Исковые требования о предоставлении жилого помещения удовлетворены правомерно, поскольку истец подпадает под категорию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на социальные гарантии, предусмотренные действующим законодательством.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Тыва от 16.09.2012 по делу N 33-807/2012
Судья Сватикова Л.Т.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Тыва в составе:
председательствующего Канзая А.А.,
судей Дамдын Л.Д., Кунгаа Т.В.,
при секретаре Д.,
с участием прокурора Ойдуп У.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Дамдын Л.Д. гражданское дело по исковому заявлению прокурора г. Кызыла в интересах М.С.Г. к мэрии г. Кызыла о возложении обязанности предоставить жилое помещение по апелляционной жалобе мэрии г. Кызыла на решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 26 июля 2012 года,
установила:
Прокурор г. Кызыла обратился в суд в интересах М.С.Г. с иском к мэрии г. Кызыла о предоставлении жилого помещения, указывая на то, что М.С.Г. является сиротой. Несмотря на то, что М.С.Г. состоит на льготной очереди по получению жилья в мэрии г. Кызыла жилье или целевая безвозвратная ссуда на приобретение жилого помещения ответчиком ей не предоставлено. Просил суд обязать ответчика в течение шести месяцев предоставить М.С.Г. жилое помещение на территории городского округа «Город Кызыл», соответствующее санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, площадью не менее 12,5 кв. м.
Решением Кызылского городского суда Республики Тыва от 26 июля 2012 года исковые требования прокурора удовлетворены. Суд обязал мэрию г. Кызыла в течение шести месяцев со дня вступления решения в законную силу предоставить М.С.Г., **, жилое помещение на территории городского округа «Город Кызыл» общей площадью не менее 12,5 кв. м, соответствующее установленным санитарным, гигиеническим нормам и техническим требованиям.
Не согласившись с решением суда, мэрия г. Кызыла подала апелляционную жалобу, в которой просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, ссылаясь на то, что при вынесении решения суд должен был выяснить объем финансовых средств (субвенций) г. Кызылу, предусмотренных в бюджете Республики Тыва на исполнение делегированных полномочий; количество детей-сирот, состоящих на учете; факт перечисления денежных средств. Полагает, что выяснение данных обстоятельств позволило бы суду правильно определить пределы ответственности мэрии г. Кызыла как органа местного самоуправления, наделенного государственными полномочиями по предоставлению жилья детям-сиротам.
В заседании суда апелляционной инстанции прокурор Ойдуп У.М. с апелляционной жалобой не согласилась, просила оставить решение суда без изменения.
Истец М.С.Н. в судебном заседании возражал против удовлетворения апелляционной жалобы.
Представитель мэрии г. Кызыла и представитель третьего лица — Министерства финансов Республики Тыва в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены о дате, времени и месте рассмотрения дела, судебная коллегия рассматривает дело в их отсутствие в порядке ст. 167 ГПК РФ.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения сторон, судебная коллегия приходит к следующему.
Частью 3 статьи 40 Конституции РФ установлен круг лиц, которые обеспечиваются жильем в соответствии с установленными законом нормами из государственных, муниципальных и других жилищных фондов бесплатно или за доступную плату на условиях социального найма.
Категории лиц, для которых сохраняется система предоставления жилья в порядке очередности, предусматривается федеральными законами и законами субъектов РФ.
В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Согласно абз. 2 п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии со ст. 5 вышеуказанного Федерального закона предусмотренные настоящим Федеральным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
Согласно п. 8 ст. 3 Закона Республики Тыва от 28.12.2005 N 1564 ВХ-1 (ред. от 28.10.2011 N 927 ВХ-1) «О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов отдельными государственными полномочиями Республики Тыва по предоставлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Республики Тыва наделены отдельными государственными полномочиями Республики Тыва по предоставлению мер государственного обеспечения и социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе — по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, либо предоставление субсидий на строительство жилья по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Судом установлено, что М.С.Г. подпадает под категорию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и имеет право на социальные гарантии, предусмотренные указанным выше законодательством, так как ее родители мать — Д. умерла ** году, отец — М. умер **. Постановлением мэрии г. Кызыла от 17 мая 2006 года N пунктом 4 на учет М.С.Г. принята как сирота с 2006 года.
Правильно определив обстоятельства, имеющие значение для дела и применив нормы материального права, суд обоснованно удовлетворил иск прокурора и обязал мэрию г. Кызыла предоставить ФИО1 жилое помещение, соответствующее установленным санитарным и гигиеническим нормам и требованиям, площадью не ниже 12,5 кв. м.
Доводы апелляционной жалобы о том, что пределы ответственности мэрии г. Кызыла как органа местного самоуправления, наделенного государственными полномочиями по предоставлению жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, ограничиваются выделенными из республиканского бюджета субвенциями, судебная коллегия считает необоснованными, так как отсутствие у мэрии г. Кызыла указанных средств не влечет за собой прекращение переданной ей Законом Республики Тыва государственной функции по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, вне очереди жилыми помещениями.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, влекущих отмену судебного решения, а поэтому оснований к отмене решения суда по доводам апелляционной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Кызылского городского суда Республики Тыва от 26 июля 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу мэрии г. Кызыла — без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 19 октября 2012 года.