В удовлетворении требований о признании незаконным решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, обязании включить периоды работы в льготный медицинский стаж, назначить и выплатить трудовую пенсию по выслуге лет в связи с медицинской деятельностью отказано, так как истицей не был выработан стаж требуемой продолжительности для назначения пенсии к моменту принятия оспариваемого решения.
Апелляционное определение Верховного суда Республики Дагестан от 11.08.2014 по делу N 33-2735/2014
Судья: Онжолов М.Б.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Дагестан в составе:
председательствующего Алиевой Э.З.
судей Устаевой Н.Х. и Османова Т.С.
при секретаре М.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску К.Н.К. о зачете периода работы в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по апелляционной жалобе истца на решение Ленинского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 7 мая 2014 года, которым постановлено:
«Исковые требования К.Н.К. удовлетворить.
Признать отказ ГУ-ОПФР по РД в назначении пенсии за выслугу лет К.Н.К. нарушающим ее права.
Обязать ГУ-ОПФР по РД зачесть К.Н.К. период работы с 19.03.1990 г. по 02.08.2002 г. в медицинский стаж работы, дающий право на установление досрочной трудовой пенсии.
Обязать ГУ-ОПФР по РД назначить и выплатить К.Н.К. досрочную трудовую пенсию по выслуге лет в связи с медицинской деятельностью за период с 02.08.2002 г. по 18.07.2006 г.».
Заслушав доклад судьи Устаевой Н.Х., объяснения представителя ОПФР по Республике Дагестан по доверенности Ш., просившей отменить решение суда первой инстанции и вынести по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований, возражения представителя истца Д.М., просившего оставить решение суда первой инстанции без изменения, судебная коллегия
установила:
К. обратилась в суд с иском о включении периода работы в льготный медицинский стаж, указав, что ей отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по основаниям, что на день обращения медицинского стажа для назначения досрочной трудовой пенсии она не имеет.
Период работы с 19 марта 1990 г. по 02 августа 2002 г. Пенсионным фондом РД не учитывается в медицинский стаж в связи с тем, что она работала в Махачкалинской городской станции скорой медицинской помощи диспетчером-фельдшером по приему и передаче вызовов, т.е. в должности, не предусмотренной Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464 (утратил силу с 01 ноября 1999 г.), Списком должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. за N 1067 (утратил силу с октября 2002 г.) и Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную или иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, утвержденного постановлением Правительства РФ 29 октября 2002 г. N 781.
Просит зачесть в медицинский стаж периоды работы с 19 марта 1990 г. по 02 августа 2002 г., назначить и выплатить трудовую пенсию по выслуге лет в связи с медицинской деятельностью за период с 02 августа 2002 г. по 18 июля 2006 г.
Судом постановлено указанное выше решение.
В апелляционной жалобе начальника Управления ОПФР по РД в Ленинском районе г. Махачкалы А. ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции по следующим основаниям.
В соответствии с п. 2 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 утвержден список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Разделом «Наименование должностей» вышеуказанного списка такое наименование как «Диспетчер-фельдшер по приему вызовов» не предусмотрено.
Согласно сведениям в трудовой книжке К. приказом N от <дата>г. она была переведена в диспетчерскую диспетчером — фельдшером по приему вызовов.
В суде истцом не было представлено ни одного доказательства, подтверждающего осуществление К.непосредственно медицинской деятельности за период с 19 марта 1990 г. по 02 августа 2002г, помимо деятельности по приему вызовов.
Вышеуказанное наименование должности не предусмотрено ни одним из ранее действовавших нормативно-правовых актов, устанавливающих Списки медицинских должностей дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии, а именно: Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. N 1397, Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. N 464, Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1066.
Применяя при вынесении решения все вышеуказанные нормативно-правовые акты, суд по неизвестной причине ссылается на должность «фельдшер». Однако ГУ-ОПФР по РД не отказывало истцу в назначении пенсии по причине осуществления работы в должности «фельдшера»
Кроме того, судом не был применен срок исковой давности, о котором заявил в судебном заседании представитель ответчика.
Ходатайство о восстановлении срока подачи иска, которое якобы было подано ответчиком, не подлежало удовлетворению.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии со статьей 37 Конституции Российской Федерации граждане, реализовавшие конституционное право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию, имеют право на социальное обеспечение, формы и виды которого зависят от особенностей их трудовой деятельности.
В соответствии со статьей 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях установленных законом.
В соответствии с пунктом 7 «Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую», в соответствии с пунктом 1 статьи 18 и статьи 19 Федеральных законов «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», приложением к Постановлению Минтруда России и Пенсионного фонда РФ от 27 февраля 2002 года N 17/19, трудовые пенсии назначаются органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, со дня обращения гражданина за вышеназванной пенсией либо с более раннего срока, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на пенсию.
Из материалов дела следует, что 2 августа 2002 года К. отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости решением <.> комиссии по назначению пенсий ГУ-УПФР в Ленинском районе г. Махачкалы.
Доказательств, опровергающих факт своевременного уведомления К. о принятом решении, суду не представлены.
С этого времени ей было известно о нарушенном праве на досрочную трудовую пенсию по старости.
Более того, с 2002 года истец пенсию не получала, в 2006 году обратилась за назначением пенсии по возрасту и получает эту пенсию в течение 8 лет.
При этих обстоятельствах истец могла и должна была знать о том, что ее заявление о назначении пенсии в 2002 году ответчиком не удовлетворено и могла оспорить в установленном порядке это решение.
Следовательно, срок для обращения в суд с иском о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости истек 31 июля 2005 года.
Между тем, К. обратилась с иском в суд 24 апреля 2014 года, с пропуском срока исковой давности.
Доказательств и доводов в обоснование уважительности причин пропуска срока для обращения в суд истцом не представлено.
Кроме того, стороны в суде апелляционной инстанции подтвердили, что К. является получателем трудовой пенсии по старости на общих основаниях с 18 июля 2006 года.
Оснований для восстановления пропущенного срока, предусмотренного федеральным законом, не имеется.
Отказывая в назначении пенсии комиссия по назначению пенсий в специальный стаж не включила период работы с 02 марта 1990 года по 2 августа 2002 года в должности фельдшера-диспетчера по приему вызовов и фельдшера-диспетчера станции скорой медицинской помощи г. Махачкалы.
По мнению судебной коллегии, нельзя включить в специальный стаж период работы с 1 ноября 1999 года по 2 августа 2002 года исходя из следующего.
Согласно действовавшему до 1 ноября 1999 года правовому регулированию (Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464) работа в должности фельдшера по приему вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи включалась в стаж работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет, т.к. названный список предусматривал, что в специальный стаж подлежит включению работа, врачей и среднего медицинского персонала независимо от наименования должности лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений всех форм собственности.
Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066 был утвержден новый Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, который вводился в действие на территории Российской Федерации с 1 ноября 1999 года и не предусматривал включение в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, работы в должности фельдшера по приему вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи.
Постановление Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» также не предусматривает возможность зачета в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периодов работы в должности фельдшера по приему вызовов станции скорой и неотложной медицинской помощи.
Номенклатурой должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденной приказом Министерства здравоохранения РФ от 24 апреля 2003 года N 160 предусмотрена как должность фельдшера, так и должность фельдшера по приему и передаче их выездным бригадам.
В соответствии с Положением «О фельдшере выездной бригады скорой медицинской помощи» (приложение 10 к приказу Министерства здравоохранения РФ от 26 марта 1999 года N 100) в его должностные обязанности входит оказание скорой медицинской помощи больным и пострадавшим на месте происшествия и во время транспортировки в стационары, оказание скорой медицинской помощи в соответствии с утвержденными нормами, правилами и стандартами для фельдшерского персонала по оказанию скорой медицинской помощи, умение пользоваться медицинской аппаратурой, техникой наложения повязок и методами проведения базовой сердечно-легочной реанимации, владение техникой снятия кардиограмм и др.
В соответствии с Положением «О фельдшере (медицинской сестре) по приему и передаче вызовов станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи (этого же приложения 10 к приказу Министерства здравоохранения РФ от 26 марта 1999 года N 100) в должностные обязанности фельдшера (медицинской сестры) по приему и передаче вызовов станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи входит осуществление приема и своевременной передачи вызовов персоналу свободных выездных бригад, осуществление руководства всеми выездными бригадами, контроль за оперативностью работы выездных бригад, умение пользоваться современными методами связи и др.
Таким образом, в должностные обязанности фельдшера по приему и передаче вызовов станции (подстанции, отделения) скорой медицинской помощи не входит оказание медицинской помощи больным.
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 мая 2006 года N 435 было установлено тождество наименований должностей «фельдшер выездной бригады», «фельдшер скорой помощи», «фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой и неотложной медицинской помощи», «фельдшер выездной бригады станции (отделения) скорой медицинской помощи» и «фельдшер выездной бригады скорой медицинской помощи» наименованию должности «фельдшер», предусмотренному списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781. В отношении должности «фельдшер по приему и передаче вызовов станции скорой медицинской помощи» такое тождество в установленном законом порядке не устанавливалось.
Как отметил Конституционный Суд Российской Федерации в своем Определении от 19 марта 2009 года N 310-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Дергач Н.К. на нарушение ее конституционных прав положениями Постановления Правительства РФ «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» основанное на анализе объективных данных изменение оценки профессиональной деятельности фельдшеров по приему вызовов станций скорой и неотложной медицинской помощи применительно к льготному пенсионному обеспечению, как и сохранение за ними права на включение в специальный стаж времени работы в этих должностях за период, когда законодательством предусматривался их зачет в специальный стаж, не нарушает конституционные требования и согласуется с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, в соответствии с которой внесение изменений в действующее правовое регулирование, оказывающее неблагоприятное воздействие на правовое положение граждан, должно сопровождаться соблюдением принципа поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, который предполагает сохранение разумной стабильности правового регулирования и недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм, а также в случае необходимости — предоставление гражданам возможности в течение некоторого переходного периода адаптироваться к вносимым изменениям.
После принятия Постановления Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066 работникам указанной профессии стало известно, что их работа после 1 ноября 1999 года не будет включаться в стаж, дающий право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения. Таким образом, обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, гражданам предоставлялась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения.
Из записей в трудовой книжке истца, копия которой приобщена к материалам дела, усматривается, что в учреждениях здравоохранения деятельность ее началась с апреля 1973 года, имеет смешанный стаж (в городской и в сельской местности). Следовательно, для назначения пенсии требуется стаж продолжительностью в 30 лет. При этом периоды работы в сельской местности засчитываются в стаж один год работы за один год и три месяца. При таком подсчете по состоянию на 1 ноября 1999 года стаж специальной работы К. составляет 26 лет 11 месяцев, то есть стаж требуемой продолжительности для назначения досрочной пенсии к моменту принятия оспариваемого решения истицей не был выработан.
При таких обстоятельствах судом неправомерно удовлетворены исковые требования К. к ГУ — Отделение Пенсионного фонда России по Республике Дагестан о признании права на досрочную трудовую пенсию по старости.
С учетом изложенного и руководствуясь ст. ст. 327.1, 328 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Ленинского районного суда г. Махачкалы Республики Дагестан от 7 мая 2014 года отменить.
Принять по делу новое решение.
В удовлетворении иска К. о зачете периода работы в специальный стаж, назначении и выплате пенсии за период с 2 августа 2002 по 18 июля 2006 года отказать.