В удовлетворении заявления о признании незаконным постановления в части снятия с очереди на участие в мероприятиях по улучшению жилищных условий отказано, поскольку установлено, что заявителем в собственность приобретена квартира, что подтверждается кредитным договором и выпиской из Единого государственного реестра на недвижимое имущество и сделок с ним.

Апелляционное определение Верховного суда Республики Башкортостан от 21.08.2014

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Башкортостан в составе председательствующего: Габитовой А.М.

судей: Анфиловой Т.Л., Нурмухаметовой Р.Р.

при секретаре Х.

рассмотрела в судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Ш.М., действующей за себя и несовершеннолетнего сына Ш.Т. на решение Нуримановского районного суда РБ от 5 июня 2014 года, которым постановлено:

в удовлетворении заявления Ш.М. о признании постановления администрации муниципального района Нуримановский район за N… от… г. в части снятия Ш.М. с очереди на участие в мероприятиях по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2013 г.» и общей очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, признании действий по непринятию своевременных мер для включения в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности -незаконным и устранении нарушений путем восстановления в очереди по улучшению жилищных условий и принятие мер для получения социальной выплаты, согласно федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 г.» и взыскании расходов на представителя — отказать.

Заслушав доклад судьи Габитовой А.М., Судебная коллегия

установила:

Ш.М. обратилась в суд с заявлением о признании действий Администрации МР Нуримановский район по непринятию своевременных мер для включения в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности — незаконным и устранении нарушений путем восстановления в очереди по улучшению жилищных условий и принятие мер для получения социальной выплаты, согласно федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 г.».

В обоснование иска указала, что она является молодым специалистом и осуществляет свою деятельность в школе в должности… Ввиду отсутствия в собственности достаточной жилой площади для проживания четырех человек…. она обратилась в администрацию района с заявлением о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях получения субсидий…. она также обратилась с заявлением о включении в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в рамках федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 г.», в котором указала, что жилищные условия планирует улучшить путем приобретения жилого помещения в…….. она за счет кредитных средств ОАО «Мой банк ипотека» приобрела необходимую для проживания четырех человек квартиру… площадью… кв. м, стоимостью… руб. из них… руб. являются заемными. Затем она обратилась в администрацию с заявлением о постановке на учет по новому адресу….. от администрации пришло уведомление, о том, что ее заявление рассмотрено, и она признана нуждающейся в улучшении жилищных условий по новому месту регистрации и поставлена на учет в общую очередь по прежней дате постановки на учет. В октябре… без какого-либо обоснования ей сообщили, что она не имеет права на получение субсидии, т.к. приобретенное ею жилье превышает норму…. г. истица обратилась в прокуратуру района с заявлением о несогласии с действиями администрации о снятии ее с учета. Прокурор района, усмотрев незаконность действий администрации МР Нуримановский район обращался в суд с иском о признании действий незаконными. Однако заявление было возвращено по процессуальным основаниям не рассмотрено по существу….. она обратилась в администрацию района с требованиями о разъяснении на каком основании она была снята с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий и не имеет права на получение социальной выплаты….. администрация района сообщила, что решением комиссии от… она снята с учета в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий и очереди на получение социальной выплаты в связи с утратой оснований, т.к. на момент приобретения семьей квартиры истица была лишь лицом, изъявившим желание на приобретение жилья с помощью социальной выплаты, а не участником данной программы. Считает, что она незаконно не была включена в состав участников программы и не получила социальную выплату по вине администрации, какого-либо мотивированного отказа в получении указанной выплаты ей до февраля…. не направлялось.

В дальнейшем истица уточнила исковые требования и просила признать постановление администрации МР Нуримановский район за… в части снятия Ш.М. с очереди на улучшение в мероприятиях по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности в рамках реализации федеральной целевой программы «Социальное развитие села до 2012 года» и общей очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий — незаконным, по тем основаниям, что указанное постановление не содержит оснований снятия с учета.

Суд вынес вышеприведенное решение.

В апелляционной жалобе ставится вопрос об отмене решения, ссылаясь на его незаконность и необоснованность, указывая, что суд не принял во внимание, что квартира истица находится в залоге у банка; Ш.М. имеет преимущественное право на получение социальной выплаты по программе «Социально развитие села до 2013 года»; трехмесячный срок для обращения в суд не пропущен.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав Ш.М., ее представителя А., Ш.Р., Ш.Т., представителя Администрации МР Нуримановский район РБ — М., судебная коллегия считает, что оснований для отмены или изменения решения не имеется.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 3.12.2002 N 858 «О федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2013 года» основной целью мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, является обеспечение жильем категорий граждан, не обладающих достаточными собственными средствами.

В процессе реализации указанных мероприятий предусматривается использование механизма ипотечного жилищного кредитования. В случае привлечения гражданами средств ипотечного жилищного кредита или займа на строительство (приобретение) жилья средства государственной поддержки, предоставляемые в форме социальных выплат, могут быть направлены на уплату первоначального взноса, а также на погашение основного долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам или займам при условии признания гражданина на дату заключения соответствующего кредитного договора (договора займа) участником указанных мероприятий.

Финансовое обеспечение мероприятий Программы осуществляется за счет средств федерального бюджета, консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников.

Реализация Программы осуществляется государственными заказчиками с участием заинтересованных федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Государственный заказчик — координатор Программы несет ответственность за реализацию Программы в целом.

Типовым положением «О предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающих в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам» установлен порядок предоставления социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам Российской Федерации, проживающим в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам, проживающим и работающим на селе либо изъявившим желание переехать на постоянное место жительства в сельскую местность и работать там.

Социальные выплаты гражданам, молодым семьям и молодым специалистам предоставляются за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов.

Право на получение социальной выплаты гражданин имеет в случае, если соблюдаются в совокупности следующие условия:

а) постоянное проживание в сельской местности;

б) наличие собственных и (или) заемных средств в размере не менее 30 процентов расчетной стоимости строительства (приобретения) жилья, определяемой в соответствии с пунктом 9 настоящего Типового положения. Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть предусмотрено уменьшение указанной доли при условии компенсации разницы за счет средств консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации. При отсутствии (недостаточности) собственных и (или) заемных средств гражданином могут быть использованы средства (часть средств) материнского (семейного) капитала в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 862 «О Правилах направления средств (части средств) материнского (семейного) капитала на улучшение жилищных условий»;

в) признание нуждающимся в улучшении жилищных условий.

Гражданами, нуждающимися в улучшении жилищных условий, признаются граждане, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также граждане, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по основаниям, установленным статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Гражданин, которому предоставляется социальная выплата (далее — получатель социальной выплаты), вправе ее использовать:

а) на приобретение готового жилого помещения в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания;

б) на создание объекта индивидуального жилищного строительства или пристройку жилого помещения к имеющемуся жилому дому (далее — строительство жилого дома) в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания, в том числе на завершение ранее начатого строительства жилого дома;

в) на приобретение жилого помещения путем участия в долевом строительстве многоквартирного жилого дома в сельской местности, которую он избрал для постоянного проживания.

В случае привлечения гражданином для строительства (приобретения) жилья в качестве источника софинансирования ипотечного жилищного кредита (займа) социальная выплата может быть направлена на уплату первоначального взноса, а также на погашение основного долга и уплату процентов по ипотечному жилищному кредиту (займу) при условии признания гражданина на дату заключения соответствующего кредитного договора (договора займа) участником мероприятий, указанных в пункте 1 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на улучшение жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, предусмотренных приложением N 16 к федеральной целевой программе «Социальное развитие села до 2012 года», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 г. N 858.

Пунктом 2.6 Положения, утвержденного Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22 апреля 2009 года N 148, определено, что использование социальной выплаты на уплату иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам (займам) не допускается. В случае использования социальных выплат на погашение основной суммы долга и уплату процентов по ипотечным жилищным кредитам (займам) на строительство (приобретение) жилья размер социальных выплат ограничивается суммой остатка основного долга и остатка задолженности по выплате процентов за пользование ипотечным жилищным кредитом (займом).

Как следует из материалов дела и правильно установлено судом, Ш.М. работает… СОШ…, зарегистрирована по адресу:…

… она обратилась с заявлением в Администрацию МР Нуримановский район о признании ее семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях получения субсидии.

На момент обращения в администрацию Ш.М. имела следующий состав семьи:…., … года рождения (супруг) и дети:…

На основании решения жилищной комиссии при администрации муниципального района Нуримановский район от…. Ш.М. была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий и поставлена в общую очередь.

… Ш.М. было подано в администрацию заявление о включении ее в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года».

…. Ш.М. и Ш.Р. за счет кредитных средств ОАО «Мой банк ипотека» в общую совместную собственность приобретена квартира…, общая площадью… кв. м, в том числе жилой… кв. м стоимостью… руб. из которых… руб. являются заемными, что подтверждается кредитным договором от…., который обеспечен ипотекой, а также выпиской из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним в отношении Шаймуратовых.

Разрешая спор, суд обоснованно пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявления Ш.М.

Довод жалобы о том, что суд не принял во внимание, что квартира истицы находится в залоге у банка, не может повлечь отмену решения, поскольку в соответствии с выпиской из ЕГРП от… квартира N… по ул…. находится в общей совместной собственности Ш.М.

Довод жалобы о том, что Ш.М. имеет преимущественное право на получение социальной выплаты по программе «Социально развитие села до 2013 года», не может повлиять на законность решения.

Согласно п. 8 Типового положения «О предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающих в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам» право граждан на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством по форме согласно приложению N 1 к Типовому положению, которое не является ценной бумагой (далее — свидетельство). Срок действия свидетельства составляет 1 год с даты выдачи, указанной в свидетельстве.

В силу п. 14 Положения органы местного самоуправления проверяют правильность оформления документов, представленных заявителем, и достоверность содержащихся в их сведений, формируют списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, и направляют их с приложением сведений о привлечении средств местных бюджетов для этих целей в уполномоченные органы. При выявлении недостоверной информации, содержащейся в этих документах, органы местного самоуправления возвращают их заявителю с указанием причин возврата.

На основании п. 15 Положения органы исполнительной власти на основании представленных органами местного самоуправления списков и документов формируют и с учетом объема субсидий, предусмотренных на эти мероприятия, утверждают сводные списки по форме согласно приложению N 3, а также уведомляют органы местного самоуправления о принятом решении для доведения до граждан информации о включении к в указанные списки.

В соответствии с пунктом 2.13 Положения, утвержденного постановлением Правительства Республики Башкортостан от 22 апреля 2009 года N 148, администрации муниципальных районов Республики Башкортостан в месячный срок проверяют правильность оформления документов, представленных заявителем, и достоверность содержащихся в них сведений, формируют списки граждан, изъявивших желание улучшить жилищные условия с использованием социальных выплат, и направляют их в Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан. При выявлении в них недостоверной информации администрация муниципального образования Республики Башкортостан возвращает документы их заявителю с указанием причин возврата.

В соответствии с пунктом 2.14 указанного Положения Министерство сельского хозяйства Республики Башкортостан на основании представленных администрациями муниципальных образований Республики Башкортостан списков и документов принимает решение о признании заявителей участниками мероприятий Программы.

Судом правильно установлено, что на дату заключения кредитного договора… Ш.М. участником программы не являлась, доказательств включения Ш.М. в сводные списки, утвержденные Министерством сельского хозяйства Республики Башкортостан, не представлено.

Поскольку обеспеченность членов семьи Ш.М. составляет более учетной нормы, жилье приобретено до включения семьи Ш. в число участников мероприятий по улучшению жилищных условий в рамках ФЦП «Социальное развитие села до 2013 г.» межведомственная жилищно-бытовая комиссия при администрации МР Нуримановский приняла решение от 13.12.2012 г. о снятии с жилищного учета и с очереди на участие в указанной программе Ш.М.

Следовательно, судебная коллегия соглашается с выводом суда об отсутствии оснований для удовлетворения требований Ш.М.

Довод апелляционной жалобы о том, что согласно п. 11 Типового положения Ш.М. имеет право на оплату за счет субсидии излишней площади, является несостоятельным.

Так, согласно п. 9 Типового положения «О предоставлении социальных выплат на строительство (приобретение) жилья гражданам, проживающих в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам» установлено, что расчетная стоимость строительства (приобретения) жилья, используемая для расчета социальной выплаты, определяется исходя из размера общей площади помещений, установленной для семьи при численности 3 и более человек по 18 кв. м на каждого члена семьи.

Таким образом, площадь жилья для исчисления социальной выплаты для семьи из 4 человек составит 72 кв. м.

В соответствии с п. 11 Типового положения получатель социальной вправе осуществить строительство (приобретение) жилья сверх установленного пунктом 9 настоящего Типового положения размера общей площади жилого помещения при условии оплаты им за счет собственных и (или) заемных средств стоимости строительства (приобретения) части жилья, превышающей указанный размер.

Площадь квартиры…, приобретенной Ш.М. составляет… кв. м.

В соответствии с пунктом 2.6 Положения «О предоставлении субсидий бюджетам муниципальных образований Республики Башкортостан на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам», в случае привлечения гражданином для строительства (приобретения) жилья в качестве источника софинансирования ипотечного кредита (займа) социальная выплата может быть направлена на уплату первоначального взноса, а также на погашение основного долга и уплату процентов по ипотечному жилищному кредиту (займу) при условии признания гражданина на дату заключения соответствующего кредитного договора участником мероприятий.

Гражданин признается участником мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов в рамках реализации ФЦП «Социальное развитие села до 2013 года» с момента утверждения сводного списка государственным заказчиком Программы — Министерством сельского хозяйства Республики Башкортостан. Право граждан удостоверяется свидетельством, выданным Министерством по установленной форме.

Кредитный договор на приобретение квартиры… заключен Ш.М. в… году, то есть до признания на дату заключения участником мероприятий.

Ш.М. состояла в списках претендентов на включение в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года».

Согласно разъяснениям Положения «О предоставлении субсидий бюджетам муниципальных образований Республики Башкортостан на проведение мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодым семьям и молодым специалистам» Министерства сельского хозяйства РБ граждане, подавшие заявление на участие в Программе и ожидающие своей очереди на предоставление социальной выплаты, имеют статус, как граждане, изъявившие желание улучшить свои жилищные условия с использованием социальной выплаты, и Участниками Программы не являются.

Таким образом, судебная коллегия полагает, что Ш.М. имела бы право на получение социальной выплаты, если бы была участником Программы.

Указанные условия Ш.М. Администрацией МР Нуримановский район разъяснены в письме N… от…

Довод апелляционной жалобы о том, что Ш.М. было отказано в социальной выплате со ссылкой на лимиты, которые не предусмотрены законодательством, не может повлиять на законность решения.

На основании заявления от… Ш.М. была включена в список ожидающих очереди на включение в состав участников мероприятий по улучшению жилищных условий граждан, проживающих в сельской местности, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в рамках реализации ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года».

Списки молодых семей и молодых специалистов, а также семей граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и изъявивших желание участвовать в ФЦП «Социальное развитие села до 2012 года» на следующий год направлялись по запросу государственного заказчика Программы в пределах лимита, установленного по муниципальному району на текущий год. В начале следующего года Минсельхоз РБ направлял в администрации районов график предоставления документов и предварительное количество претендентов на включение в список, на которых нужно предоставить необходимые документы. Списки в Министерство сельского хозяйства РБ предоставлялись по их запросу и в пределах предоставленных лимитов. Письма в Министерство сельского хозяйства РБ по увеличению лимитов были направлены Администрацией МР Нуримановский район, однако получен ответ о невозможности увеличения лимитов.

Указанные обстоятельства подтверждаются имеющимися в материалах дела письмами (л.д….).

Судебная коллегия не может согласиться с выводом суда о пропуске Ш.М. срока для обращения в суд.

В силу ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Вместе с тем, из заявления Ш.М. следует, что она указывает о нарушении ее права на получение социальной выплаты.

Таким образом, в данном случае между сторонами имеется спор о праве, следовательно, к спорным правоотношениям применяется общий срок исковой давности три года.

Судом правильно установлено, что о нарушении прав Ш.М. стало известно в октябре…., о чем свидетельствует ее заявление в прокуратуру района от…

Кроме того, суд правильно указал, что о принятом межведомственной жилищно-бытовая комиссией при администрации МР Нуримановский решение от… Ш.М. была уведомлена письменно, что подтверждается письмом администрации от… за исх. N…, а также журналом регистрации исходящих документов за…

В суд с заявлением Ш.М. обратилась…., то есть в пределах срока исковой давности.

Вместе с тем, вывод суда о пропуске срока исковой давности не может повлиять на законность решения, поскольку судом дело рассмотрено по существу и правильно отказано в удовлетворении требований Ш.М.

Учитывая вышеизложенное, судебная коллегия считает, что выводы суда первой инстанции основаны на полном и всестороннем исследовании материалов дела, при правильном применении норм действующего законодательства.

Постановленное по данному делу решение суда следует признать законным, обоснованным в связи с чем, подлежащим оставлению без изменения.

Апелляционная жалоба является несостоятельной, так как не содержит доводов, имеющих правовое значение, что в силу ст. 330 ГПК РФ не может расцениваться в качестве достаточных оснований для изменения или отмены обжалуемого решения суда в апелляционном порядке.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, Судебная коллегия

определила:

решение Нуримановского районного суда Республики Башкортостан от 05 июня 2014 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ш.М., действующей за себя и несовершеннолетнего сына Ш.Т. на решение Нуримановского районного суда РБ от 5 июня 2014 года — без удовлетворения.

Председательствующий
А.М.ГАБИТОВА

Судьи
Т.Л.АНФИЛОВА
Р.Р.НУРМУХАМЕТОВА

Судья
А.С.ГАРЕЕВА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *