Дело о взыскании задолженности по земельному налогу и пени за несвоевременное внесение налоговых платежей направлено в суд на новое апелляционное рассмотрение, поскольку вопросы о формировании земельного участка, о начале течения срока для обращения истца в суд с иском судами не выяснялись, дата получения ответчиком налогового требования и установленный ему истцом срок для добровольного его исполнения не установлены.

Постановление Президиума Курганского областного суда от 31.05.2010 N 44-Г-5

Судья апелляционной

инстанции: Никитина С.И.

Президиум Курганского областного суда в составе:

председательствующего Толмачева О.Л.,

членов президиума Мочегаева Н.П., Фоминой И.В., Печенкина Н.И., Кабанькова С.А.

рассмотрел 31 мая 2010 года дело по иску Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Курганской области к К. о взыскании задолженности по земельному налогу на основании надзорной жалобы Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Курганской области и определения судьи Курганского областного суда Софиной И.М. от 14 мая 2010 года о передаче надзорной жалобы с делом для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции.

Заслушав доклад судьи областного суда Иванкив Н.П., доложившей существо дела, президиум

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Курганской области обратилась к мировому судье с иском к К. о взыскании задолженности по земельному налогу за 2006 — 2008 гг. в размере <…>, пени за несвоевременное внесение налоговых платежей в сумме <…>.

В судебном заседании представитель Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Курганской области исковые требования поддерживал, указывая, что документами, подтверждающими право собственности землевладельца, возникшее до введения в действие Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», при отсутствии государственной регистрации права, и, следовательно, при отсутствии свидетельства о праве собственности, могли являться иные документы, в частности, выданные органами местного самоуправления. Полагал, что наличие таких документов, постановка земельного участка К. на кадастровый учет и направление налогоплательщику требования об уплате налога, являются основаниями для взыскания с ответчика образовавшейся задолженности по земельному налогу и пени.

Ответчик К. с иском не согласился, полагая, что отсутствие правоустанавливающих документов на земельный участок, который он не использует, освобождает его от уплаты земельного налога. Кроме того, ссылался на постановление Администрации Варгашинского района Курганской области от 27 марта 1997 г. N 183 «О ликвидации крестьянского хозяйства «Ольга», глава хозяйства К.», которым был установлен срок оформления документов на землю до 1 мая 1997 г. Указывал, что после ликвидации крестьянского хозяйства он не предпринимал никаких мер к оформлению земельного участка в собственность. Его право собственности на земельный участок прекращено и земля передана в фонд перераспределения района, как невостребованная.

Решением мирового судьи судебного участка N 3 Варгашинского района Курганской области от 19 октября 2009 г. иск Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Курганской области удовлетворен в полном объеме. С К. в пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Курганской области взыскана задолженность по земельному налогу в сумме <…> и пени в размере <…>, всего <…>, в бюджет Варгашинского района Курганской области взыскана государственная пошлина в сумме <…> руб.

Апелляционным решением Варгашинского районного суда Курганской области от 5 февраля 2010 г. решение мирового судьи судебного участка N 3 Варгашинского района Курганской области от 19 октября 2009 г. отменено, исковые требования Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Курганской области оставлены без удовлетворения.

В надзорной жалобе, поступившей в Курганский областной суд 8 апреля 2010 г., Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 3 по Курганской области просит отменить решение Варгашинского районного суда Курганской области от 05 февраля 2010 г.

Дело истребовано 08 апреля 2010 г. и поступило в Курганский областной суд 20 апреля 2010 г.

Определением судьи Курганского областного суда от 14 мая 2010 г. дело передано для рассмотрения в судебном заседании суда надзорной инстанции — президиум Курганского областного суда.

В соответствии со статьей 387 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора являются существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, а также защита охраняемых законом публичных интересов.

Проверив обоснованность доводов, изложенных в надзорной жалобе, президиум считает, что жалоба Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Курганской области подлежит удовлетворению, а решение Варгашинского районного суда Курганской области от 05 февраля 2010 г. — отмене, как постановленное с существенным нарушением норм материального права.

Отменяя решение мирового судьи, суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 3 по Курганской области не было представлено документов, подтверждающих право собственности К. на земельный участок площадью 22 га, указал, что ни свидетельство о праве собственности на землю, ни какой-либо иной правоустанавливающий документ К. выдан не был, в связи с чем признал не основанным на законе начисление земельного налога, произведенное лицу, не являющимся плательщиком налога.

При этом судом не были приняты во внимание следующие обстоятельства.

В соответствие с ч. ч. 1, 2 ст. 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог (до введения в действие налога на недвижимость) и арендная плата. Порядок исчисления и уплаты земельного налога устанавливается законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В силу ч. 1 ст. 388 Налогового кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей до 1 января 2009 г., налогоплательщиками налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения.

Из материалов дела видно, что постановлением Администрации Варгашинского района Курганской области от 27 февраля 1992 г. N 284 К. для ведения крестьянского хозяйства из земель колхоза «Труд» был отведен земельный участок площадью 10,2 га пашни, в том числе в собственность бесплатно 10,2 га; зарегистрировано крестьянское хозяйство под названием «Ольга», главой которого утвержден К., членом хозяйства — К. (л.д. 50). Впоследствии площадь отведенного ответчику земельного участка была увеличена до 21,9 га, что подтверждается копией постановления Администрации Варгашинского района Курганской области от 31 декабря 1992 г. N 858 (л.д. 43 — 48).

Согласно ч. ч. 1, 2, 5 ст. 5, ч. 1 ст. 15 Закона РСФСР от 22.11.1990 N 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» в редакции от 27.12.1990, действовавшей в момент отвода земельного участка К., на основании заявления гражданина, изъявившего желание вести крестьянское хозяйство, земельный участок передается ему в пользование, в том числе аренду, пожизненное наследуемое владение или собственность решением Совета народных депутатов, в ведении которого находится земельный участок.При передаче земельного участка в собственность решение Совета народных депутатов является основанием для отвода земельного участка в натуре (на местности) и выдачи государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю.

Затраты по отводу земель и оформлению государственного акта на землю, ведению земельно-кадастровой документации, землеустройству и лесоустройству, агрохимическому обследованию и экологической паспортизации почв осуществляются за счет средств бюджета. Землепользователь имеет право самостоятельно заказывать и финансировать землеустроительные работы.

Имущество крестьянского хозяйства принадлежит его членам на правах общей долевой собственности. При единогласном решении членов крестьянского хозяйства имущество может находиться в общей совместной собственности.

На основании постановления Администрации Варгашинского района Курганской области от 22 декабря 1993 г. N 710 К. выдан государственный акт на право собственности на землю площадью 22,0 га для ведения крестьянского хозяйства. Данные сведения без установления границ земельного участка внесены в земельно-кадастровую документацию районным комитетом по земельным ресурсам и землеустройству. Сособственниками земельных долей, каждая по 11,0 га, установлены К. и К.А. (л.д. 51, 54).

Исходя из положений ч. 1 ст. 6 Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу данного Закона, признаются юридически действительными и при отсутствии их государственной регистрации, которая проводится по желанию правообладателей.

В силу ч. 4 ст. 8 Федерального закона от 29 ноября 2004 г. N 141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21 июля 1997 г. N 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, либо на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.

Учитывая изложенное, суду апелляционной инстанции следовало дать оценку имеющимся в материалах дела актам органа местного самоуправления — постановлениям администрации Варгашинского района — на предмет возникновения или отсутствия у К. права собственности на землю, что судом сделано не было.

Кроме того, отменяя решение мирового судьи, суд апелляционной инстанции сослался на постановление администрации Варгашинского района от 27 марта 1997 г. N 183, которым крестьянское хозяйство «Ольга» было ликвидировано, К. предложено до 1 мая 1997 г. решить вопрос по оформлению документов на землю и использованию земельного участка. В связи с чем суд апелляционной инстанции, сославшись на статьи 39, 40 Земельного кодекса РСФСР, сделал вывод, что после 1 мая 1997 г. земельный участок должен был перейти в фонд перераспределения Варгашинского района, как невостребованный.

Президиум находит изложенные выводы суда апелляционной инстанции ошибочными, постановленными на непроверенных обстоятельствах дела, что привело к неправильному разрешению спора.

При рассмотрении дела суд апелляционной инстанции не учел, что в соответствии с приведенными выше нормами, на момент создания крестьянского хозяйства основанием для отвода земельного участка в натуре (на местности) и выдачи государственного акта, удостоверяющего право собственности на землю, гражданину, изъявившему желание вести такое хозяйство, являлось решение органа местного самоуправления. Суд, руководствуясь статьями 39, 40 Земельного кодекса РСФСР, пришел к выводу, что крестьянское хозяйство «Ольга» ликвидировано, а К. действий по оформлению спорной земли в собственность не произвел.

Указанные выводы судом сделаны без учета изменения норм материального права, на которых постановлено судебное решение, поскольку статья 39 Земельного кодекса РСФСР, предусматривающая прекращение деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства как основание прекращения права собственности на землю, была признана недействующей Указом Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации».

Кроме того, доказательства, подтверждающие, что земельный участок, отведенный К., был признан невостребованным, в материалах дела отсутствуют.

Согласно ч. 2 ст. 6 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции, действующей в спорный налоговый период, земельный участок, как объект земельных отношений, должен быть описан и удостоверен в установленном порядке.

В силу ч. 1 ст. 389 Налогового кодекса Российской Федерации объектом налогообложения является земельный участок, под которым согласно ст. 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации понимается часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

Следовательно, объект налогообложения возникнет только тогда, когда конкретный земельный участок будет сформирован.

Как следует из материалов дела, спорный земельный участок был поставлен на кадастровый учет 15 декабря 2002 г., без установления границ земельного участка, местоположение определено в границах бывшего колхоза «Труд». В качестве собственника указан К. Вместе с тем согласно пояснениям ответчика земля не используется им с 1997 г., то есть после ликвидации крестьянского хозяйства. Вопрос о том, кем была инициирована постановка земельного участка на кадастровый учет, судом апелляционной инстанции не выяснялся. Судом не исследовался вопрос и об основаниях постановки на кадастровый учет земельного участка площадью 22,0 га на имя К., тогда как согласно приложению I к постановлению Администрации Варгашинского района Курганской области от 22 декабря 1993 г. N 710 сособственниками земельных долей, каждый по 11,0 га, были определены К. и К.А. Также не проверено было ли произведено формирование земельного участка в соответствии с требованиями земельного законодательства.

Кроме того, судами при разрешении спора не было учтено, что по правилам, закрепленным в ч. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации, исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика — физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

При определении начала течения указанного срока для обращения в суд необходимо принимать во внимание положения ч. 4 ст. 69 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которых требование об уплате налога должно быть исполнено в течение 10 календарных дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Вопросы о формировании земельного участка, о начале течения срока для обращения истца в суд с иском ни мировым судьей, ни судом апелляционной инстанции не выяснялись, дата получения ответчиком налогового требования и установленный ему истцом срок для добровольного его исполнения не установлены. Вместе с тем предусмотренный ч. 2 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации срок для обращения в суд является публичным и служит самостоятельным основанием для отказа в иске.

Поскольку существенное нарушение норм материального права судом привело к вынесению незаконного и необоснованного решения, оно подлежит отмене, а дело — направлению на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции.

При новом рассмотрении дела суду апелляционной инстанции следует устранить указанные нарушения и с учетом установленных по делу обстоятельств вынести судебное постановление в строгом соответствии с законом.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, президиум

постановил:

Решение Варгашинского районного суда Курганской области от 5 февраля 2010 г. отменить, дело направить на новое апелляционное рассмотрение в Варгашинский районный суд Курганской области.

Председательствующий
президиума
Курганского областного суда
О.Л.ТОЛМАЧЕВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *