в устной форме у него потребовали вернуть уже выплаченное пособие по безработице за период с 11 по 27 марта 2013 года в сумме 699 рублей 19 копеек. На письменное обращение Л. с просьбой указать причины снятия с учета, в чем заключался обманный путь получения пособия, ему был дан ответ за N от 02 апреля 2013 года, со ссылкой на пункт 3 статьи 3 Закона РФ «О занятости населения в РФ», согласно которому граждане, осужденные к лишению свободы, не могут быть признаны безработными, а также разъяснено, что положения данной нормы распространяются и на условно осужденных. 03 апреля 2013 года заявитель произвел возврат выплаченного ему пособия. Полагая свои права нарушенными, просил признать незаконными действия Государственного казенного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа Центр занятости населения г. Ноябрьск по снятию его с учета в качестве безработного и привлечь к ответственности за отказ от урегулирования спора в досудебном порядке, а также взыскать в его пользу судебные издержки по уплате государственной пошлины в размере 200 рублей.

В судебном заседании Л. заявленные требования уточнил, просил признать незаконными действия ГКУ ЯНАО Центр занятости населения г. Ноябрьск по снятию его с учета в качестве безработного и устранить нарушения его прав с момента обращения в Центр занятости населения для постановки на учет в качестве безработного.

Представитель Государственного казенного учреждения ЯНАО Центр занятости населения г. Ноябрьск Ж., действующая на основании доверенности, заявленные Л. требования не признала.

Судом постановлено решение, резолютивная часть которого приведена выше, с которым не согласно ГКУ ЯНАО Центр занятости населения г. Ноябрьск.

В апелляционной жалобе представитель заинтересованного лица просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права; вынести новое решение, которым в удовлетворении заявленных требований отказать. В обоснование доводов жалобы дает собственное толкование абз. 6 пункта 3 статьи 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации», настаивая, что граждане, осужденные к наказанию в виде лишения свободы не могут быть признаны безработными, даже если они условно осужденные. Ссылается на судебные решения, предметом рассмотрения которых являлись аналогичные требования, в удовлетворении которых было отказано. Указывает, что заявитель не лишен возможности трудоустроится посредством службы занятости населения без присвоения статуса безработного. Оспаривая выводы суда первой инстанции, приводит иные доводы, полагая права заявителя не нарушенными, а снятие его с учета в качестве безработного, считает обоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Государственного казенного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа Центр занятости населения города Ноябрьска — Б., действующей на основании доверенности, судебная коллегия, приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона РФ «О занятости населения в РФ» N 1032-1 от 19 апреля 1991 года безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Пунктом 4 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ N 891 от 07 сентября 2012 года, предусмотрено, что постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов: паспорт или документ, его заменяющий; трудовая книжка или документ, ее заменяющий; документ, удостоверяющий профессиональную квалификацию; справка о среднем заработке за последние 3 месяца по последнему месту работы; для граждан, относящихся к категории инвалидов, — индивидуальная программа реабилитации инвалида, выданная в установленном порядке и содержащая заключение о рекомендуемом характере и условиях труда. Постановка на регистрационный учет безработных граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности), осуществляется государственными учреждениями службы занятости населения при предъявлении указанными гражданами следующих документов: паспорт; документ об образовании; для граждан, относящихся к категории инвалидов, — индивидуальная программа реабилитации (пункт 5 Правил).

Частью 2 статьи 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» также установлено, что решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих профессии (специальности) — паспорта и документа об образовании.

Судом установлено и никем не оспаривалось, что при обращении в ГКУ ЯНАО Центр занятости населения г. Ноябрьска Л. был представлен полный перечень документов, предусмотренных указанной нормой, на основании чего заявитель приказом ГКУ ЯНАО ЦЗН г. Ноябрьск N 079ДТ/13 от 20 марта 2013 года признан безработным с 11 марта 2013 года (л.д. 42).

Приказом ГКУ ЯНАО ЦЗН г. Ноябрьск N 087АЯ/13 от 28 марта 2013 года Л. снят с указанной даты с учета в качестве безработного по пункту 2 статьи 35 Закона РФ «О занятости населения в РФ», а именно — в связи с попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем (л.д. 6).

Приказом ГКУ ЯНАО ЦЗН г. Ноябрьск N ПК/13 от 28 марта 2013 года Л. прекращены выплаты по безработице с 11 марта 2013 года — в связи с попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем (л.д. 7).

Из сообщения директора ГКУ ЯНАО ЦЗН г. Ноябрьск N 465 от 02 апреля 2013 года также следует, что вышеуказанные решения были приняты в связи с получением Л. пособия по безработице обманным путем, поскольку при регистрации в целях поиска подходящей работы им была скрыта информация о назначении наказания в виде лишения свободы условно (л.д. 13).

Между тем, с учетом того, что ни «Правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы», ни «Правилами регистрации безработных граждан», утвержденными Постановлением Правительства РФ N 891 от 07 сентября 2012 года, ни положениями Закона РФ «О занятости населения в РФ» не предусмотрена обязанность осужденного лица, обращающегося в орган занятости населения, предоставлять в отношении себя приговор суда, то суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что Л. нельзя вменить обман либо сознательное сокрытие информации о назначении ему наказания в виде лишения свободы с целью принятия на учет и получения пособия по безработице.

Кроме того, является правильным и вывод суда, что Л. нельзя отнести к категории граждан, которые в соответствии с частью 3 статьи 3 Закона РФ «О занятости населения в РФ» не могут быть признаны безработными, поскольку, вопреки доводам апелляционной жалобы, названная норма подлежит прямому толкованию, содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в признании безработным и не содержит запрета в признании безработными лиц, которые осуждены к наказанию в виде лишения свободы условно.

Суждения суда о нарушении прав Л. действиями Центра занятости населения и необходимости их восстановления изложены подробно и мотивировано, постановлены на правильном толковании закона и согласуются с разъяснениями Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24 апреля 2013 года (л.д. 16).

Таким образом, доводы апелляционной жалобы Государственного казенного учреждения ЯНАО Центр занятости населения г. Ноябрьск не могут повлечь отмену или изменение обжалуемого судебного постановления, поскольку сводятся лишь к несогласию с ним и являются ошибочными, однако не свидетельствуют о каких-либо допущенных судом нарушениях норм материального или процессуального права.

Решение суда отвечает требованиям ст. 195 ГПК РФ о законности и обоснованности, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы, не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа, —

определила:

решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 24 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Государственного казенного учреждения Ямало-Ненецкого автономного округа Центр занятости населения города Ноябрьск — без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *