В удовлетворении исковых требований о признании незаконным решения органа исполнительной власти субъекта РФ о прекращении выплаты пенсии за выслугу лет, обязании возобновить выплату такой пенсии, взыскании недополученной пенсии отказано правомерно, так как преступления, за совершение которых истцу назначено дополнительное наказание в виде лишения его специального звания, совершены им в период прохождения службы в милиции, выплата пенсии за выслугу лет ему

Апелляционное определение Калининградского областного суда от 19.02.2014 по делу N 33-650/2014г.

Судья Тамбовская Е.А.

Судебная коллегия по гражданским делам Калининградского областного суда в составе

председательствующего Крамаренко О.А.

судей Поникаровской Н.В., Коноваленко А.Б.

при секретаре У.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе С. на решение Центрального районного суда г. Калининграда от 9 декабря 2013 года, которым требования С. о признании незаконным решения УМВД России по Калининградской области о прекращении выплаты пенсии за выслугу лет, возложении обязанности возобновить выплату такой пенсии и взыскании недополученной пенсии за период с 01 июня 2013 года оставлены без удовлетворения.

Заслушав доклад судьи Поникаровской Н.В., объяснения представителя С. — Ф., поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения представителя УМВД России по Калининградской области М., просившей оставить решение суда без изменения, судебная коллегия

установила:

С. обратился в суд с заявлением, в котором оспаривал законность действий УМВД России по Калининградской области по прекращению выплаты ему пенсии за выслугу лет.

В обоснование заявленных требований указывал, что является пенсионером МВД и с марта 2009 года ему была назначена и выплачивалась пенсия за выслугу лет.

В мае 2011 года он был признан виновным в совершении преступления и ему назначено наказание в виде лишения свободы, а также применено дополнительное наказание — лишение его специального воинского звания «<данные изъяты>». В этой связи пенсионный органа УМВД России по Калининградской области прекратил с 01 июля 2013 года выплату пенсии за выслугу лет.

С. полагал прекращение выплаты ему пенсии незаконным, поскольку лишение его специального воинского звания после назначения в установленном законом порядке пенсии за выслугу лет не является основанием для прекращения выплаты такой пенсии и нарушает его конституционное право на пенсионное обеспечение.

Просил обязать УМВД России по Калининградской области возобновить выплату ему пенсии за выслугу лет и произвести ее выплату за период с 01 июня 2013 года.

Рассмотрев заявленные требования, суд постановил изложенное выше решение.

В апелляционной жалобе С., не соглашаясь с решением суда, просит его отменить, продолжая настаивать на доводах заявления об отсутствии законных оснований для прекращения выплаты пенсии за выслугу лет.

О дате и времени рассмотрения дела судом апелляционной инстанции С., отбывающий наказание в местах лишения свободы, извещен надлежащим образом, что подтверждается его распиской.

Проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции, судебная коллегия находит его подлежащим оставлению без изменения.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, С. проходил службу в органах внутренних дел и уволен со службы с 20 марта 2009 года на основании п. «б» ч. 7 ст. 19 Закона РФ «О милиции» (по достижению предельного возраста) в звании <данные изъяты> милиции. На день увольнения выслуга лет в календарном исчислении составила 30 лет 07 месяцев 16 дней, в МВД — 28 лет 06 месяцев 09 дней.

С 20 марта 2009 года С. была назначена пенсия за выслугу лет, которая выплачивалась до 01.06.2013 г.

Вступившим в законную силу приговором Славского районного суда Калининградской области от 10 мая 2011 года С. признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных п. «а» ч. 4 ст. 158, ч. 3 ст. 30 — п. «а» ч. 4 ст. 158 УК РФ (13 эпизодов), совершенных им в 2008 году, то есть в период прохождения службы в органах внутренних дел. Ему назначено наказание в виде 6 лет лишения свободы без штрафа и ограничения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима. В соответствии с ч. 3 ст. 45 УК РФ С. также лишен специального звания МВД РФ — «<данные изъяты>».

На основании указанного приговора суда С. выплата пенсии за выслугу лет прекращена с 01 июня 2013 года.

Принимая оспариваемое решение, суд первой инстанции правильно исходил из того, что в силу положений Закона РФ от 12.02.1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» лишение воинского звания по приговору суда свидетельствует о невыполнении требований, необходимых для назначения пенсии по нормам вышеуказанного Закона РФ, и гражданин в таких случаях не приобретает право на пенсию за выслугу лет.

В этой связи суд пришел к правильному выводу о том, что в связи с лишением заявителя специального звания за совершенное им в период прохождения службы в милиции преступление, он утратил право на выплату ему пенсии за выслугу лет.

Такие выводы суда первой инстанции основаны на материалах дела, соответствуют закону, подробно мотивированы в решении и сомнений у судебной коллегии не вызывают.

В соответствии с частью 3 статьи 2 названного выше Закона пенсии бывшим военнослужащим и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, лишенным в установленном законодательстве порядке воинских или специальных званий, и их семьям назначаются на основаниях, установленных Федеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при наличии у них права на пенсионное обеспечение в соответствии с указанным Федеральным Закона Российской Федерации

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 12 августа 2005 года N 184-О, на которое ссылался заявитель как на обоснование своих доводов о незаконности прекращения выплаты пенсии, указал, что часть третья статьи 2 Закона Российской Федерации N 4468-1 от 12 февраля 1993 года не может рассматриваться как допускающая прекращение выплаты гражданам пенсии за выслугу лет в связи с лишением их приговором суда воинского или специального звания за преступления, совершенные после увольнения с военной службы или правоохранительной службы и назначения указанной пенсии.

Между тем, Конституционный Суд РФ в Определении от 05.07.2011 года N 863-О-О указал, что данная правовая позиция не может быть применена к случаям лишения гражданина приговором суда воинского звания за преступление, совершенное в период прохождения воинской службы, в том числе, когда уголовное дело в отношении лица, получающего пенсию за выслугу лет, по факту совершения им преступления было возбуждено после увольнения истца с военной службы.

Поскольку, как установлено судом, преступления, за совершение которых С. назначено дополнительное наказания в виде лишение его специального звания, совершены им в период прохождения службы в милиции, выплата пенсии за выслугу лет ему прекращена правильно.

Утрата воинского звания и изменение правового статуса гражданина как субъекта отношений по пенсионному обеспечению, с наличием которого закон и связывает возможность назначения особого вида пенсии — за выслугу лет, влечет и утрату права на получение такой пенсии.

Вместе с тем в этом случае С. не лишается полностью предусмотренного ст. 39 Конституции Российской Федерации права на пенсионное обеспечение, поскольку в силу приведенных выше положений Закона N 4468-1 от 12 февраля 1993 года его пенсионное обеспечение осуществляется по нормам Федерального закона от 17 декабря 2011 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

С учетом изложенного утрата права на пенсию вследствие изменения правового статуса гражданина не может рассматриваться как дополнительное уголовное наказание.

Доводы подателя жалобы о том, что право на пенсию им было приобретено в 2005 году (когда продолжительность его выслуги составила 25 лет), то есть до совершения им преступления, правового значения для разрешения настоящего спора не имеют и основанием к отмене решения суда не являются.

Поскольку обстоятельства, имеющие значение для дела, были установлены судом правильно и нарушений при применении норм материального права судом не допущено, оспариваемое решение является законным и обоснованным и судебная коллегия не усматривает оснований к его отмене.

Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Центрального районного суда г. Калининграда от 09 декабря 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *