В удовлетворении заявления о признании незаконными действий по отказу в реализации права на медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение в медицинских учреждениях системы МВД России отказано правомерно, поскольку данных о том, что заявитель состоит на пенсионном обеспечении в органах наркоконтроля, не имеется, следовательно, правовые основания для признания за ним права на медицинское, санаторно-курортное обслуживание в учреждениях МВД РФ отсутствуют.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Калмыкия от 14.08.2014 по делу N 33-578/2014
Судья Манжикова Т.П.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Лиджеевой Л.Л.,
судей Кашиева М.Б., Панасенко Г.В.,
при секретаре А.В.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Т. к Министерству внутренних дел по Республике Калмыкия о признании незаконными действий по отказу в реализации права на медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение в медицинских учреждениях системы МВД России по апелляционной жалобе Т. на решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 16 июня 2014 года.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Республики Калмыкия Панасенко Г.В., объяснения Т., поддержавшего доводы жалобы, возражения представителя Министерства внутренних дел по Республике Калмыкия Б., судебная коллегия
установила:
Т. обратился в суд с указанным иском, мотивируя свои требования тем, что ** июня 2003 г. он был уволен со службы в федеральных органах налоговой полиции по п. «*» ст. 45 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ (по сокращению штата) с правом на пенсию при выслуге ** лет ** месяцев ** дней. Его документы об увольнении с правом на пенсию были направлены из Управления ФСНП России по РК в пенсионное подразделение Министерства внутренних дел по Республике Калмыкия (далее по тексту — МВД по РК), где было оформлено пенсионное дело. В связи с его поступлением в 2003 г. на службу в органы наркоконтроля выплата пенсии по линии органов внутренних дел была прекращена. В настоящее время он является пенсионером органов наркоконтроля. 9 января 2014 г. обратился в МВД по РК с просьбой об обеспечении его медицинским обслуживанием и санаторно-курортным лечением в учреждениях МВД России как лица, уволенного из органов налоговой полиции с правом на пенсию и выслугой более 20 лет. 8 февраля 2014 г. ответчик отказал ему в этом, сославшись на то, что медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение должно предоставляться ему по месту пенсионного обеспечения. Данные доводы он считает неправомерными. Просил признать незаконными действия ответчика по отказу в предоставлении ему медицинского и санаторно-курортного обеспечения в учреждениях МВД РФ и обязать ответчика обеспечить ему и членам его семьи реализацию права на медицинское и санаторно-курортное обеспечение в учреждениях МВД РФ.
В судебном заседании заявитель Т. заявленные требования поддержал.
Представитель МВД по РК Ц. иск не признал, просил в удовлетворении заявленных требований отказать.
Решением Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 16 июня 2014 г. в удовлетворении заявления Т. отказано.
В апелляционной жалобе Т. просит решение суда отменить в связи с нарушением норм материального и процессуального права и вынести новое решение об удовлетворении его заявления. Полагает, что судом не исследованы приведенные им доводы. Выводы суда о том, что медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение должно предоставляться по месту пенсионного обеспечения, не основаны на положениях закона.
Выслушав объяснения сторон, проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Отказывая в удовлетворении заявления, суд руководствовался ст. 1, 6, 10, 11, 13 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей», Положением о службе в органах внутренних дел Российской Федерации, утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23 декабря 1992 г. N 202-1, п. 7 Положения об организации медицинского обслуживания и санаторно-курортного лечения в медицинских учреждениях системы МВД, утвержденного Приказом МВД РФ от 08 ноября 2006 г. N 895, Правилами «О порядке оказания медицинской помощи, санаторно-курортного обеспечения и осуществления отдельных выплат некоторым категориям военнослужащих, сотрудников правоохранительных органов и членам их семей» от 31 декабря 2004 г. N 911 и исходил из того, что Т. состоит на пенсионном обеспечении в органах наркоконтроля, следовательно, правовых оснований для удовлетворения заявленных требований и признания за ним права на медицинское, санаторно-курортное обслуживание в учреждениях МВД РФ не имеется.
С данным выводом суда, основанным на обстоятельствах дела и положениях закона, следует согласиться.
Как следует из материалов дела, ** июня 2003 г. Т. был уволен со службы из органов налоговой полиции по п. «**» ст. 45 Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ (по сокращению штатов) с правом на пенсию при выслуге — ** лет ** месяцев ** дней в календарном исчислении, ** лет ** дней — в льготном исчислении. После его увольнения пенсионным подразделением МВД по РК на него было оформлено пенсионное дело.
Приказом председателя Регионального управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков России по Астраханской области от ** сентября 2003 г. N 194 л/с Т. был принят на службу в органы Госнаркоконтроля на должность начальника организационно-аналитического отдела. В связи с поступлением на службу в органы наркоконтроля, выплата пенсии по линии органов внутренних дел ему была прекращена.
Приказом от ** июня 2009 г. N 195 л/с он уволен со службы органов наркоконтроля, и с 1 июля 2009 г. является получателем пенсии в органах наркоконтроля.
9 января 2014 г. он обратился в МВД по РК с заявлением об обеспечении его медицинским обслуживанием и санаторно-курортным лечением в учреждениях МВД России как лица, уволенного из органов налоговой полиции с правом на пенсию и выслугой более 20 лет.
Однако согласно п. «д» ч. 1 указанной статьи ст. 11 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей» пенсионное обеспечение лиц, указанных в ст. 1 настоящего Закона, и их семей в зависимости от последнего места службы этих лиц осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации — в отношении военнослужащих, уволенных из внутренних войск и военизированной пожарной охраны, лиц рядового и начальствующего состава, уволенных из органов внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, федеральных органов налоговой полиции, а также их семей.
Пенсионное обеспечение соответствующих категорий уволенных со службы военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и учреждений и органов уголовно-исполнительной системы бывшего Союза ССР, других государств и их семей, указанных в абзацах 3 и 5 пункта «а» и пункте «б» ст. 1 настоящего Закона, осуществляется в соответствии с ведомственной принадлежностью, предусмотренной настоящей статьей (ч. 2 ст. 11 Закона РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и их семей»).
Последним местом службы Т. не была служба органов налоговой полиции. Данное обстоятельство подтверждается материалами дела и не оспаривается сторонами.
При таких данных, принимая во внимание, что Т. является получателем пенсии по линии Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных требований о признании за ним права на медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение в учреждениях МВД РФ и правильно отказал в удовлетворении требований Т.
Не может быть принята во внимание ссылка в жалобе на ст. 55 Федерального закона от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Российской Федерации, признании утратившими силу отдельных законодательных актов Российской Федерации, предоставлении отдельных гарантий сотрудникам органов внутренних дел, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и упраздняемых федеральных органов налоговой полиции в связи с осуществлением мер по совершенствованию государственного управления», согласно которой лица, уволенные со службы в федеральных органах налоговой полиции с правом на пенсию и имеющие выслугу 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении), члены их семей (супруга (супруг), несовершеннолетние дети) имеют право на обеспечение медицинской помощью в медицинских учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, а также право на санаторно-курортное лечение и оздоровительный отдых в учреждениях системы Министерства внутренних дел Российской Федерации за плату; при этом лицам, уволенным со службы в федеральных органах налоговой полиции с правом на пенсию и имеющим выслугу 20 лет и более (в том числе в льготном исчислении), их супругам и несовершеннолетним детям один раз в год независимо от приобретения путевки органами внутренних дел по месту их пенсионного обеспечения выплачивается денежная компенсация к отдыху в порядке и размерах, установленных Правительством Российской Федерации.
По мнению заявителя, который в 2003 году был уволен из органов налоговой полиции и до ** июля 2009 года проходил службу в федеральных органах наркоконтроля, а в настоящее время является пенсионером органов наркоконтроля, в силу данной нормы закона у него возникло право выбора места и органа, которым после выхода на пенсию должно осуществляться медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение его самого и членов его семьи ввиду наличия у него требуемой в соответствии с законом продолжительности выслуги лет и в органах налоговой полиции, и в органах наркоконтроля.
Такое мнение нельзя признать правильным, поскольку оно основано на ошибочном толковании приведенной нормы закона. По смыслу указанной нормы, которую надлежит толковать в совокупности с положениями вышеприведенного законодательства, социальные льготы, в частности, медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение, могут предоставляться в системе органов МВД лицам, состоящим на их пенсионном обеспечении.
Таким образом, выводы суда основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, нарушений норм процессуального права судом не допущено, а потому решение суда является законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
решение Элистинского городского суда Республики Калмыкия от 16 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Т. — без удовлетворения.
Председательствующий
Л.Л.ЛИДЖЕЕВА
Судьи
М.Б.КАШИЕВ
Г.В.ПАНАСЕНКО