О признании противоречащим федеральному законодательству, недействительным и не порождающим правовых последствий Закона КБР от 28.07.1997 N 26-РЗ О зонах экономического развития в Кабардино-Балкарской Республике.

Решение Верховного Суда Кабардино-Балкарской Республики от 16.04.2001

Именем Российской Федерации

Верховный суд Кабардино-Балкарской Республики в составе:

    председательствующего                            Кучукова О.М.      при секретаре                                  Садонцевой Г.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Кабардино-Балкарской Республики о признании противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению Закона Кабардино-Балкарской Республики N 26-РЗ от 28.07.1997 «О зонах экономического развития в Кабардино-Балкарской Республике»,

установил:

Прокурор Кабардино-Балкарской Республики обратился в Верховный суд Кабардино-Балкарской Республики с требованием о признании Закона Кабардино-Балкарской Республики N 26-РЗ от 28.07.1997 «О законах экономического развития в Кабардино-Балкарской Республике» с последующими изменениями противоречащим федеральному законодательству, недействующим и не подлежащим применению. В обоснование заявленных требований прокурор указывает на то, что законодательством Российской Федерации не предусмотрено создание на территории Кабардино-Балкарской Республики зон экономического развития, а создание на территории Российской Федерации свободных экономических зон отнесено к исключительной компетенции Российской Федерации, что предусмотренное Законом Кабардино-Балкарской Республики «О зонах экономического развития в Кабардино-Балкарской Республике» (статьей 17) льготное налогообложение участников зоны экономического развития по территориальному признаку противоречит пункту 2 статьи 19 Закона Российской Федерации N 2118-1 от 27.12.1991 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» статьям 12 пункту 3.17 пунктам 2 и 3 и 18 Налогового кодекса Российской Федерации, что в нарушение положений статьи 23 Федерального закона Российской Федерации N 157-ФЗ от 13.10.1995 «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» предусмотренная оспариваемым прокурором Законом возможность установления на территории Кабардино-Балкарской Республики особого режима хозяйственной деятельности в зонах экономического развития выходит за пределы полномочий законодательных органов Кабардино-Балкарской Республики. В нарушение статей 31, 34, 47.1 и 56 Налогового кодекса Российской Федерации уполномоченный орган программы «Стабилизация и развитие экономики Кабардино-Балкарской Республики» наделен полномочиями по налоговому контролю. Поскольку Постановлением Парламента Кабардино-Балкарской Республики N 302-П-П от 11.01.2001 Закон Кабардино-Балкарской Республики «О предоставлении налоговых льгот участникам программы «Стабилизация и развитие экономики Кабардино-Балкарской Республики» N 15-РЗ от 13.07.1996 признан утратившим силу, ссылка в оспариваемом Законе на уполномоченный орган программы «Стабилизация и развитие экономики Кабардино-Балкарской Республики» незаконна.

Представитель прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики Шак А.А., действующий на основании доверенности N 37/10-33-2001 от 11.04.2001, заявленные требования поддержал в полном объеме.

Представитель Совета Республики Парламента Кабардино — Балкарской Республики Хамуков А.В., действующий на основании Распоряжения N 18-Р-СР от 11.04.2001, заявленных требований не признал, считая, что Закон Кабардино-Балкарской Республики «О зонах экономического развития в Кабардино-Балкарской Республике» не противоречит федеральному законодательству, что он принят в пределах полномочий Кабардино-Балкарской Республики как субъекта Российской Федерации.

Представитель Президента и Правительства Кабардино-Балкарской Республики Кашироков З.К., действующий на основании доверенности от 21.08.2000, заявленных требований не признал, считая, что оспариваемый прокурором Закон не противоречит федеральному законодательству.

Выслушав представителя прокуратуры Кабардино-Балкарской Республики, представителя Совета Республики Парламента Кабардино — Балкарской Республики и представителя Президента и Правительства Кабардино-Балкарской Республики, изучив материалы дела, Верховный суд Кабардино-Балкарской Республики находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Законом Кабардино-Балкарской Республики «О зонах экономического развития в Кабардино-Балкарской Республике» предусмотрена возможность создания на территории Кабардино-Балкарской Республики ограниченных участков территории, в пределах которых действует льготное налогообложение предпринимательской деятельности участников зоны, особые условия правового регулирования инвестиций и предпринимательской деятельности, таможенный режим, особый режим въезда, пребывания и выезда из зоны (статьи 1, 5, 14, 17 и 21). По существу Закон Кабардино-Балкарской Республики «О зонах экономического развития в Кабардино-Балкарской Республике» предусматривает возможность создания и функционирования на отдельных территориях республики свободных экономических зон.

Между тем, в соответствии с федеральным законодательством Российской Федерации особый режим хозяйственной деятельности на территории Российской Федерации устанавливается Федеральным законом о свободных экономических зонах, другими Федеральными законами и иными правовыми актами Российской Федерации. Так статья 23 Федерального закона Российской Федерации N 157-ФЗ от 13.10.1995 «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» прямо указывает на возможность установления особого режима хозяйственной деятельности Федеральным законом и иными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 18 Налогового кодекса Российской Федерации особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени может быть применен лишь в случаях, установленных Налоговым кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ним Федеральными законами, а налоговые льготы определяются в порядке, предусмотренном в Налоговом кодексе. Частью 3 статьи 18 Налогового кодекса Российской Федерации установлен перечень специальных налоговых режимов. При этом специальный налоговый режим, предусмотренный Законом Кабардино-Балкарской Республики «О зонах экономического развития в Кабардино-Балкарской Республике» для зон экономического развития в статье 18 Налогового кодекса Российской Федерации отсутствует.

Поскольку законодательством Российской Федерации не предусмотрено создание на территории Кабардино-Балкарской Республики зон экономического развития, имеющих специальный налоговый режим, особые условия правового регулирования инвестиций и предпринимательской деятельности, таможенный режим и особый режим въезда, пребывания и выезда, поскольку в нарушение Федерального законодательства Закон Кабардино-Балкарской Республики «О зонах экономического развития в Кабардино-Балкарской Республике» предусматривает возможность создания таких зон на территории республики, поскольку Закон Кабардино-Балкарской Республики «О зонах экономического развития в Кабардино-Балкарской Республике» противоречит Федеральному закону Российской Федерации N 157-ФЗ от 13.10.1995 «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» (статье 23), Налоговому кодексу Российской Федерации (статьям 18 и 19), Закону Российской Федерации N 5242-1 от 25 июня 1993 года «О праве граждан Российской Федерации на свободы передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (статьям 1 и 9) заявленные прокурором Кабардино-Балкарской Республики требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 191, 192, 197 и 239,7 ГПК РСФСР, Верховный суд Кабардино-Балкарской Республики

решил:

Заявление прокурора Кабардино-Балкарской Республики удовлетворить.

Признать Закон Кабардино-Балкарской Республики N 26-РЗ от 28.07.1997 «О зонах экономического развития в Кабардино-Балкарской Республике» противоречащим федеральному законодательству, недействительным и не порождающим правовых последствий.

Решение может быть обжаловано и опротестовано в Верховный Суд Российской Федерации в течение десяти дней со дня его оглашения путем подачи жалобы или принесения протеста через Верховный суд Кабардино-Балкарской Республики.

Судья
Верховного Суда
Кабардино-Балкарской Республики
О.М.КУЧУКОВ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *