Об отмене решения Бейского районного суда Республики Хакасия от 08.04.2013 по делу N 2-152/2013 в части признания недействующими пунктов 4, 5.1, 6, 7, 9 Положения о порядке организации и проведения массовых мероприятий на территории Бейского района, утв. решением Совета депутатов муниципального образования Бейский район от 25.04.2011 N 406.

Апелляционное определение Верховного суда Республики Хакасия от 27.06.2013 по делу N 33-1550/2013

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия в составе:

председательствующего Страховой О.А.

судей Вениченко О.В., Долгополовой Т.В.,

при секретаре Павлюченко Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Бейского района в интересах неопределенного круга лиц о признании нормативно-правового акта, утвержденного Советом депутатов МО Бейский район противоречащим закону и недействующим в части, с апелляционной жалобой представителя заинтересованного лица Козина А.С. на решение Бейского районного суда от 08 апреля 2013, которым заявленные требования удовлетворены.

Заслушав доклад судьи Вениченко О.В., объяснения прокурора Васильевой Е.В., выразившей согласие с решением суда, судебная коллегия

установила:

Прокурор Бейского района, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с вышеназванным заявлением, указывая на то, что в ходе проведения проверки установлено противоречие федеральному законодательству пунктов 4, 5.1, 6, 7, 9, 10 Положения о порядке организации и проведения массовых мероприятий на территории Бейского района, утвержденного 25.04.2011. Просил признать их противоречащими закону и недействующими со дня принятия.

В судебном заседании помощник прокурора Понамарев В.В. уточнил заявленные требования, просил признать положения указанных пунктов противоречащими закону и недействующими с момента вступления решения суда в законную силу.

В судебном заседании представитель Совета депутатов Бейского района Козин А.С. требования не признал. Пояснял, что оспариваемое положение разработано на основании Постановления Правительства Республики Хакасия от 28.01.2011 N 16 «Об утверждении примерного положения о порядке организации массовых мероприятий на территории Республики Хакасия», которое не оспорено и действует до настоящего времени. На сессии Совета депутатов Бейского района 27.04.2013 планируется отменить оспариваемые пункты положения. Полагал, что права граждан не нарушаются, поскольку в период действия положения на территории Бейского района неоднократно проводились массовые мероприятия. Просил отказать в удовлетворении заявленных требований.

Решением суда от 08.04.2013 требования заявления удовлетворены.

Не согласившись с решением, представитель заинтересованного лица Козин А.С. обратился с апелляционной жалобой, указывая на нарушение судом норм материального права и ссылаясь на соответствие спорного нормативного акта Примерному положению о порядке организации и проведения массовых мероприятий на территории Республики Хакасия, утвержденному Постановлением Правительства Республики Хакасия от 25.01.2011 N 16. Полагает, что предложенный в положении вариант проведения публичного мероприятия дает возможность достижения правомерных целей этого мероприятия. Заявители же, реализуя свое право, при определении места и времени проведения мероприятия должны, в свою очередь, прилагать усилия по достижению согласия на основе баланса интересов. На основании чего просит отменить решение суда, принять новое решение, в удовлетворении заявленных требований отказать.

Возражения на апелляционную жалобу не поступили.

При рассмотрении дела судом апелляционной инстанции прокурор Васильева Е.В. выразила согласие с решением суда.

Выслушав прокурора, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с ч. 1 ст. 251 ГПК РФ гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.

Установив, что оспариваемый нормативный правовой акт или его часть противоречат федеральному закону либо другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, суд признает нормативный правовой акт недействующим полностью или в части со дня его принятия или иного указанного судом времени (ч. 2 ст. 253 ГПК РФ).

Согласно ст. 31 и ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Из материалов дела следует, что решением Совета депутатов МО Бейский район от 25.04.2011 N 406 утверждено Положение о порядке организации и проведения массовых мероприятий на территории Бейского района (далее — Положение).

Решение подписано Главой МО Бейский район и опубликовано в «Официальном вестнике», приложение к газете «Саянская заря», от 17.05.2011 N 6 в соответствии с п. 5 ст. 11 Устава МО Бейский район.

В силу п. 1 Положения оно разработано в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, обеспечения законности, правопорядка, общественной безопасности и безопасности граждан, определяет порядок организации и проведения массовых мероприятий на территории Бейского района в стационарных или временных культурно-зрелищных сооружениях, а также в парках, садах, скверах, на бульварах, улицах, площадях и других территориях, расположенных на территории Бейского района.

В соответствии с п. п. 4, 5.1, 6 Положения для проведения массового мероприятия организатор массового мероприятия подает в письменной форме Главе муниципального образования Бейский район уведомление о проведении массового мероприятия.

При рассмотрении уведомления о проведении массового мероприятия организатору могут быть предъявлены требования по изменению места, времени и порядка проведения массового мероприятия, а также на организатора массового мероприятия возлагается обязанность при получении письменного согласования главы муниципального образования согласовывать независимо от уровня проводимого мероприятия (федеральный, республиканский, муниципальный и т.д.) не позднее пяти календарных дней до начала мероприятия: с органом внутренних дел, на обслуживаемой территории которого проводится массовое мероприятие, вопросы обеспечения охраны общественного порядка и безопасности в месте проведения мероприятия; с территориальными органами управления здравоохранения вопросы медицинского сопровождения массового мероприятия; с территориальными подразделениями противопожарной службы: план мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций с учетом схемы маршрутов и очередности движения участников мероприятий; схему размещения временных строений и сооружений с указанием расстояний между ними и капитальными зданиями и сооружениями с указанием на ней количества и мест размещения первичных средств пожаротушения; схему мест дислокации спецавтотранспорта противопожарной службы, скорой медицинской помощи и аварийно-спасательных служб, обеспечивающих кратчайшее время их развертывания при возникновении чрезвычайных обстоятельств; при сопровождении массового мероприятия проведением фейерверка схему местности с нанесением на ней пунктов размещения фейерверочных изделий с указанием границ безопасной зоны, указанием безопасных границ до зданий и сооружений, а также виды используемой пиротехнической продукции; с территориальными подразделениями Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Хакасия: схему размещения временных точек общественного питания, торговли (палатки, ларьки, передвижные точки питания) и их обеспечение холодильным и торговым оборудованием; схему размещения контейнеров для сбора мусора, общественных туалетов (биотуалеты).

Кроме того, п. п. 7, 9 Положения на администрацию объекта проведения массового мероприятия возложены обязанности по оказанию содействия до начала проведения мероприятия органам внутренних дел, организатору массового мероприятия, противопожарной службе в обследовании объекта проведения массового мероприятия; по проверке готовности к использованию информационных щитов и средств громкоговорящей связи для доведения до участников и зрителей мероприятий информации о порядке и правилах их проведения на объектах, путях эвакуации при возникновении чрезвычайных ситуаций; по обеспечению возможности беспрепятственной эвакуации участников мероприятия в случае возникновения пожара или чрезвычайной ситуации; готовности средств пожаротушения, наличие соответствующего персонала и его действия в соответствии со служебными инструкциями; размещению на видных местах знаков безопасности, указателей, правил поведения участников, планов эвакуации и инструкций о мерах пожарной безопасности; по осуществлению контроля за функционирование всех инженерных систем и систем оповещения, имеющихся на объектах проведения массовых мероприятий, надежностью эксплуатируемых зданий, сооружений и трибун, безопасностью зрителей и участников, в том числе при эвакуации; по проведению воспитательной работы и разъяснительной работы с посетителями, пропаганды соблюдения порядка и правил поведения участников мероприятия, порядка эвакуации и мер пожарной безопасности, используя наглядную агитацию, местную ретрансляционную сеть и другие технические средства. При этом администрация объекта проведения массового мероприятия наделяется правом приостанавливать проведение массового мероприятия в случае нарушения общественного порядка.

Принимая решение об удовлетворении заявления прокурора, суд указал, что в полномочия Совета депутатов не входит обеспечение безопасности населения в период проведения массовых мероприятий, а указанные выше нормы Положения нарушают гарантированное ст. 31 Конституции Российской Федерации право граждан собираться мирно в отсутствие ограничений, установленных федеральным законом в соответствии с требованиями ч. 3 ст. 55 Конституции Российской Федерации.

С таким выводом согласиться нельзя, так как он противоречит нормам законодательства и материалам дела.

Спорное Положение не регулирует проведение собраний митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, проведение спортивных мероприятий, религиозных обрядов и церемоний, агитационной деятельности, проведение которых регулируется Федеральным законом от 19.06.2004 N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях», Федеральным законом от 04.12.2007 N 329-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Федеральным законом от 26.09.1997 N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» и Федеральным законом от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Под массовым мероприятием в Положении понимается открытое, мирное, культурно-зрелищное, а также иное развлекательное мероприятие (в том числе фестиваль, карнавал, народное гуляние, праздничный концерт, дискотека), проводимое в целях организации досуга (отдыха, пропаганды молодежной субкультуры, поп-культуры в открытых общественных местах, официальное не предназначенных для их проведения, доступное для посещения неопределенного круга лиц (п. п. 2 и 3 Положения).

Согласно п. 19.1 ч. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится создание условий для обеспечения поселений, входящих в состав муниципального района, услугами по организации досуга и услугами организаций культуры.

Кроме того, органы местного самоуправления муниципального района вправе решать вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (ч. 2 ст. 15.1 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), а п. 2 Постановления Правительства Республики Хакасия от 25.01.2011 N 16 «Об утверждении примерного положения о порядке организации и проведения массовых мероприятий на территории Республики Хакасия» органам местного самоуправления муниципальных образований Республики Хакасия в пределах своей компетенции рекомендовано принять положения о порядке организации и проведения массовых мероприятий на территориях муниципальных образований.

По своему содержанию нормы п. п. 4, 5.1, 6, 7, 9 Положения соответствуют нормам Примерного положения о порядке организации и проведения массовых мероприятиях на территории Республики Хакасия, утвержденному Постановлением Правительства Республики Хакасия от 25.01.2011 N 16, в редакции, действовавшей на момент принятия спорного Положения и рассмотрения дела судом первой инстанции.

В соответствии с ч. 1 ст. 15, п. 12 ч. 1 ст. 17 Устава МО Бейский район Совет депутатов, как представительный орган местного самоуправления, вправе решать иные вопросы (не указанные в ст. 17 Устава), отнесенные к компетенции Совета федеральными законами, Конституцией Республики Хакасия, законами Республики Хакасия, а также настоящим Уставом.

В силу п. 14 ст. 11 Устава МО Бейский район наделение Главы района полномочиями по решению вопросов местного значения, не предусмотренными Уставом, в том числе не предусмотренными Уставом спорными полномочиями по регулированию организации массовых мероприятий в области культуры, относится к компетенции Совета депутатов.

Анализ указанных выше норм законодательства свидетельствует о том, что регулирование процесса организации массовых мероприятий в области культуры на территории муниципального образования, в том числе и в целях их безопасного проведения, относится к вопросам местного значения, не затрагивает и, как следствие, не нарушает права граждан, гарантированные ст. 31 Конституции Российской Федерации и регламентированные федеральными законами.

Таким образом, спорные нормы Положения приняты Советом депутатов в пределах его компетенции и не противоречат закону или иному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.

В то же время, п. 10 Положения содержит нормы, регулирующие деятельность органа внутренних дел по Бейскому району при проведении массовых мероприятий, а также при проверке частных охранных служб, принимающих участие в обеспечении массовых мероприятий.

Согласно п. п. 1, 2 ст. 3 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» правовую основу деятельности полиции составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, другие федеральные законы, нормативные правовые акты федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Полиция в своей деятельности руководствуется также законами субъектов Российской Федерации по вопросам охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности, изданными в пределах своей компетенции.

С учетом этого суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что органы местного самоуправления не вправе регулировать деятельность полиции и обоснованно признал п. 10 Положения недействующим и противоречащим закону.

Исходя из изложенного, и руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

Решение Бейского районного суда Республики Хакасия от 08 апреля 2013 года по настоящему делу отменить в части признания недействующими и противоречащим закону пунктов 4, 5.1, 6, 7, 9 Положения о порядке организации и проведения массовых мероприятий на территории Бейского района, утвержденного Советом депутатов МО Бейский район от 25.04.2011 N 406.

Принять в указанной части новое решение.

В удовлетворении заявления прокурора Бейского района о признании недействующим и противоречащим закону пунктов 4, 5.1, 6, 7, 9 Положения о порядке организации и проведения массовых мероприятий на территории Бейского района, утвержденного Советом депутатов МО Бейский район от 25.04.2011 N 406 — отказать.

В остальной части решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Совета депутатов Бейского района Козина Алексея Сергеевича — без удовлетворения.

Председательствующий
О.А.СТРАХОВА

Судьи
О.В.ВЕНИЧЕНКО
Т.В.ДОЛГОПОЛОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *