В удовлетворении иска об отмене решения, которым удостоверение участника ликвидации аварии на ЧАЭС было признано незаконным, отказано правомерно, поскольку суд исходил из отсутствия доказательств участия истца в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, указав на недействительность документа, явившегося основанием для выдачи удостоверения.

Апелляционное определение Верховного суда Республики Татарстан от 25.08.2014 по делу N 33-11643/2014

Судья Г.А.Абдуллина

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Г.А. Сахиповой,

судей И.З. Рашитова, А.И. Муртазина,

при секретаре Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Г.А. Сахиповой гражданское дело по апелляционной жалобе Х. на решение Советского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 13 мая 2014 года, которым в иске Х. к Министерству по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан об отмене решения отказано.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, заслушав объяснения представителя Министерство по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий Республики Татарстан — М., Судебная коллегия

установила:

Х. обратилась в суд к Министерству по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан об отмене решения.

В обоснование требований указывается, что 24 октября 2013 года ей было выдано удостоверение участника ликвидации аварии на ЧАЭС N 243819, на основании которого она встала на учет в ОСЗ Нижнекамского района.

Письмом от 20 декабря 2013 года ответчиком она была уведомлена о том, что данное удостоверение признано ошибочно выданным и незаконным.

Не согласившись с таким решением, истица просила его отменить.

Представители ответчика и третьего лица Государственного учреждения Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Татарстан исковые требования не признали.

Судом постановлено решение об отказе.

В апелляционной жалобе Х., выражая несогласие с вынесенным судебным постановлением, просит его отменить как незаконное и необоснованное, вынести новое решение об удовлетворении исковых требований. Указывается на принятие решения без учета имеющих существенное значение для дела обстоятельств, касающихся представленных ею доказательств, подтверждающих факт ее работы по ликвидации аварии на ЧАЭС.

В судебном заседании апелляционной инстанции представитель ответчика с жалобой не согласился.

Иные лица, участвующие в деле, будучи извещенными о времени и месте заседания суда апелляционной инстанции и их представители, не явились.

С учетом положений части 3 статьи 167, абзаца второго части 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в их отсутствие.

Исследовав материалы дела, проверив в порядке статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность судебного решения в пределах доводов апелляционной жалобы и возражений на нее, Судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии со статьей 13 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» от 15 мая 1991 года N 1244-1 к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона, относятся: …3) граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986-1987 годах участие в работах по ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных, и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС.

В силу статьи 15 названного Закона, гражданам, указанным в пунктах 1 и 2 части первой статьи 13 настоящего Закона выдаются специальные удостоверения инвалидов, а гражданам, указанным в пунктах 3 и 4 части первой статьи 13 настоящего Закона, выдаются удостоверения участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и нагрудные знаки. Эти документы дают право на меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Законом, с момента их предъявления.

Порядок и условия оформления и выдачи удостоверений определяются органами, уполномоченными Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 6 Порядка и условий оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного совместным приказом Министерства РС по делам ГО, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерства здравоохранения и социального развития РФ, Министерства финансов РФ от 08 декабря 2006 года, документами, подтверждающими участие граждан в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения, являются: командировочное удостоверение с отметками о пребывании в населенных пунктах (пункте), находящихся в зоне отчуждения; справка об участии в работах в зоне отчуждения, выданная в 1986-1990 годах предприятием, организацией, учреждением, воинскими частями, выполнявшими работы непосредственно в зоне отчуждения; Штабом Гражданской обороны СССР, соответствующими архивами.

Согласно пункту 15 Списка работ, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 13 августа 1993 года N 5625-1 «Об утверждении списка работ, относящихся к работам по ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, проведенной в период с 26 апреля 1986 года по 31 декабря 1990 года в зоне отчуждения Российской Федерации, работы связанные с… обеспечением торгового, социально-бытового, медицинского и культурного обслуживания, снабжения продуктами питания населения, признаются работами, связанными с ликвидацией аварии на ЧАЭС.

Судом установлено, что 24 октября 2013 года истице было выдано удостоверение N 243819 участника ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС в 1987 году нового образца.

В результате проверки достоверности предоставленных ею сведений была выявлена неправомерность его выдачи, в связи с чем, решением ответчика от 13 декабря 2013 года удостоверение было признано ошибочно выданным и незаконным.

Отказывая в удовлетворении заявленных истицей требований об отмене решения, суд исходил из отсутствия доказательств участия Х. в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС, указав на недействительность документа, явившегося основанием для выдачи удостоверения.

Данные выводы основаны на законе, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, и оснований не согласиться с ними судебная коллегия не усматривает.

Как следует из дела, при обращении с заявлением о выдаче удостоверения, истицей была представлена справка отдела рабочего снабжения Чернобыльской АЭС о заработной плате за период с января 1986 года по октябрь 1986 года N 318 от 03 июля 1987 года.

В целях подтверждения факта участия в ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в 30-километровой зоне Министерством по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям Республики Татарстан был направлен запрос в Государственное специализированное предприятие «Чернобыльский спецкомбинат» (исх. N 1261-3-6-17 от 22.10.2013) о представлении по Х. соответствующей информации.

Из предоставленного ответа на запрос от 13 ноября 2013 года следует, что данных об участии в работах по ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС Х. в архиве предприятия нет.

При этом, из приложенных к ответу на запрос справки N 17/598-13, 17/599-13 и копии лицевого счета по заработной плате за 1986 год следует, что заработная плата истице за апрель 1986 года была начислена в доаварийный период, а за май — сентябрь 1986 года — на период эвакуации, которые являются выплатами компенсационного характера.

В своем Постановлении от 1 апреля 2014 года N 9-П Конституционный Суд Российской Федерации указал, что приобретение гражданами статуса участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС обусловлено, главным образом, подтверждением факта их непосредственного участия в работах, виды которых перечислены в Списке и которые производились в зоне отчуждения в указанный период.

При установлении факта участия гражданина в работах по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в зоне отчуждения уполномоченные органы наряду с Порядком и условиями оформления и выдачи гражданам удостоверения участника ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС применяют норму, содержащуюся в примечании к Списку работ, относящихся к работам по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС, проведенным в период с 26 апреля 1986 года по 31 декабря 1990 года в зоне отчуждения Российской Федерации, в силу которой связь произведенных в зоне отчуждения работ из числа предусмотренных данным Списком с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы признается лишь при условии их выполнения по указанию государственных органов исполнительной власти.

На граждан, таким образом, возлагается обязанность представить помимо документов, определенных указанным Порядком, документы, подтверждающие, что работы, в которых они принимали участие, выполнялись в зоне отчуждения по указанию государственных органов исполнительной власти.

С учетом имеющихся в деле материалов следует признать, что заработная плата истице начислялась за эвакуацию, и каких-либо доказательств, подтверждающих работу в чрезвычайной ситуации по указанию государственных исполнительной власти, истицей суду не представлено.

При таких обстоятельствах правовых оснований для удовлетворения ее требований у суда первой инстанции не имелось.

Доводы апелляционной жалобы о том, что судом не приняты во внимание другие представленные ею доказательства в виде справки и пропуск на выезд с места жительства, выводы суда и установленные по делу обстоятельства не опровергают, поскольку в качестве доказательства в подтверждение факта ее работы по ликвидации аварии приняты быть не могут.

Более того, суд не наделен полномочиями самостоятельно проводить проверку сведений о принятии истицей участия в ликвидации последствий на Чернобыльской АЭС, поскольку в соответствии с требованиями действующего законодательства данное право предоставлено МЧС, и установлен соответствующий порядок и правила проведения такой проверки.

Судебная коллегия считает, что решение суда не противоречит собранным по делу доказательствам и требованиям закона, а апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы суда, по вышеизложенным обстоятельствам.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Судебная коллегия

определила:

решение Советского районного суда г. Казани Республики Татарстан от 13 мая 2014 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Х. — без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в шестимесячный срок в кассационную инстанцию Верховного Суда Республики Татарстан.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *