О признании недействующими абзацев 4, 5, 6, 7, 8 пункта 4 части 6 Положения о порядке предоставления в собственность земельных участков на территории муниципального образования Ширинский район отдельным категориям граждан, утв. решением Совета депутатов муниципального образования Ширинский район от 27.11.2012 N 69 (ред. 27.09.2013).
Решение Ширинского районного суда Республики Хакасия от 21.01.2014 по делу N 2-93/14
В составе: председательствующий — судья Ширинского районного Суда Республики Хакасия Ячменев Ю.А., при секретаре Переясловой С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Ширинского района об оспаривании нормативного правового акта Совета депутатов муниципального образования Ширинский район
установил:
Прокурор, обосновывая заявленные требования, пояснил в заявлении, что решением Совета депутатов муниципального образования Ширинский район от 27.11.2012 N 69 (в ред. решения Совета депутатов муниципального образования Ширинский район от 27.09.2013 N 136) утверждено Положение о порядке предоставления в собственность земельных участков на территории муниципального образования Ширинский район отдельным категориям граждан.
Абзацами 1, 3 — 8, 10 пункта 4 части 6 данного Положения установлено, что граждане, заинтересованные в предоставлении земельного участка, в частности — семьи, имеющие детей-инвалидов, подают в Администрацию муниципального образования Ширинский район следующие документы:
— копию паспорта или иного документа, удостоверяющего в соответствии с законодательством Российской Федерации личность заявителя, а также подтверждающего факт его постоянного проживания на территории муниципального образования Ширинский район;
— справку о составе семьи;
— копию свидетельства о заключении брака (за исключением случая, если семья состоит из одного родителя);
— копию свидетельства о расторжении брака;
— справку органов регистрации актов гражданского состояния о том, что фамилия отца записана со слов (в случае если в свидетельстве о рождении указаны фамилия, имя, отчество отца);
— копию свидетельства смерти супруга (в случае смерти одного из родителей);
— копию решения суда, вступившего в законную силу, о лишении одного из родителей родительских прав, о признании одного из родителей безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим (при наличии);
— копию свидетельства о рождении (об усыновлении) ребенка.
Вместе с тем, п. 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 901 предусматривает, что инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления. Иных требований к составу документов, необходимых для реализации данной категорией лиц права на получение земельных участков, кроме указанных в этой норме, федеральное и региональное законодательство не содержит.
Таким образом, вышеизложенные требования Положения о порядке предоставления в собственность земельных участков на территории муниципального образования Ширинский район отдельным категориям граждан, противоречат законодательству и ограничивают права семей, имеющих детей-инвалидов, на получение земельных участков, а потому прокурор просит признать абзацы 1, 3 — 8, 10 пункта 4 части 6 Положения о порядке предоставления в собственность земельных участков на территории муниципального образования Ширинский район отдельным категориям граждан, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования Ширинский район от 27.11.2012 N 69 (в ред. решения Совета депутатов муниципального образования Ширинский район от 27.09.2013 N 136), противоречащими федеральному законодательству, недействующими со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании прокурор — помощник прокурора Ширинского района Ильина И.К. заявленные требования поддержала в полном объеме по основаниям, указанным в заявлении.
Действующие на основании доверенностей представители Совета депутатов муниципального образования Ширинский район Тиханков Ю.Н. и Тимофеева И.В. возразили по существу требований, в обоснование своих возражений пояснив, что документы, правомерность предоставления которых оспаривается прокурором, указаны в нормативном правовом акте не как основания для предоставления указанной категории граждан земельных участков, а как документы, удостоверяющих личность заявителей и подтверждающие нахождение ребенка-инвалида в семье.
Заслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему:
на основании ч. 1 ст. 251 ГПК РФ, гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Согласно п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» в соответствии с полномочиями, предоставленными прокурору Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», он вправе оспорить в суде нормативные правовые акты в порядке, предусмотренном главой 24 ГПК РФ. Исходя из положений пункта 2 статьи 1, пункта 3 статьи 22, статьи 23 и статьи 28 указанного Закона прокурор, в частности, имеет право на обращение с заявлением о признании недействующими полностью или в части нормативных правовых актов (в том числе нарушающих права и свободы гражданина), издаваемых органами местного самоуправления и их должностными лицами.
В соответствии с п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 6, Пленума ВАС РФ N 8 от 01.07.1996 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.
Как разъясняет Пленум Верховного Суда РФ в п. 9 и п. 10 Постановления 29.11.2007 N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» существенными признаками, характеризующими нормативный правовой акт, являются: издание его в установленном порядке управомоченным органом государственной власти, органом местного самоуправления или должностным лицом, наличие в нем правовых норм (правил поведения), обязательных для неопределенного круга лиц, рассчитанных на неоднократное применение, направленных на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений. В отдельных случаях о нормативном характере оспариваемого акта могут свидетельствовать различного рода приложения, утвержденные данным актом.
Как следует из представленных с заявлением материалов, 27 ноября 2012 года Советом депутатов муниципального образования Ширинский район было принято решение N 69 «Об утверждении Положения о порядке бесплатного предоставления в собственность земельных участков на территории МО Ширинский район отдельным категориям граждан». Указанным решением утверждено «Положение о порядке бесплатного предоставления в собственность земельных участков на территории муниципального образования Ширинский район отдельным категориям граждан», являющееся приложением к решению N 69. Решением Совета депутатов муниципального образования Ширинский район N 136 от 27 сентября 2013 года в указанные акты внесены изменения.
Поскольку оспариваемое решение опубликовано в средствах массовой информации в установленном порядке, обязательно для неопределенного круга лиц, рассчитано на неоднократное применение, направлено на урегулирование общественных отношений, то оно является нормативным правовым актом.
Указанное решение на момент судебного разбирательства является действующим.
В соответствии с п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29.11.2007 N 48 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части» при проверке соблюдения компетенции органом или должностным лицом, принявшими нормативный правовой акт, необходимо выяснять, относятся ли вопросы, урегулированные в оспариваемом акте или его части, к предмету ведения Российской Федерации, полномочиям Российской Федерации или полномочиям субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, к ведению субъектов Российской Федерации или к вопросам местного значения.
Пунктами «ж» и «к» части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации установлено, что социальная защита, включая социальное обеспечение, а также земельное законодательство находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В силу частей 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам.
Статьей 10 Земельного кодекса РФ к полномочиям субъектов Российской Федерации отнесены разработка и реализация региональных программ использования и охраны земель, находящихся в границах субъектов Российской Федерации.
Право граждан на получение в собственность земельных участков, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, закреплено в ст. 28 Земельного кодекса РФ.
В целях реализации норм Земельного кодекса Российской Федерации, в части предоставления в собственность граждан земельных участков, расположенных на территории Республики Хакасия, из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, принят Закон Республики Хакасия от 05 мая 2003 года N 25 «О предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности» (в ред. Законов Республики Хакасия от 01.07.2011 N 59-ЗРХ, от 09.04.2012 N 28-ЗРХ, от 29.05.2013 N 35-ЗРХ).
Государственная политика в области социальной защиты инвалидов в РФ определена Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», в соответствии со статьей 17 которого инвалидам и семьям, имеющим в своем составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.
Пункт 4 ст. 2.1 Закона РХ от 05 мая 2003 года N 25 «О предоставлении в собственность граждан земельных участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности» устанавливает, что земельные участки для индивидуального жилищного строительства, в соответствии с положениями данного Закона, предоставляются, в частности, семьям, имеющим детей-инвалидов.
В соответствии с вышеуказанным Законом РХ от 05 мая 2003 года N 25, порядок предоставления в собственность земельных участков, находящихся в государственной собственности Республики Хакасия, устанавливается Правительством Республики Хакасия, а земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, и земельных участков, находящихся в муниципальной собственности, — органами местного самоуправления в Республике Хакасия.
Частью 1 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено, что по вопросам местного значения населением муниципальных образований непосредственно и (или) органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления принимаются муниципальные правовые акты.
Согласно ч. 1 ст. 15 этого Федерального закона, к вопросам местного значения муниципального района относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения; а также создание условий для жилищного строительства.
Статьей 2 Устава муниципального образования Ширинский район установлено, что в структуру органов местного самоуправления муниципального образования Ширинский район входит представительный орган муниципального образования — Совет депутатов муниципального образования Ширинский район.
Изложенное дает основания полагать, что оспариваемое решение принято Советом депутатов муниципального образования Ширинский район в пределах своей компетенции.
Согласно пункту 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 1996 г. N 901 инвалиды и семьи, имеющие в своем составе инвалидов, обеспечиваются в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства на основании заявления и приложенной к нему копии справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы, подаваемых в установленном порядке в органы местного самоуправления.
В соответствии со ст. 18 Конституции РФ, права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.
Соответственно, право инвалидов на обеспечение в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства также является непосредственно действующим. Иных требований к составу документов, необходимых для реализации инвалидами права на получение земельных участков, кроме тех, которые обозначены в указанном выше акте Правительства Российской Федерации, федеральное либо региональное законодательство не содержат.
Установление муниципальным нормативно-правовым актом иных документов, которые необходимо представить семьям, имеющих детей-инвалидов, которым предоставлено право на обеспечение в первоочередном порядке земельными участками для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства, является возложением на них дополнительных обязанностей, не предусмотренных действующим законодательством, и фактически ставит получение названной меры социальной защиты в зависимость от исполнения гражданами этих обязанностей.
Передача полномочий органу местного самоуправления полномочий по реализации вышеназванных мер социальной поддержки не свидетельствует о правомерности установления иных, чем предусмотрено федеральным законодательством, условий их предоставления.
В соответствии со ст. 13 ГК РФ, ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.
При таких обстоятельствах суд полагает, что указание в оспариваемом акте о необходимости предоставления, при обращении семей, имеющих детей-инвалидов, копии свидетельства о заключении брака (за исключением случая, если семья состоит из одного родителя); копии свидетельства о расторжении брака; справки органов регистрации актов гражданского состояния о том, что фамилия отца записана со слов (в случае если в свидетельстве о рождении указаны фамилия, имя, отчество отца); копии свидетельства смерти супруга (в случае смерти одного из родителей); копии решения суда, вступившего в законную силу, о лишении одного из родителей родительских прав, о признании одного из родителей безвестно отсутствующим или об объявлении его умершим (при наличии) (абзацы 4, 5, 6, 7, 8 пункта 4 части 6 Положения); не соответствует требованиям федерального законодательства и нарушает права граждан, а потому требования прокурора в данной части основаны на законе, обоснованы по сути и подлежат удовлетворению.
Вместе с тем, суд не может признать обоснованность требований прокурора в части, касающейся обязанности предоставления копии паспорта или иного документа, удостоверяющего в соответствии с законодательством Российской Федерации личность заявителя, справки о составе семьи, свидетельства о рождении (об усыновлении) ребенка, поскольку, учитывая, что мера социальной поддержки, в виде предоставления земельного участка, предполагается для семьи, имеющей ребенка-инвалида, указанные документы необходимы для подтверждения обстоятельств, согласно которых ребенок-инвалид действительно проживает в семье, обратившейся для предоставления земельного участка.
В силу ч. 3 ст. 253 ГПК РФ, решение суда о признании нормативного правового акта или его части недействующими вступает в законную силу по правилам, предусмотренным статьей 209 настоящего Кодекса, и влечет за собой утрату силы этого нормативного правового акта или его части, а также других нормативных правовых актов, основанных на признанном недействующим нормативном правовом акте или воспроизводящих его содержание. Такое решение суда или сообщение о решении после вступления его в законную силу публикуется в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 — 199 ГПК РФ, суд
решил:
Требование прокурора удовлетворить частично.
Признать со дня вступления в законную силу настоящего решения недействующими абзацы 4, 5, 6, 7, 8 пункта 4 части 6 Положения о порядке предоставления в собственность земельных участков на территории муниципального образования Ширинский район отдельным категориям граждан, утвержденного решением Совета депутатов муниципального образования Ширинский район от 27.11.2012 N 69 (в ред. решения Совета депутатов муниципального образования Ширинский район от 27.09.2013 N 136).
В остальной части требований отказать.
После вступления в законную силу данного решения сообщение о нем подлежит опубликованию в печатном издании, в котором был официально опубликован нормативный правовой акт — в печатном издании «Муниципальный вестник» (приложении к газете «Ширинский вестник»).
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия через Ширинский районный суд в течение месяца со дня вынесения окончательного решения, т.е. с 24 января 2014 года.
Председательствующий судья
Ю.А.ЯЧМЕНЕВ