Иск о включении в пенсионный стаж периода трудовой деятельности удовлетворен, так как факты неуплаты работодателем — ответчиком заработной платы и страховых взносов за спорные периоды работы истца в силу закона не позволяют исключить эти периоды из его трудового стажа.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Калмыкия от 05.08.2014 по делу N 33-515/14
Судья: Дрей В.Д.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Калмыкия в составе:
председательствующего Дорджиева Б.Д.,
судей Басанговой И.Б.,
Шихановой О.Г.,
при секретаре М.Э.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Л. к Государственному учреждению — Управлению Пенсионного фонда РФ в Яшалтинском районе РК о включении в пенсионный стаж периода трудовой деятельности по апелляционной жалобе представителя ответчика А. на решение Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 5 июня 2014 г. и частное определение Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 05 июня 2014 г.
Заслушав доклад судьи Шихановой О.Г. об обстоятельствах дела, возражения на апелляционную жалобу истца Л., судебная коллегия
установила:
Л. обратился в суд с иском к Государственному учреждению — Управлению Пенсионного фонда РФ в Яшалтинском районе РК (далее — ГУ УПФ РФ в Яшалтинском районе РК) о включении в пенсионный стаж периода трудовой деятельности.
В обоснование требований истец указал, что он достиг возраста 60 лет и с 05 ноября 2013 г. является получателем трудовой пенсии. 12 марта 2014 г. он обратился в ГУ УПФ РФ в Яшалтинском районе с заявлением о включении в трудовой стаж периода работы в ОКХ «Октябрьское» в должности шофера-электрика с 01 января по 16 июня 1999 г. Согласно ответу N 219 от 20 марта 2014 г. в удовлетворении данного заявления ему было отказано со ссылкой на то, что заработная плата и страховые взносы из сумм заработка, работающих в ОКХ «Октябрьское» граждан, в период с 01 января по 30 июня 1999 г. не начислялись. Считает решение пенсионного органа необоснованным и нарушающим его права и законные интересы. Просил обязать ГУ УПФ РФ в Яшалтинском районе РК включить в общий трудовой стаж период работы в ОКХ «Октябрьское» в должности шофера-электрика с 01 января по 16 июня 1999 г.
В судебном заседании истец Л. исковые требования поддержал.
Представитель ответчика — начальник ГУ ПФ РФ в Яшалтинском районе РК А., надлежащим образом извещенная о дате и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие. В письменных возражениях исковые требования не признала. Указала, что оснований для включения в страховой и общий трудовой стаж периода работы Л. с 01 января по 17 июня 1999 г. не имеется, поскольку в указанный период он работал в ОКХ «Октябрьское» по найму, страховые взносы из сумм заработка не начислялись.
Решением Яшалтинского районного суда РК от 05 июня 2014 г. исковые требования Л. удовлетворены.
На ГУ — УПФР в Яшалтинском районе РК возложена обязанность включить в общий трудовой стаж Л. периоды работы в ОКХ «Октябрьское» в должности шофера-электрика с 01 января 1999 г. по 16 июня 1999 г. С ответчика в пользу Л. взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере <…> руб.
В адрес начальника ГУ — Отделения Пенсионного фонда РФ по РК М.Г. вынесено частное определение о нарушениях действующего законодательства, допущенных ответчиком.
На указанное решение и частное определение начальник ГУ — УПФР в Яшалтинском районе РК А. подала апелляционную жалобу, в которой просит отменить судебные решения, в удовлетворении исковых требований отказать. Указывает, что Л. за период с 1 января по 17 июня 1999 г. работал в ОКХ «Октябрьское» по найму, страховые взносы из сумм заработка не начислялись. Спорный период не может быть включен в страховой стаж, поскольку трудовые отношения в крестьянском хозяйстве в тот момент регулировались Законом РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве». Указанный закон предусматривал, что время работы в крестьянском хозяйстве граждан, заключивших договоры об использовании их труда, засчитывается в общий и непрерывный стаж работы на основании записей в трудовой книжке и документов, подтверждающих уплату взносов по социальному страхованию. Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденными постановлением Правительства РФ N 555 от 24 июля 2002 г., также предусмотрено, что указанные периоды работы подтверждаются трудовой книжкой и документом территориального органа Пенсионного фонда РФ или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей. Периоды работы граждан по найму в крестьянских (фермерских) хозяйствах, в течение которых не уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, с учетом положений Постановления Конституционного Суда РФ N 9-П от 10 июля 2007 г., могут быть включены в страховой стаж лишь начиная с 17 июня 2003 г., даты вступления в законную силу Федерального закона от 11 июня 2003 г. N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
В письменных возражениях на апелляционную жалобу истец Л. просил оставить ее без удовлетворения, а решение суда первой инстанции без изменения.
Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, выслушав объяснения истца, судебная коллегия считает решение и частное определение суда подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Удовлетворяя исковые требования, суд руководствовался ст. 39 Конституции РФ, ст. 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Постановлением Конституционного Суда РФ N 9-П от 10 июля 2007 г. и исходил из того, что пенсионным органом допущено нарушение прав и свобод истца, поскольку на него не может возлагаться риск последствий ненадлежащего исполнения страхователем — ОКХ «Октябрьское» своих обязательств по начислению страховых сумм в Пенсионный фонд РФ.
Суд счел необходимым обратить внимание начальника ГУ — Отделения Пенсионного фонда РФ по РК М.Г. на нарушения действующего законодательства, допущенные ответчиком.
С такими выводами следует согласиться.
Из материалов дела видно, что ГУ УПФ РФ в Яшалтинском районе РК отказало в удовлетворении заявления истца о включении в трудовой стаж периода работы в ОКХ «Октябрьское» в должности шофера-электрика с 1 января по 16 июня 1999 г. N 219 со ссылкой на то, что заработная плата и страховые взносы из сумм заработка граждан, работающих в ОКХ «Октябрьское», в период с 1 января по 30 июня 1999 г. не начислялись.
В соответствии со статьей 66 Трудового кодекса РФ трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.
Из трудовой книжки Л. следует, что в период с 01 января по 16 июня 1999 г. он работал шофером-электриком в ОКХ «Октябрьское», данная запись подтверждена подписью инспектора и печатью хозяйства.
В силу ст. 2 Кодекса законов о труде РСФСР, действовавшего до 1 февраля 2002 г., каждый работник имеет право на равное вознаграждение за равный труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного законом минимального размера.
В нарушение указанной нормы работодателем в лице ОКХ «Октябрьское» за 1999 год заработная плата истцу Л. начислена лишь в декабре, в размере 1767 руб. 38 коп., что подтверждается справкой N 166 от 21 октября 2013 г., выданной правопреемником ОКХ «Октябрьское» — СПК «Октябрьский».
Указанное обстоятельство свидетельствует об отсутствии вины со стороны истца Л. в неначислении ему работодателем заработной платы.
В спорный период работы истца действовал Закон Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации» (действовавший до 1 февраля 2002 г.), предусматривающий, что заработок для исчисления пенсии включаются все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязанностей), предусмотренной статьей 89 Закона, на которые начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации (ст. 100).
Согласно расчетной ведомости по страховым взносам в Пенсионный фонд РФ за период с 1 января по 30 июня 1999 г. страховые взносы на суммы заработка работающих в хозяйстве граждан не начислялись.
Статьей 2 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» установлено, что страховой стаж — учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.
Взносы на государственное социальное страхование уплачиваются предприятиями, учреждениями, организациями, отдельными гражданами, использующими труд наемных работников в личном хозяйстве, а также работниками из своего заработка. Неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет государственного социального страхования (ст. 237 Кодекса законов о труде РСФСР).
Таким образом, право застрахованных лиц, работающих по трудовому договору, на получение трудовой пенсии обеспечивалось ранее и обеспечивается в настоящее время уплатой страхователями в их пользу страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на трудовую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Согласно части 1 статьи 10 указанного закона в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Обязанность по страхованию работника, по своевременной и в полном объеме уплате за него страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации и по ведению учета, связанного с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет, возложено на страхователя (пункт 2 статьи 14 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации»).
Согласно пункту 2 статьи 13 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страховщик обязан назначать (пересчитывать) и своевременно выплачивать трудовые пенсии на основе данных индивидуального (персонифицированного) учета.
Финансирование выплаты пенсий, назначенных в соответствии с данным Законом, осуществляется Пенсионным фондом Российской Федерации за счет страховых взносов работодателей, граждан и ассигнований из федерального бюджета (статья 8); в общий трудовой стаж включается любая работа в качестве рабочего, служащего, члена колхоза или другой кооперативной организации, иная работа, на которой работник, не будучи рабочим или служащим, подлежал государственному социальному страхованию (статья 89 Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 г. N 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации»).
Следовательно, уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в пользу граждан, работающих по трудовому договору, как в период работы истца в ОКХ «Октябрьское», так и в настоящее время должен был производить работодатель.
Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 10 июля 2007 г. N 9-П признаны противоречащими Конституции Российской Федерации пункт 1 статьи 10 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и абзац третий пункта 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, в той мере, в какой они позволяют не включать периоды работы, за которые не были уплачены полностью или в части страховые взносы, в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.
При этом суд указал, что механизм обязательного пенсионного страхования, в рамках которого уплате страховых взносов придано значение необходимого условия для включения соответствующих периодов трудовой деятельности застрахованного лица в его страховой стаж, а размер трудовой пенсии (ее страховой и накопительной частей) непосредственно зависит от суммы уплаченных в Пенсионный фонд Российской Федерации в его пользу страховых взносов, предполагает и наличие соответствующих государственных гарантий реализации застрахованными лицами, выполнявшими оплачиваемую работу по трудовому договору, своих пенсионных прав в полном объеме.
Таким образом, гарантируя права застрахованных лиц (работников), законодатель установил правило, согласно которому неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования, а значит, права на пенсию и иные, связанные с нею льготы.
Факты неуплаты работодателем ОКХ «Октябрьское» заработной платы и страховых взносов за спорные периоды работы Л., в силу приведенной правовой позиции, не позволяет исключить их из трудового стажа истца.
Из письма пенсионного органа от 20 марта 2014 года следует, что единственным основанием отказа истцу во включении спорного периода явилось, что заработная плата и страховые взносы из сумм заработка граждан, работающих в ОКХ «Октябрьское», в период с 1 января по 30 июня 1999 г. не начислялись.
Следовательно, доводы апелляционной жалобы ответчика о том, что Л. в спорный период работал в ОКХ «Октябрьское» по найму, и данный период не может быть включен в страховой стаж, поскольку трудовые отношения в крестьянском хозяйстве в тот момент регулировались Законом РСФСР от 22 ноября 1990 г. N 348-1 «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» являются необоснованными, и судебной коллегией при разрешении данного спора во внимание не принимаются.
С учетом изложенного, решение и частное определение суда следует признать законными и обоснованными, оснований для их отмены по доводам апелляционной жалобы судебная коллегия не находит.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Калмыкия
определила:
Решение и частное определение Яшалтинского районного суда Республики Калмыкия от 05 июня 2014 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу начальника ГУ — УПФР в Яшалтинском районе РК А. без удовлетворения.
Председательствующий
Б.Д.ДОРДЖИЕВ
Судьи
И.Б.БАСАНГОВА
О.Г.ШИХАНОВА