Иск о признании права на выплату районного коэффициента, обязании произвести расчет районного коэффициента к пенсионному обеспечению удовлетворен, поскольку Закон РФ О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей гарантирует лицам, проживающим в неблагоприятных климатических условиях,

Апелляционное определение Тульского областного суда от 31.07.2014 по делу N 33-1824

судья Гришина Л.Ю.

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Гавриловой Е.В.,

судей Алдошиной В.В., Голомидовой И.В.,

при секретаре Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе К. на решение Центрального районного суда г. Тулы от 26 марта 2014 года по делу по иску К. к военному комиссариату Тульской области о признании права на выплату районного коэффициента, обязании произвести расчет районного коэффициента к пенсионному обеспечению, взыскании судебных расходов.

Заслушав доклад судьи Алдошиной В.В., судебная коллегия

установила:

К. обратился в суд с иском к военному комиссариату Тульской области о признании права на выплату районного коэффициента, обязании произвести расчет районного коэффициента к пенсионному обеспечению, взыскании судебных расходов.

В обоснование заявленных требований указал, что проходил военную службу в вооруженных силах с 1 августа 1987 года. В соответствии с приказом Министерства обороны РФ от 3 декабря 2012 года был досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас. С 30 января 2013 года исключен из списков личного состава войсковой части N расположенной в Хабаровском крае.

Пояснил, что после увольнения с военной службы до 30 июля 2013 года он проживал по прежнему месту службы в Хабаровском крае. В августе 2013 года прибыл к избранному месту жительства в г. Тулу. 15 августа 2013 года принят на воинский учет объединенным военным комиссариатом г. Тулы.

Указал, что по месту воинского учета в г. Туле расчет пенсии ему произведен с 31 января 2013 года, однако, пенсионное обеспечение за период его проживания в Хабаровском крае начислено без учета районного коэффициента 1.2, установленного для указанной местности, данная надбавка за период с 31 января по 1 августа 2013 года ему не выплачивалась.

ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением в военный комиссариат Тульской области по г. Тула с просьбой произвести перерасчет пенсии с коэффициентом 1,2 за период его проживания в Хабаровском крае с 31 января 2013 года по 30 июля 2013 года, однако указанное заявление осталось без удовлетворения.

Просил суд признать за ним право на районный коэффициент в размере 1.2 к пенсионному обеспечению за период проживания в Хабаровском крае с 31 января 2013 года по 1 августа 2013 года, обязать Министерство обороны РФ в лице военного комиссариата Тульской области произвести расчет районного коэффициента в размере 1.2 к пенсионному обеспечению за период проживания в Хабаровском крае с 1 января 2013 года по 1 августа 2013 года и осуществить его выплату, взыскать с Министерства обороны РФ судебные расходы в размере <…>. за оказание юридических услуг, <…> оплату госпошлины.

В процессе рассмотрения дела истец уточнил исковые требования, просил считать надлежащим ответчиком Военный комиссариат Тульской области.

В судебном заседании истец К. и его представитель в порядке ч. 6 ст. 53 ГПК РФ С. поддержали исковые требования, просили их удовлетворить.

Представитель ответчика военного комиссариата Тульской области по доверенности О. исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.

Представители третьих лиц Министерства обороны РФ и Министерства финансов РФ в судебное заседание не явились, о дне и месте слушания дела извещались надлежащим образом.

Центральным районным судом г. Тулы 26 марта 2014 года постановлено решение, которым К. отказано в удовлетворении исковых требований.

В апелляционной жалобе К. просит отменить решение суда, как незаконное и необоснованное в связи с неправильным применением норм материального права.

Проверив материалы дела, изучив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения К.., его представителя С., поддержавших доводы апелляционной жалобы, представителя военного комиссариата Тульской области по доверенности О., просившую апелляционную жалобу оставить без удовлетворения, судебная коллегия приходит к следующему.

Из представленных в суд апелляционной инстанции материалов дела следует, что К. проходил службу в вооруженных силах Министерства обороны РФ с 1 августа 1987 года, досрочно уволен с военной службы с зачислением в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, исключен из списков части с 30 января 2013 года.

ДД.ММ.ГГГГ К. обратился в отдел военного комиссариата Тульской области по г. Туле с заявлением о назначении пенсии, 14 октября 2013 года истцу К. произведены расчет пенсии за выслугу лет и назначена пенсия с 31 января 2013 года.

Из свидетельства о регистрации по месту пребывания истца следует, что К. был зарегистрирован по месту пребывания по адресу: <адрес> 18 октября 2012 года по 18 октября 2013 года.

Из копии паспорта истца К. усматривается, что с ДД.ММ.ГГГГ он зарегистрирован по адресу: <адрес>.

Отказывая в удовлетворении требований К. суд пришел к выводу о том, что если после увольнения с военной службы пенсионер не обратился за назначением пенсии в пенсионный орган, находящийся непосредственно в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, то при переезде на новое постоянное место жительства в местность, где выплата районного коэффициента не предусмотрена, право на назначение пенсии по новому месту жительства с учетом районного коэффициента не возникает.

Судебная коллегия не согласна с данным выводом суда первой инстанции применительно к рассматриваемым правоотношениям, полагает, что данный вывод относится к иным правоотношениям по сохранению районного коэффициента при наличии условий, указанных в ч. 2 и 3 ст. 48 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 28.12.2013) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», в то время как из искового заявления К. следует, что обращение в суд вызвано невыплатой районного коэффициента именно за период проживания в неблагоприятных климатических условиях.

Статьей 48 вышеуказанного Закона, которым определяются условия назначения пенсий, порядок их исчисления и размеры, регламентировано применение коэффициентов к размерам пенсий.

Согласно части 1 ст. 48 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 28.12.2013) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, и членам их семей, проживающим в местностях, где к денежному довольствию военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы (далее — сотрудники) в соответствии с законодательством Российской Федерации устанавливаются коэффициенты, на период проживания их в этих местностях пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, надбавки к этим пенсиям, предусмотренные статьями 17, 24 и 38 настоящего Закона, и увеличения, предусмотренные статьей 16 настоящего Закона, исчисляются с применением соответствующего коэффициента, установленного в данной местности для военнослужащих и сотрудников Правительством Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.

Данная норма устанавливает общее правило о том, что пенсии, назначаемые в соответствии с настоящим Законом, исчисляются с применением районного коэффициента исключительно на период проживания пенсионеров в местностях, где к заработной плате рабочих и служащих устанавливаются соответствующие районные коэффициенты,.

Правила, регламентирующие порядок и условия сохранения районного коэффициента при исчислении пенсий бывшим военнослужащим, проживающим в местностях, где районный коэффициент не установлен, предусмотрены ч. 2 и 3 ст. 48 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 28.12.2013) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей». Данная норма направлена на защиту граждан, длительное время проходивших службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, стимулирование их переселения из указанных районов и местностей. Аналогичное положение содержится в пункте 16.1 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941, дополненном Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1996 года N 434, также предусматривающем сохранение выплаты пенсии с учетом соответствующего районного коэффициента в случае последующего выезда гражданина на новое постоянное место жительства.

В соответствии с Приложением к Постановлению Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1237 «О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях», Хабаровский край-территория края, за исключением территорий, указанных в п. п. 4, 6, 7 настоящего приложения относится к району, в которых применяется коэффициент 1,2.

В силу положений ст. 53 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 28.12.2013) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» пенсии в соответствии с настоящим Законом военнослужащим назначаются со дня увольнения со службы, но не ранее дня, до которого им выплачено денежное довольствие при увольнении; при несвоевременном обращении за пенсия за прошлое время назначается со дня возникновения права на пенсию, но не более чем за 12 месяцев, предшествующих дню обращения за ней.

Как следует из материалов дела, пенсия истцу была назначена с 31 января 2013 года, то есть с того момента, когда у К. возникло право на пенсию. И именно на эту дату, как пояснила в суде апелляционной инстанции представитель ответчика, определялся размер пенсионного обеспечения К.. А с 31 января 2013 года по 30 июля 2013 года истец проживал в Хабаровском крае. В подтверждение этому обстоятельству им были представлены паспорт, свидетельство о временном пребывании. Права лиц, проживающих в неблагоприятных климатических условиях, защищены именно ч. 1 ст. 48 Закона РФ от 12.02.1993 N 4468-1 (ред. от 28.12.2013) «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», гарантирующей за проживание в таких условиях денежную надбавку в виде выплаты районного коэффициента к получаемому денежному содержанию.

С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что решение суда первой инстанции при установленных обстоятельствах подлежит отмене. При этом судебная коллегия принимает во внимание, то обстоятельство, что согласно денежному аттестату истцу по месту его службы были произведен дополнительные выплаты (районная надбавка и Северная надбавка).

В силу положений ст. 100 ГПК РФ судебная коллегия считает возможным взыскать за оплату услуг представителя с учетом разумности, сложности, продолжительности дела <…>.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия,

определила:

решение Центрального районного суда г. Тулы от 26 марта 2014 года отменить, постановить по данному делу новое решение, которым исковые требования К. удовлетворить; признать его право на районный коэффициент в размере 1.2 к пенсионному обеспечению за период проживания в Хабаровском крае с 31 января 2013 года по 1 августа 2013 года; обязать военный комиссариат Тульской области произвести расчет и выплатить районный коэффициент в размере 1,2 к пенсионному обеспечению К. за период проживания в Хабаровском крае с 31 января 2013 года по 1 августа 2013 года; взыскать с военного комиссариата Тульской области в пользу К. судебные расходы в размере <…> за оплату услуг представителя и <…> оплату госпошлины.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *