О признании частично недействующим Городского положения о Правилах благоустройства и санитарного содержания территорий городского округа — город Волжский Волгоградской области от 13.04.2007 N 150-ВГД (ред. от 19.03.2013).

Решение Волжского городского суда Волгоградской области от 26.03.2014 по делу N 2-2049/2014

Волжский городской суд Волгоградской области в составе

Председательствующего судья: Лиманской В.А.

С участием представителя заявителя К.Н., представителя заинтересованного лица К.Е.,

При секретаре: П.О.

26 марта 2014 года рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Волжском Волгоградской области гражданское дело по заявлению Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора о признании недействующим в части постановления Волжской городской Думы Волгоградской области от «.» .. г. N … «Городское положение о правилах благоустройства и санитарного содержания территории городского округа — <адрес>»,

установил:

Волгоградский межрайонный природоохранный прокурор обратился в суд с заявлением о признании недействующим в части постановления Волжской городской Думы Волгоградской области от 30 марта 2007 года N 36/5 «Городское положение о правилах благоустройства и санитарного содержания территории городского округа — город Волжский Волгоградской области.

В обоснование заявление указано, что Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратурой в рамках надзора за соответствием федеральному законодательству нормативных правовых актов органов местного самоуправления проведена правовая оценка постановления Волжской городской Думы Волгоградской области от 13.04.2007 N 150-ВГД «Городское положение о правилах благоустройства и санитарного содержания территории городского округа — город Волжский Волгоградской области» в редакции от 19.03.2013 г. (опубликовано «Волжская правда», N 49 — 50, 19.04.2007.).

В соответствии с п. 4 ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Статьей 7 Федерального закона от 10.01.2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» к вопросам местного значения городского округа отнесены организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа; организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Аналогичные полномочия городского округа перечислены в ст. 16 Федерального закона «Об общих принципах организации органов местного самоуправления.

В силу ч. 3 ст. 43 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования.

Соответственно, Правила благоустройства как муниципальный правовой акт, устанавливающий обязательные для исполнения на территории муниципального образования правила, не исполнение которых влечет за собой привлечение к административной ответственности по Кодексу Волгоградской области об административных правонарушениях, должен быть принят представительным органом местного самоуправления.

Следовательно, принятие данных Правил находится в пределах полномочий представительного органа городского округа.

Вместе с тем, Городское положение о правилах благоустройства и санитарного содержания территории городского округа — город Волжский Волгоградской области (далее — Правила), в части являются незаконными и подлежат приведению в соответствие с федеральным законодательством по следующим основаниям.

Так, в соответствии с п. 3.1 и 3.2 Правил, физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, осуществляющие свою деятельность в административных границах городского округа, имеющие в собственности или любой форме пользования земельные участки, здания, сооружения, строения, коммуникации, домовладения и т.д. обязаны обеспечить благоустройство, санитарную очистку и уборку, в том числе, прилегающих к земельным участкам территорий в соответствии с Правилами.

При этом, границы прилегающих территорий определены п. 3.1 Правил, 16.2; обязанности хозяйствующих субъектов по содержанию прилегающих территорий определены п. 3.2 (п. п. 3.2.1, 3.2.3 — 3.2.7).

Требования по благоустройству и уборке прилегающих территорий также содержатся в п. 4.2.1, 4.2.9 — 4.2.12, 4.2.14 — 4.2.16, 4.2.18, 8.6, 15.3, 16.1, 25.1 (в отношении лиц не имеющих права на земельные участки).

Согласно п. 4.8. ответственность за сохранность зеленых насаждений и уход за ними возлагается на владельцев жилых, общественных, промышленных зданий и сооружений на улицах перед строениями до проезжей части, во внутриквартальных насаждениях, в микрорайонах (п. 4.8.2); на пустырях, по берегам водоемов и рек — на прилегающие или расположенные в данном районе организации (п. 4.8.5); на территориях, прилегающих к домам, принадлежащим гражданам на праве собственности, на их владельцев (п. 4.8.6).

Пункты 9.1 и 9.2 Правил возлагают на индивидуальных предпринимателей, организации, предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания обязанность по соблюдению чистоты и порядка на территориях, прилегающих к земельным участкам, находящимся у них в пользовании или в собственности, уборки таких территорий, покоса травы.

Таким образом, фактически указанными нормами на физических и юридических лиц возложено дополнительное бремя по содержанию территорий общего пользования, а также имущества им не принадлежащего и не используемого на каком-либо вещном праве.

Между тем, возложение дополнительных, не предусмотренных законом обязанностей на граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей противоречит требованиям федерального законодательства.

Так, часть 2 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает право органов местного самоуправления поселений и городских округов в соответствии с уставами муниципальных образований принимать решение о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для поселения и городского округа работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения, включая вопрос организации благоустройства и озеленения территории.

Возложение обязанностей органов местного самоуправления по содержанию, благоустройству территорий (земельных участков), находящихся в государственной или муниципальной собственности, на юридических и физических лиц, которые правами пользования, иными вещными правами на данные участки не обладают, иначе, как на договорной основе законодательством не предусмотрено.

Так, действующим федеральным законодательством предусмотрено, что собственники помещений в многоквартирном доме несут обязанность по благоустройству дома и расположенных на занимаемом таким домом земельном участке объектов только в пределах соответствующего земельного участка.

Согласно статьям 37 — 39 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды» юридические и физические лица при осуществлении строительства и реконструкции, при вводе в эксплуатацию, а также осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий безопасного размещения отходов производства и потребления, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Исходя из методических рекомендаций по расчету величины накладных расходов при определении стоимости строительной продукции от 30 октября 2 года N БФ-907/12, Методических указаний по определению величины накладных расходов в строительстве, утвержденных постановлением Госстроя России от 17 декабря 1999 года N 76, расходы по благоустройству и содержанию строительных площадок включают расходы по уборке и очистке территории строительства и прилегающей к ней уличной полосы.

В соответствии с пунктом 3 ст. 13 Федерального закона «Об отходах производства и потребления», органы местного самоуправления вправе определять только порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), который должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Кроме того, ни Санитарные правила и нормы СанПиН 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест», ни Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, которые в силу требований статей 10, 11, 39 Федерального закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» являются обязательными к применению, не содержат норм, обязывающих индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, а также граждан — собственников или владельцев земельных участков осуществлять уборку прилегающих к таким земельным участкам территорий.

Так, пунктом 4.1 Санитарных правил и норм СанПиН 42-128-4690-88 предусмотрено, что за содержание урн в чистоте несут ответственность организации, предприятия и учреждения, осуществляющие уборку помещений закрепленных за ними территорий. Так как Правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 года N 491, определено, что содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества (подпункт «г» пункта 11 Правил).

При этом в силу подпункта «в» пункта 15 указанных Правил в состав работ, услуг по содержанию общего имущества дома не входят уборка и очистка земельных участков, не входящих в состав общего имущества, а также озеленение территории и уход за элементами озеленения (в том числе газонами, цветниками, деревьями и кустарниками), находящимися на земельных участках, не входящих в состав общего имущества. Указанные действия осуществляются собственниками соответствующих земельных участков.

Статья 19 Федерального закона от 13 марта 2006 года N 38-ФЗ «О рекламе», регулирующая вопросы установки рекламных конструкций, не возлагает на владельцев рекламных конструкций обязанности по содержанию и уборке земельного участка, где установлена такая конструкция.

Пунктом 12 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ установлено, что территории общего пользования — это территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц.

В силу статей 16 — 19 Земельного кодекса РФ земли, не предоставленные в собственность (пользование) физическим и юридическим лицам, являются землями общего пользования и находятся в собственности муниципального образования или его ведении.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения (статья 132 Конституции РФ).

Согласно статье 210 ГК РФ бремя содержания принадлежащего ему имущества несет собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

В соответствии с пунктом 1 статьи 2, пунктом 1 статьи 3 ГК РФ, порядок осуществления права собственности, к которому относятся частные случаи несения бремени содержания имущества лицом, не являющимся собственником, определяется гражданским законодательством, которое в силу ст. 1 Конституции РФ находится в ведении Российской Федерации.

При этом, необходимо отметить, что несоблюдение требований о содержании и уборке прилегающих территорий и объектов озеленения на них может повлечь негативные последствия для граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, такие, как привлечение к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.7 Закона Волгоградской области от 11.06.2008 N 1693-ОД «Кодекс Волгоградской области об административной ответственности».

Однако при нормативно-правовом регулировании орган муниципальной власти Волжского должен учитывать требования действующего федерального законодательства, в том числе гражданского, земельного и жилищного.

Позиция природоохранной прокуратуры также подтверждается сложившейся судебной практикой, в частности, данная позиция подтверждена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 14.09.2011 г. N 35-П1-27.

Указанное согласно пп. «а» п. 4 Методики проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 N 96, является также коррупциогенным фактором, выразившийся в наличии завышенных требований к лицу, предъявляемых для реализации принадлежащего ему права, — установление неопределенных, трудновыполнимых и обременительных требований к гражданам и организациям.

Далее, в абзаце 2 подпункта 3.2.2 Правил определено, что физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, осуществляющие свою деятельность в административных границах городского округа, имеющие в собственности или любой форме пользования земельные участки, здания, сооружения, строения, коммуникации, домовладения обязаны иметь договоры на вывоз отходов.

Аналогичные требования закреплены в п. абз. 2 п. 8.6, абз. 2 п. 9.2, п. 10.8, п. 11.8, п. 12.6 Правил.

В соответствии со ст. 421 Гражданского кодекса РФ, граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключение договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Однако, обязанность хозяйствующих субъектов заключать договоры на вывоз и утилизацию ТБО ни в Гражданском кодексе РФ, ни в Федеральном законе «Об отходах производства и потребления», ни в каком ином законе, не предусмотрена.

Таким образом, какое-либо понуждение к заключению подобных договоров и урегулированию договорных отношений незаконно, и является не предусмотренным федеральным законодательством вмешательством в гражданско-правовые отношения, нарушением основ гражданского законодательства — свободы воли и договора участников гражданско-правовых отношений.

Следовательно, установление органом местного самоуправления обязанности по заключению договоров на вывоз отходов является необоснованным вмешательством в гражданско-правовые отношения, в связи с чем, указанные нормы подлежат исключению из Правил.

На основании вышеизложенного, Городское положение о правилах благоустройства и санитарного содержания территории городского округа — город Волжский Волгоградской области, утвержденное постановлением Волжской городской Думы N 150-ВГД от 13.04.2007 г. в редакции 19.03.2013 г., подлежит приведению в соответствие с федеральным законодательством.

По перечисленным основаниям прокуратурой был принесен протест от 08.12.2013 N 04-01-2013. В соответствии с решением Волжской городской Думы Волгоградской области N 7/68 от 27.12.2013 г. протест прокурора удовлетворен в полном объеме, однако, мер по фактическому устранению выявленных прокуратурой нарушений представительным органом не предпринято, нормативный правовой акт в соответствие с действующим законодательством не приведен, что не исключает применение незаконных правовых норм администрацией городского поселения.

Прокурор просит суд признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу Городское положение о правилах благоустройства и санитарного содержания территории городского округа — город Волжский области, утвержденное постановлением Волжской городской Думы N 150-ВГД от 13.04.2007 г. в редакции 19.03.2013 г. в следующей части:

— пункт 3.1 — в части слов «и прилегающих к ним территорий, исходя из следующих положений: во всех случаях ширина полосы уборки прилегающей территории должна быть не менее 10 метров; на улицах с двухсторонней застройкой — по длине занимаемого участка, по ширине — до оси проезжей части улицы: на улицах с односторонней застройкой — по длине занимаемого участка, по ширине — на всю ширину улицы, включая противоположный тротуар и 10 метров за тротуаром: на дорогах, подходах и подъездных путях к промышленным организациям, а также к жилым микрорайонам, карьерам, гаражам, складам и земельным участкам — по всей длине дороги, включая 10-метровую зеленую зону; на строительных площадках — территория не менее 15 метров от ограждения стройки по всему периметру; для некапитальных объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения — в радиусе не менее 10 метров;

пункт 3.2 — в части слов «и прилегающих к ним территорий в соответствии с настоящими правилами (п. 3.1);

абзац 2 подпункта 3.2.2 пункта 3.2 — в части слов «Иметь договоры на вывоз и размещение твердых бытовых отходов с лицами, осуществляющими данный вид деятельности. Иметь договоры на передачу для обезвреживания и (или) размещения отходов I — IV класса опасности (ртутьсодержащие лампы, отработанные аккумуляторные батареи, автопокрышки, отходы резинотехнических изделий, отходы, имеющие инфекционное начало, и др.) с лицами, осуществляющими данный вид деятельности, при наличии лицензии в соответствии с действующим законодательством.»;

абзац 3 подпункта 4.2.1 пункта 4.2. — полностью;

подпункт 4.2.9 пункта 4.2 — полностью;

подпункт 4.2.10 пункта 4.2 — полностью;

подпункт 4.2.11 пункта 4.2 — в части слов «территорий, прилегающих к объектам торговли (торговые лотки, навесы, быстровозводимые торговые комплексы, палатки, киоски, тонары и т.д.), в радиусе 10 м»;

подпункт 4.2.12 пункта 4.2 — полностью;

подпункт 4.2.14 пункта 4.2 — в части слов «и прилегающих территорий (не менее 50-метровой зоны) и подъездов к ним»;

подпункт 4.2.15 пункта 4.2 — полностью;

подпункт 4.2.16 пункта 4.2 — полностью;

подпункт 4.2.18 пункта 4.2 — в части слов «прилегающих к ним территорий»;

подпункт 4.8.2 пункта 4.8 — полностью;

подпункт 4.8.5 пункта 4.8 — полностью;

подпункт 4.8.6 пункта 4.8 — полностью;

абзац 1 пункта 8.6 — в части слов «и прилегающую территорию до оси проезжей части улицы»;

абзац 2 пункта 8.6 — полностью;

пункт 9.1 — в части слов «и прилегающих к ним территориях»;

абзац 1 пункта 9.2 — в части слов «и прилегающих к ним территорий»;

абзац 2 пункта 9.2 — полностью;

абзац 5 пункта 9.2 — полностью;

пункт 10.8 — полностью;

пункт 11.8 — полностью;

— пункт 12.6 — в части слов «вывоз и размещение твердых бытовых отходов осуществляется по договорам с лицами, осуществляющими данный вид деятельности. Организации, осуществляющие уборку и содержание мест захоронения (кладбищ), обязаны иметь договоры на передачу для обезвреживания и (или) размещения отходов I — IV класса опасности (ртутьсодержащие лампы, отработанные аккумуляторные батареи, автопокрышки, отходы резинотехнических изделий, отходы, имеющие инфекционное начало, и др.) с лицами, осуществляющими данный вид деятельности, при наличии лицензии в соответствии с действующим законодательством.»;

— пункт 15.3 — в части слов «и полосу уборки шириной не менее 15 метров по периметру границ земельного участка, отведенного объединению граждан»;

— пункт 16.1 — в части слов «и прилегающих к ним территорий»;

пункт 16.2 — полностью;

пункт 25.1. — в части слов «территории, прилегающие к ним».

В судебном заседании представитель заявителя К.Н. доводы заявления поддержал, просил удовлетворить заявленные требования в полном объеме, указав, что процедура принятия оспариваемых положений не противоречит законодательству, вместе с тем, принятыми положениями необоснованно возлагаются обязанности на неопределенный круг лиц. Протест Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры направлен в Волжскую городскую Думу, однако до настоящее времени оспариваемый нормативно-правовой акт в соответствие с федеральным законодательством не приведен.

Представитель заинтересованного лица К.Е. в судебном заседании не оспаривала доводов заявления прокурора, пояснила, что Волжской городской Думой протест прокурора был принят к сведению и совершены необходимые действия. Так, по результатам рассмотрения протеста заместителя прокурора г. Волжского Волжской городской Думой принято постановление от «.» .. г. N … об удовлетворении протеста и поручении администрации городского округа — город Волжский в срок до «.» .. г. разработать проект решения о внесении изменений в оспариваемое Городское положение. Аналогичный протест поступил «.» .. г. от Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора на аналогичные нормы Городского положения, по результатам рассмотрения которого также принято постановление от «.» .. г. N … об удовлетворении протеста и поручении внести изменения. До настоящего времени проект решения о внесении изменений в оспариваемое положение не поступал.

Выслушав участвующих в деле лиц, изучив письменные материалы дела, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных Волгоградским межрайонным природоохранным прокурором требований.

В соответствии со ст. 251 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Согласно ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ прокурор вправе обратиться в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.

В постановлении от 29.11.2007 года N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» Пленум Верховного Суда Российской Федерации разъяснил, что в соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», он вправе оспорить в суде нормативные правовые акты в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ. Исходя из положений пункта 2 статьи 1, пункта 3 статьи 22, статьи 23 и статьи 28 указанного Закона прокурор, в частности, имеет право на обращение с заявлением о признании недействующими полностью или в части нормативных правовых актов (в том числе нарушающих права и свободы гражданина), издаваемых представительными (законодательными) и исполнительными органами местного самоуправления и их должностными лицами (пункт 4).

При обращении прокурора с заявлением об оспаривании нормативного правового акта от него не требуется указания данных, конкретизирующих, чьи и какие права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами, нарушаются оспариваемым актом, поскольку статья 251 ГПК РФ не возлагает на него такую обязанность (пункт 7).

В соответствии с п. 9 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.

В силу ст. 4 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: 1. Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы, издаваемые в соответствии с ними иные нормативные правовые акты Российской Федерации (указы и распоряжения Президента Российской Федерации, постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации, иные нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти), конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, уставы муниципальных образований, решения, принятые на местных референдумах и сходах граждан, и иные муниципальные правовые акты.

Согласно ст. 7 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: 1. По вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.

3. Муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.

За неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

4. Муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, настоящему Федеральному закону, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Статьей 43 ФЗ «Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации» установлено: 1. В систему муниципальных правовых актов входят:

1) устав муниципального образования, правовые акты, принятые на местном референдуме (сходе граждан);

2) нормативные и иные правовые акты представительного органа муниципального образования;

3) правовые акты главы муниципального образования, местной администрации и иных органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования.

3. Представительный орган муниципального образования по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъекта Российской Федерации, уставом муниципального образования, принимает решения, устанавливающие правила, обязательные для исполнения на территории муниципального образования, решение об удалении главы муниципального образования в отставку, а также решения по вопросам организации деятельности представительного органа муниципального образования и по иным вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, уставом муниципального образования.

Из Устава городского округа — город Волжский Волгоградской области следует, что Волжская городская Дума как представительный орган городского округа входит в структуру органов местного самоуправления. К компетенции Волжской городской Думы отнесены, в том числе, принятие решений о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для городского округа работ (в том числе и дежурств) в целях решения вопросов местного значения городского округа; установление правил землепользования; осуществление иных полномочий, отнесенных к ведению Волжской городской Думы федеральным законодательством, законодательством Волгоградской области, настоящим Уставом и муниципальными нормативными правовыми актами.

Постановлением Волжской городской Думы Волгоградской области от 30 марта 2007 года N 36/5 принято Городское положение о правилах благоустройства и санитарного содержания территорий городского округа — город Волжский Волгоградской области, которое утверждено 13 апреля 2007 года постановлением N 150-ВГД и ныне действует в редакции от 19 марта 2013 года.

Настоящим Городским положением в п. 1.1. указано, что Правила устанавливают единые и обязательные к исполнению правила, нормы и требования в сфере внешнего благоустройства, определяют порядок уборки и содержания территорий города, включая прилегающие к границам зданий и ограждений и внутренние производственные территории, а также объектов капитального строительства и временных построек для всех юридических и физических лиц, являющихся пользователями или владельцами земель, застройщиками, собственниками, владельцами и арендаторами зданий, земельных участков, сооружений и строений, расположенных на территории городского округа — город Волжский Волгоградской области (далее — городской округ), независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности и гражданства.

Так, пунктом 3.1. приведенных Правил установлено — Физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм обязаны обеспечить своевременную и качественную очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающих к ним территорий, исходя из следующих положений:

— во всех случаях ширина полосы уборки прилегающей территории должна быть не менее 10 метров;

— на улицах с двухсторонней застройкой — по длине занимаемого участка, по ширине — до оси проезжей части улицы;

— на улицах с односторонней застройкой — по длине занимаемого участка, по ширине — на всю ширину улицы, включая противоположный тротуар и 10 метров за тротуаром;

— на дорогах, подходах и подъездных путях к промышленным организациям, а также к жилым микрорайонам, карьерам, гаражам, складам и земельным участкам — по всей длине дороги, включая 10-метровую зеленую зону;

— на строительных площадках — территория не менее 15 метров от ограждения стройки по всему периметру;

— для некапитальных объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения — в радиусе не менее 10 метров.

Пунктом 3.2. приведенных Правил установлено — Физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, осуществляющие свою деятельность в административных границах городского округа, имеющие в собственности или любой форме пользования земельные участки, здания, сооружения, строения, коммуникации, домовладения и т.п., обязаны обеспечить благоустройство, санитарную очистку и уборку земельных участков и прилегающих к ним территорий в соответствии с настоящими Правилами (п. 3.1).

Абзац 2 подпункта 3.2.2. пункта 3.2. Правил содержит следующие требования — Иметь договоры на вывоз и размещение твердых бытовых отходов с лицами, осуществляющими данный вид деятельности. Иметь договоры на передачу для обезвреживания и (или) размещения отходов I — IV класса опасности (ртутьсодержащие лампы, отработанные аккумуляторные батареи, автопокрышки, отходы резинотехнических изделий, отходы, имеющие инфекционное начало, и др.) с лицами, осуществляющими данный вид деятельности, при наличии лицензии в соответствии с действующим законодательством.

Абзацем 3 подпункта 4.2.1. пункта 4.2. установлено — Ответственность за организацию и производство уборочных работ возлагается:

4.2.1. По тротуарам и пешеходным дорожкам:

— отделенным от проезжей части улиц и проездов газоном шириной более 3 м и имеющим непосредственные выходы из подъездов жилых или административных зданий, — на собственников зданий, арендаторов и т.д.

Подпунктом 4.2.9. пункта 4.2. ответственность за организацию и производство уборочных работ возлагается:

4.2.9. За уборку площадок:

— прилегающих к отдельно стоящим зданиям, сооружениям, строениям, и вывоз снега с них — на организации, являющиеся владельцами зданий, сооружений, строений;

— за уборку площадок, прилегающих к вестибюлям, встроенным в первые этажи зданий, — на организации, занимающие помещения.

Подпунктом 4.2.10. пункта 4.2. предусмотрено — За ручную уборку территорий, прилегающих к отдельно стоящим объектам рекламы по периметру 5 м от рекламных конструкций щита, — на рекламораспространителей или специализированные организации, осуществляющие уборку по договору за счет средств рекламораспространителей.

Подпункт 4.2.11. пункта 4.2 содержит требования — За уборку мест временной уличной торговли, территорий, прилегающих к объектам торговли (торговые лотки, навесы, быстровозводимые торговые комплексы, палатки, киоски, тонары и т.д.), в радиусе 10 м — на владельцев объектов торговли.

Подпунктом 4.2.12. пункта 4.2 ответственность установлена и возложена — За уборку территорий, прилегающих к холодильным прилавкам, в радиусе 2 м — на владельцев холодильных прилавков.

Подпункт 4.2.14. пункта 4.2 — За уборку, благоустройство, поддержание чистоты территорий, въездов и выездов АЗС, автомоечных постов, рынков по продаже автомобилей, автостоянок, заправочных комплексов и прилегающих территорий (не менее 50-метровой зоны) и подъездов к ним — на владельцев указанных объектов.

Подпункт 4.2.15. пункта 4.2 — За ручную уборку территорий вокруг мачт и опор установок наружного освещения и контактной сети, расположенных на тротуарах, — на собственников мачт и опор и организации, отвечающие за уборку тротуаров.

Подпункт 4.2.16. пункта 4.2 — За уборку территорий, прилегающих к трансформаторным и распределительным подстанциям, другим инженерным сооружениям, работающим в автоматическом режиме (без обслуживающего персонала), а также к опорам линий электропередач, — на владельцев территорий, на которых находятся данные объекты, кроме расположенных на территории охранных зон.

Подпункт 4.2.18. пункта 4.2 — За уборку и содержание территорий (внутризаводских, внутридворовых) предприятий, организаций, учреждений, иных хозяйствующих субъектов, прилегающих к ним территорий — на администрацию предприятий, учреждений, организаций, в собственности или любой форме пользования которых находятся строения, расположенные на указанных территориях.

Пунктом 4.8. Правил возлагается ответственность за сохранность зеленых насаждений и уход за ними.

Подпункт 4.8.2. пункта 4.8. — На улицах перед строениями до проезжей части, во внутриквартальных насаждениях, в микрорайонах — на владельцев жилых, общественных, промышленных зданий и сооружений.

Подпункт 4.8.5. пункта 4.8. — На пустырях, по берегам водоемов и рек — на прилегающие или расположенные в данном районе организации.

Подпункт 4.8.6. пункта 4.8. — В домах, принадлежащих гражданам на праве собственности, на прилегающих к ним территориях — на владельцев.

Абзац 1 и 2 пункта 8.6. Правил — Граждане домовладений индивидуальной застройки (частного сектора) обязаны:

— содержать в чистоте и порядке территорию домовладения и прилегающую территорию до оси проезжей части улицы;

— иметь договор на вывоз и размещение твердых и жидких бытовых отходов с лицами, осуществляющими данный вид деятельности.

Пункт 9.1. — Индивидуальные предприниматели, организации, предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания обязаны соблюдать чистоту и порядок на принадлежащих им или находящихся в пользовании земельных участках и прилегающих к ним территориях.

Абзацы 1, 2, 5 пункта 9.2. Правил — Юридические и физические лица, осуществляющие свою деятельность в сферах торговли, общественного питания и бытового обслуживания, обязаны:

— обеспечить полную уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающих к ним территорий не менее 2 раз в сутки (утром и вечером) и в течение рабочего времени объекта поддерживать чистоту и порядок;

— иметь договоры на вывоз и размещение твердых бытовых отходов с лицами, осуществляющими данный вид деятельности, договоры на передачу для обезвреживания и (или) размещения отходов I — IV класса опасности (ртутьсодержащие лампы, отработанные аккумуляторные батареи, автопокрышки, отходы резинотехнических изделий, отходы, имеющие инфекционное начало, и др.) с лицами, осуществляющими данный вид деятельности, при наличии лицензии в соответствии с действующим законодательством. При наличии лицензии на обезвреживание и размещение отходов I — IV класса опасности юридические и физические лица осуществляют данный вид деятельности самостоятельно;

— производить на территориях, прилегающих к объектам торговли, общественного питания, бытового обслуживания, покос травы, в том числе сорной, при достижении травяным покровом высоты 15 сантиметров. Скошенная трава должна быть убрана в течение 3 суток.

Пункт 10.8. Правил — Владелец рынка обязан иметь договор на вывоз и размещение твердых бытовых отходов с лицами, осуществляющими данный вид деятельности, договоры на передачу для обезвреживания и (или) размещения отходов I — IV класса опасности (ртутьсодержащие лампы, отработанные аккумуляторные батареи, автопокрышки, отходы резинотехнических изделий, отходы, имеющие инфекционное начало, и др.) с лицами, осуществляющими данный вид деятельности, при наличии лицензии в соответствии с действующим законодательством. При наличии лицензии на обезвреживание и размещение отходов I — IV класса опасности владелец рынка осуществляет данный вид деятельности самостоятельно.

Пункт 11.8. Правил — Не допускается открытие пляжа без договора на вывоз и размещение твердых бытовых отходов с лицами, осуществляющими данный вид деятельности, договоров на передачу для обезвреживания и (или) размещения отходов I — IV класса опасности (ртутьсодержащие лампы, отработанные аккумуляторные батареи, автопокрышки, отходы резинотехнических изделий, отходы, имеющие инфекционное начало, и др.) с лицами, осуществляющими данный вид деятельности, при наличии лицензии в соответствии с действующим законодательством. При наличии лицензии на обезвреживание и размещение отходов I — IV класса опасности владелец пляжа осуществляет данный вид деятельности самостоятельно.

Пункт 12.6. Правил — На территории кладбища должны быть оборудованы площадки с твердым покрытием под контейнеры для сбора твердых бытовых отходов. Площадки должны иметь ограждения. Вывоз и размещение твердых бытовых отходов осуществляется по договорам с лицами, осуществляющими данный вид деятельности. Организации, осуществляющие уборку и содержание мест захоронения (кладбищ), обязаны иметь договоры на передачу для обезвреживания и (или) размещения отходов I — IV класса опасности (ртутьсодержащие лампы, отработанные аккумуляторные батареи, автопокрышки, отходы резинотехнических изделий, отходы, имеющие инфекционное начало, и др.) с лицами, осуществляющими данный вид деятельности, при наличии лицензии в соответствии с действующим законодательством. При наличии лицензии на обезвреживание и размещение отходов I — IV класса опасности организации, выполняющие уборку и содержание мест захоронения (кладбищ), осуществляют данный вид деятельности самостоятельно.

Пункт 15.3. Правил — Объединение граждан обязано содержать территорию объединения и полосу уборки шириной не менее 15 метров по периметру границ земельного участка, отведенного объединению граждан, в надлежащем санитарном состоянии.

Пункт 16.1. Правил — Правления гаражно-строительных кооперативов и потребительских обществ по эксплуатации индивидуальных овощехранилищ, собственники автомобильных стоянок, заправочных станций обязаны обеспечить очистку и уборку принадлежащих им на праве собственности или ином вещном праве земельных участков и прилегающих к ним территорий.

Пункт 16.2. Правил — Ширина полосы уборки территории определяется для гаражно-строительного кооператива, потребительского общества по эксплуатации индивидуального овощехранилища, автостоянки, заправочной станции, расположенных в селитебной зоне, до проезжей части прилегающих автодорог.

Ширина полосы уборки территории определяется для гаражно-строительного кооператива, автостоянки, заправочной станции, расположенных вне селитебной зоны, не менее 50 метров по периметру границ отведенного земельного участка.

Ширина полосы уборки территории определяется для потребительского общества по эксплуатации индивидуального овощехранилища, расположенного вне селитебной зоны, не менее 15 метров по периметру границ отведенного земельного участка.

Пункт 25.1. Правил — Основные требования, предъявляемые к размещению рекламы и иной визуальной информации.

Средства наружной рекламы и информации, территории, прилегающие к ним, должны содержаться в чистоте. Ответственность за их содержание и исправное эксплуатационное состояние несут лица, на которых оформлена разрешительная документация. Конструктивные элементы рекламы должны быть безопасными для окружающих…

Как установлено ч. 1 ст. 2 ГК РФ: Гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует отношения, связанные с участием в корпоративных организациях или с управлением ими (корпоративные отношения), договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (статья 124).

В силу ст. 3 ГК РФ: 1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.

2. Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее — законы), регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса.

Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу.

В заявлении поставлен вопрос о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими приведенных выше пунктов Городского положения о правилах благоустройства и санитарного содержания территории городского округа — город Волжский Волгоградской области, утвержденных постановлением Волжской городской Думы N 150-ВГД от 13 апреля 2007 года в редакции от 19 марта 2013 года, в части, возлагающей на физических и юридических лиц обязанность по уборке и содержанию прилегающих территорий, по заключению договоров на вывоз и размещение твердых бытовых отходов.

Учитывая, что названный документ издан в установленном порядке управомоченным органом местного самоуправления, содержит правовые нормы, обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений, опубликован в газете «Волжская правда» N 49 — 50 19 апреля 2007 года, суд полагает, что Городское положение о правилах благоустройства и санитарного содержания территории городского округа — город Волжский Волгоградской области, утвержденное постановлением Волжской городской Думы N 150-ВГД от 13 апреля 2007 года в редакции от 19 марта 2013 года, является нормативным правовым актом.

Так, в соответствии с п. 3.1 и 3.2 Правил, физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, осуществляющие свою деятельность в административных границах городского округа, имеющие в собственности или любой форме пользования земельные участки, здания, сооружения, строения, коммуникации, домовладения и т.д. обязаны обеспечить благоустройство, санитарную очистку и уборку, в том числе, прилегающих к земельным участкам территорий в соответствии с Правилами.

При этом, границы прилегающих территорий определены п. 3.1 Правил, 16.2; обязанности хозяйствующих субъектов по содержанию прилегающих территорий определены п. 3.2 (п. п. 3.2.2, 3.2.3 — 3.2.7).

Требования по благоустройству и уборке прилегающих территорий также содержатся в п. 4.2.1, 4.2.9 — 4.2.12, 4.2.14 — 4.2.16, 4.2.18, 8.6, 15.3, 16.1, 25.1 в отношении лиц не имеющих права на земельные участки.

Согласно п. 4.8. ответственность за сохранность зеленых насаждений и уход за ними возлагается на владельцев жилых, общественных, промышленных зданий и сооружений на улицах перед строениями до проезжей части, во внутриквартальных насаждениях, в микрорайонах (п. 4.8.2); на пустырях, по берегам водоемов и рек — на прилегающие или расположенные в данном районе организации (п. 4.8.5); на территориях, прилегающих к домам, принадлежащим гражданам на праве собственности, на их владельцев (п. 4.8.6).

Пункты 9.1 и 9.2 Правил возлагают на индивидуальных предпринимателей, организации, предприятия торговли, общественного питания и бытового обслуживания обязанность по соблюдению чистоты и порядка на территориях, прилегающих к земельным участкам, находящимся у них в пользовании или в собственности, уборки таких территорий, покоса травы.

Таким образом, фактически указанными нормами на физических и юридических лиц возложено дополнительное бремя по содержанию территорий общего пользования, а также имущества им не принадлежащего и не используемого на каком-либо вещном праве.

Между тем, возложение дополнительных, не предусмотренных законом обязанностей на граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей противоречит требованиям федерального законодательства.

Исходя из содержания оспариваемых Правил, понятие территория общего пользования, в Правилах отсутствует.

Вместе с тем, к понятию территории общего пользования, по смыслу п. 12 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ относятся — территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары).

Под внешним благоустройством в п. 2.1 Правил предусмотрена совокупность работ и мероприятий, систем и объектов, построенных или произведенных действиями предприятий и организаций, физических лиц, направленных на создание или улучшение условий проживания жителей и функционирования инфраструктур города в соответствии с действующим законодательством, утвержденными нормами и правилами в границах города.

Статьями 12, 130 и 132 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление, которое действует самостоятельно в пределах своих полномочий. При этом органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что расположенные на территории городского округа территории общего пользования находятся в муниципальной собственности.

В соответствии со ст. 210 Гражданского кодекса РФ собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Под бременем содержания имущества в гражданском праве понимается гражданско-правовая обязанность субъекта права совершать определенные действия (а равно воздерживаться от совершения некоторых действий), а также нести расходы, обусловленные и связанные с обладанием имуществом, пользованием или в некоторых случаях с возможностью распоряжения им.

Приказом Минрегиона РФ от 27.12.2011 N 613 утверждены методические рекомендации по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований. Указанные методические рекомендации раскрывают понятие «уборка территорий» как вид деятельности, связанный со сбором, вывозом в специально отведенные места отходов производства и потребления, другого мусора, снега, а также иные мероприятия, направленные на обеспечение экологического и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и охрану окружающей среды.

Таким образом, предусмотренная оспариваемыми пунктами Правил обязанность физических и юридических лиц по уборке и надлежащему содержанию прилегающих территорий, входит в понятие бремени содержания имущества.

Статьей 16 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено: 1. К вопросам местного значения городского округа относятся:

11) организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа;

24) организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов;

25) утверждение правил благоустройства территории городского округа, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

Часть 2 статьи 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусматривает право органов местного самоуправления поселений и городских округов в соответствии с уставами муниципальных образований принимать решение о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для поселения и городского округа работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения, включая вопрос организации благоустройства и озеленения территории.

Возложение обязанностей органов местного самоуправления по содержанию, благоустройству территорий (земельных участков), находящихся в государственной или муниципальной собственности, на юридических и физических лиц, которые правами пользования, иными вещными правами на данные участки не обладают, иначе, как на договорной основе законодательством не предусмотрено.

В силу ч. 3 ст. 7 ФЗ «Об охране окружающей среды»: К вопросам местного значения городского округа относятся:

организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа;

организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

В силу ст. 34 ФЗ «Об охране окружающей среды»: 1. Размещение, проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация, консервация и ликвидация зданий, строений, сооружений и иных объектов, оказывающих прямое или косвенное негативное воздействие на окружающую среду, осуществляются в соответствии с требованиями в области охраны окружающей среды. При этом должны предусматриваться мероприятия по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, обеспечению экологической безопасности.

Согласно ст. 37 ФЗ «Об охране окружающей среды»: 1. Строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов должны осуществляться по утвержденным проектам с соблюдением требований технических регламентов в области охраны окружающей среды.

2. Запрещаются строительство и реконструкция зданий, строений, сооружений и иных объектов до утверждения проектов и до установления границ земельных участков на местности, а также изменение утвержденных проектов в ущерб требованиям в области охраны окружающей среды.

3. При осуществлении строительства и реконструкции зданий, строений, сооружений и иных объектов принимаются меры по охране окружающей среды, восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 3 ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления», к полномочиям органов местного самоуправления городских округов в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов.

Как установлено ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления»: 1. Территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

2. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека.

Создание объектов размещения отходов, в силу ч. 1 ст. 12 ФЗ «Об отходах производства и потребления», осуществляется на основании разрешений, выданных федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией.

Согласно п. 7 Правил предоставления услуг по вывозу твердых и жидких бытовых отходов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.02.1997 N 155 заказ на услуги по вывозу бытовых отходов оформляется в письменной форме путем составления документа (договор, квитанция, талон и т.п.), в котором должны содержаться сведения о наименовании организации исполнителя, месте ее нахождения (юридический адрес), для индивидуального предпринимателя — фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации и наименование зарегистрировавшего его органа, а также указываться фамилия, имя, отчество потребителя, адрес, по которому должны быть оказаны услуги, наименование оказываемых услуг, сроки их оказания, цена, порядок оплаты и другие условия.

Копия указанного документа должна выдаваться в обязательном порядке потребителю услуг.

5.08.1988 года утвержден «СанПиН 42-128-4690-88. Санитарные правила содержания территорий населенных мест», которые содержат основные положения, которые следует строго соблюдать для обеспечения санитарного состояния территорий населенных мест (улиц, площадей, парков, скверов и других мест общественного пользования, проездов внутри микрорайонов и кварталов), а также жилых и гражданских зданий.

Пунктом 4.1 приведенного СанПиН 42-128-4690-88 установлено, что за содержание урн в чистоте несут ответственность организации, предприятия и учреждения, осуществляющие уборку закрепленных за ними территорий.

В силу ст. ст. 210, 249 ГК Российской Федерации, ч. 3 ст. 30, п. 5 ч. 2 ст. 153, ч. 1 ст. 158 ЖК Российской Федерации собственник помещения в многоквартирном доме с момента возникновения права собственности обязан нести расходы на содержание принадлежащего ему помещения, а также участвовать в расходах на содержание общего имущества в многоквартирном доме соразмерно своей доле в праве общей собственности на это имущество путем внесения платы за содержание и ремонт жилого помещения, такая плата должна вноситься своевременно и в полном объеме.

В соответствии с пп. «г», «д» п. 11 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 2006 г. N 491, содержание общего имущества в зависимости от состава, конструктивных особенностей, степени физического износа и технического состояния общего имущества, а также в зависимости от геодезических и природно-климатических условий расположения многоквартирного дома включает в себя:

уборку и санитарно-гигиеническую очистку помещений общего пользования, а также земельного участка, входящего в состав общего имущества;

сбор и вывоз твердых и жидких бытовых отходов, включая отходы, образующиеся в результате деятельности организаций и индивидуальных предпринимателей, пользующихся нежилыми (встроенными и пристроенными) помещениями в многоквартирном доме.

При этом в силу пп. «в» п. 15 приведенных выше Правил N 491 в состав услуг и работ по содержанию общего имущества дома не входят уборка и очистка земельных участков, не входящих в состав общего имущества, а также озеленение территории и уход за элементами озеленения (в том числе газонами, цветниками, деревьями и кустарниками), находящимися на земельных участках, не входящих в состав общего имущества. Указанные действия осуществляются собственниками соответствующих земельных участков.

В силу ст. 11 ЗК РФ: 2. Органами местного самоуправления осуществляются управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

Как следует из ст. 13 ЗК РФ: 1. В целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по:

2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения радиоактивными и химическими веществами, захламления отходами производства и потребления, загрязнения, в том числе биогенного загрязнения, и других негативных (вредных) воздействий, в результате которых происходит деградация земель.

Статьей 42 ЗК РФ установлено: Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:

осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;

соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов;

не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий;

выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.

Таким образом, исходя из вышеприведенных положений ст. 17 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в целях решения вопросов местного значения городских округов, предусмотренных статьей 16 данного Федерального закона, законодатель исходит из добровольности участия в выполнении социально значимых для поселения и городского округа работ.

Уставом городского округа — город Волжский Волгоградской области к компетенции Волжской городской Думы отнесены вопросы, в том числе, по принятию решений о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для городского округа работ (в том числе и дежурств) в целях решения вопросов местного значения городского округа.

Между тем, в оспариваемых прокурором положениях Правил выполнение обязанности по уборке и содержанию прилегающих территорий, не принадлежащих гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам на праве собственности или ином вещном праве, возлагается на указанных лиц в силу нормативного принуждения.

В ст. 210 Гражданского кодекса РФ предусматривается возможность перенесения собственником бремени содержания имущества (полностью или частично) на других лиц. Это допустимо лишь в случаях, указанных в законе или договоре.

Пункт 1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ закрепляет принцип свободы договора. Понуждение к заключению договора не допускается за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом РФ, законом или добровольно принятым обязательством.

Вместе с тем, из буквального толкования оспариваемых положений не следует возможность заключения соглашения (договора) о выполнении работ по благоустройству территории на добровольной основе, а также то, что заключение такого соглашения является правом гражданина или иного хозяйствующего субъекта.

В соответствии с п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 3 Гражданского кодекса РФ порядок осуществления права собственности, к которому относятся частные случаи несения бремени содержания имущества лицом, не являющимся собственником, определяется гражданским законодательством.

Согласно ст. 71 Конституции РФ гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации.

При таких обстоятельствах, случаи несения бремени содержания имущества не собственником могут быть установлены лишь федеральными законами.

В данном случае указанная обязанность возложена постановлением представительного органа местного самоуправления.

При этом подобную обязанность на граждан и юридических лиц не возлагает ни земельное законодательство, ни жилищное законодательство, ни Федеральный закон «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», регулирующий отношения в сфере обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, ни статьи 37 — 39 Федерального закона «Об охране окружающей среды», регулирующие вопросы обеспечения соблюдения юридическими и физическими лицами при осуществлении строительства и реконструкции, при вводе в эксплуатацию, а также при осуществлении эксплуатации зданий, строений, сооружений нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий безопасного размещения отходов производства и потребления, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, путем проведения мероприятий по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.

Также статья 19 Федерального закона «О рекламе», регулирующая вопросы установки рекламных конструкций, не возлагает на владельцев рекламных конструкций обязанности по содержанию и уборке земельного участка, где установлена такая конструкция.

Собственник может перенести бремя содержания имущества (полностью или частично) на других лиц на основании договора.

В соответствии с ч. 1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

Таким образом, воли одного только собственника переложить бремя содержания имущества на других лиц является недостаточным, необходимо согласие всех договаривающихся сторон.

Мероприятия, перечисленные в оспариваемых прокурором положениях Правил, обязывают юридических лиц и граждан, выполнять работы на прилегающих территориях по их уборке, озеленению и т.д. Характер таких работ предполагает несение материальных затрат на их выполнение.

Помимо этого, ст. 8.7 Кодекса Волгоградской области об административной ответственности устанавливается административная ответственность за несоблюдение требований о содержании и уборке прилегающих территорий и объектов озеленения.

В абзаце 2 подпункта 3.2.2 Правил определено, что физические и юридические лица независимо от их организационно-правовых форм, осуществляющие свою деятельность в административных границах городского округа, имеющие в собственности или любой форме пользования земельные участки, здания, сооружения, строения, коммуникации, домовладения обязаны иметь договоры на вывоз отходов.

Аналогичные требования закреплены в п. абз. 2 п. 8.6, абз. 2 п. 9.2, п. 10.8, п. 11.8, п. 12.6 Правил.

Исходя из положений ст. 421 Гражданского кодекса РФ: 1. Граждане и юридические лица свободны в заключении договора.

Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена настоящим Кодексом, законом или добровольно принятым обязательством.

2. Стороны могут заключить договор, как предусмотренный, так и не предусмотренный законом или иными правовыми актами.

4. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).

Обязанность хозяйствующих субъектов заключать договоры на вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов ни нормами Гражданского кодекса РФ, ни нормами вышеприведенных положений ФЗ «Об отходах производства и потребления» иными законами не предусмотрена.

Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях неоднократно указывал, что неопределенность содержания правовой нормы не может обеспечить ее единообразное понимание, создает возможность злоупотреблений правоприменителями и правоисполнителями своими полномочиями (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 15 июля 1999 г. N 11-П, от 17 июня 2004 г. N 12-П, от 29 июня 2004 г. N 13-П), а Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», Федеральный закон от 17 июля 2009 г. N 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (часть 2 статьи 1), Методика проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов (пункты «а», «в», «г», «ж» части 3, пункт «в» части 4), утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96, прямо относят нормы, устанавливающие для правоприменителя необоснованную широту дискреционных полномочий, в том числе отсутствие или неопределенность условий или оснований принятия решения, выборочное изменение объема прав — возможность необоснованного установления исключений из общего порядка для граждан и организаций по усмотрению органов государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц); чрезмерную свободу подзаконного нормотворчества — наличие бланкетных и отсылочных норм, приводящее к принятию актов, вторгающихся в компетенцию другого органа государственной власти или органов местного самоуправления (их должностных лиц) при принятии нормативных правовых актов; отсутствие или неполноту административных процедур — отсутствие порядка совершения органами государственной власти или органами местного самоуправления (их должностными лицами) определенных действий либо одного из элементов такого порядка; а также юридико-лингвистическую неопределенность, к коррупциогенному фактору.

В силу ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон (пункты «а», «в», «к» части 1 статьи 72, часть 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

При таких обстоятельствах суд полагает, что оспариваемые прокурором нормы Городского положения о правилах благоустройства и санитарного содержания территории городского округа — город Волжский Волгоградской области в части возложения обязанности по уборке и содержанию территорий, не принадлежащих гражданам, индивидуальным предпринимателям, юридическим лицам на праве собственности или ином вещном праве, по возложению обязанности на заключение договоров на вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов, не относятся к компетенции органов местного самоуправления, а могут устанавливаться только федеральным законом или договором, поэтому данные положения не могут быть признаны соответствующими указанным нормам федерального законодательства.

Согласно ч. 4 ст. 7 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Поскольку оспариваемые прокурором нормы Городского положения о правилах благоустройства и санитарного содержания территории городского округа — город Волжский Волгоградской области, содержащиеся в пункт 3.1, пункт 3.2, абзац 2 подпункта 3.2.2 пункта 3.2, абзац 3 подпункта 4.2.1 пункта 4.2. — полностью; подпункт 4.2.9 пункта 4.2, подпункт 4.2.10 пункта 4.2, подпункт 4.2.11 пункта 4.2, подпункт 4.2.12 пункта 4.2, подпункт 4.2.14 пункта 4.2, подпункт 4.2.15 пункта 4.2, подпункт 4.2.16 пункта 4.2, подпункт 4.2.18 пункта 4.2, подпункт 4.8.2 пункта 4.8, подпункт 4.8.5 пункта 4.8, подпункт 4.8.6 пункта 4.8, абзац 1 пункта 8.6, абзац 2 пункта 8.6, пункт 9.1, абзац 1 пункта 9.2, абзац 2 пункта 9.2, абзац 5 пункта 9.2, пункт 10.8, пункт 12.6, пункт 25.1 обязывают неограниченный круг лиц во внедоговорном порядке содержать и убирать имущество, являющееся муниципальной собственностью, а не собственностью таких лиц, а также обязывают заключать договоры на вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов, суд приходит к выводу о признании их недействующими в части, возлагающей на физических и юридических лиц обязанность по уборке и содержанию прилегающих территорий, заключать договоры на вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов.

В соответствии с ч. 2 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречит федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени.

Пунктом 28 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» предусмотрено, что если нормативный правовой акт до вынесения решения суда применялся и на основании этого акта были реализованы права граждан и организаций, суд может признать его недействующим полностью или в части со дня вступления решения в законную силу.

Принимая во внимание принцип стабильности законодательства, учитывая, что на основании оспариваемых пунктов лица, допустившие их несоблюдение, могут быть без законных к тому оснований привлечены к ответственности, суд полагает необходимым признать указанные пункты Городского положения о правилах благоустройства и санитарного содержания территории городского округа — город Волжский Волгоградской области, утвержденные постановлением Волжской городской Думы N 150-ВГД от 13 апреля 2007 года, в редакции от 19 марта 2013 года недействующими в части, возлагающей на физических и юридических лиц обязанность по уборке и содержанию прилегающих территорий, по заключению договоров на вывоз и утилизацию твердых бытовых отходов с момента вступления в законную силу решения суда.

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 г. N 48 в пункте 30 содержит разъяснение, согласно которого принимая во внимание, что обязанность печатного издания, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт, опубликовать решение суда (после вступления его в законную силу) о признании этого акта или его части недействующими либо сообщение о решении суда прямо вытекает из положений части 3 статьи 253 ГПК РФ, а также статьи 35 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации», вступившее в законную силу решение суда должно быть направлено в соответствующее печатное издание с указанием в сопроводительном письме о том, подлежит ли публикации все решение или же лишь сообщение о нем.

В соответствии с ч. 3 ст. 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации после вступления решения в законную силу следует опубликовать сообщение о настоящем решении в издании, в котором был официально опубликован нормативно-правовой акт — газете «Волжская правда».

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 — 199 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Волгоградского межрайонного природоохранного прокурора о признании недействующим в части постановление Волжской городской Думы Волгоградской области от 30 марта 2007 года N 36/5 «Городское положение о правилах благоустройства и санитарного содержания территории городского округа — город Волжский Волгоградской области» удовлетворить.

Признать противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению со дня вступления решения суда в законную силу Городское положение о правилах благоустройства и санитарного содержания территории городского округа — город Волжский Волгоградской области утвержденное постановлением Волжской городской Думы N 150-ВГД от 13.04.2007 г. в редакции 19.03.2013 г. в следующей части:

— пункт 3.1 — в части слов «и прилегающих к ним территорий, исходя из следующих положений: во всех случаях ширина полосы уборки прилегающей территории должна быть не менее 10 метров; на улицах с двухсторонней застройкой — по длине занимаемого участка, по ширине — до оси проезжей части улицы: на улицах с односторонней застройкой — по длине занимаемого участка, по ширине — на всю ширину улицы, включая противоположный тротуар и 10 метров за тротуаром: на дорогах, подходах и подъездных путях к промышленным организациям, а также к жилым микрорайонам, карьерам, гаражам, складам и земельным участкам — по всей длине дороги, включая 10-метровую зеленую зону; на строительных площадках — территория не менее 15 метров от ограждения стройки по всему периметру; для некапитальных объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения — в радиусе не менее 10 метров;

пункт 3.2 — в части слов «и прилегающих к ним территорий в соответствии с настоящими правилами (п. 3.1);

абзац 2 подпункта 3.2.2 пункта 3.2 — в части слов «Иметь договоры на вывоз и размещение твердых бытовых отходов с лицами, осуществляющими данный вид деятельности. Иметь договоры на передачу для обезвреживания и (или) размещения отходов I — IV класса опасности (ртутьсодержащие лампы, отработанные аккумуляторные батареи, автопокрышки, отходы резинотехнических изделий, отходы, имеющие инфекционное начало, и др.) с лицами, осуществляющими данный вид деятельности, при наличии лицензии в соответствии с действующим законодательством.»;

абзац 3 подпункта 4.2.1 пункта 4.2. — полностью;

подпункт 4.2.9 пункта 4.2 — полностью;

подпункт 4.2.10 пункта 4.2 — полностью;

подпункт 4.2.11 пункта 4.2 — в части слов «территорий, прилегающих к объектам торговли (торговые лотки, навесы, быстровозводимые торговые комплексы, палатки, киоски, тонары и т.д.), в радиусе 10 м»;

подпункт 4.2.12 пункта 4.2 — полностью;

подпункт 4.2.14 пункта 4.2 — в части слов «и прилегающих территорий (не менее 50-метровой зоны) и подъездов к ним»;

подпункт 4.2.15 пункта 4.2 — полностью;

подпункт 4.2.16 пункта 4.2 — полностью;

подпункт 4.2.18 пункта 4.2 — в части слов «прилегающих к ним территорий»;

подпункт 4.8.2 пункта 4.8 — полностью;

подпункт 4.8.5 пункта 4.8 — полностью;

подпункт 4.8.6 пункта 4.8 — полностью;

абзац 1 пункта 8.6 — в части слов «и прилегающую территорию до оси проезжей части улицы»;

абзац 2 пункта 8.6 — полностью;

пункт 9.1 — в части слов «и прилегающих к ним территориях»;

абзац 1 пункта 9.2 — в части слов «и прилегающих к ним территорий»;

абзац 2 пункта 9.2 — полностью;

абзац 5 пункта 9.2 — полностью;

пункт 10.8 — полностью;

пункт 11.8 — полностью;

— пункт 12.6 — в части слов «вывоз и размещение твердых бытовых отходов осуществляется по договорам с лицами, осуществляющими данный вид деятельности. Организации, осуществляющие уборку и содержание мест захоронения (кладбищ), обязаны иметь договоры на передачу для обезвреживания и (или) размещения отходов I — IV класса опасности (ртутьсодержащие лампы, отработанные аккумуляторные батареи, автопокрышки, отходы резинотехнических изделий, отходы, имеющие инфекционное начало, и др.) с лицами, осуществляющими данный вид деятельности, при наличии лицензии в соответствии с действующим законодательством.»;

— пункт 15.3 — в части слов «и полосу уборки шириной не менее 15 метров по периметру границ земельного участка, отведенного объединению граждан»;

— пункт 16.1 — в части слов «и прилегающих к ним территорий»;

пункт 16.2 — полностью;

пункт 25.1. — в части слов «территории, прилегающие к ним».

После вступления решения в законную силу опубликовать сообщение о настоящем решении в издании, в котором был официально опубликован нормативно-правовой акт — газете «Волжская правда».

Решение может быть обжаловано в Волгоградский областной суд в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.

Справка: мотивированный текст решения составлен 2 апреля 2014 года.

Судья:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *