Из резолютивной части решения суда исключен третий абзац о признании права семьи истицы на приобретение бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельного участка на территории города, поскольку такие требования истицей не заявлялись; каких-либо оснований для выхода суда первой инстанции за пределы заявленных требований не имелось.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Тыва от 07.05.2014 по делу N 33-574/2014
Судья: Ховалыг Ш.А.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Железняковой С.А.,
судей Дулуша В.В., Кунгаа Т.В.,
при секретаре Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Дулуша В.В. гражданское дело по заявлению М. о признании незаконным бездействия Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, выразившегося в не предоставлении ответа на заявление, оспаривании решения комиссии Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва об отказе в постановке на учет для предоставления земельного участка по апелляционной жалобе представителя Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва Х. на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 16 декабря 2013 года,
установила:
М. обратилась в суд с иском к Агентству по делам семьи и детей Республики Тыва, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Тыва (далее — Минземимущество РТ) о признании незаконным решения Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва от 27 июня 2013 года N 205 об отказе в постановке на учет для предоставления земельного участка, возложении обязанности предоставить земельный участок на территории г. Кызыла, указав на то, что ее семья является многодетной, имеет троих несовершеннолетних детей, один из которых является **. 18 марта 2011 года обратилась в Минземимущество РТ с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка на территории городского округа «Город Кызыл» Республики Тыва. 27 июня 2013 года решением комиссии Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва ей отказано в предоставлении бесплатного земельного участка в собственность в связи с тем, что семья на праве общей долевой собственности имела квартиру **. Считает решение незаконным, поскольку указанное жилье по площади не соответствовало норме жилищной обеспеченности, семья соответствовала всем установленным законом требованиям. Просила признать незаконным решение Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва от 27 июня 2013 года N 205 об отказе в предоставлении земельного участка, возложить на ответчиков обязанность предоставить ей земельный участок на территории городского округа «Город Кызыл» Республики Тыва размером не более 0,08 га.
В ходе рассмотрения дела заявительница М. уточнила свои требования, на основании ст. ст. 254 — 255 ГПК РФ просит признать незаконными бездействия Минземимущества РТ по не предоставлению ей обоснованного ответа в течение 2-х недельного срока, решение комиссии Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва от 26 июня 2013 года об отказе включения ее семьи в Реестр учета семей, имеющих право на получение земельного участка, обязать Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва включить ее семью в Реестр учета семей, имеющих право на получение земельного участка.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 16 декабря 2013 года признано незаконным бездействия Министерства земельных и имущественных отношений Республики Тыва, выразившееся в не предоставлении ответа М., признано незаконным решение комиссии Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва от 26 июня 2013 года об отказе во включении семьи М. в Реестр учета многодетных семей и семей, имеющих **, обратившихся в соответствии с пунктом 5 статьи 13 Конституционного закона Республики Тыва «О земле» за предоставлением земельных участков и получивших такие земельные участки. Признано право семьи М. на приобретение бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельного участка на территории города Кызыла Республики Тыва. Суд обязал Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва включить семью М. в Реестр учета многодетных семей и семей, имеющих **, обратившихся в соответствии с пунктом 5 статьи 13 Конституционного закона Республики Тыва «О земле» за предоставлением земельных участков и получивших такие земельные участки.
Не согласившись с решением суда, представитель Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва Х., действующий на основании доверенности, подал апелляционную жалобу, в которой просит отменить его в части признания незаконным решения комиссии Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва об отказе во включении в Реестр учета многодетных семей и об обязании Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва включить семью М. в Реестр учета в связи с неправильным применением норм материального права. В обоснование жалобы указано, что М. обращалась в Минземимущество РТ 18 марта 2011 года, данное обращение не рассмотрено по существу уполномоченным органом. Данное бездействие Минземимущества РТ Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва считает неправомерным. На момент рассмотрения Агентством по делам семьи и детей Республики Тыва обращения М. порядок и основания включения многодетных семей и семей, имеющих **, на учет изменились. В связи с чем не было полномочий у Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва на принятие решения о включении в Реестр семьи М. В соответствии с п. 6 ч. 2 ст. 13.2 Конституционного закона РТ «О земле» члены многодетной семьи не должны быть собственниками жилых домов (строений) на территории муниципального образования, в котором встают на учет для получения земельного участка бесплатно. При проверке, согласно запрошенной выписке из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 29 мая 2013 года, М. имеет в общей долевой собственности жилой дом с общей площадью ** кв. м по адресу: **, приобретенный по договору мены от 21 июля 2011 года с земельным участком площадью ** кв. м. Данное основание является основанием для отказа во включении в Реестр учета многодетной семьи. В протоколе комиссии указаны основания отказа. Уведомление не является официальным решением комиссии, а является извещением об отказе во включении. На момент рассмотрения обращения семья М. имела жилой дом с земельным участком по адресу: **, что не соответствовало п. 6 ч. 2 ст. 13.2 Конституционного закона Республики Тыва «О земле». М. зарегистрирована в г. Кызыле с 2009 года. На момент рассмотрения обращения комиссия Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва не располагала сведениями о том, что она проживала в г. Кызыле пять лет, и не могла принять решение. Доводы суда о том, что право семьи заявителя на получение указанной льготы в силу ст. 18 Конституции РФ, несвоевременная реализация прав граждан в полном объеме не может быть поставлена в зависимость от ненадлежащей работы органов государственной власти, несостоятельны, так как полномочия Минземимущества РТ и Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва были различные, другие основания и порядок рассмотрения заявлений.
В возражении М. просит решение суда от 16 декабря 2013 года оставить без изменения, указав, что в судебном заседании установлены и правильно определены все обстоятельства, имеющие значение для разрешения дела, исследованы необходимые доказательства по делу, решение суда законное, соответствует нормам права.
В судебном заседании М. и ее представитель М., действующий на основании ордера, с апелляционной жалобой не согласились.
Представители Агентства по делам семьи и детей РТ, Минземимущества РТ в судебное заседание не явились, о месте и времени слушания были извещены надлежащим образом, в связи с чем судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав лиц, участвующих в деле, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражения заявительницы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с п. 1 ст. 2 ЗК РФ земельное законодательство в соответствии с Конституцией Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Согласно ч. ч. 1 и 2 ст. 28 ЗК РФ, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду. Предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии с п. 2 ст. 28 Земельного кодекса РФ граждане, имеющие трех и более детей, имеют право приобрести бесплатно, в том числе для индивидуального жилищного строительства, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в случаях и в порядке, которые установлены законами субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 13 Конституционного закона Республики Тыва «О земле», земельные участки из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности Республики Тыва, предоставляются на основании решения специально уполномоченного органа государственной власти Республики Тыва или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции: многодетным семьям, семьям, имеющим ребенка-инвалида, отвечающим установленным статьей 13.2 настоящего Конституционного закона требованиям.
Порядок и условия бесплатного предоставления многодетным семьям и семьям, имеющим ребенка-инвалида, земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для целей индивидуального жилищного строительства на территории Республики Тыва определены статьей 13.2 указанного Конституционного закона Республики Тыва (введена Конституционным законом РТ от 14.06.2012 N 1435 ВХ-1), согласно которой семьям, имеющим трех и более детей, семьи, имеющие детей-инвалида, имею право приобрести бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности. Земельные участки предоставляются на основании решения уполномоченного Правительством Республики Тыва органа исполнительной власти, органа местного самоуправления бесплатно, без торгов и предварительного согласования мест размещения объектов, путем заключения договора бесплатного предоставления земельного участка (п. 1).
Учет лиц, подпадающих под требования части 1 настоящей статьи, а также лиц, которым в соответствии с частью 1 настоящей статьи предоставлены земельные участки, осуществляется в соответствующем Реестре в порядке, предусмотренном Правительством Республики Тыва (п. 5).
Для постановки на учет и предоставления бесплатного земельного участка граждане, указанные в части 2 настоящей статьи, предоставляют в уполномоченный Правительством Республики Тыва орган исполнительной власти Республики Тыва, орган местного самоуправления заявление в произвольной форме с указанием своих паспортных данных, адреса постоянного места жительства, контактных телефонов, основания постановки на учет, к которому прикладываются документы, подтверждающие право на бесплатное приобретение в собственность земельного участка. (п. 6).
Уполномоченный Правительством Республики Тыва орган исполнительной власти Республики Тыва, орган местного самоуправления в течение месяца со дня регистрации заявления о бесплатном предоставлении земельного участка принимает решение о постановке на учет многодетной семьи, семьи, имеющей ребенка-инвалида, в целях бесплатного предоставления земельного участка в соответствии с настоящим Конституционным законом либо об отказе в постановке на учет. О результатах рассмотрения соответствующий орган направляет заявителю в течение пяти рабочих дней уведомление о принятом решении либо мотивированный отказ (п. 7).
Порядок ведения Реестра многодетных семей и семей, имеющих ребенка-инвалида, обратившихся в соответствии с пунктом 5 статьи 13 Конституционного закона Республики Тыва «О земле» за предоставлением земельных участков и получивших такие земельные участки (далее — Порядок), утвержден постановлением Правительства Республики Тыва от 29.08.2012 года N 473 (в ред. постановлений Правительства РТ от 17.01.2013 N 23, от 18.03.2013 г. N 147, от 28.08.2013 г. N 521).
Согласно п. 2 Порядка, реестр учета многодетных семей и семей, имеющих ребенка-инвалида, обратившихся в соответствии с частью 5 статьи 13.2 Конституционного закона Республики Тыва «О земле» за предоставлением земельных участков и получивших земельные участки (далее — Реестр учета) ведет Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва.
В целях постановки на учет и получения земельного участка, государственная собственность на которого не разграничена, многодетная семья, семья, имеющая ребенка-инвалида, обращаются в министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва.
В соответствии с п. 4 Реестра учета министерство земельных и имущественных отношений Республики Тыва, местные администрации муниципальных образований Республики Тыва в течение месяца со дня регистрации заявления о бесплатном предоставлении земельного участка проверяют представленные документы и принимают решение о постановке на учет многодетной семьи, семьи, имеющей ребенка-инвалида, либо об отказе в постановке на учет.
Судом первой инстанции установлено, что семья М. является многодетной и имеет **.
18 марта 2011 года М. подано заявление в Минземимущество РТ с просьбой о предоставлении бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства, поскольку ее семья является многодетной и имеет ** (входящий в Минземимуществе РТ N 276 от 18 марта 2011). На указанное заявление Агентством по делам семьи и детей Республики Тыва дан письменный ответ (уведомление) 27 июня 2013 года за N 205.
Из представленного ответа, содержащего ссылку на решение комиссии от 26 июля 2013 года, следует, что М. отказано в постановке на учет в связи с несоответствием требованиям, предъявляемым к статусу многодетной семьи или семьи, имеющей **, установленным ч. 2 ст. 13.2 Конституционного закона Республики Тыва от 27 ноября 2004 года.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции правильно исходил из того, что на момент обращения с заявлением в Минземимущество РТ М. ее семья была многодетной, воспитывала **, не имела в собственности земельный участок, норма площади жилого помещения не соответствовала нормам жилищной обеспеченности, исходя из этого она имеет право на предоставление бесплатно земельного участка для индивидуального жилищного строительства.
Поскольку, как правомерно указал суд в своем решении, иных оснований отказа, кроме несоответствия требованиям, установленным ч. 2 ст. 13.2 Конституционного закона Республики Тыва «О земле», не было установлено, то решение суда является законным и обоснованным.
Доводы жалобы о том, что полномочия Минземимущества РТ и Агентства по делам семьи и детей Республики Тыва являются различными, судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку, как правильно указал суд первой инстанции, в связи с изменением законодательства, порядка предоставления земельных участков определенным категориям граждан, в том числе по ведению Реестра, ранее принятые от граждан документы о предоставлении земельных участков, в том числе заявление М. для рассмотрения переданы в Агентство по делам семьи и детей Республики Тыва.
Доводы жалобы не содержат предусмотренных статьей 330 ГПК РФ правовых оснований к отмене судебного решения. Эти доводы повторяют правовую позицию заинтересованного лица, выраженную им в суде, являлись предметом исследования и нашли правильную оценку в решении суда, сводятся к неверному толкованию норм материального права, не опровергают выводы суда, а выражают несогласие с оценкой судом исследованных по делу доказательств, в силу чего правового значения не имеют.
Судебная коллегия считает, что судом первой инстанции правильно установлены юридически значимые обстоятельства, выводы суда соответствуют установленным по делу обстоятельствам, решение суда является законным и обоснованным. Оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Вместе с тем, судебная коллегия полагает необходимым изменить решение суда в части признания права семьи М. на приобретение бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельного участка на территории города Кызыл Республики Тыва.
В соответствии со ст. 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданское судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Стороны пользуются равными правами по предоставлению доказательств и участию в их исследовании. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу ч. 3 ст. 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Как следует из уточненного заявления представителя заявительницы Д., действующего по доверенности, с правом подписания, предъявления заявления в суд (принятого судьей 16 декабря 2013 года) требование о признании права семьи М. на приобретение бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельного участка на территории города Кызыла Республики Тыва не заявлялось.
Между тем, как следует из резолютивной части решения, вышеуказанное право было признано за заявительницей.
Судебная коллегия считает, что каких-либо оснований для выхода суда первой инстанции за пределы заявленных требований не имелось.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает необходимым исключить из резолютивной части решения суда вывод о признании права семьи М. на приобретение бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельного участка на территории города Кызыла Республики Тыва.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 16 декабря 2013 года изменить, исключив из резолютивной части решения суда третий абзац о признании права семьи М. на приобретение бесплатно для индивидуального жилищного строительства земельного участка на территории города Кызыла Республики Тыва
В остальной части решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 12 мая 2014 года.