Заявление об оспаривании решения об исключении регионального отделения политической партии из ЕГРЮЛ удовлетворено правомерно, поскольку отсутствуют основания, по которым управление как регистрирующий орган вправе принимать решение о снятии с учета в налоговом органе недействующего юридического лица.

Апелляционное определение Верховного суда Республики Адыгея от 15.07.2014 по делу N 33-885/2014год

Судья: Едиджи С.Х.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда Республики Адыгея в составе:

председательствующего Мейстер В.М.,

судей Панеш Ж.К. и Сиюхова А.Р.,

при секретаре К.,

рассмотрела в судебном заседании дело по апелляционной жалобе представителя заинтересованного лица — Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Адыгея по доверенности Х. ФИО12 на решение Тахтамукайского районного суда от 28 марта 2014 года, которым постановлено:

признать незаконным решение Управления Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея от ДД.ММ.ГГ об исключении регионального отделения политической партии Социальной защиты из Единого государственного реестра юридических лиц, как недействующего.

Обязать Управление Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея восстановить региональное отделение политической партии Социальной защиты из ЕГРЮЛ, на налоговый учет.

Заслушав доклад судьи Сиюхова А.Р., объяснения представителя заинтересованного лица — Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Адыгея по доверенности Д. ФИО13 и представителя третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, — Управления Федеральной налоговой службы по РА по доверенности Е. ФИО14, поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя заявителя — председателя Регионального отделения политической партии Социальной Защиты в РА П. ФИО15, считавшего решение суда законным и обоснованным, судебная коллегия

установила:

председатель регионального отделения политической партии Социальной защиты в Республике Адыгея обратился в суд с заявлением об оспаривании решения налогового органа по внесению записи об исключении регионального отделения политической партии Социальной защиты из ЕГРЮЛ. В обоснование указал, что ДД.ММ.ГГ за N Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы N 3 по РА принято решение об исключении регионального отделения политической партии Социальной защиты из ЕГРЮЛ, как недействующего юридического лица из государственного реестра.

В соответствии с действующим законодательством действия должностного лица и регистрирующего органа, принявшего решение об исключении регионального отделения политической партии социальной защиты как недействующего юридического лица из государственного реестра, ущемляют права организации и могут быть оспорены в судебном порядке (ст. 254 ГПК РФ).

Региональное отделение политической партии Социальной защиты не является коммерческой организацией (ст. 116 ГК РФ), деятельность которой не является предпринимательской или иной экономической деятельностью, вопросы об оспаривании действий должностного лица подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции.

В соответствии со ст. 49 ГК РФ определена правоспособность юридического лица, которая возникает в момент его создания и прекращается в момент внесения записи о его исключении из ЕГРЮЛ. Отказ и уклонение от государственной регистрации юридического лица в соответствии со ст. 51 ГК РФ предусматривает судебный порядок обжалования.

По уставу политическая партия Социальной защиты является общественным объединением, созданным для реализации прав граждан РФ на участие в политической жизни общества.

Согласно свидетельству о государственной регистрации некоммерческой организации, выданному Министерством юстиции РФ, решение о государственной регистрации некоммерческой организации принято ФИО16.

Согласно свидетельству, выданному Федеральной налоговой службой, о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц, партия зарегистрирована за основным государственным регистрационным номером N от ДД.ММ.ГГ

Согласно выписке из ЕГРЮЛ от ДД.ММ.ГГ за N, региональное отделение политической партии Социальной защиты, как юридическое лицо имеет организационно-правовую форму как политическая партия, исключен как юридическое лицо из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа, как «фактически недействующего юридического лица» на основании ст. 21.1 ФЗ РФ N 129 от 08 августа 2001 года, по решению заместителя начальника МИ ФНС России N 3 по Республике Адыгея ДД.ММ.ГГ за N снята с учета в налоговом органе.

В соответствии с п. 2 ст. 21.1 Закона ФЗ-129 юридическое лицо признается недействующим, которое в течение последних 12 месяцев, предшествующих моменту принятия соответствующего решения, не представляло документов отчетности, предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах, и не осуществляло операции по банковскому счету.

В соответствии с п. 2 ст. 21.1 Закона ФЗ-129 установлено, что при наличии одновременно обоих признаков недействующего юридического лица регистрирующий орган принимает решение о предстоящем исключении юридического лица из ЕГРЮЛ. Данное решение подлежит опубликованию в органах печати.

В силу п. 3 ст. 5 Конституции РФ, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Официально опубликованным может считаться только акт, который опубликован в полном объеме.

Согласно пунктам 20, 21 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 ноября 2007 года N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части», выясняя вопрос о соблюдении правил введения в действие нормативного правового акта, следует проверять, соблюден ли порядок его опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данного акта предусмотрена законодательством) и вступления в силу.

Официальным опубликованием нормативного правового акта считается публикация его полного текста на государственном языке РФ в том средстве массовой информации, которое определено в качестве официального периодического издания, осуществляющего публикацию нормативно правовых актов, принятых данным нормотворческим органом или должностным лицом.

Учитывая, что целью официального опубликования нормативного правового акта является обеспечение возможности ознакомиться с содержанием этого акта тем лицам, права и свободы которых он затрагивает, опубликование части нормативного акта, или выдержек из него, равно как и упоминание о подписании нормативного правового акта, не может быть признано его официальным опубликованием.

Участники общества, чьи права и интересы нарушены данным решением налогового органа не были официально уведомлены и извещены, несмотря на то, что по выписке из ЕГРЮЛ имеются домашние адреса и телефоны.

Согласно ч. 3 ст. 21.1 Закона N 129-ФЗ, одновременно с решением о предстоящем исключении, должны быть опубликованы сведения о порядке и сроках направления заявления недействующим юридическим лицам, кредиторам и иным лицам, чьи права и законные интересы затрагиваются в связи с исключением недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления. Регистрирующим органом и должностным лицом не были приняты обязательные меры, указанные в законе о разъяснении порядка и сроках направления заявлений с указанием адреса, по которому могут быть направлены заявления, как юридического лица, так и иных лиц, чьи права и законные интересы затрагиваются.

В соответствии с требованиями пп. 3 п. 1 ст. 32 Налогового кодекса РФ налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке отчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков и плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочных налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов), разъяснять порядок их заполнения.

Требований о представлении отчетности и уплаты налогов и сборов, а также применение налоговой ответственности за невыполнение законодательства со стороны регионального отделения политической партии Социальной защиты со стороны налоговой инспекции не предъявлялось.

Налоговым органом не учтено, что при осуществлении деятельности регионального отделения политической партии Социальной защиты, организация не ставит своей целью извлечение прибыли и осуществление предпринимательской деятельности.

Таким образом, принятое решение налоговым органом является преждевременным, поскольку отсутствуют признаки, по которым Управление как регистрирующий орган вправе принимать решение о снятии с учета в налоговом органе недействующего юридического лица.

Просил суд признать незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по РА об исключении регионального отделения политической партии Социальной защиты из ЕГРЮЛ, как недействующего юридического лица из государственного реестра по решению от ДД.ММ.ГГ за N, обязать регистрирующий орган — Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 3 по РА аннулировать запись об исключении регионального отделения политической партии Социальной защиты из ЕГРЮЛ, произведенную на основании решения от ДД.ММ.ГГ за N.

В дополнении к заявлению председатель регионального отделения политической партии Социальной защиты в Республике Адыгея просил суд признать незаконным решение Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по РА об исключении регионального отделения политической партии Социальной защиты из ЕГРЮЛ, как недействующего юридического лица из государственного реестра по решению от ДД.ММ.ГГ за N, а также решение регистрирующего органа от ДД.ММ.ГГ, обязать регистрирующий орган — Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 3 по РА аннулировать запись об исключении регионального отделения политической партии Социальной защиты из ЕГРЮЛ, произведенную на основании решения от ДД.ММ.ГГ за N, а также решение регистрирующего органа от ДД.ММ.ГГ.

Определением судьи Тахтамукайского районного суда от ДД.ММ.ГГ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея.

В судебном заседании заявитель — председатель регионального отделения политической партии Социальной защиты в Республике Адыгея поддержал заявленные требования.

Представитель заинтересованного лица — МИФНС России N 3 по РА по доверенности Х. ФИО18. не признала заявленные требования.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, — Управления Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея А. ФИО19 считал требования необоснованными, просил отказать в их удовлетворении.

Суд постановил указанное выше решение.

В апелляционной жалобе представитель заинтересованного лица — МИФНС N 3 России по Республики Адыгея по доверенности Х. ФИО20 решение отменить, и принять новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований. При этом указывает, что судом неправильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, выводы суда, изложенные в решении, не соответствуют фактическим обстоятельствам дела, неправильно применены нормы материального права и не учтена сложившаяся судебная практика. Считает, что на момент исключения партии из ЕГРЮЛ она обладала всеми признаками недействующего юридического лица и, следовательно, правомерно исключена из реестра на основании ст. 21.1 Закона о государственной регистрации.

Из представленных в суд документов усматривается, что РО политической партии Социальной защиты в Республике Адыгея с момента регистрации ни разу не представило в налоговый орган отчетные документы, не реагировало на неоднократные обращения инспекции о необходимости явиться в налоговый орган для сдачи необходимой отчетности, сведения о движении денежных средств отсутствуют.

Регистрирующим органом была соблюдена процедура исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ.

В связи с тем, что в материалах дела отсутствуют какие-либо документы, подтверждающие осуществление деятельности заявителем, инспекция считает нецелесообразным восстанавливать в ЕГРЮЛ юридическое лицо, которое фактически не действует.

Поскольку Управлением соблюдена процедура исключения недействующего юридического лица из ЕГРЮЛ, нарушение законодательства со стороны налоговых органов отсутствует.

В отзыве на апелляционную жалобу председатель регионального отделения политической партии Социальной защиты в Республике Адыгея просит решение оставить без изменения, а апелляционную жалобу — без удовлетворения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и отзыв на нее, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит оставлению без изменения по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 67, 195 ГПК РФ, решение суда является законным и обоснованным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данным правоотношениям и когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами.

Как следует из материалов дела, решением Управления Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея от ДД.ММ.ГГ за государственным регистрационным номером N (л. д. 25) правоспособность регионального отделения политической партии Социальной защиты в Республике Адыгея прекращена в связи с исключением из Единого государственного реестра юридических лиц.

Согласно ответу начальника Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Адыгея от ДД.ММ.ГГ N (л. д. 22) решения о внесении заявлений в суд о приостановлении деятельности или ликвидации регионального отделения политической партии Социальной защиты в Республике Адыгея Управлением не принимались.

В соответствии с требованиями п. 4 ч. 1 ст. 32 Налогового кодекса РФ налоговые органы обязаны бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения.

Поскольку в судебном заседании было установлено, что требований о представлении отчетности и уплаты налогов и сборов, а также применения налоговой ответственности за невыполнение законодательства в адрес регионального отделения политической партии Социальной защиты со стороны налоговой инспекции не предъявлялось, открытых банковских и иных счетов, по которым проводились операции, у заявителя не имеется, при постановке на учет заявителем был предоставлен контактный телефон, по которому ему должна была сообщаться информация, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что принятие МИ ФНС России по РА решения о снятии партии с учета в налоговом органе является преждевременным, так как отсутствуют основания, по которым Управление как регистрирующий орган вправе принимать решение о снятии с учета в налоговом органе недействующего юридического лица.

При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что решение принято при правильном применении норм материального права с соблюдением норм процессуального права и отмене либо изменению не подлежит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Тахтамукайского районного суда от 28 марта 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу — без удовлетворения.

Председательствующий
В.М.МЕЙСТЕР

Судьи
Ж.К.ПАНЕШ
А.Р.СИЮХОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *