Исковые требования о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма удовлетворены правомерно, так как истец является инвалидом с детства, страдает тяжелой формой хронического заболевания, при котором невозможно его совместное проживание в одной квартире с другими гражданами, состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, в связи с чем имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Апелляционное определение Верховного суда Республики Калмыкия от 26.08.2014 по делу N 33-624/14г.

Судья Богзыкова Е.В.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:

председательствующего Лиджеевой Л.Л.,

судей Кашиева М.Б., Панасенко Г.В.,

при секретаре Л.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску У.М., действующей в интересах подопечного У.В., к Администрации г. Элисты о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма по апелляционной жалобе представителя Администрации г. Элисты Б. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 24 июня 2014 года.

Заслушав доклад судьи Панасенко Г.В. об обстоятельствах дела, объяснения представителя ответчика Б., поддержавшей доводы жалобы, возражения истца У.М., судебная коллегия

установила:

У.М. обратилась в суд с указанным иском, мотивируя тем, что постановлением главы Администрации Гашунского сельского муниципального образования Яшкульского района Республики Калмыкия от ** ххх **** года N ** назначена опекуном У.В.Ч., ** ххх **** года рождения, признанного решением суда недееспособным. У.В.Ч. не имеет собственного жилья и с ** ххх **** года состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма. ** ххх **** года Администрацией г. Элисты У.В.Ч. было отказано в предоставлении жилого помещения со ссылкой на отсутствие свободных жилых помещений в муниципальном жилищном фонде. Данный отказ считает незаконным, поскольку У.В.Ч., являясь инвалидом с детства, страдая тяжелой формой хронического заболевания, указанного в п. 3 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378, при котором невозможно его совместное проживание в одной квартире с другими гражданами, поставленный до 1 января 2005 года на учет нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в соответствии с жилищным законодательством имеет право на первоочередное получение жилья. Просила суд признать отказ Администрации г. Элисты в предоставлении У.В.Ч. жилого помещения по договору социального найма незаконным и обязать Администрацию г. Элисты предоставить У.В.Ч. жилое помещение по договору социального найма в г. Элисте.

В судебном заседании У.М., уточнив требования, просила признать отказ Администрации г. Элисты в предоставлении У.В. жилого помещения по договору социального найма незаконным и обязать ответчика предоставить У.В.Ч. как инвалиду ** группы вне очереди жилое помещение, общей площадью 33 кв. м, по договору социального найма с учетом права на дополнительную жилую площадь в г. Элисте в соответствии с действующим законодательством.

Представитель ответчика Б. исковые требования не признала.

Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 24 июня 2014 года исковые требования У.М., действующей в интересах подопечного У.В.Ч., удовлетворены. На Администрацию г. Элисты возложена обязанность предоставить У.В.Ч. по договору социального найма вне очереди жилое помещение муниципального жилищного фонда, общей площадью 33 кв. м, с учетом права на дополнительную площадь.

В апелляционной жалобе представитель ответчика Б. просит отменить решение суда и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований У.В., ссылаясь на то, что предоставление жилого помещения по договору социального найма из муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления возможно только в случае наделения данных органов в установленном законом порядке государственными полномочиями на обеспечение указанных категорий граждан жилыми помещениями. Суд при вынесении решения не учел, что администрация г. Элисты в установленном законом порядке не была наделена государственными полномочиями по обеспечению инвалидов, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний, жилыми помещениями, в связи с чем оснований для возложения на ответчика обязанности не имелось. Указал, что в Республике Калмыкия отсутствует надлежащее правовое регулирование порядка предоставления жилья указанной категории граждан.

В соответствии с абзацем 1 части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе.

Проверив материалы дела, выслушав объяснения сторон, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Удовлетворяя исковые требования, суд, руководствуясь положениями статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, исходил из того, что У.В.Ч. является инвалидом с детства, страдает тяжелой формой хронического заболевания, указанного в пункте 3 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378, при котором невозможно его совместное проживание в одной квартире с другими гражданами, с 16 октября 2002 года состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, в связи с чем, в силу положений действующего жилищного законодательства имеет право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. В силу чего отказ ответчика в предоставлении У.В. жилого помещения вне очереди суд признал незаконным и обязал ответчика устранить допущенное нарушение закона.

Данные выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и требованиям закона.

В соответствии с частью 1 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением, установленных частью 2 данной статьи случаев.

В части 2 названной статьи указаны категории граждан, которым жилые помещения по договорам социального найма предоставляются вне очереди.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в статье 51 названного Кодекса. Перечень таких заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством РФ органом исполнительной власти.

В силу части 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 года N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 г. в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до предоставления им жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях по основаниям, предусмотренным подпунктами 1, 3 — 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. Жилые помещения по договорам социального найма таким лицам предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений указанной части.

Таким образом, учитывая изложенное, граждане, являющиеся инвалидами, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, вставшие до 1 января 2005 года на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, имеют право на обеспечение жилым помещением по договору социального найма во внеочередном порядке.

Как видно из материалов дела, У.В.Ч., родившийся ** ххх **** года, признан инвалидом ** группы с детства, страдает тяжелой формой хронического заболевания и состоит на учете у врача психиатра по заболеванию: F 20.6 — эндогенное заболевание, которое значится в Перечне тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 года N 378 (п. 3), а также входит в Перечень заболеваний, дающих инвалидам право на дополнительную жилую площадь, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 декабря 2004 года N 817.

Согласно решению Элистинского городского собрания третьего созыва от 31 августа 2006 года норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма установлена в размере 33 кв. м на одиноко проживающего гражданина.

Из информации администрации г. Элисты следует, что У.В.Ч. состоит на учете в качестве нуждающегося в жилом помещении на общих основаниях и льготной очереди по болезни с 16 октября 2002 года.

При таких обстоятельствах, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что У.В.Ч. имеет право на предоставление ему во внеочередном порядке жилого помещения по договору социального найма общей площадью не менее 33 кв. м с учетом дополнительной жилой площади, и в связи с этим признал незаконными действия администрации г. Элисты по отказу в предоставлении жилого помещения У.В. вне очереди, возложил на ответчика обязанность по устранению допущенного нарушения закона.

Довод жалобы о том, что на администрации г. Элисты, как органе местного самоуправления, не лежит обязанность по обеспечению жилыми помещениями той категории граждан, к которым относится У.В., так как соответствующие государственные полномочия и финансирование ей не передавались, является несостоятельным, поскольку основан на ошибочном толковании закона.

В части 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации указано, что гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

Таким образом, предоставление жилых помещений категории граждан, к которым относится У.В., в силу федерального закона относится к полномочиям органов местного самоуправления.

При этом с учетом положений части второй статьи 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» об обеспечении жилыми помещениями инвалидов, вставших на учет до 1 января 2005 года, за счет средств федерального бюджета, а также статьи 28.2 того же Федерального закона, которыми предусмотрена возможность определения формы реализации данного права нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, возложение на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению жилых помещений инвалидам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, по смыслу части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации, предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования.

При таких данных, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, правовых оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия

определила:

решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 24 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя Б. — оставить без удовлетворения.

Председательствующий
Л.Л.ЛИДЖЕЕВА

Судьи
М.Б.КАШИЕВ
Г.В.ПАНАСЕНКО

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *