В удовлетворении заявления о признании незаконным постановления избирательной комиссии о регистрации кандидата на должность главы вновь образованного муниципального образования отказано, так как решение избирательного объединения о выдвижении ее кандидатом было представлено в территориальную избирательную комиссию своевременно, доказательств, свидетельствующих о том, что указанный документ был представлен с нарушением установленных законом порядка или сроков, не представлено.

Апелляционное определение Вологодского областного суда от 22.08.2014 N 33-4102/2014

Судья Бобкова А.Н.

Судебная коллегия по гражданским делам Вологодского областного суда в составе:

председательствующего Охапкиной Г.А.,

судей Соколовой М.В., Жидковой О.В.,

при секретаре Т.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе С.Н. на решение Великоустюгского районного суда от 08 августа 2014 года, которым признано незаконным и отменено постановление территориальной избирательной комиссии Великоустюгского муниципального района от 30 июля 2014 года N… о регистрации кандидатом на должность главы вновь образованного муниципального образования сельское поселение…… муниципального района… С.Н..

Заслушав доклад судьи Вологодского областного суда Охапкиной Г.А., объяснения С.Н., представителя С.Н. Г., заключение прокурора прокуратуры Вологодской области Зязиной В.И., полагавшей решение суда первой инстанции подлежащим отмене, судебная коллегия

установила:

постановлением территориальной избирательной комиссии Великоустюгского муниципального района N … от 30 июля 2014 года С.Н., выдвинутая избирательным объединением «Р», зарегистрирована кандидатом на должность главы вновь образованного муниципального образования сельское поселение…… муниципального района (л.д. 9).

Зарегистрированная 07 августа 2014 года в качестве кандидата на должность главы вновь образованного муниципального образования сельское поселение…… муниципального района С.О., выдвинувшаяся в порядке самовыдвижения, 07 августа 2014 года обратилась в суд с заявлением об отмене постановления территориальной избирательной комиссии Великоустюгского муниципального района N … от 30 июля 2014 года о регистрации С.Н. кандидатом на должность главы вновь образованного муниципального образования сельское поселение…… муниципального района.

В обоснование требований указала на отсутствие в представленных С.Н. для регистрации документах решения избирательного объединения о выдвижении кандидата, что является основанием для отказа в ее регистрации в качестве кандидата на должность главы вновь образованного муниципального образования сельское поселение…… муниципального района. Полагала, что представленная С.Н. выписка из протокола заседания общего собрания членов «Р» о выдвижении ее кандидатом требованиям закона не соответствует.

Заявитель С.О. в судебное заседание не явилась.

Представитель заявителя С.О. А. заявленные требования поддержала по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица территориальной избирательной комиссии Великоустюгского муниципального района П. с заявленными требованиями не согласилась. В возражениях указала, что решение N … от 09 июля 2014 года о согласовании выдвижения избирательным объединением «Р» и выписку из протокола N … общего собрания членов регионального отделения она получила от С.Н. 21 июля 2014 года при сдаче последней пакета документов для регистрации ее в качестве кандидата, но не указала данные документы в расписке, что, по ее мнению, является упущением избирательной комиссии.

Заинтересованное лицо С.Н. заявленные требования не признала. Пояснила, что все документы были представлены ею в территориальную избирательную комиссию 21 июля 2014 года, о чем была составлена расписка. Позже она дополнительно представляла только свидетельство о заключении брака, о чем также была составлена расписка. О каких-либо нарушениях законодательства территориальная избирательная комиссия ее не уведомляла.

Судом принято приведенное выше решение.

В апелляционной жалобе С.Н. ставит вопрос об отмене решения суда ввиду неправильного толкования норм материального права, несоответствия выводов суда фактическим обстоятельствам дела. Указывает, что решение избирательного объединения о выдвижении ее кандидатом было представлено в территориальную избирательную комиссию своевременно. Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что указанный документ был представлен с нарушением установленных законом порядка или сроков, не представлено.

В возражениях на апелляционную жалобу старший помощник Великоустюгского межрайонного прокурора Пестовский Д.В. просит оставить решение без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.

Судебная коллегия, проверив законность и обоснованность принятого судом первой инстанции решения в пределах доводов апелляционной жалобы, представленных возражений, полагает решение подлежащим отмене в силу следующего.

Согласно Конституции Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (часть 3 статьи 3); граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (часть 2 статьи 32).

Под избирательными правами граждан понимаются конституционное право граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также право участвовать в выдвижении кандидатов, списка кандидатов, в предвыборной агитации, в наблюдении за проведением выборов, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, в других избирательных действиях в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации, данным Федеральным законом, иными федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации (пункт 28 статьи 2 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

В соответствии с частью 1 статьи 259 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации избиратели, участники референдума, кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии и их региональные отделения, иные общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители, наблюдатели, прокурор, считающие, что решениями или действиями (бездействием) органа государственной власти, органа местного самоуправления, общественных объединений, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица нарушаются избирательные права или право на участие в референдуме граждан Российской Федерации, вправе обратиться с заявлением в суд.

Аналогичные положения закреплены в статье 75 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом по заявлению кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, если решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 — 26 статьи 38 названного Федерального закона.

По смыслу приведенных норм решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть обжаловано в суд кандидатом, зарегистрированным по тому же избирательному округу, если оспариваемое решение нарушает его избирательные права и противоречит требованиям законодательства.

Удовлетворяя заявление С.О., суд первой инстанции указал на отсутствие среди документов, представленных С.Н. для регистрации в качестве кандидата на должность главы вновь образованного муниципального образования сельское поселение… муниципального района, решения избирательного объединения о выдвижении кандидата.

С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласиться не может.

Гарантии избирательных прав граждан Российской Федерации, порядок организации и проведения выборов главы муниципального образования в Вологодской области регламентированы Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также Законом Вологодской области от 21 ноября 2011 года N 2646-ОЗ «О выборах главы муниципального образования в Вологодской области».

В силу статьи 29 Закона Вологодской области от 21 ноября 2011 года N 2646-ОЗ «О выборах главы муниципального образования в Вологодской области» выдвижение кандидата политическими партиями осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях». Решение о выдвижении кандидата, выдвинутого избирательным объединением, представляется уполномоченным представителем избирательного объединения в избирательную комиссию муниципального образования.

Избирательная комиссия муниципального образования обязана выдать письменное подтверждение получения документов лицам, представившим эти документы. Подтверждение выдается незамедлительно после представления документов.

Из материалов дела следует, что 14 июля 2014 года С.Н. представила в территориальную избирательную комиссию Великоустюгского муниципального района необходимые документы на выдвижение на должность главы вновь образованного муниципального образования сельское поселение… муниципального района.

Поскольку выдвижение ее кандидатом было от «Р», то С.Н. было представлено решение избирательного объединения о выдвижении кандидатом. В подтверждение принятого решения кандидатом С.Н. были представлены решение N … от 09 июля 2014 года о согласовании выдвижения избирательным объединением «Р» и выписка из протокола N … общего собрания членов «Р» от 10 июля 2014 года (л.д. 13-14, 19).

О получении указанных документов С.Н. выдано подтверждение (л.д. 10).

При этом решение о выдвижении кандидатуры С.Н. на должность главы вновь образованного муниципального образования сельское поселение… муниципального района, оформленное в виде выписки из протокола общего собрания членов «Р» соответствует требованиям законодательства.

В силу положений пункта 1 статьи 21 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ «О политических партиях» политическая партия, ее региональные отделения и иные структурные подразделения действуют на основании устава политической партии и в соответствии с ним.

Устав политической партии должен содержать положения, определяющие порядок выдвижения политической партией кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в том числе на повторных и дополнительных выборах (пункт «и» части 2 статьи 21 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ «О политических партиях»).

В соответствии с положениями пунктов 2, 6 статьи 25 Федерального закона от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ «О политических партиях» решения по вопросам выдвижения региональными отделениями политической партии кандидатов (списков кандидатов) в депутаты и на иные выборные должности в органах местного самоуправления принимаются на конференции или общем собрании региональных отделений политической партии в соответствии с уставом политической партии.

Пунктом 3 статьи 46 Устава… ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ… установлено, что решение о выдвижении кандидатов (списков кандидатов) принимается Конференцией (общим собранием) соответствующего структурного подразделения партии большинством голосов зарегистрированных делегатов Конференции либо большинством голосов присутствующих на общем собрании участников общего собрания (л.д. 100).

Анализ приведенных положений Устава позволяет сделать вывод о том, что выписка из протокола N … общего собрания членов «Р» от 10 июля 2014 года является надлежащим документом, подтверждающим решение избирательного объединения о выдвижении кандидата.

Согласно части 1 статьи 33 Закона Вологодской области от 21 ноября 2011 года N 2646-ОЗ «О выборах главы муниципального образования в Вологодской области» для регистрации кандидата кандидат либо уполномоченный представитель избирательного объединения не ранее чем за 62 дня и не позднее чем за 42 дня до дня голосования до 18.00 часов представляет в избирательную комиссию муниципального образования следующие избирательные документы: подписные листы с подписями избирателей, собранными в поддержку кандидата, и протокол об итогах сбора подписей избирателей на бумажном носителе в двух экземплярах и в машиночитаемом виде либо решения избирательного объединения в случаях, предусмотренных частью 13 статьи 35 настоящего Закона, о выдвижении кандидата; сведения об изменениях в данных о кандидате, ранее представленных в соответствии с частями 6, 7, 7 (1) и 8 статьи 28, частями 11 и 11 (1) статьи 29 настоящего Закона, или об их отсутствии; документы первого финансового отчета кандидата, предусмотренные частью 3 статьи 54 настоящего Закона. Кандидат на должность главы муниципального района, городского округа представляет в избирательную комиссию муниципального образования вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата, письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.

Из материалов дела также усматривается, что 21 июля 2014 года в 14 часов 15 минут С.Н. представила в территориальную избирательную комиссию Великоустюгского муниципального района необходимые документы для регистрации ее кандидатом на должность главы вновь образованного муниципального образования сельское поселение… муниципального района, о чем ей было выдано подтверждение (л.д. 37). При этом в указанное подтверждение не были внесены сведения о представлении кандидатом решения избирательного объединения о ее выдвижении.

Вместе с тем, как следует из пояснений председателя территориальной избирательной комиссии Великоустюгского муниципального района П., данных в ходе судебного разбирательства (л.д. 109), решение N … от 09 июля 2014 года о согласовании выдвижения избирательным объединением «Р» и выписка из протокола N … общего собрания членов регионального отделения были представлены С.Н. в территориальную избирательную комиссию 21 июля 2014 года вместе с другими необходимыми для регистрации кандидата документами, однако по вине избирательной комиссии факт их предоставления в письменном подтверждении получения документов отражен не был, что не может быть расценено как нарушение указанным кандидатом требований избирательного законодательства.

Кроме того, необходимо отметить, что в соответствии с частью 2 статьи 33 Закона Вологодской области от 21 ноября 2011 года N 2646-ОЗ «О выборах главы муниципального образования в Вологодской области» при выявлении неполноты сведений о кандидатах или несоблюдения требований настоящего закона к оформлению документов избирательная комиссия муниципального образования не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии муниципального образования, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение — в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате, и представленные в соответствии с частями 6, 7 и 8 статьи 28, частью 11 статьи 29 (о регистрации кандидата на должность главы муниципального района, городского округа — также документы, представленные в соответствии с частью 7 (1) статьи 28 и частью 11 (1) статьи 29) настоящего закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в избирательную комиссию муниципального образования для уведомления о выдвижении кандидата и его регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями настоящего закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований настоящего закона.

Аналогичное положение содержится в пункте 1.1 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Вместе с тем, сведений об извещении С.Н. территориальной избирательной комиссией Великоустюгского муниципального района об отсутствии в числе избирательных документов, представленных ею для регистрации в качестве кандидата на должность главы вновь образованного муниципального образования сельское поселение… муниципального района решения избирательного объединения о ее выдвижении, материалы дела не содержат.

При таких обстоятельствах, правовых оснований для признания незаконным и отмены постановления территориальной избирательной комиссии Великоустюгского муниципального района от 30 июля 2014 года N … у суда первой инстанции не имелось, в связи с чем решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по делу нового решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Великоустюгского районного суда от 08 августа 2014 года отменить.

Принять по делу новое решение.

В удовлетворении заявления С.О. о признании незаконным и отмене постановления территориальной избирательной комиссии Великоустюгского муниципального района N … от 30 июля 2014 года о регистрации С.Н. кандидатом на должность главы вновь образованного муниципального образования сельское поселение… муниципального района — отказать.

Председательствующий
Г.А.ОХАПКИНА

Судьи
М.В.СОКОЛОВА
О.В.ЖИДКОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *