Требование о признании незаконным и отмене постановления избирательной комиссии о регистрации кандидата на должность главы органа местного самоуправления удовлетворено правомерно, поскольку установлено, что решение о выдвижении кандидата на должность в нарушение закона субъекта РФ не было представлено в избирательную комиссию.

Апелляционное определение Вологодского областного суда от 29.08.2014 N 33-4126/2014

Судья Копылова Н.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Жидковой О.В.,

судей Соколовой М.В., Слепухина Л.М.

с участием прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И.,

при секретаре Ж.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе П. на решение Устюженского районного суда Вологодской области от 13.08.2014, которым заявление К. удовлетворено.

Признано незаконным и отменено постановление территориальной избирательной комиссии Устюженского муниципального района Вологодской области от 01.08.2014 N… «О регистрации кандидатом на должность главы Устюженского муниципального района П.».

С территориальной избирательной комиссии Устюженского муниципального района Вологодской области в пользу К. взыскана государственная пошлина в размере 200 рублей.

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Жидковой О.В., объяснения заинтересованного лица П., представителя заинтересованного лица Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Вологодской области по доверенности В., представителя заинтересованного лица избирательной комиссии Вологодской области по доверенности Ш., представителя заявителя К. адвоката Матвеевой Т.Г., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И. об оставлении решения суда без изменения, судебная коллегия

установила:

решением Земского Собрания Устюженского муниципального района Вологодской области от 20.06.2014 N… на 14.09.2014 назначены выборы главы Устюженского муниципального района.

Постановлением территориальной избирательной комиссии Устюженского муниципального района от 01.08.2014 N… П., выдвинутый избирательным объединением Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Вологодской области, зарегистрирован кандидатом на должность главы Устюженского муниципального района.

Зарегистрированный 05.08.2014 в качестве кандидата на должность главы Устюженского муниципального района К., выдвинутый избирательным объединением Регионального отделения НАРОДНОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ «АЛЬЯНС ЗЕЛЕНЫХ И СОЦИАЛ-ДЕМОКРАТОВ» в Вологодской области, 08.08.2014 обратился в суд с заявлением об отмене постановления территориальной избирательной комиссии Устюженского муниципального района от 01.08.2014 N… «О регистрации кандидата на должность главы Устюженского муниципального района П.»

В обоснование требований указал, что П. не было представлено одновременно с другими документами для регистрации решение избирательного объединения о выдвижении кандидата, что является основанием для отказа в его регистрации в качестве кандидата на должность главы Устюженского муниципального района.

В ходе судебного разбирательства к участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Региональное отделение Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Вологодской области, Избирательная комиссия Вологодской области.

Заявитель К. в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие. Его представитель по доверенности М. в судебном заседании заявленные требования поддержал, просил удовлетворить.

Заинтересованное лицо П. и его представитель по устному ходатайству Е. в судебном заседании с заявленными требованиями не согласились, указывая, что Закон о выборах главы муниципального образования в Вологодской области не содержит требования одновременной сдачи документов, обязательных для регистрации кандидата.

Представитель заинтересованного лица Избирательной комиссии Вологодской области по доверенности Ш. в судебном заседании с требованиями согласился, ссылаясь на наличие оснований для отмены оспариваемого постановления.

Представители заинтересованных лиц Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Вологодской области, территориальной избирательной комиссии Устюженского муниципального района в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения дела извещены. В представленном суду отзыве территориальная избирательная комиссия Устюженского муниципального района решение вопроса об отмене оспариваемого постановления оставила на усмотрение суда.

Судом принято приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе и дополнении к ней П., ссылаясь на незаконность решения суда, просит его отменить, принять по делу новое решение. Указывает, что председателем территориальной избирательной комиссии при подаче документов для регистрации в качестве кандидата ему было отказано в приеме протокола Конференции Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Вологодской области, содержащего решение о выдвижении кандидата. Полагает указанные действия незаконными и противоречащими требованиям законодательства. Считает, что судом необоснованно проигнорированы пояснения председателя территориальной избирательной комиссии Устюженского муниципального района В.С. и члена той же комиссии Г.Н., данные ими в судебном заседании 12.08.2014 в подтверждение названного обстоятельства. Кроме того указывает на неуведомление его избирательной комиссией о необходимости представить решение о выдвижении кандидата, что, как он полагает, является основанием для регистрации его в качестве кандидата и без предоставления названного документа.

В возражениях на апелляционную жалобу К. просит отказать в ее удовлетворении.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и дополнения к ней, полагает, что решение вынесено судом в соответствии с фактическими обстоятельствами дела и требованиями действующего законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

Аналогичные положения закреплены в статье 75 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ).

Частью 6 статьи 76 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ установлено, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 — 26 статьи 38 названного Федерального закона.

Из содержания приведенных норм следует, что решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть обжаловано в суд кандидатом, зарегистрированным по тому же избирательному округу, если оспариваемое решение нарушает его избирательные права и противоречит требованиям законодательства.

Гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, порядок организации и проведения выборов главы муниципального образования в Вологодской области регламентированы Федеральным законом Российской Федерации от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также Законом Вологодской области от 21.11.2011 N 2646-ОЗ «О выборах главы муниципального образования в Вологодской области» (далее Закон Вологодской области от 21.11.2011 N 2646-ОЗ).

В силу статьи 29 Закона Вологодской области от 21.11.2011 N 2646-ОЗ выдвижение кандидата политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях». Решение о выдвижении кандидата, выдвинутого избирательным объединением, представляется уполномоченным представителем избирательного объединения в избирательную комиссию муниципального образования.

Из материалов дела следует, что П. выдвинут кандидатом на должность главы Устюженского муниципального района на выборах, назначенных на 14.09.2014, избирательным объединением Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Вологодской области.

10.07.2014 уполномоченным представителем избирательного объединения С.Л. представлены в территориальную избирательную комиссию Устюженского муниципального района необходимые документы на выдвижение кандидата П. на должность главы Устюженского муниципального района, в том числе, протокол конференции регионального отделения политической партии, содержащий решение о выдвижении кандидата (Т. 1 л.д. 16).

Частью 1 статьи 33 Закона Вологодской области от 21.11.2011 N 2646-ОЗ установлено, что для регистрации кандидата кандидат либо уполномоченный представитель избирательного объединения не ранее чем за 62 дня и не позднее чем за 42 дня до дня голосования до 18.00 часов представляет в избирательную комиссию муниципального образования избирательные документы: подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку кандидата, и протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе в двух экземплярах и в машиночитаемом виде либо решения избирательного объединения в случаях, предусмотренных частью 13 статьи 35 настоящего закона, о выдвижении кандидата; сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 6, 7, 7 (1) и 8 статьи 28, частями 11 и 11 (1) статьи 29 настоящего закона, или об их отсутствии; документы первого финансового отчета кандидата, предусмотренные частью 3 статьи 54 настоящего закона. Кандидат на должность главы муниципального района, городского округа представляет в избирательную комиссию муниципального образования вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата, письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.

Согласно части 1 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ регистрация кандидата, списка кандидатов осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документов, указанных в пункте 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов.

Ответственность за представление указанных документов, за полноту содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления представляемых документов требованиям Федерального закона, иного закона, возложена на кандидата, избирательное объединение.

По смыслу приведенных норм для регистрации кандидата, выдвинутого избирательным объединением политической партии, одним из обязательных документов, предоставляемых в избирательную комиссию, является решение избирательного объединения о выдвижении кандидата.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела 24.07.2014 в… часов… минут П. представил в территориальную избирательную комиссию Устюженского муниципального района для регистрации его кандидатом на должность главы Устюженского муниципального района следующие документы: первый финансовый отчет кандидата на… листах; сведения об отсутствии изменений в ранее представленных данных о кандидате на… листе; письменное уведомление о том, что кандидат не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами на… листе, о чем ему было выдано подтверждение (Т. 1 л.д. 135).

29.07.2014 в… часов… минут П. дополнительно представил в территориальную избирательную комиссию в числе прочих документов протокол Конференции Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Вологодской области на… листах, содержащий решение о выдвижении его кандидатом на должность главы Устюженского муниципального района, о чем ему также выдано подтверждение (Т. 1 л.д. 150).

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона Вологодской области от 21.11.2011 N 2646-ОЗ при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию муниципального образования для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов) и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований настоящего закона к оформлению документов избирательная комиссия муниципального образования не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии муниципального образования, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение — в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате, и представленные в соответствии с частями 6, 7 и 8 статьи 28, частью 11 статьи 29 (о регистрации кандидата на должность главы муниципального района, городского округа — также документы, представленные в соответствии с частью 7 (1) статьи 28 и частью 11 (1) статьи 29) настоящего закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию муниципального образования для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями настоящего закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований настоящего закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено четвертым предложением абзаца второго части 6 статьи 28 и пятым предложением пункта 1 части 11 статьи 29 настоящего закона, кандидат вправе представить ее не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии муниципального образования, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата.

Аналогичные положения содержатся в пункте 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ.

Кроме того согласно пункту 4.12 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11.06.2014 N 235/1486-6, кандидат, избирательное объединение не вправе дополнительно представлять документы, необходимые для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, списка кандидатов, если они не были представлены ранее в сроки, установленные законом соответственно для уведомления о выдвижении и для регистрации кандидата, списка кандидатов, за исключением копий документов, представление которых предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ.

Анализ приведенных норм позволяет сделать вывод о том, что законодатель, возлагая на избирательную комиссию обязанность по извещению кандидата в случаях выявления неполноты сведений о документах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию муниципального образования для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов) и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований настоящего закона к оформлению уже представленных в избирательную комиссию документов, вместе с тем не предусматривает возможность дополнительного предоставления кандидатом документов, необходимых для его регистрации, за исключением копий паспорта и документов, подтверждающих сведения об образовании, основном месте работы или службы кандидата, т.е. документов, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ.

С учетом изложенного, суд первой инстанции, сделав обоснованный вывод о том, что решение о выдвижении кандидата П. на должность главы Устюженского муниципального района в нарушение требований части 1 статьи 33 Закона Вологодской области от 21.11.2011 N 2646-ОЗ не было представлено в территориальную избирательную комиссию Устюженского муниципального района среди документов для регистрации кандидата, и исходя из того, что данное обстоятельство является основанием для отказа в регистрации кандидата в соответствии с подпунктом «в» пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, правомерно признал незаконным и отменил постановление территориальной избирательной комиссии Устюженского муниципального района от 01.08.2014 N… «О регистрации кандидата на должность главы Устюженского муниципального района П.».

Довод апелляционной жалобы о незаконности решения суда ввиду неприменения положений пункта 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12.06.2002 N 67-ФЗ, обязывающих избирательную комиссию при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований закона к оформлению документов не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, известить об этом кандидата, избирательное объединение, не опровергает вывода суда о наличии оснований для отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата. Положения названной нормы регламентируют обязанности избирательной комиссии, регулируют правоотношения, существующие с момента поступления в избирательную комиссию уведомления о выдвижении кандидата до принятия ею решения по представленным документам в порядке, предусмотренном статьей 38 названного Федерального закона.

Регистрация кандидата при наличии документов, оформленных с нарушением требований Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», не лишает права другого кандидата оспаривать такое решение избирательной комиссии в суде.

Рассматриваемое нарушение в силу подпункта «в» пункта 24 статьи 38, пункта 6 статьи 76 этого же Федерального закона является самостоятельным основанием к отмене решения о регистрации кандидата.

Доводы апелляционной жалобы о незаконности действий председателя территориальной избирательной комиссии Устюженского муниципального района В.С. об отказе в приеме протокола Конференции Регионального отделения Политической партии СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ в Вологодской области, содержащего решение о выдвижении кандидата, судебная коллегия находит несостоятельными, поскольку в силу части 15 статьи 29 Закона Вологодской области от 21.11.2011 N 2646-ОЗ избирательная комиссия муниципального образования обязана выдать письменное подтверждение получения документов, указанных в частях 11 и 11 (1) настоящей статьи, лицам, представившим эти документы. Подтверждение выдается незамедлительно после представления документов (в ред. закона Вологодской области от 30.05.2013 N 3062-ОЗ).

Данное положение содержится и в пункте 4.5 Методических рекомендаций Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 11.06.2014 N 235/1486-6, согласно которому после приема документов, представленных для уведомления о выдвижении или заверения списка кандидата, списка кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, для регистрации кандидата, списка кандидатов, лицу, представившему документы, выдается письменное подтверждение их получения и в необходимых случаях — справка о приеме документов). В подтверждение о получении документов указываются все принятые документы с указанием количества листов и экземпляров каждого из документов, дата и время представления документов, дата и время начала приема документов, дата и время окончания приема документов. В справке о приеме документов указываются все принятые документы по каждому кандидату, кандидату, включенному в список кандидатов, список кандидатов по одномандатным (многомандатным) избирательным округам, с указанием количества листов и экземпляров принятых документов.

Подтверждение о получении документов и справка о приеме составляются в двух экземплярах, один из которых передается лицу, представившему документы, а другой хранится в избирательной комиссии вместе с представленными документами. Все экземпляры подтверждения и справки подписываются руководителем рабочей группы и (или) членом рабочей группы, а также лицом, представившим документы.

Изложенное свидетельствует о том, что единственным доказательством, достоверно подтверждающим принятие от кандидата тех или иных избирательных документов, является выданное ему в установленном порядке письменное подтверждение территориальной избирательной комиссии.

Как следует из материалов дела (Т. 1 л.д. 135) указанное подтверждение П. 24.07.2014 было выдано председателем территориальной избирательной комиссии Устюженского муниципального района В.С. Среди перечисленных в нем документов, принятых от кандидата П. в этот день, решение избирательного объединения о выдвижении кандидата отсутствует. Данное подтверждение подписано как председателем территориальной избирательной комиссии, так и лично П. без замечаний.

Факт отказа председателя территориальной избирательной комиссии Устюженского муниципального района В.С. в приеме каких-либо документов от П. официально нигде не зафиксирован, действия председателя территориальной избирательной комиссии в установленном законом порядке не обжалованы, незаконными не признаны.

При указанных обстоятельствах судебная коллегия критически относится к пояснениям председателя территориальной избирательной комиссии Устюженского муниципального района В.С. данными ей в судебном заседании 12.08.2014.

Не могут быть приняты во внимание и пояснения члена территориальной избирательной комиссии Устюженского муниципального района Г.Н., данные ей в том же судебном заседании, поскольку последняя была допущена судом к участию в деле в качестве представителя указанной комиссии в отсутствие надлежащим образом оформленных полномочий при том, что согласно официально представленному отзыву территориальной избирательной комиссии Устюженского муниципального района (Т. 2 л.д. 1-2) данное обстоятельство не подтверждено.

Иных доводов, по которым решение суда могло бы быть отменено, апелляционная жалоба не содержит.

Решение судом первой инстанции принято в соответствии с нормами процессуального и материального права, выводы суда соответствуют обстоятельствам дела, основаны на доказательствах, проверенных и оцененных судом по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Устюженского районного суда Вологодской области от 13.08.2014 оставить без изменения, апелляционную жалобу П. — без удовлетворения.

Председательствующий
О.В.ЖИДКОВА

Судьи
М.В.СОКОЛОВА
Л.М.СЛЕПУХИН

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *