Заявленные требования о признании незаконным решения об отказе в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка и обязании утвердить и выдать схему расположения спорного земельного участка удовлетворены, поскольку решение об отказе ставит заявителя в положение, не позволяющее предпринимать дальнейшие действия по приобретению прав на земельный участок.

Решение Советского районного суда г. Владивостока от 14.07.2011 N 2-2568/11

(извлечение)

Советский районный суд г. Владивостока Приморского края,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению П.М. об оспаривании действий Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока,

установил:

П.М. обратился в суд с заявлением, в котором указал, что на основании договора аренды от 05.05.2006, заключенного между ним и УМИГА администрации города Владивостока сроком с 25.04.2006 по 20.04.2007, он пользуется земельным участком в районе ул. <…>. Земельный участок поставлен на кадастровый учет, но при этом, границы его не уточнены. В январе 2009 года он обратился Департамент земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края (далее по тексту — Департамент) с заявлением о предоставлении в собственность для огородничества земельного участка площадью 387 кв. м, расположенного в районе ул. <…>. Департамент отказал в удовлетворении заявления, сославшись на то, что испрашиваемый земельный участок находится на территории лесного фонда Владивостокского лесничества. Данный отказ Департамента был признан судом незаконным, суд обязал Департамент рассмотреть заявление о предоставлении земельного участка в порядке и сроки, предусмотренные законом. Однако, 28.02.2011 Департамент нашел иную причину для отказа — несоответствие целевого использования земельного участка зоне Ж1. На основании данного отказа он привел пакет документов в соответствие действующим правилам землепользования и застройки на территории ВГО, и 04.04.2011 обратился в Департамент с заявлением о предоставлении вышеуказанного земельного участка в аренду для садоводства. Департамент 19.05.2011 обратился в орган местного самоуправления для утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории. Письмом от 23.06.2011 УГА администрации города Владивостока отказало ему в утверждении и выдаче схемы на том основании, что испрашиваемый земельный участок находится в непосредственной близости к земельному участку, на котором располагается жилой дом по ул. <…>. Считает данное решение незаконным, нарушающим его права на предоставление земельного участка в порядке ст. 34 ЗК РФ. Просит признать незаконным решение УГА администрации города Владивостока, оформленное письмом от 23.06.2011, об отказе в утверждении и выдаче схемы расположения земельного участка для целей, не связанных со строительством; обязать орган, чьи действия обжалуются, утвердить и выдать схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории в районе ул. <…>, согласно обращению Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 19.05.2011.

В судебном заседании представитель заявителя по доверенности П.С. поддержал требования по доводам и основаниям, изложенным в заявлении. Пояснил, что заявителю на праве собственности принадлежит земельный участок площадью 1500 кв. м под индивидуальный жилой дом и хозяйственные постройки, адрес ориентира: <…>. Испрашиваемый в аренду земельный участок площадью 387 кв. м непосредственно прилегает к земельному участку, находящемуся в собственности заявителя, а не к участку, на котором располагается жилой дом по ул. <…>. Именно этот участок (387 кв. м) согласно договору аренды от 05.05.2006 с УМИГА находится в пользовании у заявителя. Возражений со стороны арендодателя не поступало. Однако, поскольку в настоящее время полномочия по предоставлению земельных участков возложены на Департамент, заявитель решил оформить право аренды надлежащим образом.

Представитель УГА администрации г. Владивостока С.Н. возражала против заявленных требований, просила суд отказать в полном объеме, пояснив что никаких других оснований к отказу в утверждении схемы, помимо указанных в письме от 23.06.2011, не имеется. Оспариваемый отказ не нарушает права и законные интересы заявителя.

Выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела в их совокупности, суд приходит к выводу, что требования П.М. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 34 п. 4 Земельного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления на основании указанного в пункте 2 настоящей статьи заявления либо обращения исполнительного органа государственной власти, предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса, с учетом зонирования территорий в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

В судебном заседании установлено, что П.М. на праве собственности принадлежит жилой дом по ул. <…> (л.д. 15), а также земельный участок площадью 1500 кв. м под индивидуальный жилой дом и хозяйственные постройки, адрес ориентира: <…> (л.д. 16).

На основании договора аренды от 05.05.2006 N 9073, заключенного между П.М. и УМИГА администрации города Владивостока сроком с 25.04.2006 по 20.04.2007, заявитель пользуется земельным участком площадью 387 кв. м в районе ул. <…>.

Согласно приложению N 1 к договору N 9073 арендуемый земельный участок прилегает к земельному участку, на котором расположен жилой дом <…> (л.д. 21 — 26). Такая же информация содержится в приложении к распоряжению УМИГА (л.д. 28).

Как установлено судом, 04.04.2011 П.М. обратился в Департамент с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка площадью 387 кв. м, расположенного в районе жилого дома <…>, под садоводство.

23.06.2011 администрацией города Владивостока П.М. отказано в утверждении схемы расположения земельного участка на основании того, что земельный участок непосредственно примыкает к земельному участку, на котором находится жилой дом, расположенный по ул. <…>.

Суд считает, что отказ по вышеуказанным основаниям в выдаче схемы расположения земельного участка не основан на законе.

В целях повышения качества рассмотрения заявлений, поступающих в администрацию города Владивостока по вопросам утверждения схем расположения земельных участков на кадастровых планах или кадастровых картах соответствующей территории разработан Регламент предоставления администрацией города Владивостока услуги «Утверждение и выдача заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории», утвержденный постановлением администрации г. Владивостока от 27.12.2010 N 1596.

В соответствии с п. 2.8 Регламента основанием для отказа в предоставлении услуги является: — в заявлении не указаны: цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю; — несоответствие вида разрешенного использования земельного участка с территориальным зонированием. Иных оснований для отказа в предоставлении услуги Регламент не содержит.

Анализируя вышеприведенные нормы, суд приходит к выводу, что действие администрации города Владивостока, выразившееся в отказе предоставлении услуги — утверждении схемы расположения земельного участка, не основано на нормах действующего законодательства, противоречит требованиям пункта 4 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации, чем создает препятствия в реализации законных прав П.М. на получение земельного участка для использования в целях, не связанных со строительством.

Кроме того, сопоставив месторасположение земельного участка, отраженное в приложении N 1 к договору аренды земельного участка (л.д. 22) и месторасположение земельного участка, отраженное в топосъемке (л.д. 14), усматривается, что испрашиваемый земельный участок площадью 387 кв. м, непосредственно прилегает к земельному участку, находящемуся в собственности заявителя, и на котором расположен жилой дом <…>.

Договоры аренды с приложением были дополнительно предоставлены в УГА администрации города Владивостока, что подтверждается материалами дела, поэтому довод о том, что испрашиваемый земельный участок прилегает к дому <…> противоречит материалам дела.

Суд признает не состоятельным довод представителя УГА администрации города Владивостока о том, что оспариваемый отказ не нарушает права и законные интересы заявителя по следующим основаниям.

Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.

Орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории.

Таким образом, изготовление и утверждение схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории является промежуточным этапом процедуры предоставления земельного участка в собственность или в аренду, и необоснованный отказ администрации города Владивостока (еще на промежуточном этапе), по сути, ставит заявителя в положение, не позволяющее предпринимать дальнейшие действия по приобретению прав на земельный участок.

В силу ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав, свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Поскольку представитель УГА администрации города Владивостока иных оснований к отказу заявителю в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, помимо указанных в письме от 23.06.2011, не указал, суд считает возможным принять решение об обязанности органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав заявителя путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 197 — 198, 258 ГПК РФ,

решил:

Заявление П.М. удовлетворить.

Признать незаконным отказ Управления градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока от 23.06.2011 в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории в районе ул. <…>.

Возложить на Управление градостроительства и архитектуры администрации города Владивостока обязанность устранить допущенное нарушение прав П.М. путем утверждения и выдачи схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории в районе ул. <…>, согласно обращению Департамента земельных отношений, государственного строительного надзора и контроля в области долевого строительства Приморского края от 19.05.2011 — в порядке и сроки, установленные действующим законодательством.

Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд через Советский районной суд г. Владивостока в течение 10 дней со дня изготовления мотивированного решения.

Мотивированное решение изготовлено 19.07.2011.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *