Исковые требования о перерасчете и взыскании недополученных денежных сумм в возмещение вреда здоровью инвалида ЧАЭС удовлетворить частично правомерно, поскольку денежная сумма за спорный период уже выплачена истцу на основании ранее вынесенного судебного решения.

Определение Самарского областного суда от 07.02.2012 по делу N 33-1342/2012

07 февраля 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Яковлевой В.В.

судей Сорокиной Л.А., Сафоновой Л.А.

с участием прокурора Шабановой И.Н.

при секретаре И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе истца Ф. на решение Промышленного районного суда г. Самары от 22 декабря 2011 года, которым постановлено:

«Исковые требования Ф. к Военному комиссариату Самарской области МО РФ о перерасчете и взыскании недополученных денежных сумм в возмещение вреда здоровью инвалида ЧАЭС — удовлетворить частично.

Взыскать с Военного комиссариата Самарской области в пользу Ф. за счет средств Федерального бюджета РФ недополученную за период с 15.02.2001 года по 01.12.2011 года сумму компенсации в возмещении вреда, причиненного здоровью аварией на ЧАЭС в размере 45 467,54 руб. единовременно.

Обязать Военный комиссариат Самарской области за счет средств Федерального бюджета РФ начиная с 28.12.2011 года и по пожизненно Ф. выплачивать ежемесячно компенсацию в возмещение вреда в размере 7 883,79 руб., в дальнейшем производить индексацию платежей согласно действующему законодательству.

В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.»

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сафоновой Л.А., выслушав представителя Военный комиссариат Самарской области С., действующую на основании доверенности, возражавшую против доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Шабановой И.Н., полагавшей решение оставить без изменения, судебная коллегия

установила:

Ф. обратился в суд с иском к Военному комиссариату Самарской области о взыскании единовременно за счет средств Федерального бюджета недополученной за период с 01.07.2000 года по 30.10.2011 года суммы возмещения вреда в размере 1 491 301, 25 руб., назначении с 01.11.2011 года пожизненно ежемесячно возмещения вреда здоровью в размере 25 201,79 руб., с дальнейшей индексацией.

Исковые требования мотивировал следующим. Ф. является участником ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. С ДД.ММ.ГГГГ являлся инвалидом 3 группы, степень утраты профессиональной трудоспособности 50%. В настоящее время установлена 2 группа инвалидности, увечье связано с ликвидацией последствий аварии на ЧАЭС в период прохождения военной службы в качестве профессионального военнослужащего.

На основании п. 25 ст. 14 ФЗ N 5 от 12 февраля 2001 г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии на ЧАЭС» получает ежемесячно возмещение вреда здоровью. Учитывая правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации, изложенную в постановлении от 1 декабря 1997 года N 18-П, согласно которой военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, независимо от получения ими пенсии за выслугу лет, по смыслу ст. 42 Конституции Российской Федерации, должны иметь право на возмещение вреда, равно как иные граждане, пострадавшие от чернобыльской катастрофы.

В 2005 году Ф. обращался в суд с иском к ответчику о выплатах возмещения вреда здоровью. Исковые требования о ежемесячных суммах возмещения вреда здоровью рассчитывались в соответствии с Постановлением Правительства РФ N 629 от 24.08.2002 года «О внесении изменений и дополнений в порядок и условия возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие Чернобыльской катастрофы», утвержденных Постановлением Правительства РФ N 455 от 08.06.2001 года, исходя из размера денежного довольствия, месячной стоимости продовольственного пайка, действующих на момент выплаты и степени утраты профессиональной трудоспособности.

На основании решения Самарского районного суда г. Самары от 13.10.2005 г. невыплаченная сумма за период с 15.12.1998 г. по 14.02.2001 г. истцом получена в полном объеме.

Однако в нарушение указаний Конституционного Суда о том, что военнослужащие имеют право на возмещение вреда здоровью, как и иные граждане ответчик производит выплаты возмещения вреда в твердой денежной сумме в соответствии с установленной группой инвалидности, ссылаясь на Федеральный закон от 12 февраля 2001 г. N 5-ФЗ.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 20 декабря 2010 года N 21-П часть первую статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» признана не противоречащей Конституции Российской Федерации, поскольку содержащиеся в ней положения — по своему конституционно-правовому смыслу в системе действующего правового регулирования — не могут рассматриваться как препятствующие назначению инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года N 18-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления данного Федерального закона в силу, ежемесячных денежных компенсаций в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности).

В связи с чем, по мнению истца ответчик обязан выплачивать ему возмещение вреда здоровью в порядке определенном Конституционным Судом РФ и размере, который был установлен решением Самарского районного суда г. Самары от 13.10.2005 года.

Иным гражданам Российской Федерации пострадавшим от чернобыльской катастрофы, которым выплаты возмещения вреда были установлены до принятия федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ, а также некоторым военнослужащим — получателям возмещения вреда здоровью, причиненного катастрофой на Чернобыльской АЭС решениями судов проиндексированы ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью, начиная с 01.07.2000 года в соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 5 апреля 2005 года N 7 «О внесении изменений и дополнений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 14 декабря 2000 года N 35 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел, связанных с реализацией инвалидами прав, гарантированных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС».

Согласно п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 7 от 05.04.2005 года, ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью подлежат индексации за период с 1 июля 2000 года до 1 января 2001 года с учетом величин МРОТ, указанных в ст. 1 ФЗ от 19 июня 2000 года N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».

Истец указал, что суммы возмещения вреда индексируются с применением коэффициента роста МРОТ с 1 июля 2000 года, равного 1,581 (132 : 83,49), а с 1 января 2001 года, с учетом коэффициента, равного 1,515 (200 : 132).

Кроме того, истец считает, что ежемесячные суммы возмещения вреда здоровью должны быть проиндексированы в соответствии с Федеральным Законом N 5-ФЗ (от 12.02.2001 г.) и Постановлением Конституционного Суда РФ 11-П (от 19.06.2002 г.) пропорционально росту Прожиточного минимума для пенсионеров в субъекте Российской Федерации. В Самарской области величина прожиточного минимума для пенсионеров в 4 квартале 2001 г. составила 1255,18 рублей, а в 4 квартале 2002 г. — 1476,25 рублей. Прожиточный минимум для пенсионеров Самарской области увеличился в (1476,25 руб. : 1255,18 руб.) 1,176 раза. Величина прожиточного минимума для пенсионеров Самарской области за 4 квартал 2002 года — 1476,25 руб., а за 4 квартал 2003 года — 1680,60 руб. Прожиточный минимум для пенсионеров Самарской области за 2003 год увеличился в (1680,60 руб. : 1476,25 руб.) 1,138 раза.

Далее к расчету должны применяться индексы инфляции, установленные ФЗ «О государственном бюджете» на текущий долг.

Судом постановлено вышеизложенное решение.

В кассационной жалобе истец просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. При этом указывает, что судом применен расчет возмещения вреда, который не соответствует нормам права, указанным им в исковом заявлении, противоречит правовой позиции Конституционного суда РФ. Так же суд необоснованно указал о том, что истцом заявляется индексация повторно. Данная индексация повторной не является, поскольку коэффициент МРОТ, индекс роста прожиточного минимума и коэффициенты уровня инфляции использованы в расчетах для определения суммы возмещения вреда, подлежат выплате в соответствующем месяце, а не для индексации суммы денежного довольствия, которое увеличено всем военнослужащим. Принятое по делу судебное решение установило иной порядок индексации возмещения вреда здоровью, не соответствующий порядку индексации применяемого к гражданам Российской Федерации, получателям возмещения вреда в органах соцзащиты, уменьшило недополученную сумму и размер ежемесячных выплат в возмещения вреда, причиненного здоровью.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда 1 инстанции, считая его законным и обоснованным.

В соответствии с Федеральным законом от 19.05.1991 года N 1244-1 «О социальной защите граждан подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам Российской Федерации гарантируется возмещение вреда, причиненного их здоровью, в порядке установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно указанному закону, размер выплат гражданам, установленных настоящим Законом, за исключением пособий и иных выплат, индексация которых устанавливается в соответствии с другими федеральными законами, ежегодно индексируются исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2001 года N 445 (в редакции Постановления Правительства РФ от 24.08.2002 года N 629) выплата денежной компенсации вреда, причиненного здоровью вследствие аварии на Чернобыльской АЭС осуществляется исходя из денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка, действующих на момент выплаты.

Конституционный Суд РФ в Постановлении от 20.12.2010 г. N 21-П «По делу о проверке конституционности части первой статьи 2 Федерального закона от 12.02.2001 г. N 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», указал, что часть первая статьи 2 Федерального закона от 12 февраля 2001 года N 5-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» не может рассматриваться как препятствующая назначению инвалидам вследствие чернобыльской катастрофы из числа военнослужащих, получающих пенсию за выслугу лет, увеличенную на сумму минимального размера пенсии по инвалидности, право которых на возмещение вреда здоровью было признано Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 1 декабря 1997 года N 18-П, но которые не обращались за установлением соответствующих выплат до вступления данного Федерального закона в силу, о назначении ежемесячных денежных компенсаций в том же размере, в каком им были исчислены неполученные суммы возмещения вреда здоровью (исходя из денежного довольствия с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности). В противном случае указанным лицам не обеспечивались бы условия предоставления выплат в возмещение вреда, причиненного здоровью воздействием радиации, равные с предусмотренными для инвалидов-чернобыльцев, получавших возмещение вреда до 15 февраля 2001 года.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 24.08.2002 г. N 629 «О внесении изменений и дополнений в порядок и условия возврата недополученных денежных компенсаций гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие Чернобыльской катастрофы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 08.06.2001 г. N 455 выплата недополученной денежной компенсации в возмещение вреда осуществляется за период с 02.06.1998 г. по 14.02.2001 г., исходя из денежного довольствия и месячной стоимости продовольственного пайка в зависимости от степени утраты трудоспособности.

На основании указанных выше норм права, суд 1 инстанции обоснованно пришел к выводу о необходимости частичного удовлетворения исковых требований Ф. о взыскании с ответчика в его пользу сумму индексации недополученной компенсации в возмещение вреда здоровью.

Материалами дела установлено, что истец принимал участие в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС. Со 02.06.1998 г. ему была установлена 3 группы инвалидности, затем была установлена 2 группа инвалидности, бессрочно, степень утраты профессиональной трудоспособности 50%.

Согласно справке Военного комиссариата Самарской области от 19.09.2011 года /л.д. 8/ Ф. со 02.06.1998 г. по 14.02.2001 г. производились выплаты в размере 3306,44 по решению суда от 13.10.2005 года /л.д. 5 — 7/. С 01.01.2011 г. размер выплаты составляет 7883,79 коп.

Решением Самарского районного суда г. Самары от 13.10.2005 г. в пользу истца взыскана единовременная недополученная сумма в возмещение вреда в размере 107349,09 руб. за период с 02.06.1998 года по 14.02.2001 года /л.д. 5 — 7/. Указанная денежная сумма истцу выплачена, что им не оспаривается.

Суд 1 инстанции обоснованно указал, что требования истца о взыскании недополученной суммы в возмещение вреда здоровью за период с 01.07.2000 г. по 14.02.2001 г. необоснованны, поскольку указанная сумма выплачена истцу на основании решения Самарского районного суда г. Самары от 13.10.2005 г.

Решением Самарского районного суда г. Самары от 03.10.2007 года с Военного комиссариата Самарской области в пользу истца взыскана за период с 01.01.2002 г. по 31.08.2007 г. недополученная сумма компенсации в возмещении вреда, причиненного здоровью в размере 43030,56 руб. единовременно, начиная с 01.09.2007 года и пожизненно, ежемесячно в размере 5389,57 руб. /л.д. 26 — 27/.

Индексация за период с 15.02.2001 года по 31.12.2005 года не может быть произведена, так как денежное довольствие за этот период было уже проиндексировано в соответствии с постановлением Правительства РФ от 26.06.2002 г. N 462, от 29.09.2003 г. N 605, Указом Президента РФ от 19.06.2003 г. N 692.

Таким образом, расчет взыскиваемых сумм произведен судом 1 инстанции верно, а доводы кассационной жалобы являются необоснованными.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом 1 инстанции определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, судом не допущено.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 360 — 361, 366 — 367 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Промышленного районного суда г. Самары от 22 декабря 2011 года — оставить без изменения, кассационную жалобу истца Ф. — без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *