В удовлетворении исковых требований о признании права на внеочередное обеспечение отдельным благоустроенным жилым помещением и обязании предоставить благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке отказано правомерно, поскольку истец до достижения им возраста 23 лет не был поставлен на учет в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающегося в жилом помещении. Доказательств обращения для постановки на учет

Апелляционное определение Омского областного суда от 20.08.2014 по делу N 33-5147/2014

Председательствующий: Дзюбенко А.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда в составе:

Председательствующего Мотрохова А.Б.,

судей областного суда Поповой Э.Н., Дьякова А.Н.,

при секретаре Б.,

рассмотрела в судебном заседании 20 августа 2014 года

дело по апелляционной жалобе представителя О. — С.М.В. на решение Центрального районного суда города Омска от 06 июня 2014 года по иску О. к Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству образования Омской области о признании права на получение жилого помещения во внеочередном порядке и возложении обязанности обеспечить жилым помещением, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований О. к Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству образования Омской области о признании права на внеочередное обеспечение отдельным благоустроенным жилым помещением на территории города Омска и обязании ответчиков предоставить О. благоустроенное жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм во внеочередном порядке за счет бюджета Омской области отказать».

Заслушав доклад судьи Омского областного суда Поповой Э.Н., судебная коллегия

установила:

О., <…> года рождения (до <…> носил фамилию М.) обратился в суд с исковым заявлением к Министерству имущественных отношений Омской области, Министерству образования Омской области о признании права на получение жилого помещения во внеочередном порядке и возложении обязанности обеспечить жилым помещением.

В обоснование заявленных требований указал, что относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Со <…> по <…> он находился в детском доме N <…> <…>, куда был направлен по путевке ОблОНО из <…> дома ребенка. В период с <…> по <…> воспитывался в МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей <…>, служил в армии в <…>, в <…> переехал на место жительства в г. Омск. Он обращался в департамент жилищной политики Администрации г. Омска по вопросу принятия его на жилищный учет как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, но ему было устно разъяснено, что постановка на учет невозможна, так как он достиг 23-летнего возраста. Считает данную позицию незаконной и необоснованной, нарушающей его конституционные права, так как ответчики были обязаны предоставить ему жилое помещение на условиях договора социального найма вне очереди после окончания образовательного учреждения вне зависимости от наличия иных лиц данной категории, однако до настоящего времени этого сделано не было. Ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» сформулирована таким образом, что не подразумевает никаких возрастных ограничений в зависимости от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Пункт 2 части 2 статьи 57 ЖК РФ содержит положение, аналогичное абзацу второму пункта 1 статьи 8 Федерального закона N 159-ФЗ о предоставлении вне очереди жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей. Достижение лицом возраста 23 лет не лишает его права на реализацию жилищных льгот, предусмотренных ст. 57 ЖК РФ и ст. 8 Федерального закона N 159-ФЗ. Право на внеочередное получение жилого помещения является безусловным и возникает с момента получения социального статуса ребенка, оставшегося без попечения родителей. Достижение возраста 23 лет является основанием предоставления жилья данной категории граждан, указанное право сохраняется за ними на весь период до получения соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли. Отсутствие лица на учете нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма до 01 января 2013 года не лишает его права на обеспечение жилым помещением специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с новым порядком, введенным с 01 января 2013 года. Просил признать за ним право на внеочередное обеспечение отдельным благоустроенным жилым помещением на территории города Омска и обязать ответчиков предоставить ему благоустроенное жилое помещение площадью не ниже установленных социальных норм во внеочередном порядке за счет бюджета Омской области.

Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечено Министерство строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области.

Истец О. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие (л.д. <…>).

Представитель истца С.М.В. заявленные требования поддержала. Пояснила, что лица из числа детей-сирот подлежат обеспечению жилым помещением вне зависимости от того, состояло ли такое лицо на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий до достижения им возраста 23 лет, что подтверждается складывающейся судебной практикой.

Представители Министерства образования Омской области, Министерства имущественных отношений Омской области, Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте слушания дела извещены надлежаще.

Представитель Министерства имущественных отношений Омской области представил письменный отзыв, в котором указал, что поскольку истец не обращался в уполномоченный орган за постановкой на учет как лицо из числа детей-сирот, нуждающееся в улучшении жилищных условий, до достижения возраста 23 лет, в удовлетворении заявленных требований необходимо отказать.

Представителем Министерства строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области представлен отзыв, в котором он просит отказать в удовлетворении заявленных требований к Министерству строительства и жилищно-коммунального комплекса Омской области, так как уполномоченным органом исполнительной Омской области по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями, а также по управлению и распоряжению имуществом Омской области является Министерство имущественных отношений Омской области.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель истца С.М.В. просит решение суда отменить, признать за истцом право на внеочередное обеспечение отдельным благоустроенным жилым помещением на территории г. Омска. Приводит доводы, аналогичные доводам, указанным в суде первой инстанции. Полагает, что лица, которые относились к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, должны быть обеспечены жилым помещением вне зависимости от того, состояли они на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 01 января 2013 года.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела судом апелляционной инстанции извещены надлежащим образом (л.д. <…>).

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия полагает, что оснований для удовлетворения жалобы не имеется.

В соответствии со ст. 327.1 ГПК РФ суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.

Согласно ст. 37 Жилищного кодекса РСФСР, утвержденного Верховным Советом РСФСР 24 июня 1983 года (в первоначальной редакции), вне очереди жилое помещение предоставлялось гражданам по окончании пребывания в государственном детском учреждении, у родственников, опекунов или попечителей, где они находились на воспитании, если им не может быть возвращена жилая площадь, откуда они выбыли в детское учреждение, к родственникам, опекунам или попечителям.

В ст. 37 ЖК РСФСР Федеральным законом от 28 марта 1998 года N 45-ФЗ были внесены изменения, в соответствии с которыми вне очереди жилые помещения стали предоставлять детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в государственных или муниципальных образовательных учреждениях, учреждениях здравоохранения, стационарных учреждениях социального обслуживания и других учреждениях независимо от форм собственности для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приемных семьях, детских домах семейного типа, у родственников, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ либо по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, — если им не могут быть возвращены жилые помещения, которые они ранее занимали.

С 01 марта 2005 года введен в действие Жилищный кодекс РФ, согласно ч. 1 ст. 57 которого жилые помещения по договору социального найма предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия их на учет.

Между тем для отдельных категорий граждан законодатель предусмотрел возможность предоставления жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке.

Предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носило заявительный характер и было возможным при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.

Согласно положениям п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (в редакции, действующей с 01 января 2013 года) детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются вышеуказанным лицам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. По заявлению в письменной форме вышеуказанных лиц жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В связи с приведенными изменениями Федерального закона было изменено и содержание ст. 57 ЖК РФ, из которой исключен пункт 2 части 2.

При этом в соответствии с ч. 2 ст. 4 Федерального закона от 29 февраля 2012 года N 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» действие положений ст. 8 указанного выше закона и Жилищного кодекса РФ в приведенной редакции распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, в случае если дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

Таким образом, согласно вышеназванным нормам права на момент вступления указанных изменений в законную силу — 01 января 2013 года, у истца должно иметься нереализованное право на обеспечение жилым помещением, как ребенка, оставшегося без попечения родителей. Однако по ранее действующему законодательству истец своевременно не заявил о своем праве в определенный законодательством период — до 23 лет, в связи с чем утратил данное право.

Из материалов дела следует, что матерью М.Е., <…> года рождения, является М.З.. В свидетельстве о рождении ребенка в графе «отец» стоит прочерк. В период с <…> по <…> истец находился в детском доме N <…> <…>, куда был направлен по путевке ОблОНО из <…> дома ребенка. С <…> по <…> истец воспитывался в МОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, <…>; выбыл для продолжения учебы по окончании 8 класса в <…>. С <…> истец проходил службу в армии, в <…> переехал на место жительства в г. Омск.

Согласно свидетельству о перемени имени от <…> фамилия истца изменена на «Орвьето».

По сведениям ГП Омской области «Омский Центр технической инвентаризации и землеустройства», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Омской области, ФГУП «Ростехинвентаризация — Федеральное БТИ» Тюменский филиал О. в числе собственников объектов недвижимости не значится, права бесплатной приватизации жилого помещения не использовал.

Согласно ответам департамента жилищной политики Администрации г. Омска от <…>, департамента имущественных отношений Администрации г. Тюмени от <…> О. (М.) на учете граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, не состоит, с заявлением о принятии на такой учет не обращался, договор социального найма жилого помещения с ним не заключался (л.д. <…>).

Как следует из текста искового заявления, истец обращался в департамент жилищной политики Администрации г. Омска по вопросу принятия его на жилищный учет как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, однако получил отказ в связи с достижением 23-летнего возраста. Данный отказ явился поводом для обращения О. в суд с указанном иском.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что истец до достижения им возраста 23 лет не был поставлен на учет в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающегося в жилом помещении. При этом доказательств его обращения для постановки на учет до достижения 23-летнего возраста истцом не представлено, при том, что препятствий для соответствующего обращения у истца не имелось.

Оснований не согласиться с данными выводами суда коллегия не усматривает, полагает их верными и обоснованными.

Так, из анализа приведенных выше норм следует, что по достижении возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки. Следовательно, до достижения возраста 23 лет в целях реализации своего права на обеспечение жилым помещением лица указанной категории должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений.

Доводы жалобы о том, что лица, которые относились к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, должны быть обеспечены жилым помещением независимо от того, состояли ли они на учете до 01 января 2013 года, судебная коллегия считает подлежащими отклонению, поскольку законодателем установлен изложенный выше порядок реализации права на получение жилого помещения данной категорией граждан.

Как уже было отмечено, жилищное законодательство предусматривало заявительный порядок учета лиц, нуждающихся в обеспечении жильем. Факт такого учета означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных законом оснований для признания гражданина нуждающимся в жилом помещении и, как следствие, последующую реализацию права на предоставление жилого помещения.

Иные доводы апелляционной жалобы являются аналогичными доводам, приведенным в суде первой инстанции, которые являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и были обоснованно отклонены.

Правовых доводов, которые могли бы повлиять на существо состоявшегося судебного решения применительно к ст. 330 ГПК РФ, апелляционная жалоба не содержит.

При таких обстоятельствах дела, принимая во внимание, что истец не встал на учет до достижения им возраста 23 лет, доказательств обращения в компетентный орган по данном вопросу и отказа последнего в постановке на учет суду не представил, суд первой инстанции обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований.

Обстоятельства, имеющие значение для дела, определены судом верно, представленные доказательства оценены правильно в соответствии со ст. 67 ГПК РФ, нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену решения суда в соответствии со ст. 330 ГПК РФ не допущено.

Судебная коллегия, проверив решение суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке ст. 327.1 ГПК РФ, не находит оснований для его отмены.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Омского областного суда

определила:

решение Центрального районного суда города Омска от 06 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя О. С.М.В. — без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *