О признании недействующей статьи 1 областного закона Новгородской области от 06.09.2001 N 219-ОЗ О социальных гарантиях и компенсациях для Губернатора области (ред. от 28.06.2001).

Решение Новгородского областного суда от 07.10.2011 по делу N 03-24/2011

Новгородский областной суд в составе:

председательствующего судьи Колокольцева Ю.А.,

при секретаре Ф.,

с участием представителя прокурора Захаровой Н.Е., представителя Новгородской областной Думы Г., представителя Губернатора Новгородской области Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Новгородской области о признании противоречащей федеральному законодательству и недействующей статьи 1 Областного закона Новгородской области от 06 сентября 2001 г. N 219-ОЗ «О социальных гарантиях и компенсациях для Губернатора области»,

установил:

Областной закон Новгородской области от 06 сентября 2001 г. N 219-ОЗ «О социальных гарантиях и компенсациях для Губернатора области» (далее — Областной закон от 06 сентября 2001 г. N 219-ОЗ) принят постановлением городской областной Думы N 735-ОД 29 августа 2001 г. подписан Губернатором Новгородской области 06 сентября 2001 г. и опубликован в официальном печатном издании — «Собрание нормативных правовых актов законодательного (представительного) и исполнительных органов государственной власти Новгородской области» 21 сентября 2001 г. N 9.

23 июня 2010 г. постановлением Новгородской областной Думы N 1459-ОД принят Областной закон «О внесении изменения в статью 1 Областного закона «О социальных гарантиях и компенсациях для Губернатора области», который 28 июня 2010 г. подписан Губернатором Новгородской области и 02 июля 2010 г. опубликован в газете «Новгородские ведомости» (официальный выпуск) N 1.

Статьей 1 Областного закона от 06 сентября 2001 г. N 219-ОЗ (в редакции Областного закона от 28 июня 2010 г. N 787-ОЗ) предусмотрено, что в случае сокращения срока полномочий Губернатора Новгородской области в соответствии с федеральным конституционным законом в связи с образованием в составе Российской Федерации нового субъекта Российской Федерации Губернатор области имеет право на получение единовременного денежного пособия, равного четырехкратному размеру его ежемесячного денежного содержания на день прекращения полномочий (часть 1).

Расходы на выплату единовременного денежного пособия производятся из средств областного бюджета (часть 2).

16 сентября 2011 г. прокурор Новгородской области обратился в суд с заявлением, в котором просит признать статью 1 Областного закона от 06 сентября 2001 г. N 219-ОЗ (в редакции Областного закона от 28 июня 2010 г. N 787-ОЗ) противоречащей закону и недействующей со дня вступления в силу решения суда.

В обоснование заявления прокурор области ссылается на то, что областная Дума, устанавливая в оспариваемой норме Областного закона в нарушение трудового законодательства право Губернатора Новгородской области на получение единовременного денежного пособия в случае сокращения срока его полномочий, вышла за пределы своих полномочий в части установления гарантий государственной должности Новгородской области.

В судебном заседании представитель прокурора Захарова Н.Е. заявленные требования поддержала по указанным выше мотивам.

Представитель Губернатора Новгородской области Н. поддержала требования прокурора по указанным им мотивам.

Представитель Новгородской областной Думы Г., не соглашаясь с заявлением, указала на то, что оспариваемая норма Областного закона, устанавливающая гарантии Губернатору Новгородской области, принята областной Думой в пределах своих полномочий и не противоречит федеральному законодательству.

Выслушав объяснения представителя прокурора и представителей заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктами «к» и «н» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации трудовое законодательство, а также установление общих принципов организации системы органов государственной власти, находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (часть 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам (часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

Из преамбулы Федерального закона от 6 октября 1999 г. N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (далее — Федеральный закон от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ) усматривается, что полномочия законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации регулируются данным Федеральным законом, иными федеральными законами, уставами, законами субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 26.1 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ полномочия, осуществляемые органами государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, определяются Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, а также законами субъектов Российской Федерации.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 06 октября 1999 г. N 184-ФЗ).

В силу статьи 5 (часть 9) Трудового кодекса Российской Федерации законы субъектов Российской Федерации содержащие нормы трудового права не должны противоречить настоящему Кодексу и иным федеральным законам.

В соответствии со статьей 6 Трудового кодекса Российской Федерации к ведению федеральных органов государственной власти в сфере трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ним отношений относится принятие обязательных для применения на всей территории Российской Федерации законов и иных нормативных правовых актов, устанавливающих, в частности, обеспечиваемый государством уровень трудовых прав, свобод и гарантий работникам включая дополнительные гарантии отдельным категориям работников (часть 1).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации, как следует из части 2 статьи 6 Трудового кодекса Российской Федерации, могут принимать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, исключительно по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти.

Установление прямых или косвенных преимуществ в сфере труда в зависимости от должностного положения, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников, исходя из статей 3 и 64 Трудового кодекса Российской Федерации, не допускается, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что вопросы трудового законодательства, включая установление гарантий отдельным категориям работников, находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Какие-либо прямые или косвенные преимущества в сфере труда в зависимости от должностного положения, а также других обстоятельств, не связанных с деловыми качествами работников устанавливаются исключительно федеральным законом. Поэтому законы субъектов Российской Федерации, устанавливающие гарантии (преимущества) лицам, замещавшим государственные должности, в том числе высшему должностному лицу (губернатору субъекта России должны приниматься в соответствии с федеральным законом. При отсутствии такого федерального законодательства, органы государственной власти субъектов России не вправе самостоятельно устанавливать гарантии (преимущества) лицам, замещавшим государственные должности, в том числе высшему должностному лицу (губернатору) субъекта России.

Как видно из материалов дела, оспариваемая норма Областного закона принята при отсутствии федерального законодательства, предоставляющего субъекту Российской Федерации право устанавливать гарантии в виде выплаты высшему должностному лицу (Губернатору) субъекта Российской Федерации единовременного денежного пособия в случае сокращения срока его полномочий и прекращения в связи с этим исполнения профессиональных обязанностей.

При таких обстоятельствах установление областной Думой высшему должностному лицу субъекта России — Губернатору Новгородской области, не предусмотренной федеральным законодательством указанной выше гарантии (преимущества), выходит за пределы ее полномочий.

Ссылка представителя областной Думы на то, что в данном случае не подлежат применению нормы Трудового кодекса Российской Федерации несостоятельна поскольку деятельность граждан по замещению высших государственных должностей субъектов Российской Федерации непосредственно связана с реализацией их права на труд, поэтому данная сфера правоотношений связана и с трудовым законодательством.

С учетом изложенных обстоятельств суд считает установленным, что в оспариваемой части Областной закон Новгородской области N 219-ОЗ от 06 сентября 2001 г. «О социальных гарантиях и компенсациях для Губернатора области» противоречит приведенным выше нормам действующего федерального законодательства.

Согласно части 2 статьи 253 ГПК РФ суд, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Учитывая, что на момент рассмотрения дела Областной закон Новгородской области от 06 сентября 2001 г. N 219-ОЗ «О социальных гарантиях и компенсациях для Губернатора области» в оспариваемой части противоречит действующему федеральному законодательству, заявление прокурора Новгородской области подлежит удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194 — 199 и 253 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора Новгородской области удовлетворить.

Признать статью 1 Областного закона Новгородской области от 06 сентября 2001 г. N 219-ОЗ «О социальных гарантиях и компенсациях для Губернатора области» (в редакции Областного закона от 28 июня 2001 г. N 787-ОЗ) противоречащей федеральному законодательству и недействующей со дня вступления в законную силу решения суда.

Решение может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы, а прокурором принесения кассационного представления в Верховный Суд Российской Федерации через Новгородский областной суд в течение 10 дней со дня составления мотивированного решения.

Судья
Новгородского областного суда
Ю.А.КОЛОКОЛЬЦЕВ

Мотивированное решение
составлено 14 октября 2011 г.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *