В удовлетворении иска о признании незаконными решений о снятии с кадастрового учета земельных участков и действий по аннулированию, исключению из государственного кадастра недвижимости сведений об участках отказано правомерно, так как сведения кадастрового учета вновь образованных участков носили временный характер, поскольку в течение двух лет не была проведена госрегистрация права на образованные объекты недвижимости.

Апелляционное определение Курганского областного суда от 25.04.2013 по делу N 33-1195/2013

Судья: Акулов Е.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Курганского областного суда в составе:

судьи-председательствующего Бурматовой Н.В.,

судей Литвиновой И.В., Ушаковой И.Г.,

при секретаре судебного заседания К.,

рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Кургане 25 апреля 2013 года гражданское дело по исковому заявлению Б.Е.Н., Б.М.Н. к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о признании незаконными решений о снятии с кадастрового учета земельных участков и действий по аннулированию и исключению из государственного кадастра недвижимости сведений о земельных участках, возложении обязанности восстановить в едином государственном кадастре недвижимости сведения о земельных участках и продлении срока временного кадастрового учета земельных участков,

по апелляционной жалобе Б.Е.Н., Б.М.Н. на решение Целинного районного суда Курганской области от 18 февраля 2013 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований, к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» о признании незаконными решений о снятии с кадастрового учета земельных участков и действий по аннулированию и исключению из государственного кадастра недвижимости сведений о земельных участках, о возложении обязанности восстановить в едином государственном кадастре недвижимости сведения о земельных участках и продлении срока временного кадастрового учета земельных участков ? отказать».

Заслушав доклад судьи областного суда Бурматовой Н.В., объяснения представителя Б.Е.Н., Б.М.Н. С., представителя Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» Ж., судебная коллегия

установила:

Б.Е.Н., Б.М.Н. обратились в суд с иском к Федеральному государственному бюджетному учреждению «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее по тексту ФГБУ «ФКП Росреестра») о признании незаконными решений о снятии с кадастрового учета земельных участков, в обоснование требований указав, что решениями филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области от были сняты с кадастрового учета земельные участки, расположенные по адресу:, кадастровые номера, а также по адресу: кадастровые номера, решениями от были сняты с кадастрового учета земельные участки, расположенные по адресу:, кадастровые номера. Спорные земельные участки являются объектами договоров аренды от, заключенных между Б.М.Н. и Администрацией Целинного района Курганской области, недвижимое имущество передано Б.М.Н. в субаренду Б.Е.Н. Снятие земельных участков с кадастрового учета осуществлено ранее даты, указанной ответчиком в соответствующих уведомлениях. Не согласившись с решениями ответчика, полагая, что нарушены их права арендаторов, просили, с учетом дополнений, признать незаконными решения о снятии с кадастрового учета земельных участков и действий по аннулированию и исключению из государственного кадастра недвижимости сведений о земельных участках, возложить на ответчика обязанность восстановить в едином государственном кадастре недвижимости сведения о земельных участках и продлить срок временного кадастрового учета на 3 месяца с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель истцов Б.Е.Н., Б.М.Н. С. требования поддержала, пояснив, что в кадастровых паспортах на спорные земельные участки нет указания о временном характере сведений кадастрового учета. Полагает, что основания для снятия спорных земельных участков с кадастрового учета отсутствовали, земельные участки не являются преобразованными объектами недвижимости. Должностное лицо, принявшее оспариваемые решения, не имело на то полномочий.

Представитель ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» с требованиями не согласился, пояснив, что спорные земельные участки были поставлены на государственный кадастровый учет в года. В течение двух лет со дня постановки на учет государственная регистрация прав на земельные участки не была произведена, в связи с чем их снятие с кадастрового учета считал законным. Полагал, что истцами выбран неверный способ защиты своих прав, дело должно рассматриваться в порядке, установленном главой 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту ГПК РФ).

Представитель третьего лица Управления Росреестра по Курганской области, Целинного отдела Управления Росреестра по Курганской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом, просил рассмотреть дело в его отсутствие.

Представитель третьего лица Администрации Целинного района Курганской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен надлежащим образом.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе Б.Е.Н., Б.М.Н. просят решение суда отменить, требования удовлетворить, в обоснование указывая, что основания для снятия земельных участков с кадастрового учета, предусмотренные положениями статей 24, 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», отсутствовали. Указывают, что решения ответчика нарушают их права и законные интересы, поскольку ими осуществлены работы по постановке земельных участков на кадастровый учет, между истцами и Администрацией Целинного района заключены договоры аренды спорных земельных участков, на территории которых расположены здания, находящиеся в их собственности. В материалах дела отсутствует решение органа кадастрового учета о временном режиме сведений кадастрового учета спорных земельных участков, нет таких сведений и в кадастровых паспортах. В уведомлении о предстоящем снятии земельных участков с кадастрового учета указан срок действия временных сведений -, но решение о снятии с кадастрового учета принято до истечения этого срока. Указывают, что должностное лицо, принявшее решение о снятии спорных земельных участков с кадастрового учета, не имело таких полномочий.

В возражениях на апелляционную жалобу ответчик просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу истца — без удовлетворения, считая решение суда законным и обоснованным.

В суде апелляционной инстанции представитель истцов доводы апелляционной жалобы поддержал в полном объеме, дополнительно указав, что поскольку решение о снятии спорных земельных участков с кадастрового учета принималось органом, осуществляющим кадастровый учет, а не правообладателем, необходимо руководствоваться положениями ст. 25 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», и так как спорные земельные участки не являлись преобразованными снятие их с учета не соответствует закону.

Представитель ответчика ФГБУ «ФКП Росреестра» с доводами апелляционной жалобы не согласился, просил решение суда оставить без изменения, считая его законным.

Другие лица, участвующие в деле, извещены о времени и месте рассмотрения дела в апелляционном порядке, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о причинах неявки суд не уведомили, в связи с чем на основании статей 167, 327 ГПК РФ судебная коллегия находит возможным рассмотреть дело в их отсутствие.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Из материалов дела усматривается, что истцу Б.М.Н. по договорам аренды от Администрацией Целинного района Курганской области были предоставлены в пользование сроком до земельные участки, расположенные по адресу:, с кадастровым номером площадью кв. м (л.д. 29 — 33 том 1), с кадастровым номером площадью кв. м (л.д. 42 — 46 том 1), с кадастровым номером площадью кв. м (л.д. 55 — 59 том 1), с кадастровым номером площадью кв. м (л.д. 68 — 71 том 1), с кадастровым номером площадью кв. м (л.д. 80 — 84 том 1), с кадастровым номером площадью кв. м (л.д. 93 — 97 том 1), с кадастровым номером площадью кв. м (л.д. 106 — 110 том 1), с кадастровым номером площадью кв. м (л.д. 119 — 123 том 1), с кадастровым номером площадью кв. м (л.д. 156 — 160 том 1).

Между истцом Б.М.Н. и Администрацией Целинного района заключены договоры аренды сроком до земельных участков, расположенных по адресу:, с кадастровым номером площадью кв. м (л.д. 132 — 136 том 1), кадастровым номером площадью кв. м (л.д. 143 — 147 том 1).

Между истцом Б.М.Н. и Администрацией Целинного района на тех же условиях заключены договоры аренды земельных участков, расположенных по адресу:, с кадастровым номером площадью кв. м (л.д. 16 — 20 том 1) и кадастровым номером площадью кв. м (л.д. 169 — 173 том 1).

Договорами аренды, заключенными истцом Б.М.Н. с Администрацией Целинного района предусматривалось, что в случае если за 3 месяца до истечения срока действия договоров ни одна из сторон не заявит о их прекращении, договоры считаются продленными на тот же срок и на тех же условиях.

Истец Б.М.Н. заключил с истцом Б.Е.Н. договор субаренды спорных земельных участков сроком до (л.д. 154 — 157 том 4).

По данным Администрации Целинного района Курганской области спорные земельные участки являются объектами не разграниченной государственной собственности и их предоставление осуществлялось органами местного самоуправления в соответствии с п. 10 ст. 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органами местного самоуправления муниципальных районов, городских округов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности) (л.д. 133 том 4).

По пояснениям представителя истцов Б-вы являются собственниками строений, расположенных в Целинном районе Курганской области на спорных земельных участках, в подтверждение чего в материалы дела представили договор купли-продажи от, заключенный между истцом Б.М.Н. и (л.д. 198 — 200 том 4).

Вместе с тем по данным из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним на, сведения о государственной регистрации прав на здания и сооружения, расположенные на спорных земельных участках, отсутствуют (л.д. 170 — 177 том 4).

В соответствии со ст. 70 Земельного кодекса РФ государственный кадастровый учет земельных участков осуществляется в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

В силу ст. 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» государственным кадастровым учетом недвижимого имущества (далее — кадастровый учет) признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи (далее — уникальные характеристики объекта недвижимости), или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.

Согласно ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется на основе принципов единства технологии его ведения на всей территории Российской Федерации, обеспечения в соответствии с настоящим Федеральным законом общедоступности и непрерывности актуализации содержащихся в нем сведений (далее — кадастровые сведения), сопоставимости кадастровых сведений со сведениями, содержащимися в других государственных информационных ресурсах.

Сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Ведение государственного кадастра недвижимости осуществляется органом кадастрового учета в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере ведения государственного кадастра недвижимости, осуществления кадастрового учета и кадастровой деятельности (далее — орган нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений).

В соответствии со ст. 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее — постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также — снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7, 10 — 21 части 2 статьи 7 настоящего Федерального закона сведений об объекте недвижимости.

В силу ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет земельного участка носят временный характер. К таким сведениям применяются правила, установленные ч. 4 ст. 24 настоящего Федерального закона.

Из дела видно, что сведения о земельном участке с кадастровым номером внесены в государственный кадастр недвижимости (л.д. 21 том 1) по заявлению истца Б.Е.Н. от (л.д. 27 — 28 том 1).

Сведения о земельном участке с кадастровым номером внесены в государственный кадастр недвижимости (л.д. 34 том 1) по заявлению истца Б.Е.Н. от (л.д. 40 — 41 том 1).

Сведения о земельном участке с кадастровым номером внесены в государственный кадастр недвижимости (л.д. 47 том 1) по заявлению истца Б.Е.Н. от (л.д. 53 — 54 том 1).

Сведения о земельных участках с кадастровыми номерами внесены в государственный кадастр недвижимости (л.д. 60, 72, 85 том 1) по заявлениям истца Б.Е.Н. от (л.д. 66 — 67, 78 — 79, 91 — 92 том 1).

Сведения о земельных участках с кадастровыми номерами внесены в государственный кадастр недвижимости (л.д. 98, 111, 124 том 1) по заявлениям истца Б.Е.Н. от (л.д. 104 — 105, 117 — 118, 130 — 131 том 1).

Сведения о земельных участках с кадастровыми номерами внесены в государственный кадастр недвижимости (л.д. 137, 174 том 1) по заявлениям истца Б.Е.Н. от (л.д. 100 — 101 том 2, 180 — 181 том 1).

Сведения о земельном участке с кадастровым номером внесены в государственный кадастр недвижимости (л.д. 148 том 1) по заявлению истца Б.Е.Н. от (л.д. 141, 154 — 155 том 1).

Сведения о земельном участке с кадастровым номером внесены в государственный кадастр недвижимости (л.д. 162 том 1) по заявлению истца Б.Е.Н. от (л.д. 167 — 168 том 1).

ответчик проинформировал истцов об истечении, предусмотренного ч. 4 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 21-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» двухлетнего срока, по окончанию которого орган кадастрового учета обязан аннулировать имеющие временный характер сведения государственного кадастра недвижимости о спорных земельных участках, в отношении которых не осуществлена государственная регистрации права собственности, права аренды. Ответчиком предложено осуществить государственную регистрацию прав истцов или предъявить документы, подтверждающие регистрацию или сдачу документов на регистрацию, с указанием на снятие в противном случае спорных земельных участков с кадастрового учета (л.д. 25, 38, 51, 64, 76, 89, 102, 115, 128, 141, 152, 165, 178 том 1).

был утвержден акт о результатах плановой тематической проверки, проведенной Управлением Росреестра по Курганской области по вопросам исполнения полномочий органа кадастрового учета, организации взаимодействия с заявителями в ходе приема и выдачи документов на государственную регистрацию прав, государственный кадастровый учет, предоставление сведений, содержащихся в ЕГРП и государственном кадастре недвижимости ответчиком, в котором указано на выявленные нарушения сроков принятия решений об аннулировании земельных участков по истечении двухлетнего периода с даты их постановки (л.д. 201 — 213 том 1).

ответчиком был утвержден план-график устранения выявленных недостатков (л.д. 198 — 200 том 1).

Решениями филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области от N, были сняты с кадастрового учета земельные участки, расположенные по адресу:, кадастровые номера (л.д. 166 том 1), а также по адресу:, кадастровые номера (л.д. 153 том 1).

Решениями филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области N, от были сняты с кадастрового учета земельные участки, расположенные по адресу:, кадастровые номера (л.д. 26 том 1) и (л.д. 179 том 1).

Суд первой инстанции, при рассмотрении спора, пришел к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований, указав, что сведения кадастрового учета вновь образованных спорных земельных участков, носили временный характер, поскольку в течение двух лет не была проведена государственная регистрация права на образованные объекты недвижимости, ответчик правомерно, в соответствии с положениями Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», принял решение об аннулировании и исключении из государственного кадастра недвижимости данных сведений.

Судебная коллегия находит вывод суда первой инстанции соответствующим требованиям закона и представленным в материалы дела доказательствам.

В отношении спорных земельных участков был проведен кадастровый учет по заявлениям истца Б.Е.Н. в августе года.

По данным Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курганской области в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о зарегистрированных правах на спорные земельные участки (л.д. 170 — 177 том 4).

Приведенные обстоятельства в судебном заседании сторонами не оспаривались.

В соответствии с п. 9 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, в государственный кадастр недвижимости вносятся сведения, которые носят временный характер. Такие сведения до утраты ими в установленном настоящим Федеральным законом порядке временного характера не являются кадастровыми сведениями и используются только в целях, связанных с осуществлением соответствующей государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также с выполнением кадастровых работ.

Часть 4 ст. 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» устанавливает, что внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения при постановке на учет образованного объекта недвижимости или образованных объектов недвижимости носят временный характер, за исключением случаев, если право собственности на данные объекты недвижимости считается возникшим в силу федерального закона вне зависимости от момента государственной регистрации этого права в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Такие сведения утрачивают временный характер со дня государственной регистрации права на образованный объект недвижимости или иного момента, с которого право на образованный объект недвижимости считается возникшим. Если по истечении одного года со дня постановки на учет этого объекта недвижимости или, если этим объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3 настоящей статьи случае не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. При этом орган кадастрового учета не позднее рабочего дня, следующего за днем исключения таких сведений из государственного кадастра недвижимости, направляет в установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений порядке документы, представленные в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона вместе с заявлением о кадастровом учете этого объекта недвижимости, по указанному в данном заявлении почтовому адресу.

Двухлетний срок исчисляется со дня постановки земельных участков на кадастровый учет, поскольку в Письме Минэкономразвития РФ от 15.12.2011 N Д23-5165 «О временном характере сведений государственного кадастра недвижимости о земельных участках» указано, что согласно части 4 статьи 24 Закона о кадастре, если по истечении двух лет со дня постановки на государственный кадастровый учет земельного участка не осуществлена государственная регистрация права на него (либо в указанном в части 3.1 статьи 24 Закона о кадастре случае не осуществлена государственная регистрация аренды), сведения о таком земельном участке аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости. Орган кадастрового учета обязан аннулировать имеющие временный характер сведения государственного кадастра недвижимости о земельных участках, в отношении которых не осуществлена государственная регистрация права (либо не осуществлена государственная регистрация аренды — в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности), а также в отношении которых отсутствуют правопритязания и заявленные в судебном порядке права требования в отношении данного объекта недвижимости.

Срок действия временного характера сведений государственного кадастра недвижимости исчисляется с даты государственного кадастрового учета (даты завершения государственного кадастрового учета — даты внесения сведений о присвоенном соответствующему объекту недвижимости кадастровом номере) и в случае, если в течение одного года со дня постановки на учет объекта недвижимости или, если объектом недвижимости является земельный участок, двух лет со дня постановки его на учет, не осуществлена государственная регистрация права на него (либо не осуществлена государственная регистрация аренды), такие сведения аннулируются и исключаются из государственного кадастра недвижимости без продления данного срока на период действия правопритязания.

Исходя из изложенного, срок действия временного характера сведений о земельных участках исчисляется с даты государственного кадастрового учета и продление этого срока законом не предусмотрено.

В связи с приведенным выше является несостоятельной ссылка в апелляционной жалобе на то, что решения о снятии с кадастрового учета спорных земельных участков приняты до истечения указанного в уведомлениях ответчика срока.

Таким образом, суд первой инстанции правомерно признал, что сведения о спорных земельных участках носили временный характер, государственная регистрация вещных прав или аренды на земельные участки отсутствует, заключенные договоры аренды земельных участков, не подлежащие государственной регистрации, не могут являться основанием для изменения статуса сведений государственного кадастра недвижимости о земельных участках с временно учтенных на учтенные, поэтому решения ответчика от и об аннулировании и исключении из государственного кадастра недвижимости сведений о спорных земельных участках приняты в соответствии с частью 4 статьи 24 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».

При вынесении обжалуемого решения судом правильно установлены юридически значимые для дела обстоятельства и правильно применены нормы материального и процессуального права.

Довод апелляционной жалобы о том, что в материалах дела отсутствует решение органа кадастрового учета о временном режиме кадастрового учета земельных участков, отсутствуют такие сведения и в кадастровых паспортах, также не может быть принят во внимание, поскольку временный характер сведений кадастрового учета определяется императивно, в силу прямого указания закона (ч. 1 ст. 25 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»).

Ссылка истцов в апелляционной жалобе на то, что должностное лицо, принявшее решение о снятии спорных земельных участков с кадастрового учета, не имело таких полномочий, не может быть принята во внимание, поскольку противоречит письменным материалам дела, так в соответствии с приказом от и от филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Курганской области сотрудники ответчика наделены полномочиями по снятию с учета объектов недвижимости, в том числе (л.д. 56 — 60 том 2), принявшая обжалуемые решения.

Исходя из изложенного, решение суда законно, выводы суда первой инстанции, изложенные в решении, соответствуют материалам дела и требованиям закона, доводы апелляционной жалобы не могут служить основанием для отмены решения суда в апелляционном порядке.

Руководствуясь ст. ст. 328 — 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Целинного районного суда Курганской области от 18 февраля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу, — без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *