О признании недействующими отдельных положений Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 21.01.2002 N 17 Об утверждении Программы государственных гарантий оказания гражданам Республики Татарстан бесплатной медицинской помощи на 2002 год.

Решение Верховного суда Республики Татарстан от 20.09.2002 по делу N 3П-1-108-2002

Верховный суд Республики Татарстан в составе:

Председательствующего Хаертдинова Н.М.

С участием прокурора Синяковой Г.Ю.

При секретаре Усачевой Д.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению прокурора Республики Татарстан о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не порождающими правовых последствий со дня вступления решения суда в законную силу абзаца 3 пункта 1, абзаца 9 пункта 4, абзаца 6 пункта 6 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан N 17 от 21 января 2002 года «Об утверждении Программы государственных гарантий оказания гражданам Республики Татарстан бесплатной медицинской помощи на 2002 год»,

установил:

Прокурор Республики Татарстан обратился в Верховный суд Республики Татарстан с заявлением в государственных и общественных интересах о признании противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не порождающими правовых последствий со дня вступления решения суда в законную силу абзаца 3 пункта 1, абзаца 9 пункта 4, абзаца 6 пункта 6 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан N 17 от 21 января 2002 года «Об утверждении Программы государственных гарантий оказания гражданам Республики Татарстан бесплатной медицинской помощи на 2002 год».

В обоснование заявления прокурор Республики Татарстан указал на то, что пунктом 1 абзаца 3 этого постановления утвержден Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения, реализуемых группам населения, имеющим льготы по лекарственному обеспечению, бесплатно или с 50% скидкой. Данный Перечень, по утверждению прокурора нарушает право граждан, проживающих в Республике Татарстан, на льготное лекарственное обеспечение и подлежит отмене, так как федеральное законодательство не содержит ни ограничений, ни перечня лекарств, которые могут быть реализованы гражданам на льготной основе.

Абзацем 9 пункта 4 данного постановления, Кабинет Министров Республики Татарстан обязал Республиканскую больничную кассу обеспечить ежемесячное перечисление денежных средств государственному унитарному предприятию (ГУП) «Таттехмедфарм» в размере 50% запланированного объема финансирования лекарственного обеспечения медицинских учреждений, участвующих в реализации Базовой программы обязательного медицинского страхования, для осуществления централизованной закупки лекарственных средств и изделий медицинского назначения на конкурсной основе в соответствии с договорами между медицинскими учреждениями, Республиканской больничной кассой и государственным унитарным предприятием «Таттехмедфарм».

Абзацем 6 пункта 6 постановления Кабинет Министров Республики Татарстан обязал Министерство здравоохранения Республики Татарстан обеспечить ежемесячное перечисление денежных средств на казначейские счета государственного унитарного предприятия «Таттехмедфарм» и Клинического онкологического диспансера Министерства здравоохранения Республики Татарстан на приобретение лекарственных средств и изделий медицинского назначения для льготного и бесплатного обеспечения населения.

По утверждению прокурора Республики Татарстан, указанные положения постановления Кабинета Министров Республики Татарстан противоречат Постановлению Правительства Российской Федерации N 393 от 8 апреля 1999 года «О гарантированном обеспечении граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами, а также о некоторых условиях льготного обеспечения граждан лекарственными средствами», Закону РСФСР (пункт 1 статьи 7) «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 года (в редакции от 30 декабря 2001 года).

Участвующий в данном деле прокурор из прокуратуры Республики Татарстан заявление прокурора Республики Татарстан уточнил и просил суд абзац 3 пункта 1 оспариваемого постановления признать противоречащим федеральному законодательству, не действующим и не порождающим правовых последствий со дня издания, ссылаясь на то, что Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения, реализуемых группам населения, имеющим льготы по лекарственному обеспечению, бесплатно или с 50% скидкой, утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан не был опубликован в официальных средствах массовой информации. Абзац 9 пункта 4 и абзац 6 пункта 6 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан N 17 от 21 января 2002 года признать противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не порождающими правовых последствий со дня вступления решения суда в законную силу.

Представители Кабинета Министров Республики Татарстан возражали против удовлетворения заявления прокурора Республики Татарстан. При этом они исходили из того, что оснований для признания оспариваемых прокурором положений постановления Кабинета Министров Республики Татарстан противоречащими федеральному законодательству, недействующими и не порождающими правовых последствий, не имеется, поскольку указанное постановление (оспариваемая прокурором часть) Кабинета Министров Республики Татарстан не нарушает права граждан, проживающих в Республике Татарстан. Данное постановление Кабинетом Министров Республики Татарстан принято в целях упорядочения порядка реализации лекарственных средств и изделий медицинского назначения группам населения, имеющим льготы по лекарственному обеспечению, бесплатно или с 50% скидкой.

В соответствии со статьей 72 Конституции Российской Федерации и Федеральным законом «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочии между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации», вопросы здравоохранения находятся в совместном ведении Российской Федерации и Республики Татарстан.

Отраслевым стандартом ОСТ 91500.05.0002-2001, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 26 марта 2001 года N 88 определены понятия список льготного отпуска лекарственных средств» и «Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств. Список льготного отпуска лекарственных средств это документ, утверждаемый местным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, содержащий гарантированный ассортимент лекарственных средств льготного отпуска для амбулаторного лечения.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 апреля 2002 года N 425-р утвержден перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.

Перечень лекарственных средств, утвержденный оспариваемым постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан, соответствует нормативным правовым актам Российской Федерации.

Выслушав объяснения представителей Кабинета Министров Республики Татарстан и заключение участвующего в деле прокурора из прокуратуры Республики Татарстан, полагавшего заявление прокурора Республики Татарстан подлежащим удовлетворению с учетом внесенных уточнений, Верховный суд Республики Татарстан считает, что заявление прокурора Республики Татарстан подлежит частичному удовлетворению.

В силу подпункта «ж» пункта 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находится координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение.

Согласно пункту 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 года (в редакции от 30 декабря 2001 года), органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации запрещается принимать акты, которые создают благоприятствующие условия деятельности отдельных хозяйствующих субъектов; если такие акты имеют, либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан.

По делу установлено, что абзацем 3 пункта 1 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 21 января 2002 года N 17 «Об утверждении Программы государственных гарантий оказания гражданам Республики Татарстан бесплатной медицинской помощи на 2002 год», утвержден Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения, реализуемых группам населения, имеющим льготы по лекарственному обеспечению, бесплатно или с 50% скидкой.

Данный перечень нарушает права граждан, проживающих в Республике Татарстан, на льготное лекарственное обеспечение.

Во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации от 8 апреля 1999 года N 393 «О гарантированном обеспечении граждан жизненно необходимыми и важнейшими лекарственными средствами, а также о некоторых условиях льготного обеспечения граждан лекарственными средствами» Министерством здравоохранения Российской Федерации был издан Приказ N 30 от 26 января 2000 года, действовавший на момент принятия Кабинетом Министров Республики Татарстан оспариваемого постановления. Этим приказом был утвержден Перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.

Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения, реализуемых группам населения, имеющим льготы по лекарственному обеспечению, бесплатно или 50% скидкой, утвержденный Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан N 17 от 21 января 2002 года, в полном объеме не содержит жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации N 30 от 26 января 2000 года. Следовательно, данный перечень в полной мере не гарантирует отдельным гражданам Республики Татарстан право бесплатного приобретения либо приобретения на льготных условиях лекарственных средств и изделий медицинского назначения.

При таком положении абзац 3 пункта 1 оспариваемого постановления Кабинета Министров Республики Татарстан противоречит Постановлению Правительства Российской Федерации N 393 от 8 апреля 1999 года.

Абзацем 9 пункта 4 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан обязал Республиканскую больничную кассу обеспечить ежемесячное перечисление денежных средств государственному унитарному предприятию «Таттехмедфарм» в размере 50% запланированного объема финансирования лекарственного обеспечения медицинских учреждений, участвующих в реализации Базовой программы обязательного медицинского страхования, для осуществления централизованной закупки лекарственных средств и изделий медицинского назначения на конкурсной основе в соответствии с договорами между медицинскими учреждениями, Республиканской больничной кассой и государственным унитарным предприятием «Таттехмедфарм».

Абзацем 6 пункта 6 постановления Кабинетом Министров Республики Татарстан на Министерство здравоохранения Республики Татарстан возложена обязанность по обеспечению ежемесячного перечисления денежных средств на казначейские счета государственного унитарного предприятия «Таттехмедфарм» и Клинического онкологического диспансера Министерства здравоохранения Республики Татарстан на приобретение лекарственных средств и изделий медицинского назначения для льготного и бесплатного обеспечения населения.

Таким образом, данные положения постановления Кабинета Министров Республики Татарстан создают благоприятствующие условия для деятельности государственному унитарному предприятию «Таттехмедфарм», ограничивают доступ на рынок медицинских товаров иных хозяйствующих субъектов, поскольку определяет государственный унитарный предприятие «Таттехмедфарм» как единственный хозяйствующий субъект, через который медицинские учреждения должны закупать лекарственные средства и изделия медицинского назначения, в том числе для льготного и бесплатного обеспечения населения.

Следовательно, эти положения постановления Кабинета Министров Республики Татарстан противоречат пункту 1 статьи 7 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» от 22 марта 1991 года (в редакции от 30 декабря 2001 года).

Доводы представителей Кабинета Министров Республики Татарстан о том, что оспариваемый прокурором Перечень не нарушает предусмотренные законом права и интересы граждан Республики Татарстан, не убедительны.

Оспариваемый Перечень в полном объеме не соответствовал Перечню жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств, утвержденному приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации, изданному во исполнение Постановления Правительства Российской Федерации N 393 от 8 апреля 1999 года. Данный приказ действовал на момент утверждения Кабинетом Министров Республики Татарстан оспариваемого Перечня лекарственных средств и изделий медицинского назначения, реализуемых группам населения, имеющим льготы по лекарственному обеспечению, бесплатно или с 50% скидкой.

Более того, Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации N 30 от 26 января 2000 года органам управления здравоохранения субъектов Российской Федерации было дано поручение разработать и утвердить нормативные документы, регулирующие лекарственное обеспечение медицинских учреждений и льготных категорий населения, включающих ассортимент не менее утвержденного перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств в рамках Программы государственных гарантий по обеспечению граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощи.

Утвержденный постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан в Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения, реализуемых группам населения, имеющим льготы по лекарственному обеспечению, бесплатно или с 50% скидкой включены лекарственные средства и изделия медицинского назначения менее утвержденного перечня жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств.

Не может быть принято во внимание и довод представителей Кабинета Министров Республики Татарстан о том, что централизованная закупка лекарственных средств и изделий медицинского назначения через государственного унитарного предприятия «Таттехмедфарм» дает возможность снизить цены за счет увеличения объемов закупки и снижения уровня торговых и оптовых надбавок.

Оспариваемые положения постановления Кабинета Министров Республики Татарстан создают благоприятствующие условия деятельности ГУП «Таттехмедфарм», ограничивают доступ на рынок медицинских товаров иных хозяйствующих субъектов, так как определяют ГУП «Таттехмедфарм» как единственный хозяйствующий субъект, через который медицинские учреждения должны закупать лекарственные средства и изделия медицинского назначения, в том числе для льготного и бесплатного обеспечения населения.

Верховный суд Республики Татарстан не может согласиться и доводом участвующего в данном деле прокурора из прокуратуры Республики Татарстан о том, что абзац 3 пункта 1 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан подлежит признанию противоречащим федеральному закону, не действующим и не порождающим правовых последствий со дня издания этого постановления, поскольку перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения, реализуемых группам населения, имеющим льготы по лекарственному обеспечению, бесплатно или с 50% скидкой не был опубликован в официальных средствах массовой информации Республики Татарстан.

Официальному опубликованию подлежат нормативные правовые акты.

Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан N 17 от 21 января 2002 года был опубликован в газете «Республика Татарстан» от 8 февраля 2002 года N 27.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 191 — 197, 203, 208, 239.8 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Верховный суд Республики Татарстан,

решил:

Заявление прокурора Республики Татарстан удовлетворить частично.

Признать противоречащими федеральному законодательству, действующими со дня вступления решения суда в законную силу абзаца 3 пункта 1, абзаца 9 пункта 4, абзаца 6 пункта 6 Постановления Кабинета Министров Республики Татарстан N 17 от 21 января 2002 года «Об утверждении Программы государственных гарантий оказания гражданам Республики Татарстан бесплатной медицинской помощи на 2002 год».

Решение после вступления в законную силу подлежит опубликованию в официальных средствах массовой информации Республики Татарстан: газеты «Республика Татарстан», «Ватаным Татарстан».

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения суда.

Председательствующий: судья
Н.М.ХАЕРТДИНОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *