Иск о признании права на доплату к трудовой пенсии по старости как лицу, замещавшему муниципальную должность, удовлетворен правомерно, поскольку установлено, что истец не менее одного года замещал муниципальную должность, при этом получал денежное вознаграждение из местного бюджета.

Апелляционное определение Тульского областного суда от 31.07.2014 по делу N 33-1979

судья Семенова Т.Ю.

Судебная коллегия по гражданским делам Тульского областного суда в составе:

председательствующего Гавриловой Е.В.,

судей Алдошиной В.В., Голомидовой И.В.,

при секретаре Ю.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе администрации муниципального образования Заокский район Тульской области на решение Заокского районного суда Тульской области от 20 мая 2014 года по делу по иску Б. к администрации муниципального образования Заокский район Тульской области на решение Заокского районного суда Тульской о признании права на доплату к трудовой пенсии.

Заслушав доклад судьи Алдошиной В.В., судебная коллегия

установила:

Б. обратился в суд с иском к администрации муниципального образования Заокский район Тульской области о признании права на доплату к трудовой пенсии по старости.

В обоснование заявленных требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ года он был назначен на должность Главы администрации муниципального образования рабочий поселок Заокский Заокского района Тульской области, ДД.ММ.ГГГГ уволен в связи с истечением срока служебного контракта. По достижении возраста 60 лет ему была назначена трудовая пенсия по старости в соответствии с Федеральным законом РФ от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Полагал, что он, как лицо, замещавшее муниципальные должности Тульской области, имеет право на установление и выплату ему ежемесячной доплаты к трудовой пенсии в соответствии с Законом Тульской области от 25.07.2005 г. N 609-ЗТО «О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Тульской области и муниципальные должности в Тульской области».

В июне 2013 года он обратился к ответчику с заявлением о назначении ему указанной доплаты к пенсии в соответствии с Законом Тульской области от 25.07.2005 г. N 609-ЗТО, однако в назначении доплаты ему было отказано в связи с тем, что, по мнению администрации, должность, которую он замещал, не относится к муниципальным должностям, и соответственно на него не распространяется действие Закона Тульской области от 25.07.2005 г. N 609-ЗТО.

Полагал, что позиция администрации муниципального образования Заокский район Тульской области не согласуется с нормами действующего законодательства, право на указанную доплату у него возникло с 25 июня 2013 г., с момента обращения с соответствующим заявлением к ответчику.

Просил признать за ним право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости в соответствии с Закона Тульской области от 25.07.2005 г. N 609-ЗТО «О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Тульской области и муниципальные должности в Тульской области».

В судебном заседании истец Б. поддержал исковые требования, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика администрации муниципального образования Заокский район Тульской области по доверенности Л. исковые требования не признала, просила отказать в их удовлетворении.

В судебном заседании представитель третьего лица Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Заокского района» по доверенности П. просила отказать в удовлетворении исковых требований Б..

Заокским районным судом Тульской области 20 мая 2014 года постановлено решение, которым исковые требования Б. удовлетворены.

Суд признал за Б. право на ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости в соответствии с Законом Тульской области от 25.07.2005 г. N 609-ЗТО «О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Тульской области и муниципальные должности в Тульской области», обязал администрацию муниципального образования Заокский район Тульской области установить Б. ежемесячную доплату к трудовой пенсии по старости в соответствии с Законом Тульской области от 25.07.2005 г. N 609-ЗТО «О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Тульской области и муниципальные должности в Тульской области» с 25 июня 2013 года.

В апелляционной жалобе администрация муниципального образования Заокский район Тульской области просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя администрации муниципального образования Заокский район Тульской области по доверенности Л., поддержавшую доводы апелляционной жалобы и просившую решение суда отменить, объяснения представителя третьего лица Государственного учреждения Тульской области «Управление социальной защиты населения Заокского района», по доверенности П., также поддержавшую доводы апелляционной жалобы, возражения Б., судебная коллегия не усматривает оснований к отмене постановленного судом решения.

Из представленных в апелляционную инстанцию материалов гражданского дела следует, что Б. ДД.ММ.ГГГГ назначен на должность Главы администрации муниципального образования рабочий поселок Заокский Заокского района Тульской области, 12 марта 2009 года уволен в связи с истечением срока служебного контракта.

Являясь получателем пенсии по старости, 25 июня 2013 года истец обратился в администрацию муниципального образования Заокский район Тульской области с заявлением о назначении ему доплаты к трудовой пенсии в соответствии с Законом Тульской области «О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Тульской области и муниципальные должности в Тульской области». Однако, ему было отказано по тем мотивам, что замещаемая им должность относилась к должностям муниципальной службы, а не к муниципальной должности, в связи с чем нормы Закона Тульской области от 25.07.2005 г. N 609-ЗТО «О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Тульской области и муниципальные должности в <адрес>» на истца не распространяются.

Общие принципы организации местного самоуправления в оспариваемый период определялись Законом РСФСР от 6.07.1991 г. N 1550-1 «О местном самоуправлении в РСФСР» и ФЗ РФ от 28.08.1995 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», которые действовали до 31.12.2008 г. и утратили силу в связи с принятием ФЗ РФ от 6.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», который также в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет общие принципы организации местного самоуправления.

Согласно ст. ст. 1, 2, 29 Закона РСФСР от 06.07.1991 г. N 1550-1 «О местном самоуправлении в РСФСР» (в первоначальной редакции) местное (территориальное) самоуправление в РСФСР — система организации деятельности граждан для самостоятельного (под свою ответственность) решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических, национально-этнических и иных особенностей, на основе Конституции РСФСР и законов РСФСР, конституций и законов республик в составе РСФСР.

Местное самоуправление осуществлялось населением через представительные органы власти — местные Советы народных депутатов (далее — Советы), соответствующие органы управления — местную администрацию, местные референдумы, собрания (сходы) граждан, иные территориальные формы непосредственной демократии, а также органы территориального общественного самоуправления населения.

Органом управления в районе, городе, районе в городе, поселке, сельсовете является местная администрация, которая осуществляет исполнительно-распорядительные функции на основании и во исполнение актов Союза ССР, действующих на территории РСФСР, законов РСФСР и республик в составе РСФСР, актов Президента РСФСР и Правительства РСФСР, решений местных Советов, принятых в пределах их полномочий, обеспечивает права и законные интересы органов местного самоуправления и граждан.

В положениях ст. 1 ФЗ РФ от 28.08.1995 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» содержатся основные понятия и термины, а именно: муниципальное образование, органы местного самоуправления, должностное лицо местного самоуправления, муниципальная служба.

Согласно ст. ст. 1, 14, 16 ФЗ РФ от 28.08.1995 г. N 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» местное самоуправление в РФ — признаваемая и гарантируемая Конституцией РФ самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических или местных традиций.

К органам местного самоуправления относятся выборные органы, образуемые в соответствии с Федеральным законом, законами субъектов РФ, уставами муниципальных образований; другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.

Глава муниципального образования и иные выборные должностные лица местного самоуправления наделяются собственной компетенцией по решению вопросов местного значения соответствии с уставом муниципального образования. Лица, осуществляющие службу на должностях в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими.

Законом Тульской области от 18.12.1996 г. N 36-ЗТО «О местном самоуправлении в Тульской области», который утратил силу с 1.01.2006 г. в связи с принятием Закона Тульской области от 17.10.2005 г. N 617-ЗТО «О местном самоуправлении в Тульской области», на основе Конституции РФ, федеральных законов, Устава Тульской области установлены основные нормы организации системы местного самоуправления в Тульской области и гарантии его осуществления; определены место и роль местного самоуправления в системе власти; установлены права и обязанности населения по осуществлению местного самоуправления.

Согласно ст. 1 Закона Тульской области от 18.12.1996 г. N 36-ЗТО «О местном самоуправлении в Тульской области» содержатся основные понятия и термины, а именно: муниципальное образование, органы местного самоуправления, должностное лицо местного самоуправления, муниципальная служба.

В соответствии со ст. 24 Закона Тульской области от 18.12.1996 г. N 36-ЗТО «О местном самоуправлении в <адрес>» к органам местного самоуправления относятся: представительные органы местного самоуправления, исполнительные органы местного самоуправления и другие органы, образуемые в соответствии с уставами муниципальных образований.

В силу ч. 1 ст. 32 Закона Тульской области от 18.12.1996 г. N 36-ЗТО «О местном самоуправлении в Тульской области» лица, осуществляющие службу в органах местного самоуправления, являются муниципальными служащими.

Статьей 2 ФЗ РФ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определены основные понятия и термины.

Статьей 34 ФЗ РФ от 06.10.2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определена структура органов местного самоуправления.

В статье 1 Закона Тульской области от 02.02.1998 г. N 76-ЗТО «О муниципальной службе в Тульской области», вступившем в силу 05.02.1998 г. и утратившем силу в связи с принятием Закона Тульской области от 17.12.2007 г. N 930-ЗТО «О регулировании отдельных отношений в сфере муниципальной службы в Тульской области», закреплены основные понятия и термины, в том числе определено, что муниципальная должность — это должность, предусмотренная уставом муниципального образования, с установленными полномочиями на решение вопросов местного значения и ответственностью за осуществление этих полномочий, а также должность в органах местного самоуправления, образуемых в соответствии с уставом муниципального образования, с установленным кругом обязанностей по исполнению и обеспечению полномочий органа местного самоуправления, денежным содержанием и ответственностью за исполнение этих обязанностей.

Также в указанной норме изложено каким образом осуществляется подразделение муниципальных должностей, дано определение муниципального служащего, выборного должностного лица местного самоуправления.

В соответствии со ст. 4 Закона Тульской области от 02.02.1998 г. N 76-ЗТО «О муниципальной службе в Тульской области» категории муниципальных должностей муниципального образования устанавливаются в соответствии с Реестром муниципальных должностей муниципальной службы в Тульской области, который утверждается законом Тульской области.

В соответствии с ч. 2 ст. 27 Закона Тульской области от 02.02.1998 г. N 76-ЗТО «О муниципальной службе в Тульской области» до принятия закона Тульской области «О ежемесячных доплатах к государственным пенсиям лиц, замещавших муниципальные должности и должности муниципальных служащих области» для служащих и должностных лиц городских, районных, районных в городе, поселковых и сельских администраций области, состоявших в трудовых отношениях с органами местного самоуправления области на день проведения первых муниципальных выборов в Тульской области и позднее, было установлено право на ежемесячную доплату к государственной пенсии.

При рассмотрении настоящего спора суд первой инстанции подробно исследовал Реестр муниципальных должностей муниципальной службы, постановление Губернатора Тульской области от 07.04.1998 г. N 146 «О доплате к государственной пенсии служащим и должностным лицам городских, районных в городе, поселковых и сельских администраций области».

Согласно Реестру муниципальных должностей муниципальной службы категории «Б», установленному Законом Тульской области от 03.07.1998 г. N 86-ЗТО «О перечне муниципальных должностей и реестре муниципальных должностей муниципальной службы в Тульской области», утратившим силу в связи с принятием Закона Тульской области от 17.12.2007 г N 931-ЗТО «О реестре должностей муниципальной службы в Тульской области, должность главы администрации муниципального образования относилась к высшей муниципальной должности муниципальной службы.

Вместе с тем, Законом Тульской области от 17.12.2007 г. N 931-ЗТО «О Реестре должностей муниципальной службы в Тульской области» утвержден реестр должностей муниципальной службы в Тульской области, согласно которому должность Главы администрации отнесена к группе высших муниципальных должностей муниципальной службы.

В соответствии с преамбулой Закона Тульской области от 25.07.2005 г. N 609-ЗТО «О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Тульской области и муниципальные должности Тульской области» данный закон регулирует правоотношения, связанные с установлением ежемесячной доплаты трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Тульской области и муниципальные должности Тульской области.

В соответствии со ст. 2 Закона Тульской области от 25.07.2005 г. N 609-ЗТО право на доплату к пенсии имеют лица, замещавшие не менее одного года государственные (муниципальные) должности, получавшие денежное вознаграждение за счет средств соответственно бюджета области или местного бюджета и освобожденные от должности в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно), за исключением лиц, которые прекратили исполнение полномочий в связи с вступлением в законную силу приговора суда, в соответствии с которым лицо было осуждено, или в связи с прекращением гражданства Российской Федерации.

Указанные лица имеют право на доплату к пенсии, если освобождение от замещаемой государственной должности имело место не ранее 16 августа 1995 года, а освобождение от замещаемой муниципальной должности имело место не ранее 23 ноября 1997 года.

Согласно ст. 3 Закона Тульской области от 25.07.2005 г. N 609-ЗТО финансирование расходов на выплату доплаты к пенсии лицам, замещавшим государственные должности, производится за счет средств бюджета области.

Финансирование расходов на выплату доплаты к пенсии лицам, замещавшим муниципальные должности, производится за счет средств соответствующих местных бюджетов.

В соответствии с ч. ч. 1, 3, 5 ст. 5 Закона Тульской области от 25.07.2005 г. N 609-ЗТО доплата к пенсии назначается к трудовой пенсии на основании заявления лица, имеющего право на доплату к пенсии, решением руководителя государственного органа, органа местного самоуправления, в котором заявитель замещал государственную (муниципальную) должность.

Доплата к пенсии назначается со дня подачи заявления, но не ранее возникновения права на нее.

Доплата к пенсии выплачивается органом социальной защиты населения либо иным уполномоченным органом.

Проанализировав вышеназванные нормы права, суд первой инстанции, верно пришел к выводу о том, что, поскольку в судебном заседании установлено, что Б. не менее одного года замещал муниципальную должность, при этом получал денежное вознаграждение из местного бюджета, с 1 января 2009 года является получателем трудовой пенсии по старости, соответственно имеет право на доплату к трудовой пенсии.

При этом суд правильно указал, что ежемесячная доплата должна быть назначена истцу с 25 июня 2013 года, со дня его обращения за назначением доплаты.

Таким образом, полно и правильно установив обстоятельства, имеющие значение для дела, проанализировав собранные и исследованные в судебном заседании доказательства и дав им надлежащую правовую оценку по правилам ст. 67 ГПК РФ, в соответствии с требованиями норм материального и процессуального законов, суд постановил законное и обоснованное решение.

Довод, изложенный в апелляционной жалобе администрации муниципального образования Заокский район Тульской области, относительно того, что судом при вынесении решения не надлежащим образом исследованы все обстоятельства дела, а именно, что Б. не относится к числу лиц, имеющих право на ежемесячную доплату к пенсии в соответствии с Законом Тульской области от 25.07.2005 г. N 609-ЗТО «О ежемесячной доплате к трудовой пенсии лицам, замещавшим государственные должности Тульской области и муниципальные должности в Тульской области» является несостоятельным по указанным выше основаниям, и не влечет отмену постановленного по делу решения суда. Кроме того, в силу служебного контракта, заключенного Б. и дополнительного соглашения к нему (л.д. 13-19), глава администрации является муниципальным служащим, должность, замещаемая Главой администрации, в соответствии с Реестром должностей муниципальной службы в Тульской области отнесена к группе высших должностей муниципальной службы (пункт 1.2).

Таким образом, правовые основания для отмены решения Заокского районного суда Тульской области от 20 мая 2014 года и удовлетворения апелляционной жалобы администрации муниципального образования Заокский район Тульской области отсутствуют.

Руководствуясь ст. 328 ГПК РФ, судебная коллегия

определила:

решение Заокского районного суда Тульской области от 20 мая 2014 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу администрации муниципального образования Заокский район Тульской области — без удовлетворения.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *