О признании недействующим пункта 6 части 1 статьи 5 Закона Республики Хакасия от 22.02.2007 N 11-ЗРХ О порядке подачи уведомлений о проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования в Республике Хакасия в части, обязывающей организаторов публичного мероприятия указывать в уведомлении о проведении публичного мероприятия о намерении использовать при его проведении иные технические средства.
Решение Верховного суда Республики Хакасия от 18.01.2011
Верховный суд Республики Хакасия
в лице председательствующего Петровой Т.Л.,
при секретаре Жилинской И.А.,
с участием прокурора Васильевой Е.В.,
представителя Верховного Совета Республики Хакасия Шейерман Н.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Хакасия о признании пункта 6 части 1 статьи 5 Закона Республики Хакасия от 22 февраля 2007 года N 11-ЗРХ «О порядке подачи уведомлений о проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования в Республике Хакасия» в части противоречащим федеральному законодательству, недействующим,
установил:
14 февраля 2007 года Верховным Советом Республики Хакасия принят Закон Республики Хакасия «О порядке подачи уведомлений о проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования в Республике Хакасия» (далее — Закон Республики Хакасия), 22 февраля 2007 года подписан Председателем Правительства Республики Хакасия, опубликован в бюллетене «Вестник Хакасии» от 2 марта 2007 года N 14.
Прокурор Республики Хакасия обратился в суд с заявлением о признании пункта 6 части 1 статьи Закона Республики Хакасия противоречащим федеральному законодательству, недействующим в части, ссылаясь на то, что в оспариваемой правовой норме содержится не предусмотренное федеральным законодательством требование об указании в уведомлении о проведении публичного мероприятия намерения использования помимо звукоусиливающих, иных технических средств, что является коррупциогенным фактором, содержащим завышенные требования к гражданам и организациям, предъявляемым для реализации принадлежащих им прав.
В судебном заседании прокурор Васильева Е.В. на заявленных требованиях настаивала, приводя в обоснование те же доводы, что и в заявлении, дополнительно пояснив, что понятие «иные технические средства» является неопределенным.
Представитель Верховного Совета Республики Хакасия Шейерман Н.И. возражала против заявленных требований, пояснила, что статьей 2 Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» дано определение уведомления о проведении публичного мероприятия как документа, посредством которого органу исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в порядке, установленном законом, сообщается информация о проведении публичного мероприятия в целях обеспечения при его проведении безопасности и правопорядка.
Таким образом, при установлении требования об указании в уведомлении иных технических средств, предполагаемых к использованию, Верховный Совет Республики Хакасия исходил из целей защиты прав граждан, не принимающих участие в публичных мероприятиях, и задач Федерального закона, а именно, обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка, что не является нарушением прав организаторов публичного мероприятия.
Кроме того, в заявлении прокурора не указано какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются оспариваемым положением Закона Республики Хакасия.
Выслушав прокурора, представителя Верховного Совета Республики Хакасия, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с пунктом «б» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации защита прав и свобод человека и гражданина отнесены к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а в силу части 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.
Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирования (статья 31 Конституции Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона от 19 июня 2004 года N 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» (с изменениями от 8 декабря 2010 года) (далее — Федеральный закон) законодательство Российской Федерации о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях основывается на положениях Конституции Российской Федерации, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон и иные законодательные акты Российской Федерации, относящиеся к обеспечению права на проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований. В случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, нормативные правовые акты, касающиеся обеспечения условий проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, издают Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, принимают и издают органы государственной власти субъектов Российской Федерации.
В судебном заседании установлено, что 14 февраля 2007 года Верховным Советом Республики Хакасия принят Закон Республики Хакасия «О порядке подачи уведомлений о проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования в Республике Хакасия» (далее — Закон Республики Хакасия).
Согласно статье 73 Конституции Российской Федерации (с изменениями от 8 июня 2010 года), статье 2 Закона Республики Хакасия от 19 сентября 1995 года N 46 «О Верховном Совете Республики Хакасия» (с изменениями от 9 июля 2010 года) Верховный Совет Республики Хакасия состоит из 75 депутатов.
Верховный Совет Республики Хакасия является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного общего числа депутатов (статья 77 Конституции Республики Хакасия, статья 6 Закона Республики Хакасия «О Верховном Совете Республики Хакасия»).
В силу статьи 78 Конституции Республики Хакасия, статьи 7 Закона Республики Хакасия «О Верховном Совете Республики Хакасия» заседание Верховного Совета правомочно, если в его работе участвует не менее двух третей от установленного общего числа депутатов Верховного Совета Республики Хакасия.
Закон Республики Хакасия принимается большинством голосов от установленного общего числа депутатов Верховного Совета Республики Хакасия, если иное не предусмотрено федеральным законом (статья 87 Конституции Республики Хакасия, часть 3 статьи 17 Закона Республики Хакасия «О Верховном Совете Республики Хакасия»).
Таким образом, для принятия закона Республики Хакасия необходимо 38 голосов депутатов, при этом заседание Верховного Совета считается правомочным, если на нем присутствует не менее 50 депутатов.
На заседании Верховного Совета Республики Хакасия 14 февраля 2007 года присутствовало 62 депутата, за принятие оспариваемого Закона Республики Хакасия проголосовало 62 депутата.
Таким образом, оспариваемый Закон Республики Хакасия принят правомочным составом Верховного Совета Республики Хакасия и достаточным количеством голосов депутатов.
В соответствии со статьей 87 Конституции Республики Хакасия, статьей 18 Закона Республики Хакасия «О Верховном Совете Республики Хакасия» закон Республики Хакасия, принятый Верховным Советом Республики Хакасия, в течение 7 дней направляется для подписания и обнародования Председателю Правительства Республики Хакасия. Председатель Правительства Республики Хакасия подписывает и обнародует закон Республики Хакасия либо отклоняет закон в течение 14 календарных дней со дня его получения. Законы Республики Хакасия вступают в силу со дня их официального опубликования.
Официальными изданиями, предназначенными для официального опубликования нормативных правовых актов Республики Хакасия, являются газета «Хакасия», газета «Хабар — Известия» и бюллетень «Вестник Хакасии» (пункт 1 статьи 35 Закона Республики Хакасия от 5 декабря 2005 года N 87-ЗРХ «О нормативных правовых актах Республики Хакасия» (с изменениями от 8 ноября 2010 года).
Закон Республики Хакасия «О порядке подачи уведомлений о проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования в Республике Хакасия» опубликован в бюллетене «Вестник Хакасии» от 2 марта 2007 года N 14.
В пункте 3 статьи 7 Федерального закона установлен перечень сведений, подлежащих указанию в уведомлении о проведении публичного мероприятия, который является исчерпывающим, и субъектам Российской Федерации не предоставлено право изменять или дополнять его.
Часть 1 статьи 5 Закона Республики Хакасия в целом воспроизводит указанный перечень.
Между тем, в пункте 6 части 1 статьи 5 Закона Республики Хакасия содержится не предусмотренное федеральным законодательством требование об указании в уведомлении о проведении публичного мероприятия намерения использовать помимо звукоусиливающих, иных технических средств.
Таким образом, установив в оспариваемой правовой норме отличный от определенного на федеральном уровне перечень сведений, составляющих содержание уведомления о проведении публичного мероприятия, Верховный Совет Республики Хакасия изменил содержание федерального регулирования по указанному вопросу, расширение круга этих сведений законом субъекта Российской Федерации неправомерно и противоречит федеральному законодательству.
Кроме того, толкование положения «иные технические средства» при правоприменении не может быть признано определенным, поскольку ни в федеральном законодательстве, ни в законодательстве Республики Хакасия не содержится перечня технических средств, отнесенных к иным по смыслу оспариваемого Закона Республики Хакасия.
Как разъяснено в пункте 25 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2007 года N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» если оспариваемый акт или его часть вызывает неоднозначное толкование, суд не вправе устранять эту неопределенность путем обязания в решении органа или должностного лица внести в акт изменения или дополнения, поскольку такие действия суда будут являться нарушением компетенции органа или должностного лица, принявших данный нормативный правовой акт. В этом случае оспариваемый акт в такой редакции признается недействующим полностью или в части с указанием мотивов принятого решения.
Суд не может согласиться с доводом представителя Верховного Совета Республики Хакасия о том, что оспариваемое положение предусмотрено в целях обеспечения организатором публичного мероприятия общественного порядка и защиты прав граждан, не являющихся участниками этого мероприятия, поскольку обеспечение условий проведения публичного мероприятия и обеспечение безопасности публичного мероприятия различны. Согласно преамбуле Федерального закона «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях» он направлен на обеспечение реализации установленного Конституцией Российской Федерации права граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирования. Из преамбулы Закона Республики Хакасия «О порядке подачи уведомлений о проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования в Республике Хакасия» следует, что настоящий Закон направлен на обеспечение условий проведения собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирований, различных форм сочетания данных акций. Таким образом, как Федеральным законом, регулирующим спорные правоотношения, так и оспариваемым Законом Республики Хакасия не регламентируются вопросы обеспечения безопасности публичных мероприятий и условия их обеспечения. Более того, субъектам Российской Федерации не предоставлено право регулировать вопросы безопасности в какой-либо сфере общественных отношений, в том числе, устанавливать какие-либо дополнительные условия обеспечения безопасности, так как в силу пункта «м» статьи 71 Конституции Российской Федерации вопросы безопасности находятся в исключительном ведении Российской Федерации.
Несостоятельным является и довод представителя Верховного Совета Республики Хакасия о том, что в заявлении прокурора не указано какие права и свободы гражданина или неопределенного круга лиц нарушаются Законом Республики Хакасия, так как в соответствии с разъяснением Пленума Верховного Суда Российской Федерации, приведенном в Постановлении от 29 ноября 2007 года N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» при обращении прокурора с заявлением об оспаривании нормативного правового акта от него не требуется указания данных, конкретизирующих, чьи и какие права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами, нарушаются оспариваемым актом, поскольку статья 251 ГПК РФ не возлагает на него такую обязанность.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что требование прокурора о признании оспариваемой нормы в части недействующей со дня вступления решения суда в законную силу является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Согласно пункту 3 статьи 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующим или сообщение о решении после вступления в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.
Учитывая, что Закон Республики Хакасия от 22 февраля 2007 года N 11-ЗРХ «О порядке подачи уведомлений о проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования в Республике Хакасия» опубликован в бюллетене «Вестник Хакасии» от 2 марта 2007 года N 14, суд считает необходимым обязать Верховный Совет Республики Хакасия опубликовать сообщение о принятом решении после вступления его в законную силу в первом очередном номере указанного издания.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 193 — 199, 253 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление прокурора Республики Хакасия удовлетворить.
Признать пункт 6 части 1 статьи 5 Закона Республики Хакасия от 22 февраля 2007 года N 11-ЗРХ «О порядке подачи уведомлений о проведении собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования в Республике Хакасия» в части обязывающей организаторов публичного мероприятия указывать в уведомлении о проведении публичного мероприятия о намерении использовать при его проведении иных технических средств противоречащим федеральному законодательству, недействующим.
Обязать Верховный Совет Республики Хакасия опубликовать сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу в первом очередном номере бюллетеня «Вестник Хакасии».
Решение может быть обжаловано, прокурором может быть принесено представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Хакасия в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий
Т.Л.ПЕТРОВА