Исковые требования об обязании администрации муниципального образования в случае недостаточности денежных средств у муниципального учреждения обеспечить финансирование невыплаченной заработной платы удовлетворены правомерно, так как администрация муниципального района принимает участие в распределении финансовых средств, перечисляемых муниципальным бюджетным учреждениям для оплаты труда работников; для определенности при исполнении решения суда в судебном акте указано на то, что администрация несет обязанность по финансированию учреждения

Апелляционное определение Забайкальского краевого суда от 01.07.2014 по делу N 33-2568-2014

Председательствующий по делу

судья Пахатинский Э.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Забайкальского краевого суда в составе:

председательствующего Кулаковой О.К.

судей Погореловой Е.А., Усольцевой С.Ю.

при секретаре П.

рассмотрела в открытом судебном заседании в городе Чите 01 июля 2014 года гражданское дело по иску Д. к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению «Ковылинская средняя общеобразовательная школа», В., Администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края о взыскании заработной платы,

по апелляционной жалобе главы муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края К.,

на решение Краснокаменского городского суда Забайкальского края от 25 марта 2014 года, которым постановлено:

Иск удовлетворить частично.

Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ковылинская средняя общеобразовательная школа» в пользу Д. недоначисленную и невыплаченную заработную плату за период с 01 ноября по 31 декабря 2013 года в размере <данные изъяты> (без вычета налогов и других обязательных платежей).

Возложить обязанность на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ковылинская средняя общеобразовательная школа», при полностью отработанной норме рабочего времени за месяц и выполнении норм труда, выплачивать заработную плату Д. в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации согласно Федеральному закону, с начислением на нее районного коэффициента и надбавки за стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, за вычетом налогов и других обязательных платежей, до прекращения трудовых правоотношений.

Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ковылинская средняя общеобразовательная школа» в пользу Д. компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты>.

В случае недостаточности денежных средств у муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ковылинская средняя общеобразовательная школа» обязать Администрацию муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края обеспечить финансирование невыплаченной заработной платы Д. за период с 01 ноября по 31 декабря 2013 года.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ковылинская средняя общеобразовательная школа» в бюджет муниципального района государственную пошлину в размере <данные изъяты>.

Заслушав доклад судьи краевого суда Погореловой Е.А., судебная коллегия

установила:

Д. обратилась в суд с вышеуказанным иском, указывая на то, что она работает уборщиком помещений в МБОУ «Ковылинская средняя общеобразовательная школа». Ее заработная плата составляет <данные изъяты> и включает в себя оклад, районный коэффициент — 40% и северную надбавку — 30%, что противоречит закону. Просила суд взыскать с ответчика МБОУ «Ковылинская СОШ» в свою пользу недоначисленную заработную плату за период с октября по декабрь 2013 года в размере <данные изъяты>, компенсацию морального вреда в сумме <данные изъяты>, а также обязать ответчика выплачивать ей заработную плату в полном объеме, установленном законодательством Российской Федерации, то есть не менее МРОТ, после чего начислять на нее районный коэффициент и северную надбавку. Обязать Администрацию муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края профинансировать взысканные в ее пользу денежные суммы. Уточнив исковые требования, М. просила считать надлежащими ответчиками по делу МБОУ «Ковылинская СОШ» и Администрацию муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края, взыскать с учреждения недоначисленную ей за ноябрь и декабрь 2013 г. заработную плату в сумме <данные изъяты>.

Судом постановлено приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе глава муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края К. просит решение отменить и дело направить на новое рассмотрение. Указывает, на то, что суд, разрешая спор, не учел положения п. 11 ч. 1 ст. 15 и п. 13 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которыми к вопросам местного значения муниципального района и городского округа отнесена организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории соответствующего муниципального образования. Подпунктом 13 п. 2 ст. 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета) отнесено решение вопроса обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами субъекта РФ. Ссылается на то, что в соответствии с п. 5 ст. 86 БК РФ органы местного самоуправления не вправе устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, установленных соответственно федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации. Государственным органом, основной функцией которого является организация исполнения бюджета Забайкальского края, является Министерство финансов Забайкальского края. В связи с чем полагает, что финансирование расходов на заработную плату работников образовательных учреждений, определение нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений, а также расчет конкретного размера субвенций из бюджета Забайкальского края на эти цели являются полномочиями органов исполнительной власти Забайкальского края. Заявитель жалобы, считает, что возложение на Администрацию муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края, дополнительной обязанности в части выплаты заработной платы, компенсации морального вреда, судебных расходов, государственной пошлины в случае невозможности исполнить решение суда за счет средств школы является необоснованным и исполнение решения суда в данной части является прямым нарушением абз. 4 ст. 15 БК РФ, так как Администрация является органом местного самоуправления и обладает организационно-распорядительными функциями только в рамках бюджета муниципального образования. Кроме того, указывает, что судом в нарушение ст. 166 ГПК РФ не рассмотрено ходатайство представителя администрации о привлечении к участию в деле дополнительных ответчиков.

Стороны, извещенные о времени и месте апелляционного рассмотрения дела надлежащим образом, в судебное заседание не явились. Ответчики о причинах неявки своих представителей суду не сообщили. Истица направила в суд апелляционной инстанции заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие. Руководствуясь ч. 3 ст. 167 ГПК РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Как следует из материалов дела и установлено судом, Д. на основании трудового договора с 21 мая 2013 года работает в должности уборщика помещений в МБОУ «Ковылинская средняя общеобразовательная школа», что подтверждается приказом о приеме на работу N л-с от 21 мая 2013 года, копией трудовой книжки.

По условиям трудового договора N от 21.05.2013 г., а также дополнительного соглашения к нему от 24.10.2013 г. Д. установлен оклад в размере <данные изъяты>, районный коэффициент в размере 40% и надбавка за работу в Забайкалье 30%.

Как видно из представленных в дело расчетных листков, истице с учетом стимулирующих и компенсационных выплат начислена заработная плата за октябрь, ноябрь и декабрь 2013 г. по <данные изъяты> в месяц, при этом районный коэффициент и процентная надбавка включены работодателем в состав МРОТ.

Разрешая спор, суд первой инстанции руководствовался положениями статей 315, 316, 317 Трудового кодекса РФ.

Вместе с тем, указанные нормы не могут быть применены при разрешении настоящего спора, поскольку исходя из действующего трудового законодательства, оспариваемые районный коэффициент и процентная надбавка не являются выплатами, установленными в соответствии со ст. ст. 315, 316, 317 ТК РФ, так как <адрес>, где работает истица, не относится к районам Крайнего Севера и приравненным к ним местностям. Поэтому правила, предусмотренные главой 50 ТК РФ, в части начисления работникам организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, вышеприведенных начислений к заработной плате, размер которой должен составлять не меньше установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, на возникшие между сторонами спора правоотношения не распространяется.

В связи с чем, указание суда на положение статей 315, 316, 317 Трудового кодекса РФ, регулирующего оплату труда лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, подлежит исключению из решения.

Между тем, судебная коллегия находит возможным согласиться с выводом суда о частичном удовлетворении требований, но по иным основаниям.

Частью третьей статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ, от 20 апреля 2007 г. N 54-ФЗ) установлено, что месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда. Часть первая статьи 129 Трудового кодекса Российской Федерации определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

Согласно названной статье тарифная ставка — фиксированный размер оплаты труда работника за выполнение нормы труда определенной сложности (квалификации) за единицу времени без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Оклад (должностной оклад) — фиксированный размер оплаты труда работника за исполнение трудовых (должностных) обязанностей определенной сложности за календарный месяц без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

Базовый оклад (базовый должностной оклад), базовая ставка заработной платы — минимальный оклад (должностной оклад), ставка заработной платы работника государственного или муниципального учреждения, осуществляющего профессиональную деятельность по профессии рабочего или должности служащего, входящим в соответствующую профессиональную квалификационную группу, без учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат.

В соответствии со ст. 146 ТК РФ в повышенном размере оплачивается также труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями.

Статья 148 ТК РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права

Таким образом, трудовым законодательством допускается установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в размере менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата, без включения районного коэффициента и процентной надбавки за непрерывный стаж работы, будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Из материалов дела видно, что размер начисленной и выплаченной истице заработной платы был чуть выше минимального размера оплаты труда, заработная плата ей выплачивалась с учетом районного коэффициента и процентной надбавки за стаж работы, которые начислялись на оклад, а не на заработную плату, размер которой должен быть не ниже минимального размера оплаты труда.

При таких обстоятельствах требования истицы в данной части судебная коллегия находит обоснованными.

Довод жалобы представителя ответчика о том, что на Администрацию муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края не может быть возложена обязанность по финансированию заработной платы истицы, работающей в образовательном учреждении, судебной коллегией отклоняется ввиду его несостоятельности.

Как правильно установил суд, МБОУ «Ковылинская средняя общеобразовательная школа» является бюджетным учреждением. Функции и полномочия учредителя осуществляет Администрация муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края, которая должна нести дополнительную ответственность по обязательствам школы по выплате истице недоначисленной заработной платы.

Принимая решение о привлечении Администрации муниципального района к дополнительной ответственности суд, руководствуясь ст. 20 Трудового кодекса РФ, исходил из того, что Администрация муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края осуществляет функции учредителя и собственника учреждения.

В соответствии с ч. 12 ст. 20 Трудового кодекса РФ (в редакции, действующей на момент разрешения спора) по вытекающим из трудовых отношений обязательствам работодателей — учреждений, финансируемых полностью или частично собственником (учредителем), а также работодателей — казенных предприятий дополнительную ответственность несет собственник (учредитель) в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования относятся обеспечение государственных гарантий реализации прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях посредством предоставления субвенций местным бюджетам, включая расходы на оплату труда, приобретение учебников и учебных пособий, средств обучения, игр, игрушек (за исключением расходов на содержание зданий и оплату коммунальных услуг), в соответствии с нормативами, определяемыми органами государственной власти субъектов Российской Федерации

К полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования п. 1 ч. 1 ст. 9 Федерального закона N 273-ФЗ, как и п. 11 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит вопросы местного значения муниципальных районов, такие как организация предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования по основным общеобразовательным программам в муниципальных образовательных организациях (за исключением полномочий по финансовому обеспечению реализации основных общеобразовательных программ в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами).

По смыслу приведенных правовых норм финансирование расходов на оплату труда истице, как работнику образовательного учреждения в спорные периоды осуществлялось за счет денежных средств субъекта Российской Федерации, выделяемых в виде субвенций местным бюджетам.

В соответствии со ст. 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субвенциями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые местным бюджетам в целях финансового обеспечения расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении государственных полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, переданных для осуществления органам местного самоуправления в установленном порядке.

Распределение субвенций местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации утверждается законом о бюджете субъекта Российской Федерации по каждому муниципальному образованию и виду субвенции.

В соответствии с Законом Забайкальского края от 26 декабря 2012 года N 776-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2013 год и плановый период 2014 и 2015 годов» согласно распределению субвенций бюджетам муниципальных районов и городских округов на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях в соответствии с Законом Забайкальского края от 11 июля 2013 года N 858-ЗЗК «Об отдельных вопросах в сфере образования» на 2013 год, Законом Забайкальского края от 25 декабря 2013 года N 918-ЗЗК «О бюджете Забайкальского края на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов» бюджету муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края выделены субвенции в общем размере 510091,2 руб., в том числе для фонда оплаты труда общего образования с начислениями — 314459,4 руб.

В соответствии с п. 9.3.3 Положения о Министерстве образования, науки и молодежной политики Забайкальского края, утвержденного Постановлением Правительства Забайкальского края от 11 мая 2010 года N 186, действовавшего в период, за который предъявлены исковые требования, Министерство обеспечивает государственные гарантии прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования, а также дополнительного образования в общеобразовательных учреждениях путем выделения субвенций местным бюджетам в размере, необходимом для реализации основных общеобразовательных программ в части финансирования расходов на оплату труда работников общеобразовательных учреждений, расходов на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды (за исключением расходов на содержание зданий и коммунальных расходов, осуществляемых из местных бюджетов) в соответствии с нормативами, установленными законами Забайкальского края

Статьей 2 Закона Забайкальского края от 23 декабря 2011 года N 612-ЗЗК «О нормативах финансового обеспечения образовательной деятельности муниципальных общеобразовательных учреждений и определении размера субвенций местным бюджетам для реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях» установлено, что субвенции местным бюджетам выделяются из бюджета Забайкальского края для реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях в части финансирования расходов, в том числе, на оплату труда работников общеобразовательных учреждений.

Субвенции местным бюджетам для реализации основных общеобразовательных программ в муниципальных общеобразовательных учреждениях, поступившие в доход местных бюджетов, распределяются между муниципальными общеобразовательными учреждениями в соответствии с порядком, утверждаемым нормативным правовым актом органа местного самоуправления, установленного уставом муниципального образования.

Кроме того, приказом Министерства финансов Российской Федерации от 28 июля 2010 года N 81н утверждены Требования к плану финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения.

Пункт 1 Требований устанавливает общие требования к порядку составления и утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности государственного (муниципального) учреждения (далее — План).

План составляется на финансовый год в случае, если закон (решение) о бюджете утверждается на один финансовый год, либо на финансовый год и плановый период, если закон (решение) о бюджете утверждается на очередной финансовый год и плановый период (п. 3).

Плановые показатели по выплатам формируются учреждением (подразделением) в соответствии с настоящими Требованиями в разрезе выплат на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда (п. 11).

План государственного (муниципального) бюджетного учреждения (План с учетом изменений) утверждается органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя (п. 22).

Таким образом, из системного толкования приведенных норм, следует, что Администрация муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края принимает участие в распределении финансовых средств, перечисляемых муниципальным бюджетным учреждениям для оплаты труда работников. Поэтому судебная коллегия полагает, что возложение судом первой инстанции на Администрацию муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края обязанности по финансированию расходов образовательного учреждения на выплату заработной платы работникам является правомерным.

Вместе с тем, для определенности при исполнении решения суда следует уточнить, исходя из вышеизложенного, что Администрация муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края несет обязанность по финансированию муниципального бюджетного образовательного учреждения денежными средствами для выплаты взысканных денежных сумм в случае их недостаточности у учреждения за счет и в пределах выделяемых на эти цели субвенций.

С учетом изложенного решение суда в части возложения обязанности по финансированию расходов на оплату труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений подлежит изменению в силу п. 4 ч. 1 ст. 330 ГПК РФ в связи с неправильным применением судом норм материального права.

Также подлежит изменению решение суда в части возложения на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ковылинская средняя общеобразовательная школа» обязанности выплачивать Д. при полностью отработанной норме рабочего времени за месяц и выполнении норм труда, заработную плату в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации, с начислением на нее надбавки за стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, поскольку как указано выше с. Ковыли Краснокаменского района Забайкальского края не относится к районам, приравненным к районам Крайнего Севера.

Выплачиваемая истице надбавка к заработной плате в размере 30% предусмотрена Законом Забайкальского края N 39-ЗЗК от 14.10.2008 г. и является процентной надбавкой к заработной плате за стаж работы в остальных районах Севера, где установлены районные коэффициенты — процентная надбавка. В связи с чем в резолютивную часть решения следует внести изменения, возложив на учреждение обязанность выплачивать истице заработную плату с начислением на нее процентной надбавки.

В остальной части решение суда отмене или изменению не подлежит, поскольку предусмотренных статьей 330 ГПК РФ оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.

Ссылка в апелляционной жалобе на то, что суд не рассмотрел ходатайство представителя Администрации муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края о привлечении к участию в деле дополнительных ответчиков несостоятельна.

Данное ходатайство судом было разрешено в установленном законом порядке, соответствующее определение занесено в протокол судебного заседания от 24 марта 2014 г., замечания на который от участвующих в деле лиц не поступало (л.д. 116 — 118).

Кроме того, следует отметить, что отказ суда в удовлетворении ходатайства о привлечении к участию в деле дополнительных ответчиков, по приведенным выше основаниям не может повлечь отмены решения суда в части возложения на Администрацию муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края обязанности по финансированию учреждения, не исполнившего свои обязанности по выплате истице заработной платы в полном объеме.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Краснокаменского городского суда Забайкальского края от 25 марта 2014 года частично изменить.

Возложить на муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ковылинская средняя общеобразовательная школа» обязанность выплачивать Д., при полностью отработанной норме рабочего времени за месяц и выполнении норм труда, заработную плату в размере не ниже минимального размера оплаты труда, установленного на территории Российской Федерации, с начислением на нее районного коэффициента и процентной надбавки, за вычетом налогов и других обязательных платежей, до прекращения трудовых правоотношений.

В случае недостаточности денежных средств у муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Ковылинская средняя общеобразовательная школа» обязать Администрацию муниципального района «Город Краснокаменск и Краснокаменский район» Забайкальского края обеспечить финансирование невыплаченной Д. за период с 01 ноября по 31 декабря 2013 года заработной платы за счет и в пределах выделяемых на эти цели субвенций.

В остальной части решение оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.

Председательствующий
О.К.КУЛАКОВА

Судьи
С.Ю.УСОЛЬЦЕВА
Е.А.ПОГОРЕЛОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *