Требование об обязании выдать государственный жилищный сертификат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера удовлетворено правомерно, поскольку в случае отчуждения гражданином или членами его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, иным лицам в праве на получение государственного жилищного сертификата не может быть отказано.
Апелляционное определение Суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 25.07.2013 N 33-1653/2013
Судья Русина Л.Г.
Судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа в составе:
председательствующего Марчук Е.Г.,
судей коллегии Долматова М.В., Мочаловой Н.В.
при секретаре Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа на решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 апреля 2013 года, которым постановлено:
Обязать Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа и Администрацию муниципального образования город Ноябрьск выдать П. в 2013 году государственный жилищный сертификат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы на состав семьи один человек.
Заслушав доклад судьи суда Ямало-Ненецкого автономного округа — Марчук Е.Г., судебная коллегия, —
установила:
П. обратился в суд с иском к Администрации МО города Ноябрьск, Департаменту строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа о выдаче государственного жилищного сертификата в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы. В обоснование исковых требований указал, что с 1999 года состоит на учете граждан, имеющих право на получение жилищных субсидий по программе переселения из районов Крайнего Севера.
30 марта 2012 года П. обратился в Администрацию МО город Ноябрьск с заявлением о включении в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы. Департаментом строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа П. был включен в окружной сводный список граждан — участников подпрограммы на 2013 год составом семьи 1 человек. 07 февраля 2013 года П. обратился с заявлением о выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения.
Приказом N 113-ОД Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 марта 2013 года П. отказано в выдаче государственного жилищного сертификата ввиду предоставления недостоверных сведений. Истец считает отказ необоснованным, поскольку с 1996 года не имеет в собственности недвижимого имущества, просит обязать Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа и Администрацию МО город Ноябрьск выдать государственный жилищный сертификат для приобретения жилья за пределами районов Крайнего Севера.
В судебном заседании П. на удовлетворении иска настаивал.
Представитель Ноябрьского городского Департамента по имуществу Администрации МО город Ноябрьск в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, представил в суд письменные возражения на иск и заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа в судебное заседание не явился, представил письменные возражения на иск.
Судом принято вышеуказанное решение, с которым не согласен ответчик.
В апелляционной жалобе Департамент строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа ставит вопрос об отмене решения суда ввиду нарушений судом норм материального закона. В жалобе указывает на то, судом не дана правовая оценка действиям П. о сообщении недостоверных сведений в нотариально удостоверенном заявлении от 07 февраля 2013 года о выдаче государственного жилищного сертификата. Обязанность по предоставлению сведений о совершенных сделках возложена законодателем на получателя жилищной субсидии, предоставление недостоверных сведений влечет за собой санкцию в виде отказа в выдаче сертификата. Просит принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» от 25 октября 2002 года N 125-ФЗ жилищные субсидии предоставляются гражданам, прибывшим в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности не позднее 1 января 1992 года, имеющим общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 календарных лет, не имеющим жилья в других регионах Российской Федерации или нуждающимся в его улучшении и не получавшим субсидии на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее 10 календарных лет и состояли по месту жительства на учете как нуждающиеся в улучшении жилищных условий.
Статьей 4 Федерального закона N 125-ФЗ установлено, что право граждан, выезжающих или выехавших из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, на получение и использование жилищных субсидий подтверждается государственным жилищным сертификатом. Государственный жилищный сертификат — именной документ, подтверждающий право гражданина на получение жилищной субсидии, которая может использоваться только на приобретение (строительство) жилья.
Условием выдачи государственного жилищного сертификата гражданину, проживающему в жилом помещении по договору социального найма, является предоставление им обязательства о расторжении указанного договора. Жилое помещение, принадлежащее гражданину на праве собственности, передается по договору мены органу государственной власти субъекта Российской Федерации или органу местного самоуправления в обмен на государственный жилищный сертификат.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ П. принят на учет граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера.
Решением Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа П. включен в окружной сводный список участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» на 2013 год составом семьи 1 человек.
07 февраля 2013 года П. обратился с заявлением о выдаче государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения.
Приказом N 113-ОД Департамента строительства и жилищной политики Ямало-Ненецкого автономного округа от 29 марта 2013 года П. отказано в выдаче государственного жилищного сертификата (л.д. 59).
Основанием для отказа в выдаче государственного жилищного сертификата послужило то, что П. в заявлении о выдаче сертификата не указал сделки по отчуждению жилого помещения в городе Ноябрьске (пункт 44.1 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153).
Рассматривая иск по существу, суд первой инстанции правильно исходил из положений Федерального закона N 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» и обоснованно признал отказ в выдаче государственного сертификата, незаконным.
Согласно справке ГУП «Окружной центр технической инвентаризации» — Ноябрьский филиал за N 33112-ю-440 от 24 декабря 2012 года П. собственником недвижимого имущества на территории муниципального образования город Ноябрьск, не является (л.д. 16).
Материалами дела установлено, что трехкомнатная <адрес> принадлежала на праве общей совместной собственности супругам Ф. и П. на основании договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ. После расторжения брака, супруги по договору мены произвели обмен трехкомнатной квартиры на двухкомнатную квартиру по адресу: <адрес> выплатой денежной компенсации П. за принадлежащую ему долю в праве собственности на прежнюю квартиру.
Решением Ноябрьского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ договор мены квартир от ДД.ММ.ГГГГ в части признания права собственности П. на <адрес> признан недействительным, с исключением П. из числа собственников. Сделок по отчуждению жилых помещений П. не совершал, фактически после расторжения брака между супругами произведен раздел совместного имущества путем обмена жилых помещений (трехкомнатной квартиры на двухкомнатную) с выплатой денежной компенсации П..
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу о том, что не указание П. в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ, о состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ договоре мены жилых помещений, не могло само по себе являться основанием для отказа в выдаче государственного жилищного сертификата. В силу статьи 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 125-ФЗ в случае отчуждения гражданином или членами его семьи жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности иным лицам, в праве на получение государственного жилищного сертификата не может быть отказано.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 марта 2006 года N 153 утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище».
Пунктом 2 Правил предусмотрено, что государственный жилищный сертификат является именным свидетельством, удостоверяющим право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты (жилищной субсидии, субсидии) для приобретения жилого помещения. Предоставление социальной выплаты является финансовой поддержкой государства в целях приобретения жилого помещения.
Граждане, отвечающие требованиям, указанным в пункте 5 настоящих Правил имеют право участвовать в подпрограмме.
Из материалов дела следует, что П. имеет необходимый трудовой стаж работы в районах Крайнего Севера (22 года 10 месяцев), с 1999 года состоит на учете граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в связи с переселением из районов Крайнего Севера, является пенсионером, подписал обязательство о передаче в муниципальную собственность жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.
В силу статьи 1 Федерального закона N 125-ФЗ от 25 октября 2002 года П. относится к категории лиц, имеющих право на получение жилищной субсидии для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера.
Право П. на получение жилищной субсидии в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 — 2015 годы, в апелляционной жалобе ответчиком не оспаривается (л.д. 84).
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты во внимание, поскольку не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и не основаны на правильном толковании норм материального закона, подлежащего применению к спорным правоотношениям.
Обстоятельства, имеющие значение для дела судом установлены правильно, представленным доказательствам судом дана надлежащая правовая оценка, существенных нарушений норм материального и процессуального закона не допущено.
Решение суда отвечает требованиям ст. 195 ГПК РФ о законности и обоснованности, оснований для его отмены по доводам апелляционной жалобы, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам суда Ямало-Ненецкого автономного округа, —
определила:
Решение Ноябрьского городского суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 16 апреля 2013 года оставить без изменения, апелляционную жалобу — без удовлетворения.