Об отказе в удовлетворении заявления о признании недействующим пункта 1 статьи 4 Закона РБ от 17.12.2004 N 133-з О социальной поддержке жертв политических репрессий в Республике Башкортостан.

Решение Верховного суда Республики Башкортостан от 28.07.2008 по делу N 3-46/2008

Верховный Суд Республики Башкортостан в составе

председательствующего судьи Крыгиной Т.Ф.,

при секретаре С.С.Ю.

с участием прокурора Турумтаевой Г.Я.

рассмотрел в открытом судебном заседании в городе Уфе 28 июля 2008 года

гражданское дело по заявлению С.А.Ф. о признании п. 1 ст. 4 Закона Республики Башкортостан от 17.12.2004 года N 133-з «О социальной поддержке жертв политических репрессий в Республике Башкортостан» (в редакции Законов РБ от 06.12.2005 г., от 28.06.2007 г. и от 10.12.2007 г.) несоответствующим ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»,

установил:

С.А.Ф., признанный лицом, имеющим право на льготы, установленные ст. 16 Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий», обратился в суд с заявлением о признании п. 1 ст. 4 Закона Республики Башкортостан от 17.12.2004 года N 133-з «О социальной поддержке жертв политических репрессий в Республике Башкортостан» (в редакции Законов РБ от 06.12.2005 г., от 28.06.2007 г. и от 10.12.2007 г.) (далее — Закон РБ) несоответствующим ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон N 122-ФЗ).

В обоснование своих требований указывал на то, что на основании Закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» он имел ряд льгот, включая проезд по железной дороге по территории Российской Федерации. В связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» ст. 153 этого Федерального закона было предусмотрено, что все льготы, которые были предоставлены в соответствии с Законом Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий», получаемые на 31.12.2004 года, должны быть сохранены. Принятым Республикой Башкортостан Законом «О социальной поддержке жертв политических репрессий в Республике Башкортостан» не были сохранены те выплаты, которые производились ранее по Закону Российской Федерации. Следовательно, по мнению заявителя, Закон Республики Башкортостан противоречит Федеральному закону. Заявитель просил также признать указанную норму Закона Республики Башкортостан противоречащей ст. 19 Конституции Российской Федерации. В указанной части требований производство по делу было прекращено за неподведомственностью спора суду общей юрисдикции.

С.А.Ф. в судебное заседание не явился, будучи извещенным о времени и месте рассмотрения дела. Просил рассмотреть дело в его отсутствие и удовлетворить заявленные требования.

Представитель Государственного Собрания — Курултай Республики Башкортостан М.Ш.Р. (доверенность <…>) заявленные требования не признал и указал, что п. 1 ст. 4 Закона Республики Башкортостан не противоречит ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ. В соответствии с изменениями, внесенными в Закон РФ от 18.10.1991 г. «О реабилитации жертв политических репрессий» Федеральным законом N 122-ФЗ реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, а расходные обязательства являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Федеральным законом N 122-ФЗ произведен переход к новой системе правового регулирования по вопросам социального обеспечения указанной категории граждан. В Республике Башкортостан замена льгот в натуральной форме была произведена на денежные компенсации в рамках Закона Республики Башкортостан от 17 декабря 2004 года N 133-з «О социальной поддержке жертв политических репрессий Республики Башкортостан». Оспариваемый закон является специальным законом, направленным на реализацию социальной поддержки лиц, относящихся к категории реабилитированных или признанных пострадавшими от политических репрессий. Указанная категория лиц в соответствии с Законом Республики Башкортостан имеет право на ежемесячные денежные выплаты. Размер указанных выплат превышали и превышают размеры производимых ежемесячных выплат другим категориям граждан.

Представитель Президента Республики Башкортостан Т.Х.А. (доверенность <…>) заявленные требования не признал, указывая, что вопросы о социальной поддержке жертв политических репрессий отнесены к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из Федерального бюджета). Согласно Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» (в редакции от 22 августа 2004 г.) реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами социальной поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Законом Республики Башкортостан установлены меры социальной поддержки лицам, относящимся к категории реабилитированных или признанных пострадавшими от политических репрессий. В Республике Башкортостан с 01 января 2005 года значительно увеличен совокупный объем финансирования мер социальной поддержки вышеназванной категории лиц. Так, в 2004 году объем финансирования составлял 17916 тысяч рублей, в 2008 году составляет 38417,6 тысяч рублей. Кроме того, помимо ежемесячной компенсации оспариваемым законом предусмотрены иные льготы.

Представители Правительства Республики Башкортостан С.В.И. (доверенность <…>), Министерства Финансов Республики Башкортостан М.З.Р. (доверенность <…>), Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан А.А.Ф. (доверенность <…>) также не признали заявленные требования и поддержали выступления представителей Государственного Собрания — Курултай и Президента Республики Башкортостан.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителя Государственного Собрания — Курултай Республики Башкортостан М.Ш.Р., представителя Президента Республики Башкортостан Т.Х.А., представителя Правительства Республики Башкортостан С.В.И., представителя Министерства Финансов Республики Башкортостан М.З.Р., представителя Министерства труда и социальной защиты населения Республики Башкортостан А.А.Ф., исследовав и оценив доказательства, заслушав заключение прокурора Т.Г.Я., полагавшей, что оснований для удовлетворения заявления не имеется, суд находит, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. «ж» ч. 1 ст. 72 и ч. 2 ст. 76 Конституции Российской Федерации в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся: координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации.

Федеральным законом от 06.10.1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в редакции Федеральных законов от 04.07.2003 г., 29.12.2004 г. п. п. 24 п. 2 ст. 26.3) вопросы социальной поддержки жертв политических репрессий отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из Федерального бюджета). Федеральным законом от 22.08.2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в связи с реформированием межбюджетных отношений и разграничением расходных обязательств между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации внесены изменения в Закон Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий».

Как было предусмотрено в первоначальной редакции ст. 16 Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» реабилитированные лица и члены их семей, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, имеют право на первоочередное получение жилья, а проживающие в сельской местности — на получение беспроцентной ссуды и первоочередное обеспечение строительными материалами для строительства жилья (в ред. Закона РФ от 03.09.1993 N 5698-1).

Лица, подвергшиеся политическим репрессиям в виде лишения свободы, ссылки, высылки, направления на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, в том числе в «рабочих колоннах НКВД», иным ограничениям прав и свобод, необоснованно помещавшиеся в психиатрические лечебные учреждения и впоследствии реабилитированные, имеющие инвалидность или являющиеся пенсионерами, имеют право на (в ред. Закона РФ от 22.12.1992 N 4185-1):

а) первоочередное получение путевок для санаторно-курортного лечения и отдыха;

б) внеочередное оказание медицинской помощи и снижение стоимости лекарств по рецепту врача на 50 процентов;

в) предоставление инвалидам бесплатно в пользование транспортного средства при наличии соответствующих медицинских показаний и отсутствии противопоказаний к его вождению в соответствии с законодательством Российской Федерации (п. «в» в ред. Федерального закона от 23.10.2003 N 132-ФЗ);

г) бесплатный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта (кроме такси), а также автомобильным и водным транспортом общего пользования (кроме такси) в пределах административного района проживания;

д) бесплатный проезд на железнодорожном и водном транспорте пригородного сообщения и в автобусах пригородных маршрутов;

е) бесплатный проезд (туда и обратно) один раз в год железнодорожным транспортом, а в районах, не имеющих железнодорожного сообщения, — водным, воздушным или междугородным автомобильным транспортом со скидкой 50 процентов стоимости проезда;

ж) снижение (для реабилитированных лиц и совместно с ними проживающих членов их семей) размеров оплаты жилой площади и коммунальных услуг на 50 процентов в пределах норм, предусмотренных законодательством, а также стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, проживающему в домах без центрального отопления;

з) первоочередную установку телефона;

и) бесплатную установку телефона;

к) первоочередное вступление в садоводческие товарищества и жилищно-строительные кооперативы;

л) внеочередной прием в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, проживание в них на полном государственном обеспечении с выплатой не менее 25 процентов назначенной пенсии;

м) бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (за исключением протезов из драгоценных металлов), льготное обеспечение другими протезно-ортопедическими изделиями;

н) льготное обеспечение продовольственными и промышленными товарами (пп. «а» — «н» в ред. Закона РФ от 03.09.1993 N 5698-1).

Льготы, предусмотренные частью второй настоящей статьи, за исключением пунктов «в», «е», «и» и «м», распространяются на лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий в соответствии со статьей 2.1 настоящего Закона и являющихся пенсионерами или инвалидами. (часть третья введена Законом РФ от 03.09.1993 N 5698-1).

В случае смерти реабилитированных лиц их погребение осуществляется за счет государства (часть четвертая введена Законом РФ от 03.09.1993 N 5698-1).

Реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, имеют право на бесплатную консультацию адвокатов по вопросам, связанным с реабилитацией, а также освобождаются от уплаты государственных пошлин и возмещения судебных расходов при обращении в государственные органы и суд по вопросам, возникающим в связи с применением настоящего Закона, за исключением споров между этими лицами и их наследниками (в ред. Закона РФ от 03.09.1993 N 5698-1).

Реабилитированным лицам и лицам, признанным пострадавшими от политических репрессий, имеющим право на предусмотренные частями второй и третьей настоящей статьи льготы, органами исполнительной власти республик в составе Российской Федерации, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, автономной области, автономных округов, а также городов и районов на основании документов о реабилитации выдается свидетельство единого образца, который утверждается Правительством Российской Федерации (в ред. Закона РФ от 03.09.1993 N 5698-1).

В соответствии со ст. 16 названного Закона (в редакции ФЗ от 22.08.2004 года N 122-ФЗ, вступившего в силу с 01.01.2005 года) реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, обеспечиваются мерами политической поддержки в соответствии с законами субъектов Российской Федерации. Расходные обязательства по обеспечению мерами социальной поддержки реабилитированных лиц и лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, являются расходными обязательствами субъектов РФ. Российская Федерация обеспечивает софинансирование мер социальной поддержки указанным категориям граждан путем предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации субсидий, исходя из их фактической численности, в пределах объемов средств, выделяемых на эти цели в федеральном бюджете на очередной финансовый год.

Статьей 153 Федерального закона Российской Федерации от 22.08.2004 года N 122-ФЗ предусмотрено, что в рамках длящихся правоотношений для лиц, у которых возникло до 1 января 2005 года право на компенсации в натуральной форме или льготы и гарантии, носящие компенсационный характер, закрепленные в отменяемых настоящим Федеральным законом нормах, настоящий Федеральный закон не может рассматриваться как не допускающий реализацию возникшего в указанный период права на эти компенсации, льготы и гарантии в форме и размерах, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

При издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в связи с принятием настоящего Федерального закона нормативных правовых актов должны быть соблюдены следующие условия:

вновь устанавливаемые размеры и условия оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеры и условия выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантии и компенсации отдельным категориям граждан в денежной форме не могут быть ниже размеров и условий оплаты труда (включая надбавки и доплаты), размеров и условий выплаты пособий (в том числе единовременных) и иных видов социальных выплат, гарантий и компенсаций в денежной форме, предоставлявшихся соответствующим категориям граждан, по состоянию на 31 декабря 2004 года;

при изменении после 31 декабря 2004 года порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.

Законом Республики Башкортостан от 17.12.2004 года N 133-з «О социальной поддержке жертв политических репрессий Республики Башкортостан» с 01.01.2005 года в Республике Башкортостан установлены меры социальной поддержки лиц, относящихся в соответствии с законодательством Российской Федерации к категории реабилитированных или признанных пострадавшими от политических репрессий.

Статьей 4 этого Закона реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, постоянно проживающие на территории Республики Башкортостан и являющиеся инвалидами или пенсионерами, имеют право на ежемесячную денежную выплату в размере: 370 рублей — для реабилитированных лиц, 270 рублей — для лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий.

Размер ежемесячной денежной выплаты, установленной ч. 1 настоящей статьи подлежит индексации в порядке и в сроки, определяемые Правительством Республики Башкортостан. Порядок предоставления ежемесячной денежной выплаты, установленной настоящим Законом, определяется Правительством Республики Башкортостан.

С.А.Ф. согласно свидетельству А 716154 от 23 апреля 2001 года является лицом, имеющим право на льготы, установленные ст. 16 Закона РСФСР «О реабилитации жертв политических репрессий».

Заявитель просит признать п. 1 ст. 4 Закона Республики Башкортостан противоречащим ст. 153 Федерального закона N 122-ФЗ в связи с тем, что получаемые им льготы в натуральном и в денежном выражении были значительно больше, чем денежные выплаты, установленные Законом Республики Башкортостан от 17.12.2004 года N 133-з. Указывает на то, что лишен права бесплатного проезда на железнодорожном транспорте по территории Российской Федерации.

Однако довод С.А.Ф. является необоснованным.

Как следует из вышеприведенных законов, вопросы социальной поддержки жертв политических репрессий отнесены к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, за исключением субвенций из Федерального бюджета. Закон Республики Башкортостан от 17.12.2004 года N 133-з принят в рамках компетенции Республики Башкортостан по вопросу совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ и финансируемому из бюджета Республики Башкортостан. При этом общий объем финансирования на реализацию данного Закона в 2005 — 2008 годах не только не уменьшен, но и увеличен. Закон Республики Башкортостан от 17.12.2004 года N 133-з в редакции на 01.01.2005 года установил ежемесячную денежную компенсацию в размере 220 руб. — для реабилитированных лиц и 135 руб. — для лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, в настоящее время эта сумма увеличена до 370 руб. — для реабилитированных лиц и 270 руб. — для лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий.

Из представленных распоряжений Правительства Республику Башкортостан и приложений к Законам Республики Башкортостан «О бюджете Республики Башкортостан на 2004 год»; «О бюджете Республики Башкортостан на 2005 год»; «О бюджете Республики Башкортостан на 2006 год»; «О бюджете Республики Башкортостан на 2007 год» следует, что если расходы бюджета Республики Башкортостан на 2004 года на реализацию Закона Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий» составляли 17916 тысяч рублей, то на 2007 год — 39695,1 тысяча рублей.

При таком положении в Республике Башкортостан реформирование социальной сферы, основой которой является замена льгот в натуральной форме денежными компенсациями, произведено в рамках Закона Республики Башкортостан от 17.12.2004 года N 133-з, принятого в соответствии с Федеральным законом от 22.08.2004 года N 122-ФЗ. Названный Федеральный закон указывает на то, что совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены. Приведенные выше цифры финансирования указывают на то, что объем финансирования соответствующих льгот и выплат не был уменьшен. Следовательно, ст. 4 Закона Республики Башкортостан от 17.12.2004 года N 133-з не противоречит ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ.

Кроме денежных выплат, установленных Законом Республики Башкортостан от 17.12.2004 года N 133-з реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, имеют также иные меры социальной поддержки:

1) Реабилитированные лица, утратившие жилые помещения в связи с репрессиями, в случае их возвращения для проживания в те местности и населенные пункты Республики Башкортостан, где они проживали до применения к ним репрессий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном жилищным законодательством Республики Башкортостан. Это право распространяется также на членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также на детей, родившихся в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении. При отсутствии документального подтверждения факт вынужденного переселения, связанного с репрессиями родственников, может устанавливаться судом.

2) Реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий, постоянно проживающие на территории Республики Башкортостан и являющиеся инвалидами или пенсионерами, имеют право на:

внеочередное оказание медицинской помощи;

первоочередную установку телефона;

внеочередной прием в стационарные учреждения социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов. Размер ежемесячной платы за стационарное социальное обслуживание не может превышать 75 процентов назначенной пенсии;

первоочередное приобретение путевок для санаторно-курортного лечения и отдыха;

первоочередное вступление в жилищно-строительные, садоводческие и огороднические некоммерческие объединения граждан.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что ч. 1 ст. 4 Закона Республики Башкортостан от 17.12.2004 года N 133-з «О социальной поддержке жертв политических репрессий в Республике Башкортостан» (в редакции Законов РБ от 06.12.2005 г., от 28.06.2007 г. и от 10.12.2007 г.) не противоречит положениям ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Установленный в Республике Башкортостан объем финансирования соответствующих льгот и выплат с января 2005 года значительно увеличился, а ежемесячные выплаты регулярно индексируются.

Кроме того, как усматривается из представленных Правительством Республики Башкортостан документов, подготовлен проект внесения изменений в Закон Республики Башкортостан «О социальной поддержке жертв политических репрессий Республики Башкортостан», согласно которому ежемесячная денежная компенсация для реабилитированных лиц будет составлять 620 рублей, а для лиц, признанных пострадавшими от политических репрессий, 520 рублей.

Таким образом, оснований для удовлетворения требований С.А.Ф. не имеется.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении заявления С.А.Ф. о признании п. 1 ст. 4 Закона Республики Башкортостан от 17.12.2004 года N 133-з «О социальной поддержке жертв политических репрессий в Республике Башкортостан» (в редакции Законов РБ от 06.12.2005 г., от 28.06.2007 г. и от 10.12.2007 г.) несоответствующим ст. 153 Федерального закона от 22.08.2004 года N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» — отказать.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации через Верховный Суд Республики Башкортостан в течение 10 дней.

Судья
Верховного Суда
Республики Башкортостан
Т.Ф.КРЫГИНА

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *