В удовлетворении иска о взыскании денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров отказано правомерно, поскольку свои требования истец основывает на утративших силу нормативно-правовых актах.

Апелляционное определение Оренбургского областного суда от 30.07.2014 по делу N 33-4468/2014

Судья: Бермухамбетова Т.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Оренбургского областного суда в составе:

председательствующего судьи Ярыгиной Е.Н.,

судей областного суда Никитиной А.И., Раковского В.В.,

при секретаре Б.

рассмотрев 30 июля 2014 года в г. Оренбурге в открытом судебном заседании по докладу судьи Ярыгиной Е.Н. гражданское дело по апелляционной жалобе М. на решение Новоорского районного суда Оренбургской области от 28 мая 2014 года по исковому заявлению М. к ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» о взыскании денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров,

установила:

М.В.П. обратился в суд с иском к ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения» о взыскании денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров, указывая, что является участником ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. В соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» имеет право на ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров. В настоящее время получает компенсацию за питание в сумме *** руб. Согласно федеральному законодательству компенсация за питание участникам ликвидации последствий аварии Чернобыльской АЭС составляет 50% от минимального размера оплаты труда в РФ. Считает, что размер действующей компенсации должен составлять *** руб. ежемесячно, а сумма денежных средств, причитающихся на оздоровление, составлять *** руб. Также указывает, что ответчик отказывает ему в компенсации 50% стоимости проезда один раз в год воздушным, железнодорожным, морским транспортом.

Просил взыскивать с ответчика ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров в размере *** руб.; обязать в дальнейшем индексировать ежемесячную денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров пропорционально росту величины прожиточного минимума для пенсионера в Оренбургской области; взыскивать ежегодно денежную сумму в размере *** руб. в виде средств на оздоровление; ежегодно компенсировать 50% от стоимости проезда воздушным, железнодорожным, морским транспортом.

В судебном заседании истец требования поддержал и пояснил, что получает ежемесячную выплату денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров в размере *** рублей, также получает денежную сумму на оздоровление. Считает, что ему должны выплачивать на оздоровление трехкратный размер МРОТ, т.е. сумма в *** руб. Просил обязать выплачивать компенсацию за проезд в будущем при предъявлении проездных документов.

Представитель ответчика К., действующая по доверенности, иск не признала, сослалась на то, что нормы, которыми обосновывает требования истец в настоящее время, не актуальны и утратили силу. Требование об установлении размера денежной компенсации на приобретение продовольственных товаров необоснованны, поскольку законодательством установлены твердые размеры компенсации, индексируемые исходя из роста уровня инфляции.

Представитель привлеченного в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета иска, на стороне ответчика Министерства социального развития Оренбургской области в суд не явился, был извещен.

Решением Новоорского районного суда Оренбургской области от 28 мая 2014 года в удовлетворении требований М.В.П. отказано.

Не согласившись с решением суда, М.В.П. подал апелляционную жалобу, в которой решение просит отменить как незаконное и необоснованное.

В судебное заседание истец и представитель третьего лица не явились, о времени и месте его проведения надлежаще извещены.

Выслушав судью-докладчика, пояснения представителя ответчика — М.А., возражавшую против удовлетворения жалобы, обозрев материалы дела, выслушав заключение прокурора Христич Т.В., полагавшую решение суда правильным, проверив законность и обоснованность решения суда в пределах доводов жалобы, судебная коллегия не находит оснований для его отмены ввиду следующего.

Материалами дела установлено, что М.В.П. состоит на учете в филиале ГКУ Оренбургской области «Центр социальной поддержки населения в Новоорском районе» как получатель мер социальной поддержки, предусмотренных п. 3 ч. 1 статьи 15 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 (ред. от 21.12.2013) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на основании удостоверения участника ликвидации катастрофы на Чернобыльской АЭС в 1986 году.

М.В.В. производятся следующие выплаты: ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров в размере 200 рублей, которая с учетом ежегодных индексаций с 01.01.2014 года составила 493,74 рублей; ежегодно на оздоровление 300 рублей, которая с учетом индексаций с 01.01.2014 года составила 740,74 рублей на основании Постановления Правительства РФ от 19.12.2013 г. N 1189.

Размеры установленных истцу выплат индексировались ответчиком исходя из уровня инфляции.

Отказывая в удовлетворении иска, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что свои требования истец основывает на утративших силу нормативно-правовых актах.

Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции.

Из ст. ст. 1, 2 и 7 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее ст. ст. 42 и 53 следует, что признание и обеспечение права на возмещение вреда здоровью, являющемуся для каждого неотчуждаемым благом, — конституционная обязанность Российской Федерации как социального правового государства.

В обеспечение выполнения этой обязанности применительно к гражданам, пострадавшим в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, федеральный законодатель предусмотрел систему мер, направленных на возмещение вреда, причиненного их здоровью в результате этой катастрофы, и иные меры социальной поддержки, включая ежегодную компенсацию за вред здоровью и денежную компенсацию на приобретение продовольственных товаров.

Нормами п. 3 ч. 1 ст. 15 и ч. 1 ст. 40 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», которые распространяются на истца, предусмотрены меры социальной поддержки — ежемесячная денежная компенсация на приобретение продовольственных товаров 200 руб. и ежегодная компенсация за вред здоровью в сумме 300 руб.

Положениями ч. 3 ст. 5 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Федерального закона от 24.11.1995 N 179-ФЗ), ст. 1 Закона РСФСР от 24.10.1991 N 1799-1 «Об индексации денежных доходов и сбережений граждан в РСФСР», ст. 318 Гражданского кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей с 01.01.1995 до 29.11.2002) была предусмотрена возможность индексации компенсационных выплат пропорционально увеличению в централизованном порядке установленного законом минимального размера оплаты труда. Индексация компенсационных выплат производилась с учетом величин минимального размера оплаты труда, установленных в ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда».

Федеральным законом от 26.04.2004 N 31-ФЗ в ст. ст. 2 и 5 Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» были внесены изменения, касающиеся механизма антиинфляционной защиты сумм возмещения вреда и иных компенсационных выплат граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, предполагающий регулярность и стабильность индексации этих выплат.

В новой редакции ч. 3 ст. 5 названного Закона предусматривается ежегодная индексация размеров компенсационных выплат гражданам (за исключением пособий и иных выплат, индексация которых проводится в соответствии с другими федеральными законами), исходя из уровня инфляции, устанавливаемого федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Из изложенного следует, что как установление, так и пересмотр иных видов денежных компенсаций, помимо ежемесячных денежных сумм в возмещение вреда, причиненного здоровью, входящих в объем возмещения вреда гражданам, пострадавшим вследствие чернобыльской катастрофы, но представляющих собой по существу социальные выплаты, является правом федерального законодателя, которое он реализует с учетом реальной возможности государства за счет средств бюджета выплачивать указанные компенсации.

В соответствии с внесенными изменениями Правительство Российской Федерации в своих Постановлениях ежегодно утверждает правила (порядок) индексации на соответствующий год установленных Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» размеров компенсаций и иных выплат исходя из уровня инфляции.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2013 года N 1189 «Об индексации в 2014 году размеров компенсаций и иных выплат гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, а также вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» размеры компенсационных выплат составляют для такой категории граждан, к которым относится истец, на приобретение продовольственных товаров — 493,74 руб., оздоровление — 740,74 руб., что соответствует тем, которые в настоящее время получает М.В.П.

В связи с этим решение суда об отказе М.В.П. в удовлетворении исковых требований об индексации компенсационных выплат на приобретение продовольственных товаров и ежегодной компенсации на оздоровление в зависимости от величины минимального размера оплаты труда, и пропорционально росту величины прожиточного минимума для пенсионеров в Оренбургской области является правильным, поскольку требования истца основаны на утративших силу нормативно-правовых актах.

Требования истца о предоставлении ему в рамках Закона РФ от 15.05.1991 г. N 1244-1 ежегодной компенсации в размере 50% от стоимости проезда воздушным, железнодорожным, морским транспортом 1 раз в год к месту отдыха и обратно, правильно оставлены судом первой инстанции без удовлетворения.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, поскольку указанная норма, на которую ссылается истец, отменена Федеральным законом от 22.08.2004 г. N 122-ФЗ с 01.01.2005 года.

Выводы суда подробно мотивированы в решении, соответствуют установленным по делу обстоятельствам, содержанию доказательств, исследованных в соответствии со ст. ст. 56, 67 ГПК РФ, и не вызывают у судебной коллегии сомнений в их законности и обоснованности.

Доводы апелляционной жалобы истца основаны на неправильном толковании закона и утративших силу нормативно-правовых актах, а потому жалоба удовлетворению не подлежит.

Нарушений норм материального и процессуального права судом не допущено. Оснований для отмены решения суда по доводам жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 328 — 329 ГПК РФ,

определила:

решение Новоорского районного суда Оренбургской области от 28 мая 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу М. — без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *