В иске о взыскании задолженности в счет возмещения вреда по случаю потери кормильца, взыскании ежемесячной суммы в счет возмещения вреда по случаю потери кормильца с последующей индексацией отказано правомерно, так как ответчик все обязательства перед истцом выполнил в полном объеме, ему выплачивались ежемесячная денежная компенсация в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, пенсия по инвалидности.

Апелляционное определение Верховного суда Республики Мордовия от 21.08.2014 по делу N 33-1438/2014

Судья Селезнева О.В.

Докладчик Адушкина И.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия в составе:

судьи-председательствующего Адушкиной И.В.

судей Ериной Н.П.

Середы Л.И.

при секретаре Б.Е.

с участием прокурора отдела

прокуратуры Республики Мордовия Межевовой Ю.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании 21 августа 2014 г. в городе Саранске дело по апелляционной жалобе представителя Ш. — Б.И. на решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 04 апреля 2014 г.

Заслушав доклад судьи Адушкиной И.В., судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия

установила:

Ш. обратилась в суд с иском к Министерству внутренних дел по Республике Мордовия (далее по тексту МВД по Республике Мордовия) о взыскании в ее пользу задолженности в счет возмещения вреда по случаю потери кормильца, взыскании ежемесячной суммы в счет возмещения вреда по случаю потери кормильца с последующей индексацией в установленном законом порядке (т. 1, л.д. 1 — 5).

В обоснование требований указала, что она является дочерью Ш.В.М., умершего <дата> При жизни Ш.В.М. служил в органах внутренних дел на различных должностях. В соответствии с приказом МВД Российской Федерации от 15 января 2002 г. <N> и приказом МВД Республики Мордовия от 22 апреля 2002 г. <N> он был командирован с 01 мая 2002 г. по 02 ноября 2002 г. на территорию <адрес> для выполнения служебно-боевых задач, где 05 июля 2002 г. при обстреле членами незаконных вооруженных формирований пункта временной дислокации отряда милиции особого назначения при МВД Республики Мордовия в населенном пункте <адрес> Ш.В.М. получил минно-взрывную травму. Ш.В.М. выставлен диагноз «<данные изъяты>. Заключением Военно-врачебной комиссии МВД Республики Мордовия <N> от 09 февраля 2004 г. Ш.В.М. выставлен диагноз: <данные изъяты> от 05 июля 2002 г.) в виде: <данные изъяты>. На основании статей 23 б, 14 б, 43 б, 58 в, 13 д, графы 3 Расписания болезней и ТДТ /приложение 1 к Инструкции, утвержденной приказом МВД РФ от 2 октября 1995 г. N 370/ — Ограниченно годен к военной службе. Приказом МВД Республики Мордовия от 26 февраля 2004 г. <N> Ш.В.М. в соответствии с Законом Российской Федерации «О милиции» уволен из органов внутренних дел по пункту «з» части 7 статьи 19 (по ограниченному состоянию здоровья), с 26 февраля 2004 г.

С 2004 года по 2008 год Ш.В.М. был неоднократно освидетельствован органами государственной службы медико-социальной экспертизы, вследствие чего ему установлена <данные изъяты> группа инвалидности бессрочно, причина инвалидности — военная травма. Согласно экспертному заключению судебно-медицинской экспертизы на момент установления инвалидности Ш.В.М. процент утраты профессиональной трудоспособности составил 100 процентов; на момент проведения судебно-медицинской экспертизы процент утраты профессиональной трудоспособности составил 100 процентов; процент утраты профессиональной трудоспособности Ш.В.М. установлен бессрочно (пожизненно).

В дальнейшем Ш.В.М. получал от МВД по Республике Мордовия ежемесячную денежную сумму в счет возмещения вреда здоровью, от Управления Пенсионного Фонда Российской Федерации в Кировском и Промышленном районах городского округа Самара ежемесячную денежную выплату как инвалиду войны, от Муниципального казенного учреждения городского округа Самара «<данные изъяты>», Управления социальной поддержки и защиты населения промышленного района ежемесячную доплату к пенсии по Закону Самарской области N 79-ГД по категории «инвалид боевых действий».

15 марта 2013 г. она обратилась в МВД по Республике Мордовия с заявлением о назначении и выплате ежемесячных сумм в счет возмещения вреда по случаю потери кормильца, однако ей в этом было отказано.

С учетом уточненных исковых требований (т.д. 3, л.д. 24) Ш. просила суд взыскать с Министерства внутренних дел по Республике Мордовия в ее пользу задолженность в счет возмещения вреда по случаю потери кормильца с 01 февраля 2013 г. по 30 апреля 2014 г. в размере <данные изъяты> обязать МВД по Республике Мордовия производить выплату суммы в счет возмещения вреда по случаю потери кормильца с 01 мая 2014 г. и до окончания учебного учреждения по очной форме обучения, но не более чем до двадцати трех лет в размере <данные изъяты>. ежемесячно с последующей индексацией в установленном законом порядке.

Решением Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 04 апреля 2014 г. Ш. в удовлетворении иска отказано (т. 3, л.д. 30 — 34).

В апелляционной жалобе представитель Ш. — Б.И. просил решение суда отменить, ссылаясь на нарушение судом норм материального права. Считал, что Ш. имеет право на заявленные выплаты до двадцати трех лет, которые предусмотрены статьями 1088 и 1089 Гражданского кодекса Российской Федерации. Просил принять новое решение об удовлетворении исковых требований Ш. (т. 3, л.д. 37 — 38).

Представитель МВД по Республике Мордовия П. и помощник прокурора района Адмаева Е.В. представили возражения на апелляционную жалобу (т. 3. л.д. 41 — 43, 44).

В судебное заседание истица Ш., представитель третьего лица — Главного управления Министерства внутренних дел России по Самарской области не явились, о времени и месте судебного заседания указанные лица извещены заблаговременно и надлежаще, о причинах неявки суд не известили, доказательств в подтверждение наличия уважительных причин неявки суду не представили и отложить разбирательство дела суд не просили.

На основании части третьей статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия пришла к выводу о возможности рассмотрения дела в отсутствие указанных лиц.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Мордовия заслушав пояснения представителя истицы — Б.И., поддержавшего доводы апелляционной жалобы, представителя ответчика — Министерства внутренних дел по Республике Мордовия К. об оставлении решения без изменения, заслушав мнение прокурора Межевовой Ю.В., полагавшего оставить решение суда без изменения, проверив законность и обоснованность решения суда, исходя из доводов, изложенных в апелляционной жалобе, находит его подлежащим оставлению без изменения.

Из материалов дела следует, что Ш.В.М. проходил службу в органах внутренних дел Республики Мордовия, последняя занимаемая им должность -участковый уполномоченный милиции отделения участковых уполномоченных милиции отдела внутренних дел Атюрьевского района. При прохождении службы получил <данные изъяты>).

Свидетельством о болезни, выданным ВВК МВД РМ <N> от 9 февраля 2004 г., Ш.В.М. был признан ограниченно годным к военной службе (т.д. 1, л.д. 85 — 86).

Приказом МВД Республики Мордовия от 26 февраля 2004 г. <N> Ш.В.М. был уволен из органов внутренних дел по пункту «з» части 7 статьи 19 Закона «О милиции» (по ограниченному состоянию здоровья) с 26 февраля 2004 г. (т. 1, л.д. 10).

Заключением медико-социальной экспертизы Ш.В.М. признан инвалидом <данные изъяты> группы по «военной травме», затем 17 июня 2005 г. ему установлена <данные изъяты> группа инвалидности сроком до 1 августа 2006 г., причина инвалидности — «военная травма», 1 августа 2008 г. Ш.В.М. освидетельствован филиалом <N> Главного бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области, ему установлена <данные изъяты> группа инвалидности бессрочно, причина инвалидности — военная травма (т.д. 1, л.д. 130).

Согласно заключению судебной медицинской экспертизы, проведенной ГУЗ «<данные изъяты> в период с 17 февраля 2005 г. по 17 марта 2005 г., на момент проведения экспертизы у Ш.В.М. выявлены последствия <данные изъяты> что согласно пунктам 4 и 5 Таблицы процентов утраты трудоспособности в результате различных травм повлекли за собой в своей совокупности 45 процентов стойкой утраты общей трудоспособности и с учетом специфики функциональных обязанностей (участкового уполномоченного милиции ОВД) 100 процентов утраты профессиональной трудоспособности согласно пункта 14 «Правил установления степени утраты профессиональной трудоспособности в результате несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 октября 2000 г. N 789. Процент утраты профессиональной трудоспособности Ш.В.М. установлен бессрочно (т.д. 1, л.д. 91 — 97).

Как установлено судом первой инстанции, Ш.В.М. были назначены ежемесячные выплаты в счет возмещения вреда, причиненного здоровью, размер которых с 1 января 2012 г. составлял ежемесячно <данные изъяты>.

Как следует из сообщения МВД по Республике Мордовия <N> от 28 мая 2013 г., Ш.В.М., <дата> года рождения, получал пенсию по линии МВД по инвалидности <данные изъяты> группы от военной травмы с 8 июля 2004 г. по 31 августа 2008 г. С 1 сентября 2008 г. выплата пенсии Ш.В.М. прекращена в связи с переездом на новое место жительства в г. Самара (т.д. 1, л.д. 77).

Согласно справке <N>, выданной 4 марта 2013 г. Главным управлением МВД Российской Федерации по Самарской области Центром Финансового обеспечения, Ш.В.М.. получал пенсию по линии МВД по инвалидности с 27 февраля 2004 г. За период с 1 января 2012 г. по 31 декабря 2012 г. ему производились следующие выплаты: пенсия в размере <данные изъяты>. ежемесячно, ежемесячное материальное обеспечение в размере <данные изъяты> рублей (т.д. 1, л.д. 99 — 100).

Согласно справке, выданной Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в Кировском и Промышленных районах городского округа Самара, Ш.В.М. получал ежемесячную денежную выплату как инвалид войны с 1 января 2012 г. по 31 марта 2012 г. в размере <данные изъяты>, с 1 апреля 2012 г. по 1 февраля 2013 г. в размере <данные изъяты>, всего выплачено с 1 февраля 2012 г. по 31 января 2013 г. в размере <данные изъяты>, среднемесячные выплаты за год составили <данные изъяты>. (т.д. 1, л.д. 28).

Муниципальное казенное учреждение городского округа Самара «<данные изъяты>» Управления социальной поддержки и защиты населения промышленного района выплачивало Ш.В.М. ежемесячную доплату к пенсии по категории «инвалид боевых действий» с 1 февраля 2012 г. по 31 января 2013 г. по <данные изъяты> ежемесячно.

<дата> Ш.В.М. умер (т.д. 1, л.д. 120).

В ответ на заявление от 14 марта 2013 г. представителя истицы Б.И., МВД по Республике Мордовия в письме <N> от 5 апреля 2013 г. указало, что выплачивало Ш.В.М. до 28 января 2013 г. в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции», Инструкцией о порядке осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам, утвержденной приказом МВД РФ от 18 июня 2012 г., ежемесячную денежную компенсацию в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел и повлекших стойкую утрату трудоспособности, в соответствии с законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» — пенсию по инвалидности. До 28 января 2013 г. со стороны МВД по Республике Мордовия все обязательства перед Ш.В.М. выполнены в полном объеме. Назначение и выплата ежемесячных сумм в счет возмещения вреда по случаю потери кормильца Ш. Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. «О полиции», Инструкцией, утвержденной приказом МВД Российской Федерации N 590, не предусмотрены (т.д. 1, л.д. 78 — 82, 128 — 129).

Согласно заключению судебно-медицинской экспертизы, проведенной в рамках рассматриваемого дела по ходатайству представителя истицы, <данные изъяты>» <N> от 14 февраля 2014 года анализ представленных медицинских документов Ш.В.М. с учетом быстрого прогрессирования клинических проявлений заболеваний после травмы (2002 год), результатов судебно-медицинского исследования трупа и установленной причины смерти: гипертоническая <данные изъяты> не позволил комиссии экспертов исключить причинную связь смерти Ш.В.М. с травмой, полученной в 2002 году и ее последствиями (т. 3, л.д. 2 — 13).

Согласно пункту 6 статьи 43 вступившего в силу с 1 марта 2011 г. Федерального закона от 7 февраля 2011 г. N 3-ФЗ «О полиции» в случае причинения сотруднику полиции в связи с выполнением служебных обязанностей увечья или иного повреждения здоровья, исключающих возможность дальнейшего прохождения службы в полиции и повлекших стойкую утрату трудоспособности, ему выплачивается ежемесячная денежная компенсация в размере утраченного денежного довольствия по состоянию на день увольнения со службы в полиции за вычетом размера назначенной пенсии по инвалидности с последующим взысканием выплаченных сумм компенсации с виновных лиц.

Частью 7 статьи 43 названного закона предусмотрено, что размер ежемесячной денежной компенсации, выплачиваемой в соответствии с частью 6 настоящей статьи, подлежит перерасчету с учетом увеличения (повышения) окладов денежного содержания сотрудников полиции, произведенного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Порядок осуществления выплат в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации или их близким родственникам, определен Инструкцией, утвержденной Приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 18 июня 2012 г. N 590.

Согласно пункту 23 Инструкции для решения вопроса о назначении и выплате ежемесячной денежной компенсации кадровым подразделением в комиссию представляются, заявление гражданина Российской Федерации, уволенного со службы в органах внутренних дел Российской Федерации о выплате ежемесячной денежной компенсации, выписка из акта освидетельствования в государственной медико-социальной экспертной комиссии, документы об установлении стойкой утраты трудоспособности в процентах, группы инвалидности.

Право на возмещение вреда здоровью является личным субъективным правом и принадлежит лишь тому лицу, который является получателем выплат.

Судом правомерно установлено, что МВД по Республике Мордовия все обязательства перед Ш.В.М. выполнило в полном объеме, в частности, ему выплачивались: ежемесячная денежная компенсация в целях возмещения вреда, причиненного в связи с выполнением служебных обязанностей, исключающих возможности дальнейшего прохождения службы в органах внутренних дел и повлекших стойкую утрату трудоспособности, пенсия по инвалидности.

Судебная коллегия соглашается с выводом суда о том, что нормы специального законодательства регулируют отношения непосредственно связанные с лицом, уволенным со службы органов внутренних дел, нормы Инструкции, на которые ссылается истица в исковом заявлении, регламентирующие основания и порядок возмещения вреда, причиненного повреждением здоровья сотрудника органа внутренних дел, в связи с выполнением служебных обязанностей, выплата сумм в возмещение вреда по случаю потери кормильца не предусмотрена.

Механизм, регулирующий право на увеличение ежемесячной выплаты в возмещение вреда по случаю потери кормильца членам семьи сотрудника милиции (полиции), погибшего (умершего) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, с учетом увеличения с 01 января 2012 г. денежного довольствия сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации на данный момент не разработан.

Доводы апелляционной жалобы по существу сводятся к несогласию с решением суда, не содержат фактов, которые не проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного решения, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судебной коллегией несостоятельными, основанными на неправильном применении норм материального права, и не могут служить основанием для отмены решения суда.

Таким образом, суд, правильно установив имеющие значение для дела обстоятельства, оценив представленные сторонами доказательства и применив регулирующие спорные отношения нормы материального права, постановил законное и обоснованное решение.

Руководствуясь частью первой статьи 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Ленинского районного суда г. Саранска Республики Мордовия от 04 апреля 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Ш. — Б.И. — оставить без изменения.

Судья-председательствующий
И.В.АДУШКИНА

Судьи
Н.П.ЕРИНА
Л.И.СЕРЕДА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *