О признании недействующими статьи 6, пунктов 1, 3, 4 статьи 8 Закона Республики Хакасия от 11.05.2010 N 32-ЗРХ О личном подсобном хозяйстве.

Решение Верховного суда Республики Хакасия от 30.07.2010

Верховный Суд Республики Хакасия

в лице председательствующего Петровой Т.Л.,

при секретаре Жилинской И.А.,

с участием прокурора Васичкиной О.А.,

представителя Верховного Совета Республики Хакасия Котельникова А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Республики Хакасия о признании статьи 6, пунктов 1, 3, 4 статьи 8 Закона Республики Хакасия от 11 мая 2010 года N 32-ЗРХ «О личном подсобном хозяйстве» противоречащими федеральному законодательству, недействующими,

установил:

28 апреля 2010 года Верховным Советом Республики Хакасия принят Закон Республики Хакасия «О личном подсобном хозяйстве» (далее — Закон Республики Хакасия), 11 мая 2010 года подписан Председателем Правительства Республики Хакасия, текст Закона опубликован в бюллетене «Вестник Хакасии» от 18 мая 2010 года N 33.

Прокурор Республики Хакасия обратился в суд с заявлением о признании статьи 6, пунктов 1, 3, 4 статьи 8 Закона Республики Хакасия противоречащими федеральному законодательству, недействующими.

В обоснование заявленных требований сослался на то, что согласно статье 6 Закона Республики Хакасия граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, имеют право привлекать иных лиц для осуществления отдельных видов работ в личном подсобном хозяйстве в соответствии с действующим законодательством. Однако Федеральный закон «О личном подсобном хозяйстве» не содержит положений о возможности привлечения для работы в личном подсобном хозяйстве иных лиц, кроме членов семьи гражданина, ведущего личное подсобное хозяйство. Оспариваемая норма Закона Республики Хакасия трансформирует личное подсобное хозяйство в крестьянское фермерское хозяйство.

Пунктом 1 статьи 8 Закона Республики Хакасия установлено, что граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, имеют право добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Между тем, в силу статьи 2 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федеральных законов «Об основах обязательного социального страхования», «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.

Таким образом, правовое регулирование вопросов обязательного пенсионного страхования не отнесено к компетенции субъектов Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 8 Закона Республики Хакасия предусмотрено право граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, на периодическое вступление в договорные отношения с другими хозяйствами и организациями в целях осуществления совместной деятельности.

В пункте 4 статьи 8 Закона Республики Хакасия закреплено право собственника или владельца земельного участка, предоставленного для ведения личного подсобного хозяйства, прекратить доступ посторонних лиц на земельный участок, огородив его или иным способом обозначив, что вход на указанный участок без его разрешения запрещается, за исключением случаев обременения земельного участка сервитутом.

Указанные правоотношения урегулированы гражданским законодательством Российской Федерации (статьей 18 ГК РФ, в силу которой граждане могу совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах; частью 2 статьи 262 ГК РФ, в соответствии с которой, если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику), а согласно пункту «о» статьи 71 Конституции Российской Федерации гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации, следовательно, субъекты Российской Федерации не вправе осуществлять собственное правовое регулирование по указанным вопросам.

В судебном заседании прокурор Васичкина О.А. на заявленных требованиях настаивала, приводя в обоснование те же доводы, что и в заявлении.

Представитель Верховного Совета Республики Хакасия Котельников А.В. не согласился с доводами прокурора, пояснив, что положения частей 1, 3 и 4 статьи 8 Закона Республики Хакасия являются компиляцией федерального законодательства, включенной в Закон Республики Хакасия. Указанными положениями Закон Республики Хакасия не осуществляет самостоятельного правового регулирования, не вторгается в компетенцию Российской Федерации, а лишь воспроизводит положения федерального законодательства.

Относительно признания противоречащей федеральному законодательству статьи 6 Закона Республики Хакасия не возражал.

Заслушав прокурора, представителя Верховного Совета Республики Хакасия, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу пункта «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации земельное законодательство находится совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 2 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Законы и нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (пункт 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации).

В соответствии с пунктом 2 статьи 1 Федерального закона от 7 июля 2003 года N 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве» (с изменениями от 30 декабря 2008 года) правовое регулирование ведения гражданами личного подсобного хозяйства осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

В судебном заседании установлено, что 28 апреля 2010 года Верховным Советом Республики Хакасия принят Закон Республики Хакасия «О личном подсобном хозяйстве».

Согласно статье 73 Конституции Российской Федерации, статье 2 Закона Республики Хакасия от 19 сентября 1995 года N 46 «О Верховном Совете Республики Хакасия» в редакциях, действовавших на момент принятия оспариваемого Закона Республики Хакасия, Верховный Совет Республики Хакасия состоит из 75 депутатов.

Верховный Совет Республики Хакасия является правомочным, если в его состав избрано не менее двух третей от установленного общего числа депутатов (статья 77 Конституции Республики Хакасия, статья 6 Закона Республики Хакасия «О Верховном Совете Республики Хакасия»).

В силу статьи 78 Конституции Республики Хакасия, статьи 7 Закона Республики Хакасия «О Верховном Совете Республики Хакасия» заседание Верховного Совета правомочно, если в его работе участвует не менее двух третей от установленного общего числа депутатов Верховного Совета Республики Хакасия.

Закон Республики Хакасия принимается большинством голосов от установленного общего числа депутатов Верховного Совета Республики Хакасия, если иное не предусмотрено Конституцией Республики Хакасия и настоящим Законом (соответственно) (статья 87 Конституции Республики Хакасия, часть 3 статьи 17 Закона Республики Хакасия «О Верховном Совете Республики Хакасия»).

Таким образом, для принятия закона Республики Хакасия необходимо 38 голосов депутатов, при этом заседание Верховного Совета считается правомочным, если на нем присутствует не менее 50 депутатов.

На заседании Верховного Совета Республики Хакасия 28 апреля 2010 года присутствовало 59 депутатов, за принятие оспариваемого Закона Республики Хакасия проголосовало 58 депутатов.

Таким образом, оспариваемый Закон Республики Хакасия принят правомочным составом Верховного Совета Республики Хакасия и достаточным количеством голосов депутатов.

Закон Республики Хакасия, принятый Верховным Советом Республики Хакасия, в течение 7 дней направляется для подписания и обнародования Председателю Правительства Республики Хакасия.

Председатель Правительства Республики Хакасия подписывает и обнародует закон Республики Хакасия либо отклоняет закон в течение 14 календарных дней со дня его получения (статья 87 Конституции Республики Хакасия, статья 18 Закона Республики Хакасия «О Верховном Совете Республики Хакасия»).

Официальным опубликованием республиканского закона считается первая публикация его полного текста в газетах «Хакасия», «Хакас чирi» или в бюллетене «Вестник Хакасии» (статья 4 Закона Республики Хакасия от 24 сентября 1996 года N 68 «О порядке опубликования и вступления в силу республиканских законов, постановлений и иных нормативных актов Республики Хакасия», действовавшего на момент принятия и опубликования оспариваемого Закона Республики Хакасия).

«Вестник Хакасии» является официальным периодическим изданием, в котором публикуются республиканские законы (статья 7 указанного Закона).

Закон Республики Хакасия «О личном подсобном хозяйстве» подписан Председателем Правительства Республики Хакасия 11 мая 2010 года, текст Закона опубликован в бюллетене «Вестник Хакасии» от 18 мая 2010 года N 33.

Согласно статье 6 Закона Республики Хакасия граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, имеют право привлекать иных лиц для осуществления отдельных видов работ в личном подсобном хозяйстве в соответствии с действующим законодательством.

Между тем, в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона «О личном подсобном хозяйстве» личное подсобное хозяйство — форма непредпринимательской деятельности по производству и переработке сельскохозяйственной продукции.

Личное подсобное хозяйство ведется гражданином или гражданином и совместно проживающими с ним и (или) совместно осуществляющими с ним ведение личного подсобного хозяйства членами его семьи в целях удовлетворения личных потребностей на земельном участке, предоставленном и (или) приобретенном для ведения личного подсобного хозяйства (пункт 2 статьи 2 этого же Федерального закона).

В соответствии с пунктом 2 статьи 8 названного Федерального закона при ведении органами местного самоуправления учета личных подсобных хозяйств в похозяйственной книге в числе прочих сведений о личном подсобном хозяйстве должны быть указаны фамилия. Имя, отчество, дата рождения гражданина, которому предоставлен и (или) которым приобретен земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства, а также совместно осуществляющих с ним ведение личного подсобного хозяйства членов его семьи.

Таким образом, федеральное законодательство не содержит положений о возможности привлечения для работы в личном подсобном хозяйстве иных лиц, кроме членов семьи гражданина, ведущего личное подсобное хозяйство.

Оспариваемая норма Закона Республики Хакасия трансформирует личное подсобное хозяйство в крестьянское фермерское хозяйство, которое в силу статьи 1 Федерального закона от 11 июня 2003 года N 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (с изменениями от 30 октября 2009 года) крестьянское (фермерское) хозяйство представляет собой объединение граждан, связанных родством и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность (производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (пункт 3 статьи 1 этого же Федерального закона).

Согласно пункту 2 статьи 3 названного Федерального закона членами фермерского хозяйства могут быть:

1) супруги, их родители, дети, братья, сестры, внуки, а также дедушки и бабушки каждого из супругов, но не более чем из трех семей. Дети, внуки, братья и сестры членов фермерского хозяйства могут быть приняты в члены фермерского хозяйства по достижении ими возраста шестнадцати лет;

2) граждане, не состоящие в родстве с главой фермерского хозяйства.

Принимая во внимание, что аналогичной возможности привлечения лиц, не состоящих в родстве с гражданином, ведущим личное подсобное хозяйство, федеральным законодательством не предусмотрено для личного подсобного хозяйства, статья 6 Закона Республики Хакасия противоречит федеральному законодательству.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона Республики Хакасия граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, имеют право добровольно вступать в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Между тем, в силу статьи 2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (с изменениями от 27 декабря 2009 года) законодательство Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании состоит из Конституции Российской Федерации, настоящего Федерального закона, Федеральных законов «Об основах обязательного социального страхования», «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования», «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», иных федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актов Российской Федерации.

Таким образом, субъектам Российской Федерации не предоставлено право осуществления правового регулирования вопросов обязательного пенсионного страхования, следовательно, пункт 1 статьи 8 Закона Республики Хакасия принят Верховным Советом Республики Хакасия с превышением предоставленных ему полномочий.

Пунктом 3 статьи 8 Закона Республики Хакасия предусмотрено, что в целях осуществления совместной деятельности по производству, переработке, хранению сельскохозяйственной продукции и ее реализации, а также по страхованию, кредитованию, материально-техническому и сервисному обслуживанию граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, имеют право периодически вступать в договорные отношения с другими хозяйствами, заготовительными, сбытовыми, снабженческими организациями, сельскохозяйственными кооперативами и иными организациями.

Однако право граждан на заключение договоров, совершение сделок и участие в обязательствах регулируется Гражданским кодексом РФ.

Так, в силу статьи 18 ГК РФ граждане могут совершать любые не противоречащие закону сделки и участвовать в обязательствах.

Граждане и юридические лица свободны в заключении договора (статья 421 ГК РФ).

В соответствии с пунктом 4 статьи 8 Закона Республики Хакасия собственник или владелец земельного участка, предоставленного для ведения личного подсобного хозяйства, вправе прекратить доступ посторонних лиц на земельный участок, огородив его или иным способом обозначив, что вход на указанный участок без его разрешения запрещается, за исключением случая обременения земельного участка сервитутом.

Между тем, указанные правоотношения урегулированы Гражданским кодексом РФ.

Согласно статье 262 ГК РФ граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка.

Если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.

Пунктом «о» статьи 71 Конституции Российской Федерации установлено, что гражданское законодательство находится в исключительном ведении Российской Федерации.

Таким образом, субъекты Российской Федерации не вправе осуществлять собственное правовое регулирование по указанным вопросам.

Суд не может согласиться с доводом представителя Верховного Совета Республики Хакасия о том, что положения частей 1, 3 и 4 статьи 8 Закона Республики Хакасия не противоречат федеральному законодательству, поскольку не осуществляют самостоятельного правового регулирования, а лишь воспроизводят положения федерального законодательства, по следующим основаниям.

Воспроизведение норм федерального законодательства в оспариваемом Законе Республики Хакасия не является обязательным, так как не обусловлено потерей смысла нормы акта субъекта Российской Федерации.

Более того, воспроизведение в нормативном правовом акте субъекта Российской Федерации положений нормативного правового акта, имеющего большую юридическую силу, возможно только с соблюдением компетенции. В данном случае субъект Российской Федерации не вправе был осуществлять правовое регулирование, поскольку вопросы относятся к ведению Российской Федерации.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что оспариваемые положения Закона Республики Хакасия противоречат федеральному законодательству, в связи с чем требования прокурора о признании их недействующим со дня вступления решения суда в законную силу являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Согласно пункту 3 статьи 253 ГПК РФ решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующим или сообщение о решении после вступления в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.

Учитывая, что Закон Республики Хакасия от 11 мая 2010 года N 32-ЗРХ «О личном подсобном хозяйстве» опубликован в бюллетене «Вестник Хакасии» от 18 мая 2010 года N 33, суд считает необходимым обязать Верховный Совет Республики Хакасия опубликовать сообщение о принятом решении после вступления его в законную силу в первом очередном номере указанного издания.

В силу изложенного, руководствуясь ст. ст. 193 — 198 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора Республики Хакасия удовлетворить.

Признать статью 6, пункты 1, 3, 4 статьи 8 Закона Республики Хакасия от 11 мая 2010 года N 32-ЗРХ «О личном подсобном хозяйстве» противоречащими федеральному законодательству, недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.

Обязать Верховный Совет Республики Хакасия опубликовать сообщение о настоящем решении после вступления его в законную силу в первом очередном номере бюллетеня «Вестник Хакасии».

Решение может быть обжаловано, прокурором может быть принесено представление в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный суд Республики Хакасия в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий
Т.Л.ПЕТРОВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *